Статья "Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения"
статья

Иваненко Лариса Николаевна

В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, которые сопровождаются тьютором. Основная технология – это Интернет-обучение или сетевая технология. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0013d8d9-e9e36d75.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения.

В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, которые сопровождаются тьютором. Основная технология – это Интернет-обучение или сетевая технология.

Большинство педагогов в период дистанционного обучения столкнулись с ранее не часто используемыми формами подачи учебного материала, а также с необходимостью разрабатывать уроки в дистанционном формате. Несколько слов о требованиях и алгоритме дистанционного урока.   Существуют следующие требования к проведению дистанционного урока:

1. Внешний порядок дистанционного урока. Вы должны четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок — такой же урок, и опаздывать на него нельзя. Объясните это ученикам.

2. Внутренний порядок дистанционного урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то подтему.

3. Проблемный подход к дистанционному обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:

  • понимать поставленную проблему;
  • искать пути решения;
  • задавать вопросы;
  • приходить к решению проблемы и оценивать ее.

4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.

5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.

6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.

Алгоритм разработки дистанционного урока необходим особенно на первых этапах обучения. Он позволит быть уверенным в том, что ничего важного учитель не пропустил. Такой алгоритм можно сформулировать следующим образом:

1. Определить тему дистанционного урока.

2. Определить тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)

3. Поставить цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.

4. Выбрать самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.

5. Решить, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурировать материал.

6. Выписать основные тезисы по теме дистанционного урока.

7. Подготовить необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.

8. Разработать самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Продумать систему оценивания: как и за что будет ставиться отметка.

9. Определить продолжительность урока. Учесть длительность непрерывной работы за компьютером (не более 30 минут). Распределить время урока.

10. Подробно расписать ход занятия. При необходимости подготовить инструкцию по выполнению заданий для учеников.

11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников [3].

Основное в деятельности учителя - создание мотивационного настроя, подготовка учебно-методического обеспечения, осуществление непосредственного руководства и управления самостоятельной работой каждого воспитанника над учебным материалом.

            В создавшейся ситуации общение вживую постепенно минимизируется, и учителя вынуждены прибегать к помощи интернет-технологий. Хочу поделиться небольшим опытом, как интернет-технологии можно использовать дозированно в образовательном процессе. Первое с чем сталкиваются ученики в сети Интернет – это обилие разнообразной информации: огромное количество образовательных статей с наглядными материалом, интересными фактами из мира биологии, секретами подготовки к экзаменам, полезными ресурсами для самообразования. Учителям, необходимо сориентировать детей в таком потоке информации. При подготовке к уроку ученик должен иметь ссылки на образовательные платформы и онлайн-сервисы.

         Интернет-ресурсы — отличная образовательная среда. Множество онлайн-платформ на сегодняшний период любезно предоставляют бесплатные инструменты для подготовки и ведения дистанционных уроков. Можно использовать в своей практике такие образовательные порталы, как «Resh.edu», «Yaklass.ru», «Interneturok.ru», «Uchi.ru» и др. Да, живого общения в процессе обучения ничто не заменит, но многие интернет-технологии позволяют провести урок в режиме online, например, Skype или Zoom, где по необходимости можно рассмотреть ряд вопросов, вызывающих затруднения у обучающихся при самостоятельном овладении учебным материалом.

              При подготовке и проведении уроков мною использовались материалы с разных образовательных платформ в зависимости от тематики и возрастных особенностей обучающихся. Например, видеоурок или презентация - с одной платформы, а тест или тренажеры - с другой.

            Информационные технологии позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества. Этот процесс настолько интересен, а возможности сейчас очень большие, что иногда продолжаешь работу, не считаясь с личным временем. Бесспорно, что какие бы «правила» мы ни относили к числу наиболее важных и обязательных, залогом успешного обучения учащихся остаются личность учителя, его порядочность, честность, доброта, умение общаться, слушать, сопереживать. В школе не должно быть места двойной морали, одной – для учителя, другой – для учащихся, в противном случае мы не имеем права быть и называться учителем, мы не можем рассчитывать на доверие и любовь своих воспитанников. 

               Переход на дистанционное обучение, будем честны, дается всем нелегко. Дистанционное обучение имеет как недостатки, так и, в определенном смысле, свои достоинства. Время дало нам это осознать и апробировать. И каждый педагог сделал для себя определенные выводы.

Список литературы

  1. Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения [Текст]: Теоретико- практический базис: Учебное пособие. – Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. – 167 с.
  2. Лаборатория дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Е.С. Полат, А.Е. Петров – URL: http//distant.ioso. rulibrary/publication/ concept.htm
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. Полат, М. Бухаркина, М. Моисеева, А. Петров. М.:Академия, 2008. 272 с.
  4. Подгребельная Н.И.Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения, автореф.канд.дис., Ставрополь,2001. 
  5. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– URL: https://diso.ru/blog/36
  6. Сайт программы «Hugin - Panorama photo stitcher» [Электронный ресурс] – URL: http://hugin.sourceforge.net/download/
  7. Халперн, Дайана «Психология критического мышления». - СПб: Питер, 2000. - 512с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоцинальной саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»

В статье представлены различные способы и приемы развития саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования.Особенное внимание уделено приемам снятия мышечной напряжен...

Описание опыта работы проведения уроков математики в режиме дистанционного обучения

Организация проведения уроков математики в дистанционном режиме в мессенжере WhatsApp. С помощью видеозаписи с экрана компьютера и голосовыми комментариями объяснение детям подробной поэтапной инструк...

«Проведение уроков математики в условиях инклюзивного обучения.»

Школьная научно-практическая конференцияпедагогов«Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решение»     ТЕМА  «Проведение уроков математики в условиях...

Методика и организация урока ФК в условиях дистанционного обучения

Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры? Разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Методика п...

Особенности проведения промежуточной аттестации в условиях дистанционного обучения

В статье описывается механизм проведения экзамена по предмету ОГСЭ  03 "История" в условиях дистанционного обучения....

Методическое пособие для учителей по работе на платформе Урок.ио в условиях дистанционного обучения.

Пособие предназначено для учителей, преподавателей и студентов при подготовке уроков для учащихся средней школы....

Семинар для педагогов «Особенности проведения коррекционных занятий в условиях дистанционного обучения».

Семинар для педагогов «Особенности проведения коррекционных занятий в условиях дистанционного обучения»....