Статья "Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"
статья

Иваненко Лариса Николаевна

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distant.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

Возможности дистанционного обучения на уроках биологии.

Дистанционное обучение позволяет составить для ребенка индивидуальный образовательный маршрут, при котором есть возможность регулировать объем и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки.

Возможности дистанционного обучения безграничны и позволяют усваивать материал за счёт самостоятельного изучения, а также получать консультации учителя через Интернет. Дистанционное образование это процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса. Это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. 
Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. 

Биология - наука о живой природе. При ознакомлении с любым разделом биологии, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и развить интерес. На уроках биологии используются различные иллюстративные материалы (растений, животных и др. изучаемых объектов), фильмы и видеоролики, flash-анимации, взятые из лицензионных образовательных интернет - ресурсов. Таких как единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещенных на сайте: school-collection.edu.ru.

Дистанционные образовательные технологии  актуальны не только в ситуациях, когда педагог и учащиеся пространственно  удалены друг от друга.  Эти технологии позволяют сделать более комфортным для всех субъектов процесс очного обучения.

Остановимся подробнее на самом процессе внедрения дистанционных технологий в обучение.  Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных образовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к информации, увеличивает количество и качество коммуникаций, позволяет интенсифицировать весь процесс обучения. Реализация  образовательной модели интеграции дистанционного обучения в преподавании биологии позволяет использовать радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия как количественно, так и качественно.

 Среди них можно выделить:

- четкую структуризацию информации, когда учебный материал, размещенный на сайте преподавателя, подается сжато и структурировано, что экономит время при изучении теоретических блоков;

- эмоциональный отклик, который достигается введением иконографического материала, видео и анимационных фрагментов (видео,  как сюжетная основа, позволяет широко использовать проблемный подход в обучении);

-учет психологических особенностей организации зрительного восприятия: систематизация обширного учебного материала по биологии,  представление его в   удобном для изучения и запоминания виде — в форме структурно-смысловых схем и таблиц,  рисунков и иллюстраций облегчает восприятие и запоминание;

- практическую направленность: задания и упражнения;  тренинги; примеры реальных ситуаций;

- дистанционные творческие олимпиады, проекты, конкурсы;

- веб-доски объявлений;

- веб -уроки, веб -конференции в реальном времени;

- увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательной деятельностью;

- овладение учащимися специальными техническими умениями, переход от более низкого к более высокому уровню в различных формах дистанционного обучения.

- систему контроля, которая  может состоять из тестов, тематических контрольных заданий; итогового контрольного задания (за счет вынесения данного вида  деятельности учащегося в дистанционную форму происходит значительная  экономия аудиторного времени,  у преподавателя нет необходимости тратить свое время на проверку этого теста и на его анализ. Система предоставляет подробный анализ по каждому вопросу теста).

Биология – одна из интереснейших и практически значимых наук. При правильной организации процесса обучения она может доставить удовольствие каждому ребёнку. Учителю необходимо научить школьников самостоятельно изучить мир живой природы. Совершенствование процесса среднего образования и отдельных его составляющих связано с информатизацией процесса обучения. Широкие возможности открывает использование технологии дистанционного обучения. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса биологии. В модернизации образования дистанционное обучение занимает всё большую роль. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. 
         Основное достоинство технологии дистанционного обучения - гибкость, позволяющая обучаемому самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность. 
Модель дистанционного образования, рассматривает обучение как информационно-образовательную среду, основанную на современных средствах передачи и хранения информации. В центре этой концепции стоит учитель не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка преподаваемого курса, консультирование учащихся по всем аспектам учебной деятельности.   Дистанционное обучение не противопоставляется существующей в России системе образования и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых технологий обучения.

 Деятельности учителя отводится значительное место в технологиях дистанционного обучения. Его задача заключается в содействии наиболее полному погружению обучаемых в образовательную среду, формированию навыков самостоятельного познания и обеспечения интеллектуального роста, готовности к решению нестандартных задач и ситуаций. Учитель должен способствовать активизации познавательной деятельности воспитанников. 

Роль учителя в дистанционном обучении.
         Важнейшая задача преподавателя в процессе управления познавательной деятельностью - формирование у воспитанника мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Внимание воспитанника необходимо сконцентрировать на самостоятельном обучении. Именно индивидуализация обучения с развитием навыков самостоятельности является основополагающим образовательным принципом дистанционной технологии. Самостоятельности в широком смысле, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку, самоорганизацию, самомотивацию, уверенность в себе, в самореализации и др. Считается, что современного человека необходимо научить следующим вещам: уметь чувствовать, уметь мыслить (что наиболее трудно), уметь входить в контакт и взаимодействие с другими людьми, уметь добывать и использовать полученную информацию. 
          Учитель должен не только знать изучаемый материал, но и мастерски владеть им. Он должен умело охватить сразу весь объём модуля изучаемого предмета. Сконцентрировать внимание на основополагающих вопросах, дать наиболее приемлемые определения и выводы, которые в разных источниках формулируются по-разному, объяснить и увязать информацию, расположенную на различных носителях, суметь привлечь воспитанника к активной, творческой самостоятельной работе.

           Основное в деятельности учителя - создание мотивационного настроя, подготовка учебно-методического обеспечения, осуществление непосредственного руководства и управления самостоятельной работой каждого воспитанника над учебным материалом.

        Мотивационный и творческий настрой учеников в процессе обучения.

          Для решения задачи обеспечения необходимого мотивационного настроя воспитанников, учитель, прежде всего, должен раскрыть (выявить, обосновать, классифицировать) цели изучения данной дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений. По мнению А. А. Вербицкого, В. А. Кругликова [1], мотивация выступает одним из сложных механизмов соотношения внутренних и внешних факторов личностного поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности. Внешние и внутренние факторы различаются по степени мотивирующего влияния на воспитанников, при этом лишь последние непосредственно зависят от усилий учителя. Подобные занятия относятся к классу форм и методов активного обучения интенсивного типа - мотивационным играм, которые повышают качество подготовки воспитанников, способствуют формированию их творческой активности. 
         Развитию творческого мышления способствует: 
• создание проблемных ситуаций, требующих принятия самостоятельных решений; 
• поиск нестандартных приемов в решении конкретных задач; 
• применение результатов педагогического опыта в новых условиях. 
       В условиях обучения  по дистанционной технологии воспитанники имеют доступ к различным источникам информации, и важно помочь каждому из них составить образовательный набор, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям. Поэтому в нашей школе мы используем, начиная с 7 класса, раннюю дифференциацию обучения, связанную с традиционными образовательными структурами, и выход на индивидуальное обучение с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам. 
         Информационные технологии позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества. Этот процесс настолько интересен, а возможности сейчас очень большие, что иногда продолжаешь работу, не считаясь с личным временем. Бесспорно, что какие бы «правила» мы ни относили к числу наиболее важных и обязательных, залогом успешного обучения учащихся остаются личность учителя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, слушать, сопереживать. В школе не должно быть места двойной морали, одной – для учителя, другой – для учащихся, в противном случае мы не имеем права быть и называться учителем, мы не можем рассчитывать на доверие и любовь своих воспитанников. 

Литература 

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. Полат, М. Бухаркина, М. Моисеева, А. Петров. М.:Академия, 2008. 272 с.

2.Полат Е.С.  Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm

3. Новые педагогические технологии в системе образования./Под редакцией Е.С.Полат,М..,Академия,2000. 
4.Холодкова И.В. 
Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения // Информатика и образование.  2010.  № 1.  С. 87-88.

5.Вербицкий А.А., Кругликов В.А. Контекстное обучение: формирование мотиваций, Высшее образование в России, 1998,№1. 
6.Подгребельная Н.И.Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения, автореф.канд.дис., Ставрополь,2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...

«Использование информационных технологий на уроках биологии»

Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....

« Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии»

Доклад на МО  на тему " Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии"...