Занятие "Радиация в биосфере"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Материалы занятия включают в себя характеристику радиации как абиотического и антропогенного фактора, нормы по радиоактивному излучению, единицы измерения радиации.

Занятие "Радиация в атмосфере" разработано для системы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._26._radiatsiya_v_biosfere.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Радиация в биосфере»

 

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: нуклиды, радиация, радиационное загрязнение биосферы;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Радиационные загрязнения имеют существенное отличие от других видов загрязнений. Радиоактивные нуклиды – это ядра нестабильных химических элементов, испускающие зараженные частицы и коротковолновые электромагнитные излучения, которые при попадании в организм человека вызывают лучевую болезнь.

        В биосфере имеются источники естественного излучения, и человек. Как и все живые организмы, всегда подвергается естественному излучению. Внешне облучение происходит за счет излучения космического происхождения и радиоактивных нуклидов, находящихся в окружающей среде. Внутреннее облучение создается радиоактивными элементами, попадающими в организм человека с воздухом, водой и пищей. Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицы – биологический эквивалент рентгена (бэр) или зиверт (Зв): 1Зв = 100 бэр. Так кА радиоактивное излучение может вызвать серьезные изменения в организме, каждый человек должен знать допустимые его дозы. В результате внутреннего и внешнего облучения человек в течение года в среднем получает дозу 0,1 бэр и, следовательно, за всю жизнь около 7 бэр. В этих дозах облучение не приносит вреда человеку. Однако есть такие местности, где ежегодная доза выше средней. Так, люди в высокогорных районах, за счет космического излучения могут получить дозу в несколько раз большую. Большие дозы излучения могут быть в местностях, где содержание естественных радиоактивных источников велико. Так, например, в Бразилии (200 км от Сан-Паулу) имеется возвышенность, где годовая доза составляет 25 бэр. Эта местность необитаема.

        Наибольшую опасность представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Халатное отношение к хранению и транспортировке радиоактивных веществ приводит к серьезным загрязнениям окружающей среды. Радиоактивное заражение биосферы связано с испытаниями ядерного орудия. Во второй половине двадцатого века начали вводить в эксплуатацию атомные электростанции. Ледоколы, подводные лодки с ядерными установками. При нормальной эксплуатации объектов атомной энергетики загрязнение окружающей среды составляет величины сопоставимые с естественным радиационным фоном и даже ниже. Однако при авариях загрязнение окружающей среды радиоактивными нуклидами очень велико. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. С каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды.

Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

"Биосфера, её границы", презентация

.O {color:black; font-size:149%;} a:link {color:#006600 !important;} a:active {color:#8DC6FF !important;} a:visited {color:#00A800 !important;} БИОСФЕРА (от био.....

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....