Из опыта работы "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с использованияем дистанционных форм обучения -2020"
материал

Кияшко Оксана Викторовна

Коррекционная работа узких специалистов (психолога, дефектолога) с детьми с ОВЗ в рамках дистанционного обучения -2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kiyashko_tekst.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дистанционная образовательная среда».

Выполнила:    Кияшко Оксана Викторовна,  Педагог - психолог/учитель-дефектолог

Содержание

Введение        3

Психолого- педагогическое сопровождении детей, педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий.        3

Эффективность психолого- педагогического сопровождения5

обучающихся с ОВЗ и их родителей        5

Заключение        6

Приложения

Приложение 1 Памятка " Как сохранить психологическое здоровье в период дистанционного обучения"

Приложение  2 "Сборник психодиагностических игр и упражнений "

Приложение 3 "Динамика формирования интеллектуальных способностей (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения внимания),  эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ОВЗ "

Приложение 4 "Результаты анкетирования родителей по дистанционному обучению"

Приложение 5 Программа окружного онлайн - семинара «Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ»

Введение

         В апреле - мае 2020 года, когда все, мы оказались на карантине из-за пандемии коронавируса, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. Здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Потому что пауза и даже короткая остановка в коррекционных занятиях, для многих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья привела бы к неминуемым последствиям – к потери сформированных умений и навыков. Фактически, к сведению усилий педагога на нет.

         Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом поставила перед  нами новую задачу: суметь продолжить обучение детей с различными нарушениями развития. Ведь, исходя из гуманной миссии нашей профессии, мы не можем оставаться в стороне от этой беды. Наше образовательное учреждение МКОУ СОШ № 47 организовало для обучающихся с ОВЗ занятия согласно календарно - тематическому         плану        c помощью бесплатного универсального мессенджера WhatsApp - программы для мгновенного обмена сообщениями, аудио-, видеозаписями и фотографиями и платформ для организации онлайн-занятий Skype/Zoom.

Перед нами стояла цель: обеспечить психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов  в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий.

     Задачи работы в дистанционном формате:

  • Повышение психологической компетенции у педагогов и родителей;
  • Подборка основных форм, методов и видов воспитательно-образовательной работы  при обучении детей с ОВЗ с применением дистанционных технологий;
  • Развитие интеллектуальных способностей, эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого - педагогическое сопровождение детей, педагогов и родителей обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий.

 Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные формы работы. Работа психолога и дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, согласно рекомендациям ТПМПк, поэтому и мне пришлось искать новые формы работы для реализации коррекционно - развивающих занятий.

       Как многие родители и педагоги считала, что дистанционное обучение - это несерьёзно. Но пандемия заставила пересмотреть данную точку зрения. Ведь в сложившейся ситуации важно удержать качество коррекционной помощи на должном уровне.

Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую необходимо осваивать. Это принципиально новый творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ребенка, достигаются ощутимые результаты.

Комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. В условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возросла. Ведь для того, чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется дисциплина и мотивация. Поэтому я провела консультирование родителей по вопросу работы за компьютером, так как  – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. И для того чтобы избежать чрезмерного утомления, родителям было необходимо проверить соблюдение следующих условий:

  • правильное оснащение рабочего места - удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, карандаша;
  • качественные технические средства – экран с высоким разрешением, достаточно большой, показывающий четкую картинку; чувствительный микрофон и видеокамера;
  • высокое качество используемых компьютерных программ;
  • рабочее место, обустроенное в соответствии с ростом ребенка;
  • ограничение времени работы за компьютером во избежание зрительных и мышечных перегрузок.

 В процессе работы возникали сложности из-за того, что разный уровень психолого-педагогической компетентности, разный уровень занятости. Для родителей я провела цикл онлайн-консультаций по снятию психоэмоционального напряжения у взрослых и детей, сохранению психологического здоровья в период дистанционного обучения. Информация была продублирована на сайте образовательного учреждения в виде памяток (приложение 1).

В процессе работы неоднократно обращалась за помощью к родителям при выполнении артикуляционных упражнений. Многие артикуляционные упражнения и задания для развития слухового и зрительного восприятия, логического мышления родителям приходилось демонстрировать детям самостоятельно. Для меня и педагогов было важно находиться в систематическом взаимодействии с семьей, увеличить количество консультаций родителей, помогать в преодолении трудностей, оказывать моральную поддержку, а не формально выдавать домашние задания. Большим подспорьем для организации дистанционного обучения были игрушки и предметы быта, которые родители использовали для занятий. При работе с семьей сначала проясняли этот вопрос и подготавливали задания для ребенка с учетом имеющихся пособий.

Дистанционное обучение меняет обычный характер работы дефектолога, накладывает на нее ряд ограничений. Одной из самых больших сложностей была коррекция звукопроизношения. В этой ситуации приходилось объяснять родителям, что и как нужно делать, повышать их педагогические компетенции.

Еще одна сложность возникала при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Решить эту задачу помог тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по моей просьбе, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.

Дистанционное занятие, как и очное, проводила в игровой форме. Для этого использовала отсканированные изображения, презентации, разработанные для решения коррекционных задач. Во время занятия не забывала и про динамические паузы. Для работы в дистанционной форме использовала виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков общения, ликвидацию пробелов в знаниях о социуме, коммуникаций и позитивного общения, самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующим вопросам в рамках заданных тем.  

 В нашей школе в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов входит 13 детей начальной школы. 

С 11 обучающимися проводила-онлайн уроки и выдавала задания для самостоятельной работы. Индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия через платформы  Skype / Zoom, непосредственно с детьми проводила по 10-15минут.  2 обучающимся высылала задания на электронный ресурс родителей (у детей нет доступа в интернет): видеоурок, задания на электронную почту родителям или WhatsApp.

          Дистанционное консультирование с использованием Skype-технологии позволило мне выбирать удобное время, место, темп, характер общения с каждым учащимся.

С целью решения задач на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции подобрала эффективные формы дистанционных заданий психолога и дефектолога, которые представлены в «Сборнике психодиагностических игр и упражнений» (приложение  2).

Все коррекционные занятия разделила на несколько блоков:

1. Задания на формирование зрительного и звукового восприятия, развитие артикуляционного аппарата. Обязательная часть домашних занятий по коррекции — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной.

2. Задания на развитие познавательных процессов. Для реализации этой задачи отправляла для учеников начального звена видео-сказки с заданиями, здесь я использовала те игры, которые можно было реализовать в дистанционной форме.

3. Для развития эмоциональной сферы, помимо заданий через электронную почту и Ватсап, я отправляла видео-занятия и мастер классы (со ссылкой на Ютуб), в которых рассказывалось об основных эмоциях, о том как справиться со страхами, злостью, как подружиться с другими детьми.

4. Для развития мелкой моторики были предложены пальчиковые игры, кинезиологические упражнения (кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие).

         В связи с ограничением двигательной активности, онлайн через Skype/Zoom (платформы для организации аудио и видеоконференций) рассказывала о подвижных и малоподвижных играх, играх на развитие внимания и снятия психоэмоционального напряжения. Мною были предложены настольные игры для развития внимания, которые можно делать дома.

Эффективность психолого - педагогического сопровождения

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей

      Коррекционно-развивающая работа, проведенная с применением Skype/ZOOM  в течение дистанционного обучения, дала положительную динамику.

      Результаты диагностики детей 1-4 х классов за период с апреля 2020 года по декабрь 2020 показали положительную динамику (приложение 3) в формировании интеллектуальных способностей (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения внимания), в развитии эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ограниченными возможностями здоровья, что свидетельствует о правильно выбранной тактике дистанционной коррекционно - развивающей работы педагога – психолога и учителя- дефектолога.

        Произошло изменение отношения к Skype/ZOOM - консультированию обучающихся и их родителей. Наши совместные занятия получили положительный эмоциональный отклик. Опрос - анкетирование родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, показал важность и востребованность дистанционного обучения для школьника - подростка имеющего данный статус или ребёнка-инвалида обучающегося на дому. Вследствие ограниченных возможностей здоровья, такие дети имеют ограниченный круг общения. Интернет консультации педагога-психолога по средствам интернет - платформ позволяют расширить границы общения, коммуникации, позволяют познавать нормы и правила, существующие в современном мире, выражать словами свои мысли и чувства, профилактирует замкнутость, состояния уныния.  Проведенное анкетирование в мае 2020 года показало:

-положительный отклик у родителей, чьи дети с ограниченными возможностями здоровья  занимались опосредованно (на расстоянии), с применением электронного обучения  (приложение 4);

-положительное отношение детей к занятиям с полным выполнением и дополнением задания для самостоятельного выполнения.

           Данный практический опыт транслировала на окружном онлайн семинаре «Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ», выступая с докладом «Дистанционные формы обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога», 15.12.2020г. (приложение 5). Опыт применения Zoom технологии использую и в деятельности ресурсной организации, реализующей практику инклюзивного образования  на базе МКОУ СОШ № 47.

Заключение

Таким образом, убедилась, что применение Skype/Zoom-технологии в процессе дистанционного консультирования, а также применение психолого-педагогических технологий разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося является эффективным инновационным методом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное образование помогает данной категории детей не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться дальше насколько это позволяют возможности их организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных форм обучения в современной школе

В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"

Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной оп...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...