Занятие "Загрязнение почв"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Методическая разработка зантия "Загрязнение почв" включает в себя характеристики основных антропогенных факторов, влияющих на качество почв на современном этапе развития человечества.

Материалы занятия могут быть использованы при организации дополнительного образования детей естевеннонаучной направленности и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._24._zagryaznenie_pochv.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Загрязнения почвы.

Основные загрязняющие вещества почв г. Новокузнецка»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: почва, компоненты почвы, почвенные организмы, гумус, эрозия почв, загрязняющие вещества почв;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Почва – верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент атмосферы, тесно связанный с другими ее частями.

        В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:

1) минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;

2) детрит – отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;

3) живые организмы.

        Таким образом, почва – это биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами, почвенными организмами.

        В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков. На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения (лишайники, мхи, травы), мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.

        Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.

        Каждому типу почв соответствуют определенные типы растительных сообществ. Например, сосновые боры растут на легких песчаных почвах, а еловые леса предпочитают более тяжелые и богатые питательными элементами суглинистые почвы.

        Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают сложные процессы. Для того. Чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.

        Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

        В почве обитает великое множество различных живых организмов – эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, грибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и другие животные. Все эти организмы играют большую роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.

        Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.

        В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы повысить плодородие почв, человек вносит органические и минеральные удобрения.

Загрязнение почв

        В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение.

        В настоящее время на каждого жителя планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться. Зачастую из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

        Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы – разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что в 20 веке в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

        Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

        К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и ее соединения.

        Более опасный и более массовый характер носит загрязнение почв свинцом. При выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается 25 кг свинца. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад. Эта проблема актуальна и для городов Кемеровской области, включая Новокузнецк.

        Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. В городе Новокузнецке во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов, при удалении радиоактивных жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.

В городе Новокузнецке не наблюдается повышенного радиационного фона окружающей среды и превышение ПДК радиоактивных элементов в почве.

        Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широкое использование удобрений и химикатов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности примерно такое же. Что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Особую опасность представляют стойкие органические соединения ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, в конечном итоге вместе с пищей попадают в организм человека.

        В окрестностях г. Новокузнецка имеются многочисленные поселки и садоводческие общества, поэтому можно считать, что проблема загрязнения сельскохозяйственных земель актуальна и для нашего города.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.

Урок по теме "Почва, ее образование и плодородие почв .". Конспект урока....

Почвы. Формирование почв.

Презентация к уроку....

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...

Понятие о почвах. Значение и история учения о почвах.

Дать понятие, что такое почва, её значение и краткий исторический очерк....

Свойства почв. Почвы нашего края.

Изучить общие свойства почв и почвы Башкортостана....