Использование платформ дистанционного обучения в учебном процессе (из опыта работы)
статья

Щербинова Наталья Николаевна

Придистационной работе я использую материалы сайтов "Узтест", "Сдам ГИА. Решу ВПР. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ", "ЯКласс", "Учи.ру", "Открытая школа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Щербинова, магистр педагогики, учитель

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2- многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»,

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра,  Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМ ДИСТАЦИОННОГООБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений развития общего образования, с которым связано развитие системы образования. В ряде образовательных учреждений уже накоплен опыт организации дистанционного обучения школьников, позволяющий организовать обучение с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на высоком качественном уровне.

Дистанционное обучение открывает новые возможности, расширяя информационное пространство и информационную сферу обучения.

Дистанционное обучение является одной из форм организации образовательного процесса, основой обучения является самостоятельная деятельность ученика, который может общаться с учителем и учениками с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, которые обеспечивают учащихся основным объемом изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учеников и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализации процесса обучения. Учитель в зависимости от индивидуальных особенностей учеников может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ученику дополнительные, ориентированные на ученика учебные материалы. Ученик может выбрать свой темп изучения материала, время, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой предмета «Математика». Учитель выступает в роли тьютора, на него возлагаются функции координирования учебного процесса, консультирования, взаимодействия с учеником с помощью почты или систем связи. От ученика  требуется самоорганизация, трудолюбие и определенный уровень образования.

При дистационной работе я использую материалы сайтов «Узтест», «Сдам ГИА: Решу ВПР. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ», «ЯКласс», «Учи ру», уроки и консультации провожу с использованием платформы «Skype/Скайп».

На всех сайтах я сама регистрирую учеников, централизованная регистрация очень удобна для учеников и родителей.

Коротко о сайтах, которые я использую в работе.

Сайт «Узтест», руководитель сайта uztest.ru -  Ким Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук учитель высшей категории, обладатель премии Президента РФ.

Сайт предназначен для организации работы учителей математики с учащимися в сети Интернет. Для этого учитель может использовать следующие ресурсы и инструменты сайта:

  • методическую библиотеку, содержащую авторские разработки поурочных планов, рабочих программ, элективных курсов, материалы для внеклассной работы, олимпиадные задания и т.д.;
  • тесты для проверки знаний учащихся с возможностью обмена сообщениями с учащимися и автоматической проверкой;
  • тренинги для отработки учащимися навыков решения типовых задач
  • интерактивные презентации для самостоятельного освоения учащимися математических объектов
  • оценивание знаний учащихся, в том числе и с помощью автоматизированных процедур [1].

Разработчики сайта «Узтест» (https://uztest.ru/) существенно обновили программное обеспечение, учитывая выявленные уязвимости, недостатки и пожелания пользователей.

  • Большинство учащихся, при работе с сайтом uztest.ru, используют мобильные устройства, поэтому сайт максимально приспособлен к смартфону. Используется современный дизайн, интерфейс интуитивно ясный, учащиеся теперь легко использовать смартфон на уроке, в классе;
  • при открытии теста отображается большой таймер, информация о лимите времени ярко выделена;
  • задания в кабинете учащегося выделены разными цветами, тем самым подчеркивается, какие из них необходимо выполнить срочно, какие уже сделаны, а какие просрочены. В каждом задании четко написано, до какого времени необходимо его закончить, есть ли лимит времени (выделено красным фоном);
  • учитель имеет всю детальную информацию: все задачи ученика и его ответы;
  •  когда ученик рассказывает о какой-то проблеме, учитель может через список класса попасть в кабинет ученика: зайти на любую страницу, открыть тест, ввести ответ и др.;
  • скан - точная копия, а учитель, получив сообщение от ученика, может просто переслать его администратору, если увидел ошибку в задании.
  • в кабинете учителя на сайте uztest.ru учитель может просматривать результаты работы ученика не только по тесту, но и по тренингу. Обновлен интерфейс сообщений [1].

Сайт «Сдам ГИА: Решу ОГЭ. Решу ВПР. Решу ЕГЭ». Образовательный портал для подготовки к экзаменам.  На сайте представлены около тысячи заданий для подготовки к ОГЭ по математике. Преимущества - автоматизированная проверка учеником и учителем решенного варианта, организация индивидуальной работы.

Дистанционные обучающие системы для подготовки к экзамену «ВПР СДАМ ГИА» (официальный сайт) и «РЕШУ ВПР» созданы творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения ЕГЭ по математике (2009—2010), эксперт Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по математике (2011—2012), заместитель председателя региональной предметной комиссии ГИА по математике (2012—2014), ведущий эксперт ЕГЭ по математике (2014—2015), федеральный эксперт (2015—2016) Гущин Д. Д.[2].

Сервисы образовательного портала:

  • для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним;
  • для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа;
  • для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ, ОГЭ, ВПР по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту;
  • для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных заданий;
  • для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части В, С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом;
  • для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла [2].

Базы заданий были специально разработаны для портала «РЕШУ ЕГЭ,ОГЭ, ВПР», а также составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ, К ОГЭ, к ВПР; демонстрационные версии ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и задания, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений; диагностические работы, подготовленные Московским институтом открытого образования; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями [2].

  1. ЯКласс — образовательный онлайн-ресурс для школ, резидент Инновационного центра «Сколково». Технология сайта позволяет генерировать уникальные задания для каждого ученика, проводить электронные тестирования и формировать автоматические отчёты.

Сильной стороной платформы является блок по созданию учебных предметов и проверочных работ.  Огромное количество возможностей по созданию своих учебных курсов с очень понятным, доступным и гибким функционалом. Учителям так же можно использовать множество уже готовых курсов и заданий. Неплохо продумана и выполнена функция выдачи и проверки заданий. Все довольно наглядно. Кроме того, есть множество возможностей создавать пояснения, комментарии и подсказки к проверочным работам. Вторым плюсом платформы является сама идея открытой образовательной платформы с возможностью выбора платного и бесплатного функционала. Ресурс интегрирован с электронными журналами «Дневник.ру», «ЭлЖур», «Школьный портал Московской области», «Образование Югры», «ELSHCOOL», «БАРС». Благодаря интеграции учителя могут автоматически переносить результаты из системы «ЯКласс» в электронный журнал и прикреплять домашние и проверочные работы. Весной 2020 года в соответствии с договорённостями между «ЯКласс» и Министерствами образования школы разных регионов России получили бесплатный доступ к расширенному функционалу ресурса. Таким образом «ЯКласс» поддержал педагогов и помог провести годовые диагностические работы дистанционно. Методический центр «ЯКласс» регулярно проводит обучающие мероприятия для педагогов в онлайн- и офлайн-формате. В период дистанционного обучения весной 2020 года Методический центр регулярно проводил обучающие вебинары для зарегистрировавшихся пользователей, мастер-классы для опытных педагогов и организовывал онлайн-встречи с экспертами по психологической помощи. Благодаря алгоритму Genexis каждое задание генерируется автоматически, что исключает возможность списывания, так как у каждого упражнения есть сотни генераций. Также школьники могут учиться на своих ошибках: если ученик выполнил задание неправильно, то система предложит сделать его ещё раз, но уже с новыми данными. В базе «ЯКласс» есть готовые диагностические контрольные работы, которые позволяют проводить срезы знаний в конце четверти/полугодия/года и избавляют учителей от рутинной проверки тетрадей — это экономит до 30 % рабочего времени. Для педагогов на ресурсе есть курс повышения квалификации «Цифровая образовательная среда», по итогам прохождения которого учитель может получить сертификат установленного образца, подтверждающий выполнение нормативов.В период пандемии «ЯКласс» разработал методические рекомендации для школ по организации дистанционного обучения [3].

  1. Платформа «Учи.ру» - российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме, набор бесплатных сервисов «Учи.ру»: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков с нашими учителями. Более 30 000 заданий в игровой форме.

Платформа «Учи.ру» -  это индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Учи.ру раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Школьнику достаточно от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте uchi.ru, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Ключевые преимущества «Учи.ру»: повышение образовательных результатов, усвоение материала без пробелов, рост интереса к обучению, доступность для детей с особыми образовательными потребностями, статистика в реальном времени [4].

Платформа «Открытая школа» - это эффективное сочетание традиционных подходов при изучении нового материала и технологии электронного обучения, возможность использования мобильных классов, организации внеурочной деятельности учащихся. Ресурс интегрирован с электронным журналом «Образование Югры». На ресурсе размещено большое количество тренажеров, тестов, интерактивных заданий, обучающих видеороликов, имеется разно уровневый материал для самостоятельного изучения [5].

Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства учителей и повышения качества образования. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создать систему массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Система дистанционного обучения дает равные возможности всем реализовать право ученика на образование и получение информации, именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого.

Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):

  1. https://uztest.ru/logout 
  2. https://sdamgia.ru/about сдам гиа
  3. https://www.yaklass.ru/
  4. https://uchi.ru/ 
  5. https://2035school.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Использование программ дистанционного обучения в образовательном процессе в преподавании химии и биологии.

Отчет  о реализации проекта по теме "Использование  программ дистанционного обучения в образовательном процессе в преподавании  химии и биологии".В рамках экспериментального исследовани...

"Использование личностно - деятельностного подхода в воспитательном процессе" (из опыта работы)

Основная идея личностно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется ...

Организация дистанционного обучения математике в школе. Из опыта работы

В данной статье описываются основные способы эффективной организации дистанционного обучения математике из моего личного опыта работы....

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...

Дистанционное обучение на уроках информатики. Из опыта работы

Дистанционное обучение на уроках информатики. Плюсы и минусы...