Виды логических операций.
план-конспект занятия (10, 11 класс)

Бутенко Сергей Викторович

План-конспект учебного занятия по ДУД. 15 Основы проектной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vidy_logicheskih_operatsiy.pdf663.31 КБ
Файл vidy_logicheskih_operatsiy.pptx314.26 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды логических операций. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ Юридический колледж) ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по ДУД. 15 Основы проектной деятельности Преподаватель 1КК ГБПОУ «Юридический колледж» Бутенко Сергей Викторович Москва, 2021

Слайд 2

Специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность Тема 2. Этапы осуществления проектной деятельности

Слайд 3

Цель занятия: сформировать представление о видах логических операций. Задачи занятия: Обучающая : Сформировать представление о видах логических операций; Сформулировать основные определения темы; Изучить структуру исследования Сформировать представление о научной организации самостоятельной работы обучающихся. Воспитательная: Содействовать воспитанию у студентов стремлений к совершенствованию, познанию мира, изучению наук для понимания окружающей действительности и себя. Содействовать воспитанию у студентов потребности давать самостоятельную оценку фактам, явлениям социального мира; Способствовать выработке гражданской позиции у студентов. Развивающая: Способствовать развитию навыков работы в группах, парах; Развивать умения студентов устанавливать причинно-следственные связи, формулировать обоснованные выводы; Р азвивать у обучающихся навыки критического мышления, восприятия различных источников информации, их анализа; Содействовать коммуникации внутри учебной группы и за ее пределами, формулирование собственной аргументированной позиции.

Слайд 4

План Виды логических операций Структура исследования Научная организация самостоятельной работы обучающихся

Слайд 5

1. Виды логических операций

Слайд 6

Правила определения. Ошибки в определении . 1. Определение должно быть соразмерным . Это значит, что объем определяющего должен полностью совпадать с объемом определяемого. Так, приводившееся определение: «Кража есть тайное хищение чужого имущества» – соразмерно. Определяемое и определяющее можно переставить местами, и смысл не изменится: «Всякое тайное хищение чужого имущества есть кража». По сути, это равнозначные понятия. Если правило соразмерности нарушается, то возможны две логические ошибки: а) определение слишком широкое . Например, если мы скажем: «Кража есть хищение чужого имущества» (без указания, что оно «тайное»), то под это определение подойдут и грабеж, и мошенничество, и разбой. А это разные преступления; б) определение слишком узкое . Так, если мы скажем: «Кража есть тайное хищение чужих денег», то таким определением не будут охватываться все возможные виды кражи. 2. Определение не должно быть только отрицательным . Это означает, что в определении могут быть отрицательные признаки, но ими нельзя ограничиваться. Например, в определении «Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации» есть отрицательный признак: «не имеющие гражданства Российской Федерации», но он сочетается с положительным: «лица, обладающие гражданством иностранного государства». Такое определение правильное. Нарушение этого правила означает логическую ошибку, которая называется «определение только отрицательное». Например: «Атеизм есть отрицание Бога». Надо добавить: «и утверждение бытия человека на Земле». 3. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя . Иными словами, определяемое понятие не должно повторяться в определяющем ни прямо, ни косвенно. При нарушении этого правила могут быть две логические ошибки: а) тавтология . Так, в действовавшем прежде законодательстве коллегия адвокатов определялась как «объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Получалось «масло масляное». Такая ошибка называется еще « idem per idem » («то же через то же»). В проекте нового законодательства была предпринята попытка избежать подобной ошибки. Коллегия адвокатов стала определяться как «организация профессиональных юристов, добровольно объединившихся в целях оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам». Тавтологии не стало, но появилась новая ошибка – определение слишком широкое. Оно охватывает не только коллегию адвокатов, а и любое иное объединение юристов. Строго говоря, излишним является и признак «профессиональный»: непрофессиональный юрист – не юрист. В новом Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» эти ошибки в основном устранены; б) круг в определении . Это более завуалированная ошибка, когда определяющее понятие, в свою очередь, само раскрывается через определяемое. Так, в юридической литературе долгое время фигурировало следующее определение права: это «система норм, имеющая задачей охранять и оправдывать существующий правопорядок». А что такое правопорядок? Он сам определяется через право! Получается «круг». 4. Нельзя определять неизвестное через неизвестное . Иначе – тоже логическая ошибка: «определение через неизвестное». Например, в печати приводилось такое определение: «Ваучер – это сертификат, удостоверяющий определенные отношения между эмитентом (в данном случае государством) и лицом, получившим этот сертификат в процессе безвозмездного распределения части государственной собственности». А что такое «сертификат»? И что такое «эмитент»? Эти понятия сами требуют соответствующего определения.

Слайд 7

2. Структура исследования

Слайд 8

Общие методы Классификация Анализ Синтез Метафизика Диалектика Индукция Дедукция Обобщение Абстрагирование Аналогия Моделирование Исторический Логический

Слайд 9

1 . Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей могут быть взяты составляющие элементы, свойства, признаки или отношения рассматриваемого объекта. 2. Синтез – изучение объекта, как единого целого. Соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчленённых в результате анализа. Синтез не означает простое механическое соединение разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Общие методы:

Слайд 10

3. Индукция – метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного(единичного) к общему.

Слайд 11

Индукция Неполная индукция – общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса Полная индукция – Вывод об общем классе предметов делается на основе изучения всех предметов класса Эмпирическая - рассуждение, основанное на непосредственном (опытном) исследовании элементов относительно небольшого и регистрируемого множества Популярная - установление повторяемости признаков у некоторых явлений класса путем их простого перечисления Научная - установление повторяемости признака у некоторых явлений класса на основе обнаружения причинной зависимости этого признака от определённых свойств явления

Слайд 12

Общие методы: 4. Дедукция – получение частных выводов на основе знаний каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному. 5. Аналогия – подобие, сходство свойств, признаков или отношений у различных в целом предметов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения т.о . сравнение лежит в основе метода аналогии. 6. Моделирование – метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследование свойств и характеристик. Моделирование применяется тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно (из-за очень малых или больших размеров), либо связано с непомерными затратами.

Слайд 13

Методы Эмпирические Теоретические Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений деятельности Описание Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах Измерение Сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам Сравнение Одновременное соотношение и оценка общих для 2-х и более объектов свойств или признаков Эксперимент Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при повторении условий. Формализация Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущьность изучаемых процессов действительности Аксиоматизация Построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется Гипотетико-дедуктивный метод Создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах Абстрагирование мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, предметов и выделение, интересующих исследователя сторон этих предметов. Идеализация мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект.

Слайд 14

Методы теоретического познания: 1. Абстрагирование – Суть метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Слайд 15

Методы теоретического познания: 2. Идеализация Мысленная деятельность исследователя в процесс научного познания включает в себя вид абстрагирования, который называется идеализацией. Идеализация - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект, в соответствии с целями исследования.

Слайд 16

Методы эмпирического познания: 1. Наблюдение – целенаправленный процесс восприятия предметов и явлений внешнего мира. Позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. 2 . Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах 3. Измерение – определение количественных значений свойств (характеристик) изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры» Д. И. Менделеев 4. Сравнение - одновременное соотношение и оценка общих для 2-х и более объектов свойств или признаков

Слайд 18

Введение

Слайд 19

Актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации; Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что … Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием … Это делает актуальным исследование проблем …, поскольку …

Слайд 20

Постановка и формулировка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней; Проблема … может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные данные. Проблема … остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной науке .

Слайд 21

Разработанность исследуемой проблемы – известные знания, положенные в основание данной работы (содержит ссылки на аналогичные работы, то есть обзор литературы по данному вопросу). Данный вопрос разрабатывался … учеными, но затрагивал только …. Существенный вклад в проблему … обществом внесли … В постановку этой проблемы определенный вклад внесли социологические, политологические, философские и исторические науки.

Слайд 22

Цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности цель должна быть проверяема, конечна Задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат. доказать, обосновать, разработать провести анализ, выявить, определить, установить

Слайд 23

Объект это определенный процесс или взятая в динамике система, подлежащая изучению. Предмет условия, при которых происходит процесс каких-либо преобразований . Объектом нашего исследования являются фразеологические единицы языка …. Различные способы использования устойчивых выражений в заголовках ….

Слайд 24

Гипотеза необходимо учитывать такую ее характеристику как проверяемость , которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки. Способы проверки гипотезы. 1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации, 2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов . «если…, то…» «если…, то…, так как...»

Слайд 25

Результаты - краткое описание всех полученных результатов, которые соответствуют поставленным выше задачам В ходе данного исследования выявлено определено установлено

Слайд 26

Заключение (выводы) показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Сформулировать общие выводы, не повторяя ранее изложенного текста. Пояснить, что удалось сделать, а что осталось за рамками данной работы. Указать возможные направления дальнейшей работы. . На основании результатов данного исследования доказано обосновано разработано

Слайд 27

5. Эксперимент – предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. Экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

Слайд 28

Классификация экспериментов: 1) В зависимости от характера решаемых в ходе эксперимента проблем: - исследовательские - проверочные 2) Исходя из методики проведения и получаемых результатов: - качественные - количественные 3)В зависимости от области научного знания: - естественно-научный - прикладной - социально-экономический

Слайд 29

2. Научная организация самостоятельной работы обучающихся

Слайд 30

Титульный слайд

Слайд 31

Содержание (оглавление) Заголовки разделов (глав) должны точно повторять заголовки разделов (глав), параграфов в тексте работы. Введение ………………………………………………………………………. 2 стр. 1 глава. История вопроса …………………………………………………….4 стр. 2 глава. Роль и место фразеологизмов в заголовках периодической печати 2.1. Причины обращения журналистов к ФЕ ……………………6 стр. 2.2. Способы классификации …………………………………......6 стр. 3 глава. Социологический аспект ………………………………………….9 стр. Заключение ………………………………………………………………… 11 стр. Список источников информации ………………………………………… 12 стр. Приложения …………………………………………………………………. 13 стр.

Слайд 32

Структура списка литературы нормативные акты; книги; печатная периодика; источники на электронных носителях локального доступа; источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

Слайд 33

Список источников

Слайд 34

Основная литература [1] Розанова Н.М. Научно-исследовательская работа студента: учебно-практическое пособие – М.: КНОРУС, 2018 – 256 с.; [2] Афанасьев В.В. Основы учебно-исследовательская деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования – М.: Издательство Юрайт , 2020 – 154с. [3] Куклина Е.Н. Основы учебно-исследовательская деятельности: учебное пособие для СПО – М.: Издательство Юрайт , 2019 – 235с. [4] Сковородкина И.З. Основы учебно-исследовательская деятельности: учебник – М.: КНОРУС, 2020 – 266с. Хромов А.А., Шамрина М.Л., Из опыта проектной деятельности: Школа и производство, 2014. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях.// Школьные технологии.- 2001. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, «Эксперимент», 1995. Кильпатрик К., Основы метода: М-Л, 2013. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностноразвивающих педагогических средств: автореф. дисс.д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. Машарова Т.В. Использование личностно-ориентированных технологий образовании. Материалы семинара. - Киров, 2000. Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». - Н. Новгород, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.

В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить  вр...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции

Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции...

Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"

Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...

A2. Использование логических операций. Рассматриваем основные логические операции и учимся определять значение логического выражения.

Решение:Первая часть выражения НЕ(ПЕРВАЯ ЦИФРА ЧЁТНАЯ) означает, что первая цифра должна быть НЕЧЁТНАЯ. НЕ отрицает высказывание, заключённое в скобках.Заданному условию удовлетвор...

Методическая разработка занятия по теме "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции".

Цель: ознакомление с основными понятиями алгебры логики.Задачи:Образовательные: познакомить с основными понятиями темы: логическое высказывание, логические операции;научить составлять таблицу истиннос...