Программа "Каникулы с пользой"
рабочая программа

Белова Ирина Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ» художественной направленности

Уровень подготовки – стартовый

Сроки реализации: краткосрочная – 18 часов

Возраст учащихся: 7 - 12 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kanikuly_s_polzoy.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ»

художественной направленности

Уровень подготовки – стартовый

Сроки реализации: краткосрочная – 18 часов

Возраст учащихся: 7 - 12 лет

2020 год

Содержание:

1.

Пояснительная записка

3 стр.

2

Цель и задачи программы

7 стр.

3

Содержание программы

3.1 Учебный план

9 стр.

3.2 Содержание  программы

10 стр.

  3.3 Календарный  учебный график

12 стр.

4

Планируемые результаты

14 стр.

5

Условия реализации программы

15 стр.

6

Формы аттестации 

15 стр.

7

Методы  отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы

16 стр.

8

Методическое обеспечение программы

18 стр.

9

Список литературы

9.1. Литература для педагога

19 стр.

.

9.2. Литература для учащихся и родителей

20 стр.


  1. Пояснительная записка.

Данная программа создана как: авторская по степени участия в разработке, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой». 

Уровень освоения программы – общеобразовательный общеразвивающий.

Дополнительность образовательной программы «Каникулы с пользой» заключается в том, что дети, изучая программу знакомятся с несколькими видами рукоделия: изготовление мягкой игрушки, вышивка лентами, вязание крючком, изготовление открытки.

Актуальность реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой» обусловлена возможностью обеспечить использование новейших технологических средств и доставки информации и учебных материалов непосредственно потребителю независимо от его места пребывания.

Новизна заключается в том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Каникулы с пользой» ведется с применением ЭО и ДОТ.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приёмами практического исполнения.

Из всего вышесказанного, можно выделить причины, побудившие автора разработать данную программу:

  • Ограниченное количество образовательных программ дополнительного образования детей художественной направленности, в которых изучаются различные виды рукоделия в течении учебного года.
  • Социальный заказ. Данное детское образовательное объединение было создано по спросу родителей и детей. В этом, несомненно, актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Золушка».
  • Опыт автора образовательной программы, желание передать комплекс знаний заинтересованным детям.

Адресат программы: дети: 7-12 лет 

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Содержание и материал

общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой» соответствует стартовому уровню.

Уровень

Кол-во

часов

Срок обучения

Возрастной состав

Формы организации

стартовый

18

 

7-12 лет разновозрастной

Групповые

Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения по ДООП «Каникулы с пользой», необходимых для освоения программы: 18 часов.

Срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.

 Программа рассчитана на 18 час: 4 раз по 1 часу в неделю.

Форма обучения: онлайн-обучение

Формы организации образовательного процесса: самообучение, индивидуализированное обучение.

Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:

Таблица 1

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

викторины

беседа, объяснение

мастер-классы

изготовление изделий

анализ текста

работа по образцу и др

изготовление инвентаря

разбор схем

.

практические работы и др.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.

Формы проведения занятия - комбинированное занятие, видеолекции, чат-занятия, мастер-класс, выставка.

Организация образовательного процесса при реализации программы «Каникулы с пользой» происходит с применением ЭО (электронного обучения) и ДОТ (дистанционных образовательных технологий): самообучение, индивидуализированное обучение.

Педагогические технологии - технология разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология и др.

Режим занятий: занятия проводятся:  4 раза в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа 45 минут).

Формы подведения итогов реализации программы: викторины, фотоотчёты, выставки.

2. Цель и задачи программы.

Цель программы:

Предоставление обучающимся возможности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Каникулы с пользой» непосредственно по месту жительства или временного пребывания, а также вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

- задачи 

личностные  

  • способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса);
  • формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

 метапредметные

  • развитие мотивации к различным видам рукоделия;
  • развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

образовательные (предметные)

  • способствовать развитию познавательно интереса к различным видам деятельности;
  • способствовать включению в познавательную деятельность;
  • способствовать приобретению определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

3. Содержание программы

3.1.1 Учебный план программы

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение (1ч.)

1.1

Введение. Организационное занятие. Введение в программу «Каникулы с пользой». ПТБ при работе на занятиях.

1

0,5

0,5

чат - занятия

анкетирование

2

Раздел 2 Интересные игры.  (5  ч.)

2.1

Настольные игры.

3

1

2

чат - занятия,

мастер-класс

фотоотчет

2.2

Подвижные игры.

2

0,5

1,5

Мастер-класс

фотоотчет

3

Раздел 3. Любимые сказки. (4 ч.)

3.1

Сказки русских писателей.

2

0,5

1,5

Видеолекция

викторина, опрос

3.2

Народные сказки.

2

0,5

1,5

Видеолекция

викторина, опрос

Раздел 4. Рукоделие. (7 ч.)

4.1

Поделки из различных материалов

7

2

5

мастер-классы

выставка

Раздел 5 Итоговое занятие.( 1 ч.)

5.1

Подведение итогов.

1

0,5

0,5

чат - занятия

викторина, выставка, фотоотчет

ВСЕГО:

18 час.

5,5

12,5

3.2 Содержание программы

Раздел 1. Введение.     

Теория:

Информация о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Каникулы с пользой». Правила при работе на занятиях.

Практика:

Знакомство с использованием различных игр. Выявление знаний и интересов учащихся. Проведение опроса учащихся.

Раздел 2. Интересные игры.     

Теория:

ПТБ при проведении игр. Организация игрового места. Виды игр. История возникновения игр. Правила настольных игр. Правила подвижных игр.

Практика:

Организация игрового пространства. Проведение и участие в играх. Изготовление необходимого инвентаря.

Раздел 3. Любимые сказки.     

Теория:

Классификация сказок. История сказок. Правила викторины.

Практика:

Чтение (прослушивание или просматривание) сказок. Ответы на вопросы. Участие в викторинах.

Раздел 4. Рукоделие.

Теория:

ПТБ при работе с различными инструментами и материалами. Организация рабочего места. Технология изготовления изделий из различных материалов. Варианты оформления изделия.

Практика:

Организация рабочего места до и после занятия. Технология изготовления изделий из различных материалов. Работа по инструкционным картам. Варианты оформления изделия.

Раздел 5. Итоговое занятие.

Теория: Правила проведения викторины.

Практика: Участие в викторине. Оформление выставки. Награждение.

3. Календарный учебный график

3.3.1 Календарный учебный график

№ п/п

Дата план.

Дата

факт.

Форма занятия

Кол-во часов

Название раздела. /

Тема занятия.

Форма

проведения

Форма контроля

Беседа

1

Введение.

Организационное занятие. Введение в программу «Каникулы с пользой». Правила при работе на занятиях.

Чат - занятия

анкетирование

Комбинированное

занятие

1

Интересные игры.

Настольные игры.

Мастер-класс

фотоотчет

Комбинированное

занятие

1

Любимые сказки.

Сказки русских писателей.

Видеолекция

викторина

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Интересные игры.

Подвижные игры.

Чат - занятия

фотоотчет

Комбинированное

занятие

1

Любимые сказки.

Сказки русских писателей.

Видеолекция

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Интересные игры.

Настольные игры.

Чат - занятия

фотоотчет

Комбинированное

занятие

1

Любимые сказки.

Народные сказки.

Видеолекция

викторина

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Интересные игры.

Подвижные игры.

Чат - занятия

фотоотчет

Комбинированное

занятие

1

Любимые сказки.

Народные сказки.

Видеолекция

викторина

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Рукоделие.

Поделки из различных материалов.

Мастер-класс

выставка

Комбинированное

занятие

1

Интересные игры.

Настольные игры.

Мастер-класс

фотоотчет

Комбинированное

занятие

1

Подведение итогов.

Викторина по сказкам. Выставка работ.

Чат - занятия

Викторина, выставка, фотоотчет.

  1. Планируемые результаты.

После изучения программы обучающиеся

должны иметь представление:

  • о содержании общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой»;  
  • об истории возникновения различных игр, сказок, изучаемых во время занятия;                                                                            

должны знать:

  • правила участия во время проведения чат - занятий;
  • правила санитарной гигиены, ПТБ при работе с инструментами, материалом и оборудованием;
  • изучаемые термины и условные обозначения;
  • технологию выполнения изделий, из различных материалов, изучаемых на занятиях;
  • правила оформления выполненных изделий.

должны уметь:    

  • организовывать рабочее место;
  • соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы на занятиях;
  • выполнять технологические процессы, используя условные обозначения;
  • выполнять изделия с помощью ИТК, изучаемых на занятиях;
  • выполнять под руководством педагога индивидуальные творческие работы.

Воспитательный компонент может выражаться в приобретении воспитательных, нравственных, эстетических, патриотических качеств личности во время проведения занятий.

5. Условия реализации программы

  • Приём обучающихся проводится педагогом дополнительного образования индивидуально на добровольной основе с учетом запроса родителей, на основе заявления родителей (законных представителей).
  • Групповые занятия с обучающимися проводятся с количеством детей – от 15 человек.

Для создания условий реализации данной программы

необходимо материальное обеспечение:

  • Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  • Необходимо оборудование:

-Компьютер (планшет, телефон) для обучающихся и педагога с выходом в интернет;

- материалы и инструменты: бумага цветная, альбом, картон, природный материал, бросовый материал, ножницы, клей (ПВА, карандаш), карандаши, акварель, кисточки…

  1. Формы аттестации

При изучении общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Каникулы с пользой» проводятся 3 вида диагностики — входящая, текущая, итоговая.

Входящая диагностика осуществляется при наборе учебной группы. Может проводиться в виде анкетирования или беседы, определяющей компетентность воспитанников.

Текущая диагностика осуществляется при изучении отдельных тем, по итогам изучения каждого раздела. Формы текущего контроля следующие: наблюдение, выставки, викторины, фотоотчеты.  Результаты наблюдения заносятся в таблицы достижений.

Итоговая диагностика проводиться на последнем занятии. Её цель - проверка и учёт знаний, умений на всех этапах процесса обучения. Проводится в форме выставки «Мир творчества» изделий, выполненных обучающимися.

  1. Методы  отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Педагогический мониторинг

Мониторинг

образовательной деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка воспитанника

анкетирование

ведение летописи

ведение журнала учета

оформление фотоотчетов

Результаты диагностики освоения учащимися общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

 «Каникулы с пользой»

группа №   -______, педагог

№ п/п

ФИО

учащегося

Название раздела

Средний бал

Уровень освоения программы

Входная диагностика

Интересные игры

Любимые сказки

Рукоделие

Итоговая диагностика

Те

ор

и

я

Пра

ктика

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

Высокий уровень (4,5-5,0 баллов)      

Средний уровень (3,0 - 4,0 баллов)  

Низкий уровень  (0-2,5 баллов)

  1. Методическое обеспечение программы

Название раздела

Форма организации педагогического процесса

Методы организации занятий

Методы

контроля, диагностики

Ведение

Чат-занятия

словесный: объяснение, рассказ, беседа;

наглядные: выставка;

наблюдения: запись наблюдений;

Социологические методы: анкетирование и анализ анкет;

метод наблюдения: запись наблюдений.

Интересные игры

Чат-занятия

Мастер-классы

словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение;

наглядные: образцы инвентаря, эскизы, рисунки, ИТК;

графические работы:  работа с шаблонами.

Метод наблюдения: визуальный: фотоотчеты, запись наблюдений.

Любимые сказки

Видеолекции,

аудиозаписи

словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение;

наглядные: видео и ауди материалы;

 Социологические методы: викторины, ответы на вопросы.

Рукоделие

Мастер-классы

словесный: объяснение, рассказ, беседа, разъяснение;

наглядные: готовые изделия, фотографии, ИТК;

графические работы: работа со схемами.

Метод наблюдения: визуальный: фотоотчет готовых изделий, запись наблюдений.

  1. Список литературы

Для педагога:  

Для учащихся и родителей:

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жвачка: польза или вред?"

Выступление агитбригады на школьном конкурсе "Здоровым быть здорово!" Защита классного проекта с презентацией...

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Презентация "Польза молока и меда"

Презентация к классному часу....

"О пользе и вреде" Устный журнал.

Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....

Жевательная резинка. Вред и польза.

Презентация о вреде и пользе жевательной резинки Презентация о вреде и пользе жевательной резинки....

«Служить я рад, была бы только польза!» (перефразированная реплика Чацкого). Предлог как часть речи.

Тип урока:повторительно-обобщающий с введением элементов новых  сведений о предлоге.Вид урока: путешествие по орфограммамТехнология: элементы здоровьесберегающей технологии и развивающего о...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....