Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах
олимпиадные задания (9 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного естественнонаучного образования для подготовки участников олимпиад и конкурсов экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._olimpiada._ekologiya_9_klass_2019-2020.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ

ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

XXXII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ,

9 КЛАСС

Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых надо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Виды растений и животных в процессе сукцессии на определенной территории не изменяются.
  2. На любой трофический уровень поступает 10% энергии предыдущего уровня.
  3. Экология как наука изучает только воздействие промышленности на окружающую среду.
  4. Строительство атомных электростанций позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы.
  5. Факторы живой природы, воздействующие на организм, называются абиотическими факторами.
  6. Загрязнение литосферы сказывается на состоянии всех природных экосистем.
  7. Урбоэкология занимается изучением экологических закономерностей в современных городах.
  8. Увеличение численности населения земли называется депопуляция.
  9. Экологический мониторинг – это отслеживание показателей качества окружающей среды и сохранения основных экологических закономерностей.
  10. Вернадский В.И. – основоположник учения о «ноосфере» и структуре биосферы.

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

1.

Термин «толерантность» используют в экологическом законе:

а) оптимума

б) минимума

в) обязательного заполнения экологических ниш

г) экологической пирамиды

2.

Какая из сред обитания живых организмов была заселена позже других сред:

а) водная

б) организменная

в) воздушная

г) почвенная  

3.

К какой группе экологических факторов относится выброс аргона кондиционерами:

а) абиотические                  б) биотические        

в) антропогенные               г) климатические

4.

Как называется реакция организмов на продолжительность дня:

а)  фотопериодизм  

б) фотосинтез

в) фототаксис  

г) фототропизм

5.

Какой тип экологических взаимоотношений характерен для ежа и лисицы:

а) симбиоз                         б) паразитизм

в) нейтрализм             г) хищничество

6.

Как называют растения, обитающие в условиях повышенной влажности:

а) термофилами                                

б) криофилами

в) суккулентами

г) гидрофитами        

7.

Редуценты в процессе круговорота веществ в биосфере:

а) создают органические вещества из минеральных

б) окончательно разлагают органические вещества до минеральных

в) питаются тканями живых организмов

г) потребляют готовые органические вещества

8.

К агросистемам не относят:

а) березовый лес

б) яблоневый сад

в) пшеничное поле

г) кофейную плантацию

9.

Фитофагом являются:

а) синица, воробей, поползень

б) лисица, волк, песец

в) сова, филин, коршун

г) дождевой червь, термиты, медоносная пчела

10.

Фитопланктон не может существовать на больших глубинах ниже 300 метров. Укажите лимитирующий фактор:

а) низкая концентрация углекислого газа

б) низкая концентрация кислорода

в) высокая плотность водной среды

г) недостаток солнечного света

11.

Кому принадлежит основная роль в создании биомассы:

а) редуцентам           

б) консументам 1 порядка

в) продуцентам

г) консументам 2 порядка

12.

Вид, сохранившийся от ранее процветающей группы животных или растений, называется:

а) эндемиком

б) автохтоном

в) эдификатором

г) реликтом

13.

Группа болезней, источником которых являются птицы, называется:

а) псориаз

б) орнитоз

в) эпидермофития

г) корь

14

В сельском хозяйстве пестициды применяют для:

а) борьбы с насекомыми-вредителями

б) удобрения почвы

в) консервации сельскохозяйственной продукции

г) борьбы с сорняками

15.

Основными принципами системы охраны природы являются:

а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход

б) адекватность, регулярность

в) систематичность, историчность

г) упрощение, энергосбережение

16.

Водный след - это:

а) показатель эффективности энергосбережения

б) показатель использования воды на сельскохозяйственные нужды

в) показатель использования водных ресурсов на нужды человека или страны, включая товары повседневного бытового и личного пользования

г) показатель использования воды в промышленности

17.

Основной причиной неустойчивости экосистем является:

а) колебания температуры среды  

б) недостаток пищевых ресурсов

в) несбалансированность круговорота веществ

г) повышенная численность некоторых видов  

18.

Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации

б) хлорфторорганических соединений

в) углекислого газа

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы

19.

Вред здоровью человека приносит металл:

а) золото

б) серебро

в) железо

г) свинец

20.

Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена:

а) климатическими условиями среды

б) размерами среды обитания

в) существующим количеством особей и климатическими факторами

г) экологической емкостью среды обитания

Задание 3. Выберите утверждение («да» или «нет») и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 6 (по 3 балла за каждое задание).

1.

Экологическая сукцессия – это стабильность экосистемы.

2.

«Парниковый эффект» означает повышение температуры наземно-воздушной среды за счет парниковых газов.

Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 4 балла.

Экологическое состояние популяций тюленей и их здоровье используют как индикатор безопасности морепродуктов для человека, потому что:

а) тюлени находятся на вершине экологической пирамиды

б) тюлени питаются водорослями и могут страдать от недостатка пищи

в) тюлени – животные-фильтраторы, страдают от загрязнения вод мирового океана

г) тюлени легко идут на контакт с человеком

Задание 5. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор, а также неправильность других вариантов, в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 10 баллов.

 

Текст задачи.

Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками

г) большей влажностью воздуха

КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ  ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

XXXIII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

2019-2020 УЧ. ГОД

9 КЛАСС

Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых надо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. - 2. + 3. - 4. - 5. – 6. + 7. + 8. – 9. + 10. +

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.  Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

1.

а

2.

в

3.

в

4.

а

5.

г

6.

г

7.

б

8.

а

9.

г

10.

г

11.

в

12.

г

13.

б

14

а

15.

а

16.

в

17.

в

18.

б

19.

г

20.

г

Задание 3. Выберите утверждение («да» или «нет») и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 6 (по 3 балла за каждое задание).

1.

Утверждение.

Экологическая сукцессия – это стабильность экосистемы.

Ответ.

Нет.

Экологическая сукцессия – это процесс смены биоценозов на определенной территории. Экологическая сукцессия может быть:

- первичной сукцессией, например, зарастание гор, пустынь;

- вторичной сукцессией, например, зарастание брошенных сельскохозяйственных угодий, оврагов, выгоревших лесов.

Устойчивое состояние экосистемы (биоценоза) называется климаксом.

2.

Утверждение.

«Парниковый эффект» означает повышение температуры наземно-воздушной среды за счет парниковых газов.

Ответ.

Да. Главная причина «парникового эффекта» - повышение концентрации парниковых газов в результате хозяйственной деятельности человека. Парниковые газы, включая углекислый газ, не пропускают тепловое излучение с поверхности Земли. В качестве основной меры для смягчения этого эффекта необходимо снизить концентрацию в атмосфере Земли «парниковых газов» путем контроля за промышленными выбросами во всех странах мира.

Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 4 балла.

Вопрос. Экологическое состояние популяций тюленей и их здоровье используют как индикатор безопасности морепродуктов для человека, потому что:

а) тюлени находятся на вершине экологической пирамиды

б) тюлени питаются водорослями и могут страдать от недостатка пищи

в) тюлени – животные-фильтраторы, страдают от загрязнения вод мирового океана

г) тюлени легко идут на контакт с человеком

Ответ.

  1. Тюлени находятся на вершине пищевой цепи и поэтому отражают состояние всех ее звеньев.
  2. Тюлени – представители класса млекопитающих, питаются рыбой, и являются конечным звеном в цепи питания, поэтому аккумулируют все загрязняющие водную среду вещества. Состояние здоровья тюленей – это индикатор опасности для здоровья людей, которые используют в пищу морепродукты данного региона.

Задание 5. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуйте свой выбор, а также неправильность других вариантов, в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за задание – 10 баллов.

Тест задачи. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками

г) большей влажностью воздуха

Ответ:

Ответ «г» является верным. Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

Ответ «а» ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.

Ответ «б» ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.

Ответ «в» ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии для 8 - 11 класса.

Задания предназначены для учеников 8 -11 классов. Все задания дифференцированы по уровню сложности и составлены с учётом требований к олдимпиадным задачам. Задания для 8 класса составлены в  форм...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.

В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....

олимпиадные задания по английскому языку для обучающихся 7-8 классов для школьного тура всероссийской олимпиады школьников

Данный материал включает в себя задания для обучающихся, аудиофайл для выполнения заданий по аудированию, ответы на олимпиадные задания и лист ответов для обучающихся...

Олимпиадные задания для 7 класса школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания для 7 класса школьного тура Всероссийской олимпиады школьников...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...