Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения
статья

Солнцева Аэлита Андреевна

Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В статье рассматриваются  причины возникновения данной ситуации и предлагаются возможные способы решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ponizhenie_urovnya_trevozhnosti.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения»

В конце марта, в период распространения коронавирусной инфекции, образовательные учреждения столкнулись с рядом проблем в связи с резким переходом на дистанционное обучение. По нашим наблюдениям, в это время преподаватели и обучающиеся стали замечать изменения своего психоэмоционального состояния, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности. В этой статье хотелось бы прояснить   некоторые причины возникновения данной ситуации.

Первое, что хотелось бы отметить, что учитель, использующий формат дистанционного обучения, сталкивается с такими трудностями психологического характера как сложность организации учебной деятельности, определение индивидуальных особенностей каждого ученика, с проблемой повышения и поддержания мотивации обучения и созданием благоприятного социально-психологического климата в классе.

Так как эффективность обучения напрямую зависит от психоэмоционального состояния участников образовательного процесса, то получение знаний становится интересным только тогда, когда затрагивает всех участников эмоционально. При очном обучении роль катализатора положительных впечатлений, способствующих результативному восприятию материала, играет учитель. Но работая удалённо, степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний снизилась. При этом педагог в процессе дистанционного обучения не может ориентироваться на эмоции обучающихся, отслеживать моменты беспокойства или непонимания материла и оперативно реагировать на потребности учеников. Поэтому при проектировании своей деятельности учителю необходимо учитывать, что задания творческого характера дают больше возможностей для переживания положительных эмоций. А оригинальные задания и вопросы с юмором вызывают всплески мозговой активности, пробуждают любопытство, что поддерживает внимание и способствуют большему запоминанию изучаемой темы.
При отборе содержания для занятия нужно обратить внимание на практическую ценность его для ученика. Используя понятные термины и примеры из жизни преподаватель может представить учебный материал как нечто, помогающее обучаемому стать более компетентным, более опытным и более уверенным в себе, что является ещё одним из способов получения положительных эмоций, которые значительно снижают уровень тревожности среди участников образовательного процесса.

Вторая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание - сложность организации учебной деятельности. Для того, чтобы сделать дистанционное занятие онлайн или офлайн достаточно продуктивным приходится учитывать много аспектов. В частности, такие как, особенности нервной системы обучаемого, когнитивный стиль поведения, экстравертированность или интровертированность, а также способ кодирования информации учеником.

Рассмотрим следующую таблицу. Она показывает отличия организации учебной деятельности от особенностей нервной системы.

Особенности нервной системы

Сильная нервная система

Слабая нервная система

Особенности организации учебной деятельности

меньше подвержены утомлению

больше подвержены утомлению

требуется меньше времени на отдых

необходим специальный отдых

могут работать с материалом «за один присест

требуется перерыв во время занятий

предпочитают коллективную деятельность

нуждаются в полной тишине и уединении

тратят на подготовительные и контрольные действия меньше времени

нуждаются в большей продолжительности подготовительных и контрольных действий

делают исправления преимущественно по ходу работы

большинство исправлений и добавлений вносят во время проверки

в течение длительного времени помнят параллельно о многих заданиях без составления специального плана работы

выполнение заданий, полученных на длительный срок, заранее планируют, предпочитают браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю

письменная речь преимущественно конспективна (простые предложения, с меньшим количеством слов и смысловых единиц в одном предложении и слов в одной смысловой единице);

в письменной речи предпочитают сложные конструкции со всевозможными подчинительными связями, большую развёрнутость высказываний

предпочитают устную речь письменному изложению

предпочитают письменную речь устному изложению

в ситуации напряжения наблюдается некоторое увеличение эффективности умственной деятельности, общее время выполнения задания укорачивается.

в ситуации напряжения наблюдается снижение эффективности деятельности, общая продолжительность выполнения заданий увеличивается

Преподавателю важно учитывать

1) необходимо избегать однотипных заданий в течение длительного времени;

2) нежелательно использовать шаблоны, схемы;

3) вносить некоторый элемент неопределённости, позволяющий активизировать познавательную деятельность;

4) можно предлагать нестандартные задачи;

5) необходимо задавать неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа;

6) можно предлагать большой, разнообразный, сложный материал в ограниченный промежуток времени;

7) время, выделенное специально для проверки своей работы;

8) нежелательно требовать развёрнутых ответов в письменной форме;

9) можно использовать приёмы переключения внимания в ходе занятия;

10) подходит урок, разработанный в технологии развития критического мышления

1) ответ желательно требовать в письменной форме;

2) сложный и разнообразный материал необходимо разбивать на части и давать их постепенно;

3) при проверке письменного ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

4) следует как можно реже отвлекать и переключать внимание учащегося;

5) лучше большое количество однотипных задач;

6) желательно использовать шаблоны, схемы;

7) благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы («шаг за шагом»);

8) предлагать планировать предстоящую деятельность, а также систематизировать знания;

9) при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры ― графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы;

10) желательно давать возможность контроля и проверки своей работы;

11) подходит урок, разработанный в технологии проектной деятельности, позволяющий устанавливать свой ритм работы

Не рекомендуется

давать задания, требующие работы по жёсткому алгоритму

давать задания, не имеющие чёткой инструкции

Внимательно изучив данную таблицу, мы приходим к выводу, что в условиях дистанционного обучения учащимся с сильной нервной системой больше подходят такая форма обучения как веб-занятия, проводимые синхронно, позволяющие осваивать большое и разнообразное количество материала в ограниченный промежуток времени. А для учеников со слабой нервной системой более приемлемы чат-занятия, переписка с преподавателем по e-mail. Такая форма работы позволяет работать в своём темпе, что приведёт к достижению более высоких результатов.

На выбор организации деятельности обучающегося  не может не влиять характер направленности его личности (экстравертированность или интровертированность). Следующая таблица поможет подобрать наиболее эффективную форму работы, индивидуальную или групповую, исходя из особенностей ученика.

Характер направленности личности

Экстраверты

Интроверты

Преподавателю важно помнить

1) важно предоставлять учащимся возможности для общения, обсуждения полученных результатов либо с учителями, либо с другими учащимися на форумах и в режиме видеоконференций;

2) в процессе проведения интернет-конференций и работы в форумах целесообразно выдвигать вопросы для обсуждения заранее, чтобы ещё во время подготовки учащиеся могли пообщаться между собой;

3) подходят групповые и парные формы работы;

4) ученикам важно своевременно давать обратную связь, даже если она несёт отрицательную информацию.

1)важно дать им достаточно времени для обдумывания;

2)нельзя допускать публичного обсуждения неуспехов;

3)очень важна позитивная обратная связь, подкрепление полученных успехов

Не рекомендуется

давать задания, предполагающие исключительно индивидуальную работу.

давать задания, предполагающие парную и групповую формы работы.

Отбирая содержание для будущего занятия, необходимо учитывать когнитивные стили переработки информации, представленные в таблице ниже.

Стиль переработки информации

Вербально-логический (абстрактный) стиль переработки информации обусловлен ведущей ролью левого полушария

наглядно-действенного стиля стиль переработки информации обусловлен ведущей ролью правого полушария

Преподавателю важно учитывать

1) представление материала должно происходить в словесной форме, нужно использовать примеры из области науки и техники;

2) подходит вербальная форма подачи материала

необходимо использовать образы, побуждать к действиям с изучаемыми объектами, обращаться к примерам из области искусства.

Не рекомендуется

Давать задания, содержащие много образного, неструктурированного материала.

Давать задания, направленные только на восприятие новой информации.

Форма  подачи материала зависит от  стиля  кодирования информации ученика, которая  влияет на результативность процесса обучения. В следующей таблице представлены некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать преподавателю для организации своей работы.

Стили кодирования информации

визуалы

аудиалы

кинестетики

Типичная познавательная позиция

смотреть, представлять, наблюдать

слушать, говорить, обсуждать

действовать, чувствовать, ощущать.

Преподавателю важно учитывать

1)главный источник информации ― текстовые или графические файлы;

2)необходимо предоставлять возможность больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации

1)главный источник информации ― внимательное прослушивание звуковых файлов во время урока;

2)необходимо давать задания на прослушивание аудиофрагментов

1) Главный источник информации ― собственные записи и все продукты собственной деятельности;

2) важно  работать с материалом (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли ― вести конспект, работать с картами и т. д)

Не рекомендуется

давать задания, представленные только в вербальной форме

давать задания, предполагающие исключительно индивидуальную работу.

давать задания, содержащие информацию общего, отвлечённого характера.

Подводя итог, необходимо отметить,  что инструментарий,  используемый  при дистанционном обучении, значительно отличается от традиционных методов преподавания. Он  требует больших временных затрат на подготовку, при этом приходится учитывать психологические особенности  каждого обучающегося. Чтобы преподавателю снизить уровень тревожности своей и учеников, возможно,  привлечь к работе психолога, который поможет  поделить учащихся на группы, согласно их особенностям. Тогда преподавателю будет легче отбирать и структурировать материал для работы с каждой группой, что позволит понизить трудоёмкость организации учебной деятельности и повысить уровень психологического комфорта учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство....

Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"

Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной оп...

Статья «Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе»

Статья "Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе"...