Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях дистанта
статья

Степанова Алиса Юрьевна

В период самоизоляции весной 2020 года перед педагогическим сообществом был поставлен вопрос о том, как в условиях новой реальности организовать плавный переход образовательной деятельности в дистанционный режим.

В отличие от общеобразовательных организаций, учреждения дополнительного образования не имеют специализированных сетевых платформ, применяемых в системе общего образования (таких как: Дневник.ру, ЯндексКласс, Учи.ру и другие). Инструменты на этих порталах не отвечают всем требованиям дополнительных общеобразовательных программ. В результате, каждое учреждение дополнительного образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_stepanova-potapova.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних
в условиях дистанта

Потапова Татьяна Сергеевна, заведующий отделом МБУДО ЦДОД

Степанова Алиса Юрьевна, методист МБУДО ЦДОД

В период самоизоляции весной 2020 года перед педагогическим сообществом был поставлен вопрос о том, как в условиях новой реальности организовать плавный переход образовательной деятельности в дистанционный режим.

В отличие от общеобразовательных организаций, учреждения дополнительного образования не имеют специализированных сетевых платформ, применяемых в системе общего образования (таких как: Дневник.ру, ЯндексКласс, Учи.ру и другие). Инструменты на этих порталах не отвечают всем требованиям дополнительных общеобразовательных программ. В результате, каждое учреждение дополнительного образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат. В качестве основной платформы нами было выбрано официальное сообщество Центра дополнительного образования детей в социальной сети ВКонтакте.

Дистанционное обучение как форма работы уже было апробировано педагогами нашего Центра, однако воспитательные мероприятия всегда проходили очно (как теперь принято говорить «оффлайн»). Особое место в этой сфере занимает профилактическая работа с подростками.

Перед нами возник ряд проблем:

  • технические: отсутствие необходимых устройств или доступа в Интернет, неполадки со средствами связи, низкий уровень цифровой грамотности среди педагогов и учащихся. В частности, у многих детей нет аккаунта во ВКонтакте, они заходят через страницу родителей;
  • ограниченность в выборе форм и методов работы. Например, тренинговые занятия с психологом на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия в группе сверстников в онлайн формате провести затруднительно;
  • получение обратной связи по итогам мероприятия отсрочено во времени: педагог выкладывает контент в определённое время, а учащиеся выполняют задание, когда им удобно. Кроме того, педагог не может непосредственно наблюдать эмоциональные реакции участников и оперативно реагировать на их потребности;
  • низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях детей и подростков: родители и педагоги, в первую очередь, ждут от них выполнения учебных заданий, а выбор участвовать или не участвовать во внеурочных мероприятиях оставляют за ребёнком.

Для обеспечения развития системы организованного досуга несовершеннолетних в период самоизоляции необходимо было привлечь родительскую общественность. В апреле было проведено первое родительское собрание в формате «онлайн» на платформе Zoom. Информация продублирована на официальном сайте МБУДО ЦДОД и в сообществе ВКонтакте.

С апреля по май на странице ВКонтакте была проведена работа с целью включения родителей в общую с детьми игровую деятельность: размещена статья «Семь домашних приключений» с описанием 7 интересных совместных игр для детей и родителей на неделю. Статья набрала 205 просмотров. Затем была введена ежедневная рубрика «Игры для всей семьи», где предлагалось по 3 игры. Основу составили игры, используемые в педагогических тренингах, направленные на сплочение группы, снятие эмоционального напряжения и развития навыков межличностного взаимодействия. Рубрика набрала 4200 просмотров. Сейчас к выходу готовится сборник «Игры для всей семьи».

Не прекращала свою работу педагог-психолог МБУДО ЦДОД, которая провела 5 консультаций для родителей подростков онлайн. В ходе информационно-просветительской деятельности на сайте Центра были размещены статьи и буклеты с рекомендациями для родителей, как выстроить отношения с подростками в условиях постоянного пребывания семьи дома и по профилактике коронавирусной инфекции.

Педагогами-организаторами Центра проведена работа по поиску актуальных форм интернет-активностей, привлекающих участников разных возрастов и с разными интересами. Во время дистанционного обучения и летних каникул ребятам предложены творческие марафоны, конкурсы, кроссворды, онлайн-пазлы, онлайн-квесты, челленджы и флешмобы. Эти мероприятия содержат контент не только развлекательного характера, но и воспитательный и образовательный компоненты.

Педагоги дополнительного образования разработали ряд мастер-классов по различным направлениям творчества.

В дистанционных мероприятиях приняли участие более 3500 детей и подростков.

В связи с продлением ограничений на массовые мероприятия, опираясь на полученный опыт, мы составили план-график мероприятий муниципальной опорной площадки на 2020/2021 учебный год, которые также пройдут в режиме онлайн ВКонтакте. Мы выбрали нетрадиционные формы работы, стараясь их максимально разнообразить, сделать более увлекательными и интерактивными. Связались с социальными партнёрами – школами города Тамбова, и распространили информацию о наших мероприятиях.

В середине октября на странице ВКонтакте были размещены 2 онлайн-викторины на тему здорового образа жизни. На вопросы уже ответили 68 участников.

Для разработки онлайн-игр, квестов и викторин мы используем онлайн-сервис https://learningapps.org/ (Лёнингаппс), где можно использовать готовые шаблоны, а также создать свои задания. С его помощью мы уже провели ряд городских мероприятий: интерактивная игра «Тамбов прифронтовой», дистанционная игра «Юные защитники», виртуальная игра-соревнование «Дети. Тамбов. Россия.». Для отслеживания результатов обратная связь с участниками происходит через комментарии к заданию и личные сообщения с организатором игры.

Для оформления ярких афиш, новостных заметок и дипломов рекомендуем пользоваться онлайн-сервисом для создания картинок https://www.canva.com/ (Канва).

Большую подборку игр можно найти на сайте для вожатых https://summercamp.ru (Саммеркемп.ру – Летний лагерь).

Таким образом, для того, чтобы успешно адаптировать профилактическую работу среди несовершеннолетних в условиях дистанта педагогам необходимо непрерывно повышать уровень цифровой грамотности, координировать действия совместно с социальными партнёрами, разнообразить формы работы с детьми и анализировать социальный запрос на мероприятия.

Самое важное в этой работе – создать такое мероприятие, которое станет альтернативой времяпрепровождению, способному привести подростка к противоправным деяниям.

Список используемых источников:

  1. Педагогический совет по теме: «Дистанционное обучение – большие возможности и реальный опыт» [Электронный ресурс] / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №867». 15.04.2020. URL: https://sch867u.mskobr.ru/edu-news/3463 (дата обращения: 15.10.2020).
  2. Хромцова, Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю.Н. Хромцова. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). – Краснодар: Новация, 2020. – С. 27-31. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 15.10.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические условия патриотического воспитания подростков целях профилактики правонарушений

В настоящее время работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образ...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...

Профилактика правонарушений в условиях детского дома

Профилактическая работа – процесс сложный, и продолжительный по времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Детский дом обладает возможностью...

Особенности профилактики нарушений ОДА у дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Аннотация. Опорно-двигательный аппарат (ОДА) в дошкольном возрасте достаточно слаб, податлив и нуждается в правильном развитии. По данным научно-методической литературы эффективных средств воздействую...

Взаимодействие социального педагога с учреждениями профилактики правонарушений в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Функции социального педагога по координации и взаимодействию учреждений профилактики правонарушений среди подростков....

статья "Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних с нарушением интеллекта"

Среди множества проблем, находящихся в специальной педагогике и психологии, проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувст...