эффективное общение
план-конспект занятия (9 класс)

Эффективные приемы  общения 

 

Приемы, которые будут рассмотрены ниже, отличаются своей универсальностью: их применение будет успешно в любом виде деятельности. Поведенческая техника менеджера заключается в умении использовать методы и приемы делового общения, которые обеспечивают наибольшую эффективность трудовой деятельности.

К таким методам и приемам относятся умение:

  • * создать благоприятный психологический климат деловой беседы;
  • * производить хорошее впечатление на собеседников;
  • * использовать приемы разрядки отрицательных эмоций и самоуспокоения;
  • * защищаться от некорректных собеседников и партнеров;
  • * ставить вопросы и отвечать на них;
  • * аргументировать свои высказывания и доказывать их;
  • * опровергать доводы оппонента и умело его выслушивать.

Известно много эффективных приемов, которые позволяют в самом начале деловой беседы быстро расположить к себе партнера и при необходимости безболезненно для его самолюбия склонить к нужной точке зрения. Залогом благоприятного делового общения является взаимная доброжелательность участников делового общения.

 

Следует использовать некоторые психологические приемы, чтобы расположить к себе партнера по беседе или переговорам.

В начале разговора надо дать почувствовать собеседнику, что вы искренне заинтересованы в нем, осознаете авторитет и значимость организации, которую он представляет.

Во время делового разговора надо проявлять исключительное внимание к партнеру. Чаще следует говорить о том, что интересует вашего партнера и задавать такие вопросы, на которые ему будет приятно отвечать. Надо постараться, чтобы ваш партнер рассказал и о достижениях своего предприятия.

В деловом общении очень важно обратиться к человеку по имени как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас много значит. Когда партнер не прав, то можно дать понять ему это жестом, взглядом или интонацией. Но если вы прямо скажете, что он не прав, то нанесете прямой удар по его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызывает у него желание защититься, доказать обратное, но отнюдь не изменить свою точку зрения. При этом вместо фразы: «Я вам докажу, что вы ошибаетесь», можно сказать: «Подумать только, я-то считаю иначе, но, возможно, я ошибаюсь. Давайте лучше вместе проверим факты». Допуская возможность ошибки со своей стороны, вы избежите затруднительного положения.

 

Общей рекомендацией по ведению деловой беседы или переговоров является то, что участникам не следует настраиваться на ведение споров. Можно одержать в споре победу, но этой победой вы никогда не добьетесь расположения своего партнера. Если партнер утверждает что-либо явно ошибочное, надо отказать себе в удовольствии немедленно его уличить, а начать свой ответ с замечания, что в определенных условиях и при известных обстоятельствах его мнение было бы правильным, но в данном конкретном случае дело обстоит иначе. Манера выражать свое мнение как можно скромнее всегда вызывает меньше возражений. Если выяснится, что вы ошиблись, это доставит вам меньшее огорчение. Если окажется, что вы правы, то вам будет легче убедить партнера присоединиться к вашей точке зрения. Когда вам все равно грозит столкновение взглядов, то разумнее опередить оппонента, взяв инициативу на себя. Гораздо выгоднее подвергнуть себя самокритике, чем слушать обвинения из чужих уст.

Известно, что все люди хотят утвердиться в сознании своей значимости, и поэтому, когда вы утверждаете, что ваш партнер прав, а вы не правы, это польстит самолюбию вашего оппонента, и он сам уже начнет смягчать вашу вину. Не следует говорить партнеру обидных слов. Психология спора подчиняется закону «эмоционального зеркала»: нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово подействовало, необходимо выражаться деликатно, не оскорбляя.

 

Прежде чем критиковать других, надо указать на свои собственные ошибки. Гораздо легче выслушивать перечисление своих ошибок, если критикующий начнет с признания, что он сам не безупречен. Обычно в неприятностях и конфликтах виноваты обе стороны. Поэтому надо научиться в целях сохранения нормальных деловых отношений разделять ответственность и всегда брать на себя определенную долю вины за случившееся.

Проведенные психологические исследования позволили выявить факторы, обеспечивающие любому человеку хорошее психологическое самочувствие. Сформулировать результаты этих исследований можно так: для того, чтобы переговоры с партнером дали положительный результат, необходимо придерживаться простых правил:

  • * улыбаться;
  • * смотреть собеседнику в глаза;
  • * сосредоточить на нем все свое внимание;
  • * установить с ним положительный контакт с помощью мимики и жестов;
  • * говорить с той же скоростью, что и ваш собеседник;
  • * положительно отзываться о личности собеседника, его действиях и позиции;
  • * показывать, что вы уважаете своих коллег и свое предприятие;
  • * вести себя спокойно и непринужденно;
  • * выглядеть опрятным и отдохнувшим.

Чтобы произвести в процессе делового общения хорошее впечатление, необходимо помнить о соблюдении общепринятых в таком деле правил поведения. Прежде всего, следует вести себя естественно, а не напряженно и скованно. В то же время не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Надо постоянно выказывать интерес к другим людям, но не следует переходить определенные границы и превращаться в льстеца. Сдержанность и такт необходимы при общении с руководителем и подчиненным. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т.е. объединяют. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника - за знания, умения, внешний вид, хорошо и в срок выполненную работу и т.п. Надо замечать все, что нравится в поведении людей, и выражать искреннее одобрение. Большинство людей любят, чтобы их слушали, поскольку больше озабочены своими интересами, мыслями и потребностями. Следует стремиться быть хорошим слушателем. Всякий человек, как бы он ни был увлечен своей работой, имеет свою «личную жизнь». Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем положительную реакцию, а вы, проводящий такой разговор, будете считаться у вашего собеседника человеком чутким и внимательным.

Преуспевающий менеджер должен уметь разряжать отрицательные эмоции и владеть техникой самоуспокоения. Следует помнить, что отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психологических сил, и поэтому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее производственную деятельность и не дающее возможность создать положительный деловой имидж. Необходимо всегда разделять человека и проблему. Это дает возможность переключиться с эмоционального уровня на рациональный, проще и легче разрешать противоречия. Для создания благоприятного психологического климата в деловом общении можно рекомендовать:

  • * обращайтесь к собеседнику по имени отчеству, встречайте его доброжелательной улыбкой, крепким рукопожатием, в течение всей встречи смотрите собеседнику в глаза;
  • * концентрируйте свое внимание только на положительных качествах партнера, проявляйте свою искреннюю заинтересованность в развитии отношений;
  • * обращайте внимание на эмоциональное состояние собеседника, учитывайте его при выражении своих чувств;
  • * показывайте своим поведением, что вы внимательно слушаете, сопереживаете;
  • * внимательно следите не только за содержанием речи партнера, но и за ее скоростью и громкостью, постарайтесь говорить в том же темпе и с той же скоростью;
  • * дайте понять собеседнику, что относитесь к лицам с позитивным типом мышления: положительно отзывайтесь о своих коллегах, о личности собеседника и т.д.;
  • * старайтесь вести себя спокойно и непринужденно, это поможет вашему собеседнику сосредоточиться, обрести уверенность и деловой настрой.

Менеджеру любого уровня следует научиться располагать к себе людей, а для этого следует производить на них хорошее впечатление. Такое впечатление производит менеджер, искренне и тактично проявляющий интерес к своим подчиненным, к их профессиональному росту, положению дел в семье и т.д. Обязательно менеджеру следует выражать одобрение подчиненным по поводу качественно выполненной работы, оказания взаимопомощи, проявления высоких моральных качеств.

Способом расположения к себе подчиненных является умение делать комплименты, при этом весьма важно соблюдать чувство меры, чтобы ваши слова не обратились в лесть. Изучая своих подчиненных, менеджер может продумать несколько дежурных комплиментов, которые могут быть им использованы в различных ситуациях, применительно к различным людям. Отмечая положительное качество человека, следует давать в комплименте только небольшое его преувеличение.

Менеджеру намного легче решать сложные вопросы, если с подчиненными, коллегами у него установились доверительные и надежные отношения. Люди склонны симпатизировать, общаться, не спорить с теми людьми, которые имеют такое же мировоззрение, как и они сами. Собеседника может обидеть ваш громкий тон речи; непонимание сути вопроса может быть следствием большой скорости речи; неуверенность в себе может быть следствием употребления вами непонятных профессиональных терминов. Поэтому обратите внимание на особенности речи вашего собеседника и старайтесь подстроиться под них. В процессе слушания нас мысленно могут отвлекать многие проблемы, мы можем находиться в сложном эмоциональном состоянии и т.д. Поэтому крайне важно умение внутренне настроиться на активное и пассивное слушание. Пассивное слушание (т.е. невмешательство в разговор) тоже может быть использовано как психологический прием в конфликтной ситуации или при повышенном эмоциональном тоне общения со стороны одного из участников. Не следует перебивать партнера, надо дать возможность ему высказаться. Используйте речь собеседника для того, чтобы лучше узнать его, а может быть, и состояние дел на его предприятии. Активное слушание построено на следующих правилах:

  • * не отвлекайтесь в мыслях на другие проблемы, не обдумывайте ваши вопросы и возможную аргументацию;
  • * во время речи собеседника следует проводить критический анализ услышанного и формулировать выводы.

Во время слушания поддерживайте постоянный зрительный контакт с собеседником, улыбайтесь, кивайте головой, давайте понять, что осознаете излагаемые факты.

Во всех беседах, имеющих целью информировать слушателей, пробудить в них какие-либо чувства или побудить к тем или иным действиям, важно то, как используется язык. При этом действует следующее правило: менеджер должен выбирать формулировки в соответствии с предметом речи, собеседниками и целью, преследуемой при произнесении речи. При выборе формулировок выступления необходимо учитывать особенности устной речи, т.е. он должен излагать свои мысли конкретно, ясно и убедительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon effektivnoe_obshchenie.ppt508.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с элементами тренинга «Приемы эффективного общения» Цель: совершенствовать коммуникативные способности учащихся с целью повышения эффективности их взаимодействия с окружающими

Слайд 2

Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. А самая большая роскошь в этой жизни - "это роскошь общения"; - как оказал А. де Сент-Экзюпери.

Слайд 3

Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы: помочь объединить людей в сообщества создать здоровую психологическую среду обеспечить каждому человеку комфорт в общении создать условия для развития человека и его совершенствования .

Слайд 4

Важным фактором, стимулирующим процесс развития личности, является создание психологически комфортной окружающей среды. Отношения сотрудничества, сопереживания (эмпатии) и симпатии - это те условия, в которых положительная самооценка, отсутствие боязни идти на риск повышает творческую самостоятельность, инициативу людей в решении той или иной ситуации. Для этого необходима поддержка, поощрение оригинальных идей, отношение к ошибкам как к попытке достижения успехов, проявления уважения к их мнениям и суждениям..

Слайд 5

Эго-состояние «РОДИТЕЛЬ». Включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто штампы. Поэтому Родитель – это как бы наш внутренний комментатор, редактор, оценщик. Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя», то позволяем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-сердитое. Брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно покачивается. Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом случае он защищает, поддерживает, опекает, одобряет, помогает, сочувствует, утешает, выражая это жестами и словами

Слайд 6

Эго-состояние «ВЗРОСЛЫЙ» Воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных. Выражение лица внимательно-заинтересованное, полностью обращенной к партнеру, доверяющее и спокойное.

Слайд 7

Эго-состояние «РЕБЕНОК» Руководствуется главным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства. Наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному: свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В зависимости от этих состояний «Ребенок» может вести и проявлять себя в конкретных ситуациях. В свободно- творческом состоянии он излучает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, находится в приподнятом настроении, проявляет творческий подход и открыт окружающему миру. Словарь предпочитаемых высказываний состоит из непосредственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Прекрасная мысль!». Речь возбужденная, торопливая, горячая.

Слайд 8

Эго-состояние «РЕБЕНОК» «Приспосабливающийся Ребенок» озабочен мнением о себе окружающих, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его словами при этом являются «Я не знаю, смогу ли», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». Интонации высказывания слабые, нерешительные, плаксивые, голова опущена, готов заплакать, кусает губы. «Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я не беде этого делать!», « Я не хочу!», «Оставьте меня в покое!»

Слайд 9

Назидательный, самоуверенно-агрессивный Пристройка сверху РОДИТЕЛЬ «надо» Учит, направляет, осуждает, опекает Рациональный, корректный, сдержанный Пристройка рядом ВЗРОСЛЫЙ «хочу, потому что надо» Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой Эмоциональный неуверенный, подчиняемый Пристройка снизу ДИТЯ «хочу» Капризничает, упрямится, протестует, творит Характеристика состояний

Слайд 10

Интерпретация результатов ВДР – вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, и непосредственны, не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно лишь пожелать сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Слайд 11

Интерпретация результатов РВД – категоричность и самоуверенность, свойственные этому типу, противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом всем, кто имеет дело с людьми, а не с машинами.

Слайд 12

Интерпретация результатов . РДВ – такое сочетание способно осложнить жизнь его обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью «режет правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже третье место, то это вполне осуществимо.

Слайд 13

Интерпретация результатов Д – приемлемый вариант для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил свои успехи тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди уже обычно перестают о них думать.. Но детская непосредственность хороша доопределенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять эмоции под контроль.

Слайд 14

Схема Томаса А.Харриса. Я «-» ТЫ «+» Я «-» ТЫ «-» Я «+» ТЫ «-» Я «+» ТЫ «+»

Слайд 15

Схема Томаса А.Харриса. Я «- » - ТЫ «+» (депрессивность) Человек, который принял эту жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который по жизни приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничтожение. В профессиональном плане такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

Слайд 16

Схема Томаса А.Харриса. Я «- » - ТЫ «-» (безнадежность) Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития ВЗРОСЛОГО. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а так же самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности.

Слайд 17

Схема Томаса А.Харриса. Я «+ » - ТЫ «-» (превосходство) Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Эта позиция превосходства. В большинстве случаев она характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

Слайд 18

Схема Томаса А.Харриса. Я «+ » - ТЫ «+» (успех) Это самая эффективная позиция, потому что человек, принявший ее, не предполагает мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. В такой позиции общение протекает наиболее оптимально.

Слайд 19

«Открытые и закрытые вопросы» Закрытые вопросы: - Как вас зовут? - Вы живете здесь? - Сколько у вас детей? Открытые вопросы: - Что вы сейчас чувствуете? - Что вас больше всего привлекает в вашей работе? - Что вы думаете о…?

Слайд 20

Активное слушание Нерефлексивное Заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я поняла, что…?» «Так ли это…?» «То есть…?» Возникает адекватная обратная связь, собеседник уверен, что передаваемая им информация понята правильно. Анализа и интерпретации не дается, просто отражается мысль собеседника. Рефлексивное Более активное участие в разговоре, переформулирование мысли таким образом, чтобы акцентировать главные идеи, выявить противоречия: «То есть , ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы обидеть тебя?» Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, анализировать причины проблемы и видеть выход из трудной ситуации.

Слайд 21

Пути восприятия информации

Слайд 22

Интерпретация жестов попытка прикрыть рот рукой или касание носа – обман руки, скрещенные на груди – оборонительная поза разведенные руки с открытыми ладонями – открытость потирание ладоней – удовлетворение, восторг сцепленные пальцы рук– разочарование и желание скрыть негативное отношение, соединенные кончики пальцев в вертикальном положении – уверенность в себе, возможно чувство превосходства захват запястья и предплечья – разочарование, попытка справиться со своими чувствами

Слайд 23

почесывание шеи – сомнения и неуверенность палец во рту – нужда в ободрении рука подпирает щеку – скука рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова держится ровно – заинтересованность рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова опирается на руку – негативные мысли поглаживание подбородка – стремление принять решение потирание шеи сзади или лба – «как мне все это надоело» собирание несуществующих ворсинок на одежде – не одобряет мнение окружающих, но не решается высказать свое

Слайд 24

Глазные сигналы доступа

Слайд 25

Выражение чувств с помощью «Я-высказывания» Иногда бывает полезнее и эффективнее применять так называемые «Я-высказывания». Смысл этого высказывания показать собеседнику, что вы не одобряете его поведения и обозначит свои чувства в связи с этим. Например: «Когда ты отвечаешь мне таким тоном, я удивлена и разочарована, потому что считаю тебя порядочным человеком и хочу тебе помочь разобраться в ситуации» Это средство так же не универсально, но обозначение личных позиций всегда полезно, оно говорит о вашей ответственности в процессе общения и побуждает к этому собеседника

Слайд 26

Контрольные вопросы Какие правила общения вы узнали? Какие три эго-состояния могут наблюдаться у личности в общении согласно теории Э.Берна? Какие позиции в общении выделял Т.Харрис? Что из знаний, полученных сегодня будет полезно для вас в повседневной жизни? Желаю удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила эффективного общения.Изменение условий семейного воспитания

В статье рассматривается взаимодействие школы с родителями, пути и средства оздоровления обстановки в семьях-залог изменений отнлоения к детям и методам воспитания....

Заметка для родителей. Эффективное общение.

Человек, поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный, обычно теряет ощущение перспективы. Когда у вас неприятности или вам трудно, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое или вн...

Правила эффективного общения с ребенком

Как общаться с ребёнком? Несколько правил...

Эффективное общение

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражат...

Заметки для родителей. Правила эффективного общения.Как повысить самооценку ребенка.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. В статье приведены практические советы и идеи, которые помогут родителям наладить свои взаимоотношения с ребенком....

Правила эффективного общения

В материале представлены 10 правил эффективного общения, упражнение и тест....