Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рахманкулова Ольга Игоревна

Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_sovr_horeogr.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Марта Грэм (Грэхем)

Всем доброе утро!

Мы начинаем цикл рассказов о мастерах современной хореографии.  Под словом «современной» я понимаю все ответвления, начиная с модерна и заканчивая, хотя…нет, не заканчивая контемпорари.  Так как танец, как язык тела всё время развивается и плюс ко всему каждый знаменательный хореограф работает  в своей технике, которая может включать в себя даже элементы восточных единоборств.

И первый в нашем списке  - это конечно же  Марта Грэм (Старое прочтение её фамилии Грэхем). Почему мы начали с неё?

Давайте заглянем в википедию и прочитаем буквально первый абзац.

Марта Грэм — американская танцовщица и хореограф, создательница собственной труппы,  Школы и танцевальной техники своего имени; выдающийся деятель хореографии США, одна из т. н. «великой четвёрки» (англ. The Big Four) основоположников американского танца модерн.

Да, Марта Грэм входит в число тех, с кого и начинался современный танец таким, каким мы знаем его сейчас.

11 мая 1894 года в небольшом американском городке родилась Марта Грэхем. Семья Грэхем происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.

Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун.  

Марта Грэхем пришла в хореографию поздно - в 20 лет, поэтому классический танец ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Но Тед Шоун, руководитель «Денишоун»– признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал лично для нее постановку. В ней смог проявиться особый стиль Марты. Она страстно полюбила модерн, который оказался близок ее взглядам и характеру.

С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники. 

"Тело скажет о том, о чем не расскажут слова".

"Художник – это время, а все остальные от него отстают".

 "Тело – священная одежда, тайный язык души".

"Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями».

Так говорила сама Марта об искусстве танца. Будучи еще студенткой Денишоун, Марта, по-началу, каждую ночь спускалась в зал и отрабатывала, отрабатывала свои движения и придумывала новые. Хотя в первое время её и не воспринимали всерьёз. Своё видение окружающего мира она выражает через рваные движения, которые были оценены как "уродливые"

Но в 1926 году она основывает свою труппу, которая состояла  из одних женщин, и с этого момента начинаются различные эксперименты. Грэм находит индивидуальный стиль, и в каждом выступлении появляются новаторские смелые идеи.  Она ставит патриотические спектакли, показывая то, на что ранее никто не обращал внимания, – жизнь простых американцев.

Марта всегда стремилась дать телу человека свободу, в момент когда оно воспроизводит эмоциональное состояние. В ее произведениях важно всё: свет и музыка, даже застывшие позы, различные жесты, сочетание цветов и яркие костюмы. Все вместе  создает запоминающееся представление огромной эмоциональной силы.

Марта Грэм в танцевальном мире как Станиславский в театральном. Она структурировала вроде бы известные доселе движения, но облекла их в систему. В её основе лежит contracton/release (сжатие-расслабление) Эту  технику постигает каждый профессиональный танцовщик.

Ей также присущи импульсный характер движения и использование пространства за счет перемещения по полу. Лексика (набор движений) Грэхем вырабатывалась постепенно, по мере того как расширялся диапазон тем и образов в ее постановках. «Ее лексика была проста, сильна, правильна и ударна. Это было одновременно пугающе и волнующе. Мы ходили, прыгали, скакали, сжимались, высвобождались, работали на полу, падали», — вспоминает один из танцовщиков её труппы.

Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения. Эта техника танца была и является возможностью найти путь самовыражения через движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание.

По сей день в Нью-Йорке есть школа Марты Грэм и существует театральная труппа.  В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

В течение жизни она работала со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон, Хосе Лимон).  О последнем мы будем говорить в следующих выпусках. Но сейчас отмечу, что эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Михаил Барышников.

Несмотря на такие успехи в балете, в личной жизни Марта не была так счастлива. Ее мужем был партнер по танцу, красивый мужчина – Эрик Хоукинс. Они прОжили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, так как практически все главные роли в своих постановках танцевала сама, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла в 1991 году в возрасте 96 лет. Давайте посмотрим видео, которые лучше всяких слов расскажут о творчестве великого хореографа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"

Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения...

Мастер - класс по теме: "Развитие гибкости по методике Марты Грэм"

Данный мастер мастер-класс представляет комплекс упражнений способствующих развитию гибкости— способности человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Данный комплекс расчитан на подготов...

Конспект занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"

Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"...

Конспект по истории современной хореографии

Конспект теоретического занятия по истории современной хореографии...

Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»

Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...

Дистанционные уроки по хореографии: плюсы и минусы

Статья посвящена анализу дистанционного обучения по хореографии. В ней отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе хореографа. Предлагаются виды онлайн-занятий для улучшения качеств...

Дистанционное обучение детей хореографии в период антиковидных ограничений.

Представление опыта удалённого преподавания хореографии для педагогического конкурса  "Мои инновации в образовании"....