Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Марта Грэм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Марта Грэм (Грэхем)
Всем доброе утро!
Мы начинаем цикл рассказов о мастерах современной хореографии. Под словом «современной» я понимаю все ответвления, начиная с модерна и заканчивая, хотя…нет, не заканчивая контемпорари. Так как танец, как язык тела всё время развивается и плюс ко всему каждый знаменательный хореограф работает в своей технике, которая может включать в себя даже элементы восточных единоборств.
И первый в нашем списке - это конечно же Марта Грэм (Старое прочтение её фамилии Грэхем). Почему мы начали с неё?
Давайте заглянем в википедию и прочитаем буквально первый абзац.
Марта Грэм — американская танцовщица и хореограф, создательница собственной труппы, Школы и танцевальной техники своего имени; выдающийся деятель хореографии США, одна из т. н. «великой четвёрки» (англ. The Big Four) основоположников американского танца модерн.
Да, Марта Грэм входит в число тех, с кого и начинался современный танец таким, каким мы знаем его сейчас.
11 мая 1894 года в небольшом американском городке родилась Марта Грэхем. Семья Грэхем происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.
Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун.
Марта Грэхем пришла в хореографию поздно - в 20 лет, поэтому классический танец ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Но Тед Шоун, руководитель «Денишоун»– признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал лично для нее постановку. В ней смог проявиться особый стиль Марты. Она страстно полюбила модерн, который оказался близок ее взглядам и характеру.
С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники.
"Тело скажет о том, о чем не расскажут слова".
"Художник – это время, а все остальные от него отстают".
"Тело – священная одежда, тайный язык души".
"Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями».
Так говорила сама Марта об искусстве танца. Будучи еще студенткой Денишоун, Марта, по-началу, каждую ночь спускалась в зал и отрабатывала, отрабатывала свои движения и придумывала новые. Хотя в первое время её и не воспринимали всерьёз. Своё видение окружающего мира она выражает через рваные движения, которые были оценены как "уродливые"
Но в 1926 году она основывает свою труппу, которая состояла из одних женщин, и с этого момента начинаются различные эксперименты. Грэм находит индивидуальный стиль, и в каждом выступлении появляются новаторские смелые идеи. Она ставит патриотические спектакли, показывая то, на что ранее никто не обращал внимания, – жизнь простых американцев.
Марта всегда стремилась дать телу человека свободу, в момент когда оно воспроизводит эмоциональное состояние. В ее произведениях важно всё: свет и музыка, даже застывшие позы, различные жесты, сочетание цветов и яркие костюмы. Все вместе создает запоминающееся представление огромной эмоциональной силы.
Марта Грэм в танцевальном мире как Станиславский в театральном. Она структурировала вроде бы известные доселе движения, но облекла их в систему. В её основе лежит contracton/release (сжатие-расслабление) Эту технику постигает каждый профессиональный танцовщик.
Ей также присущи импульсный характер движения и использование пространства за счет перемещения по полу. Лексика (набор движений) Грэхем вырабатывалась постепенно, по мере того как расширялся диапазон тем и образов в ее постановках. «Ее лексика была проста, сильна, правильна и ударна. Это было одновременно пугающе и волнующе. Мы ходили, прыгали, скакали, сжимались, высвобождались, работали на полу, падали», — вспоминает один из танцовщиков её труппы.
Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения. Эта техника танца была и является возможностью найти путь самовыражения через движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание.
По сей день в Нью-Йорке есть школа Марты Грэм и существует театральная труппа. В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.
В течение жизни она работала со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон, Хосе Лимон). О последнем мы будем говорить в следующих выпусках. Но сейчас отмечу, что эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.
Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Михаил Барышников.
Несмотря на такие успехи в балете, в личной жизни Марта не была так счастлива. Ее мужем был партнер по танцу, красивый мужчина – Эрик Хоукинс. Они прОжили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, так как практически все главные роли в своих постановках танцевала сама, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла в 1991 году в возрасте 96 лет. Давайте посмотрим видео, которые лучше всяких слов расскажут о творчестве великого хореографа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408910-1392923401.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"
Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-557826-1421506995.jpg)
Мастер - класс по теме: "Развитие гибкости по методике Марты Грэм"
Данный мастер мастер-класс представляет комплекс упражнений способствующих развитию гибкости— способности человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Данный комплекс расчитан на подготов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-672295-1443511866.jpg)
Конспект занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"
Конспект дистанционного занятия "Мастера современной хореографии. Хосе Лимон"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1198386-1576082542.jpg)
Конспект по истории современной хореографии
Конспект теоретического занятия по истории современной хореографии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1173625-1570967398.jpg)
Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»
Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-448002-1400140822.jpg)
Дистанционные уроки по хореографии: плюсы и минусы
Статья посвящена анализу дистанционного обучения по хореографии. В ней отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе хореографа. Предлагаются виды онлайн-занятий для улучшения качеств...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273743-1601489104.jpg)
Дистанционное обучение детей хореографии в период антиковидных ограничений.
Представление опыта удалённого преподавания хореографии для педагогического конкурса "Мои инновации в образовании"....