Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии для 8 - 11 класса.
олимпиадные задания по химии (8 класс) по теме

Задания предназначены для учеников 8 -11 классов. Все задания дифференцированы по уровню сложности и составлены с учётом требований к олдимпиадным задачам. Задания для 8 класса составлены в  форме теста . К каждому заданию прилагается инструкция к выполнению.  Решая задания, ученики показывают знания теоретических основ химии, техники безопасности, умения  проводить простейший химический эксперимент. Каждое задание для 9  - 11 классов оценивается определённым количеством баллов.Победителем становится обучающиеся, набравшие более 75% от общего количества баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_po_himii.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи школьного тура химической олимпиады 11 класс.

  1. При окислении 17, 6 г неизвестного кислородсодержащего органического соединения образовалось 24 г. одноосновной карбоновой кислоты, при взаимодействии которой с избытком гидрокарбоната натрия выделилось 8,96 л газа. Определите органическое соединение. (10 баллов)

  1. Железную пластинку массой 5,2 г. долгое время выдерживали в растворе, содержащем 1,6 г сульфата меди (+2). После окончания реакции пластинку вынули, высушили. Чему равна её масса?  ( 10 баллов)

  1. К 250 г. раствора хлорида кальция прилили 500 г. 8,48 % раствора соды. Полученный осадок отфильтровали. К фильтрату добавили 10% раствор соляной кислоты до прекращения выделения пузырьков газа, всего было израсходовано 146 г. кислоты. Вычислите массовую долю хлорида кальция в исходном растворе.

                                                (20 баллов)

4.  Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующее превращение:

     1- бромпропан ------ гексан ------ бензол –CH3Cl ---AlCl3----Х1KMnO4---H2SO4---- Х 2CH3OH--H----Х3.

Определите вещества Х1  Х2  Х3. Назовите их.   (9баллов)

5.  Используя метод электронного баланса, составьте уравнения реакции:

      KI + KMnO4 +H2SO4 = I2 + ……

      Определите окислитель и восстановитель.  ( 6 баллов)

6. В четырёх склянках находятся растворы гидроксида натрия, нитрата серебра, карбоната натрия, и бромоводородной кислоты. Как, не прибегая к другим реактивам, определить содержимое склянок. Напишите уравнения химических реакций.   (5баллов)

Задачи школьного тура олимпиады по химии 10 класс. МОУ СОШ №1.

1.Химический завод в качестве сырья использует природный газ – метан и воду. Какие продукты он может получать? Напишите уравнения реакции, укажите условия их проведения, назовите эти продукты.  (4 балла)

2. Какой из элементов третьего периода образует амфотерный гидроксид? Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме. ( 8 баллов)

3.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

          NO  +  KClO  + KOH    ------   KNO3  + KCl  +  …

Определите окислитель и восстановитель.  ( 10 баллов)

  1. На реакцию с хлоридом калия, содержащимся в 10 мл раствора, израсходовано 42 мл 0,02 М раствора нитрата серебра. Какова масса соли хлорида калия, содержащаяся в 1 л раствора?       ( 18 баллов)

  1. Составьте уравнения реакций, укажите тип реакций, условия проведения, назовите продукты.

С ------ СН4 ------ СН3Вr ------ СН3 – СН3 ----- хлорэтан ---- бутан ----- изобутан -----

 

 2-бром-2- метилпропан.     (15 баллов)

6. Углекислый газ, образовавшийся при сгорании 0,1 моль циклоалкана, пропустили через избыток раствора гидроксида кальция. В результате реакции образовалось 40 г. осадка. Определите формулу циклоалкана.

Олимпиада по химии для 8 класса.

Тесты.     Задания уровня А.

А 1. Укажите, какую из взаимосвязей отражает Периодический закон Д.И. Менделеева.        

А)  между массами веществ, вступивших в реакцию, и массами веществ, образующихся  

      в результате реакции,

Б)  между свойствами химических элементов и величиной заряда ядра атома,

В) между составом вещества и независимостью его от способа и места получения.

А 2. Выберите символы и названия химических элементов одного малого периода:

А)  углерод,     Б)  Si,      В)  хлор,        Г)    Сu ,     Д)      сера,     Е)    Са

А3. Электронная схема строения атома химического элемента:    +Х  )2 )8 )8 )2

Выберите электронную формулу наиболее сходного по свойствам химического элемента:

    А)  1s22s22p2      Б)   1s22s22p63s2     В)   1s22s22p63s1   Г )   1s22s1

А 4. Второй энергетический уровень завершён в атомах:

А)  гелия        Б)   кальция       В)  бериллия    Г)  неона     Д)  фтора    Е) алюминия

А 5. В каких парах химических элементов число нейтронов в ядре атома у одного из них вдвое больше чем у другого:

    А)        10847 Аg  и   5626 Fe      Б)   2010 Ne и   94 Be    В)    126  С   и    1327 Аl

 

              Г)      1020 Nе  и 2040 Са           Д)    1939 К     и    4020  Са

А 6. Выберите электронную формулу иона кальция:

         А)  1s22s263s2 6    Б)  1s22s263s2 6 4s2   В)   1s22s26    Г)   1s22s263s2 6 4s1         

А 7. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса:

А)   Li   Na   К  Rb        Б)   Sr  Ca   Mg   Be     В)  In  Ga  Al  B   Г)  Sn Ge Si C

А 8. Дана электронная формула внешнего энергетического уровня химического элемента:   …3s22, выберите название химического элемента, которому она соответствует:

А) кремний   Б) магний   В)  алюминий   Г)  углерод

А 9. Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите признаки:

А)    соприкосновение веществ,   Б) образование нерастворимого вещества (осадка)

  В) облучение светом,    Г)  нагревание,    Д)  выделение газа   Е) изменение цвета

А 10. Укажите, где речь идёт о физических явлениях:

А) твёрдый углекислый газ – « сухой лёд» превращается в газ, минуя жидкую фазу,

Б)  углекислый газ собирается на дне стакана и постепенно вытесняет находившийся там воздух,

В)  углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал

Г)    углекислый газ вызывает помутнение известковой воды    

         

Задания уровня В.

В 1.Соотнесите:

Обозначение атомных частиц                                       Различия их строения

1)   3919 К    и   4020 Са                                                   а) разное число нейтронов

                                                             

2)       3517  Сl    и     3717 Сl                                           б) разное число протонов

3)      2211  Na      и      1224 Мg2+                                    в) разное число электронов

4)          73  Li      и      73 Li+                                          г) разное число протонов и  нейтронов

В 2. Соотнесите:

Место химического элемента в периодической                  химический знак

системе Д.И. Менделеева

1) 2 период, 6 группа,                                                             а)   О         б)   Мn

2)  3 период, 2 группа                                                             в)   К         г)    Мg

3)  4 период, 2 группа, побочная подгруппа                        д)  Zn        е)    Сl

4)  4 период, 2 группа главная подгруппа                           ж) Сa

В 3. Соотнесите:

Атомы химического элемента                                           состав атомной частицы

1)  сера                                                                              а)  8р 8n 8е        б)  14р 16n 14е

2)  кислород                                                                      в) 16р16n16е     г)  8р 9n 8е

3)  кремний                                                                       д) 16р 20n16е    е) 16р 16n 18е

                                                                                           ж) 8р 10n 8е

 В 4. Соотнесите:

Номер периода или группы                                   общие признаки строения атомов

                                                                                  данной совокупности

                                                                                  химических элементов

1)  4 период                                                             а) внешний энергетический уровень                        .                                                                                    содержит 5 электронов,

2)  5 группа главная подгруппа                            б) электроны в атоме распре делены по

                                                                                     четырём энергетическим уровням,

3)  3 группа главная подгруппа                            в) внешний энергетический уровень

                                                                                     содержит 4 электрона,

                                                                                 г) электроны в атоме распределены по

                                                                                     пяти энергетическим уровням

                                                                                 д) внешний энергетический уровень

                                                                                     содержит 3 электрона

                                                                                 е) электроны в атоме распределены по

                                                                                     трем энергетическим уровням

В 5. Распределите в порядке возрастания металлических свойств, следующие химические элементы:

 1- калий     2 - натрий    3 - литий     4 - рубидий   Выберите правильный ответ:                                                                                                                  а) 1, 2, 3, 4      б) 3,2,1,4          в)   4, 3, 2, 1,       г)2,3,1, 4  

Задания со свободным ответом.       Уровень С.

С 1. Опишите два пути завершения внешнего энергетического уровня :А) характерный для атомов химических элементов неметаллов и Б) металлов. Покажите это на конкретном примере.

С 2. На столе расположены: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, спички, склянка с раствором соли. Вам надо налить раствор вещества в пробирку и нагреть. Опишите ваши действия, соблюдая правила техники безопасности и правила обращения с реактивами и оборудованием.

С3. В смеси находятся: железные опилки, оксид меди, кристаллы поваренной соли, порошок серы. Предложите способы разделения этих смесей. На каких свойствах веществ основаны выбранные вами способы.                                                                                                                                                

         

Инструкция по выполнению работы.

 На выполнение работы по химии даётся 1,5 часа ( 90 минут). Работа состоит из трёх частей и включает 18 заданий.

   Часть А  включает 10 заданий (А1 – А10)  одно задание может содержать несколько правильных ответов, вторая часть состоит из 5 заданий (В1 – В5) – сопоставить и дать правильный ответ.

     Часть С состоит из трёх заданий. Предполагает свободный ответ.

После выполнения работы заполните бланк ответов.

Желаем успеха!

А-1

А-2

А-3

А-4

А-5

А-6

А-7

А-8

А-9

А-10

В-1

В-2

В-3

В-4

В-5

                    Ответы.

        А-1

        А-2

         А-3

          А-4

        А-5

       б

      б в д

       б

      г

     б   г

         А-6

        А-7

          А-8

        А-9

       А-10

         а

         а

          а

        б, д, е

       а б

         В -1

      В-2

         В-3

        В-4

       В-5

1-б

2-а

3-г

  4-в

1-а

2-г

3-д

4-ж

1-в

2-а

3-б

1-б

2-а

3-д

3214  (б)

Задачи школьного тура Всероссийской Олимпиады школьников для 9 класса.

  1. В стратосфере на высоте 20 – 30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не « озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали бы на ней всё живое. Посчитано , что на каждого жителя Москвы в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул и какая масса озона приходится на каждого жителя Москвы? (4 балла)

  1. Как разделить смесь железа, парафина, поваренной соли, речного песка и древесных опилок.  (6 баллов)

  1. Напишите уравнения химических реакций, при помощи которых можно осуществить превращение, определите вещества Х и У, назовите их и укажите к какому классу соединений они относятся.  (10 баллов)

Сu --- СuО ---- Х ---- Сu(ОН)2 --- У --- Сu    (12 баллов)

  1. Допишите УХР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

                         

                            КМgО4 + КВr + H2SO4 = MgSO4 +Br2 + … +…

Определите окислитель и восстановитель.  (14 баллов)

  1. Сколько граммов лития и воды необходимо взять для приготовления 240 граммов 10% раствора гидроксида лития?  (16 баллов)

6.  На нейтрализацию кислого раствора, содержащего 27,2 г смеси хлороводородной и азотной кислот, затратили 240 г едкого натра с массовой долей щёлочи 10%. Вычислите массы азотной и хлороводородной кислоты в смеси. (20 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии

Задания для школьного этапа олимпиады  учащихся 7-8 класса по химии...

Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.

В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 5-7 класс...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 8 класс

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по химии 8 класс...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 9 класс

Задания для школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по химии 9 класс...

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

В этом разделе представлены задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку...

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии

Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....