Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"
статья

Москаль Ирина Владимировна

Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной определенностью можно сказать о том, что сообщество взаимодействующих в киберпространстве дистанционного обучения людей обладает своей спецификой, требующей дополнительного изучения. 

            Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения предусматривает определенный перечень организационных действий специалиста образовательной организации (педагога-психолога, социального педагога).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения.

 

Подготовила: педагог-психолог

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Москаль И.В.

        Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной определенностью можно сказать о том, что сообщество взаимодействующих в киберпространстве дистанционного обучения людей обладает своей спецификой, требующей дополнительного изучения. 

        Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения предусматривает определенный перечень организационных действий специалиста образовательной организации (педагога-психолога, социального педагога).

Перечень организационных действий специалиста:

  • Организовать каналы коммуникации. Важно выбрать несколько форматов для коммуникации, удобных для Вас, включающих возможности написать, позвонить, поговорить по видеосвязи (Zoom, Skype, WhatsApp, соцсети, электронная почта и т.д.).
  • Организовать опрос детей, родителей, педагогов о проблемах, которые волнуют Вашу аудиторию, на основе результатов которого можно выбрать актуальные темы для включения в план дистанционного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (для опроса можно использовать Google-формы).
  • Составить план дистанционного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом имеющегося годового календарного плана, а также включить в него:
  • Групповые консультации для родителей, педагогов, учитывая результаты опроса (с использованием чатов WhatsApp, соцсетях, вебинарные комнаты Zoom и др.);
  • Продолжение групповых (коррекционно-развивающих) занятий с детьми проводимых ранее в онлайн режим по возможности (Zoom, Skype, WhatsApp).
  • Групповые и индивидуальные онлайн консультации для педагогов с целью снятия напряжения и психологической поддержки в период адаптации к дистанционному формату образовательного процесса (Zoom, Skype, WhatsApp, соцсети, электронная почта и т.д.).
  • Индивидуальные консультации онлайн как для ребенка (подросток с письменного разрешения родителя), так и родителя (Zoom, Skype, WhatsApp, соцсети, электронная почта и т.д.).
  • Собрать всю психологическую информацию, полезные ссылки, информацию о способах связи, план и расписание онлайн мероприятий в удобном для всех ресурсе – можно использовать облачные хранилища. И разместить ссылки об этом ресурсе на сайте школы или использовать электронный дневник.
  • Создать инструкцию по правилам дистанционной работы с акцентом на сочетание разных форматов онлайн-уроков, совместной и самостоятельной работы с учетом реализации принципов психологической безопасности и бережного отношения педагогов к себе и обучающимся.

        Для проведения образовательного процесса МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе была выбрана платформа социальной сети VK. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Школа личностного и творческого роста» было создано сообщество с одноименным названием, в котором выставлялись видео уроки, дидактические материалы, диагностические материалы по разделам программы (https://vk.com/public193117691).

        В ходе организации психологической диагностики использовались тесты, созданные с помощью ГУГЛ форм https://docs.google.com/forms/u/0. Для рассылки тестов и анкет были созданы группы и чаты в соцсетях. Одним из способов проведения онлайн диагностики было проведение диагностики с использованием готовых интернет-тестов (например, https://psytests.org).

        В ходе организации психологического сопровождения обучающихся также использовались индивидуальные онлайн консультации через личные сообщения в соцсетях (https://www.instagram.com/irinapurpe2020/?igshid=ry8vbtu3c8jw).        

        В ходе проведения психологического сопровождения в период пандемии, а также при дальнейшем использовании формы дистанционного обучения можно использовать такие формы:

  • Перевести часть групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в онлайн режим, например, с целью развития когнитивных процессов.
  • Организовать работу с волонтерами, реализуя принцип «равный-равному». Используйте возможность привлечения старшеклассников для информирования, рассылки, сбора заявок, участия в проведении групповых занятий и т.д. через организацию деятельности объединения «Школа личностного и творческого роста».
  • Проводить онлайн-марафоны, придерживаясь их соответствия тренинговой работе, но только в дистанционном формате. Специалист может отправлять участникам задания, упражнения и проводить вебинары с возможностью получения обратной связи.

        Сложности при переходе педагогов на онлайн обучение в марте 2020 года показали, что большинство педагогов и специалистов службы сопровождения ОО не готовы к данному формату педагогической деятельности. Для сопровождения педагогов мною были разработаны рекомендации для подготовки педагога к прямому эфиру в социальных сетях.

(Правила для педагога, выходящего в прямой эфир на онлайн-занятие. https://www.prodlenka.org/profile/133944/publications)

        Одним из направлений работы специалистов социально- психологической службы сопровождения организация методической работы. Для этого предлагается перечень следующих рекомендаций для специалистов:

  • Создание дидактических и развивающих пособий, которые будут полезны для работы как в дистанционном режиме, так и оффлайн. Создание развивающих онлайн занятий по вопросам психологии брошюр, исходя из своих навыков и возможностей.
  • Повышение уровня компетентности в использовании цифровых технологий в работе специалиста (вебинары, обучающие курсы).
  • Систематизация и структурирование уже имеющейся методической информации.
  • Создание цифровой библиотеки профессиональной литературы с возможностью делиться с родителями, детьми и педагогами полезными книгами.
  • Включиться в профессиональные интернет сообщества для обмена опытом и участии в профессиональных онлайн мероприятиях, например, https://vk.com/psislujbaco.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

        В рамках дистанционной работы психологической службы актуальны все те же направления деятельности, что и в очной форме обучения: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.

Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в дистанционном режиме происходит через:

  • создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;
  • информирование о развивающих, диагностических материалах для детей, с которыми можно работать в режиме онлайн;
  • проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
  • организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение);
  • организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить рекомендации;
  • ведение чата педагога-психолога с детьми, родителями;
  • организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.;
  • проведение видеоконференций с обучающимися, родителями (законными представителями);
  • проведение опросов целевых групп онлайн;
  • организацию психологического практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.

В условиях дистанционной работы педагогу-психологу необходимо максимально использовать рассылки и дублировать информацию, которая позволяет:

  • ознакомить родителей с результатами диагностики их ребенка, дать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств личности;
  • распространить информацию, единую для всех родителей, педагогов, обучающихся определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;
  • оперативно оповестить родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях психологической службы.

Особого внимания при организации социально-психологического сопровождения образовательного процесса в форме дистанционного обучения требует психологическое развитие и коррекция обучающихся. Данную работу в системе дополнительного образования целесообразно организовывать для обучающихся 7-10 лет, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с привлечением родителя (законного представителя) как ко-терапевта. При этом необходимо:

  • Максимально использовать самостоятельные задания, рабочие тетради для домашних работ к коррекционно-развивающим программам.
  • Использовать программы дистанционного обучения детей с ОВЗ, в том числе центров дистанционного образования детей-инвалидов.
  • Использовать тренажёры по развитию познавательных процессов, например Викиум https://wikium.ru/, развивающие компьютерные игры детского портала «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html
  • Использовать расслабляющие, стимулирующие, развивающие компьютерные психологические программы. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз. Полезные ссылки: 

http://logicgame.com.ua/index.php?l=uahttp://adalin.mospsy.ru/disc57.shtmlhttp://www.effecton.ru/758.html.

  • Использовать материалы методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями сайта ФГБНУ Института коррекционной педагогики РАО (Письмо Минпросвещения РФ от 26.03.2020 № 07-2408).

        Как любая новая педагогическая технология или введение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, переход на организация социально-психологического сопровождения в форме дистанционного обучения, требует от специалиста новых знаний и умений. Поэтому одной из основополагающих рекомендаций, считаю совершенствование педагогом-психологом профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня. Формирование собственной компетентности педагога также может проводиться с помощью сети Интернет:

  • чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога», журнала «1 сентября», «Вестника практической психологии образования и т.д.); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике;
  • составление личного каталога психологических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок;
  • дистанционное обучение;
  • проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами в дистанционном режиме;
  • участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете.

Используемые Интернет ресурсы:

https://scibook.net/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/psihologicheskaya-model-organizatsii-45776.html 

https://pedsovet.org/publikatsii/psihologiya/organizatsiya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovojdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе «Особенности работы педагога в условии дистанционного обучения» Подготовила педагог-психолог Москаль Ирина Владимировна п. П урпе, март 2021 года

Слайд 2

Отсутствие невербальных компонентов коммуникации; Непривычная форма общения и скорость обмена сообщениями; Эмоциональная обедненность контактов Психологические проблемы дистанционного обучения

Слайд 3

Трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения в условиях отсутствия визуального контакта; Соблюдение норм и правил действующих в Интернете телекоммуникационного этикета; Трудности, связанные с выражением собственных мыслей в условиях п ролонгированного диалога и ограниченности средств его организации. Общие проблемы взаимодействия в среде дистанционного обучения Трудности у ученика, возникающие при дистанционном обучении

Слайд 4

Алгоритм деятельности педагога в условиях дистанционного обучения

Слайд 5

Правильное педагогическое реагирование Старайтесь понять негативную причину воспитанника Прерывайте молчание ученика, стремитесь активизировать его к работе и публичной активности на занятии в сети Интернет Привлекайте ребенка к ответственности за выполняемую работу 1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения

Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В ст...

Из опыта работы "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с использованияем дистанционных форм обучения -2020"

Коррекционная работа узких специалистов (психолога, дефектолога) с детьми с ОВЗ в рамках дистанционного обучения -2020...

Статья «Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе»

Статья "Формы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения литературе"...