Статья "Корпоративное электронное обучение учителей созданию образовательных онлайн курсов"
статья (6, 9, 10, 11 класс)

Щемелева Мария Анатольевна

В статье изучена технология создания образовательных онлайн курсов для обеспечения индивидуализации образовательного маршрута обучающихся. Вектор развития отечественного образования направлен на цифровизацию, предполагающую использование в образовательных учреждениях современных технологий. 

Методам обучения, базирующимся на современных технологиях, в том числе, информационно-коммуникационных (ИКТ), уделяется наибольшее внимание и отдается предпочтение, ведь эффективное использование ИКТ в образовании может значительно улучшить качество обучения и сократить расходы на него. 
Корпоративное электронное обучение, сочетающее в себе современные технологи педагогики и ИКТ, является одним из актуальных и перспективных направлений цифровизации образования.

В результате написания статьи даны конкретные рекомендации учителям по созданию образовательных онлайн курсов, а также сделан вывод о том, что использование образовательных онлайн курсов в учебном процессе является эфективным способом достижения планируемых результатов обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx626.55 КБ

Предварительный просмотр:

Корпоративное электронное обучение учителей
созданию образовательных онлайн курсов

Вектор развития отечественного образования направлен на цифровизацию, предполагающую использование в образовательных учреждениях современных технологий. Методам обучения, базирующимся на современных технологиях, в том числе, информационно-коммуникационных (ИКТ), уделяется наибольшее внимание и отдается предпочтение, ведь эффективное использование ИКТ в образовании может значительно улучшить качество обучения и сократить расходы на него. Корпоративное электронное обучение, сочетающее в себе современные технологи педагогики и ИКТ, является одним из актуальных и перспективных направлений цифровизации образования. Поэтому исследования в данной области имеют большую практическую значимость.

Проанализировав основные документы, раскрывающие аспекты модернизации российского образования (Закон об образовании в РФ и Федеральный государственный образовательный стандарт), можно сделать вывод о необходимости смены ориентира образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач на формирование универсальных способностей личности, которые основаны на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели непосредственно связано с личностной ориентированностью образовательного процесса, осуществляемого при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам. Поэтому в качестве одной из ведущих тенденций в развитии образования в ближайшем будущем прогнозируется именно индивидуализация, или персонализация образования.

Идея индивидуализации образования в педагогике не нова. В традиционном понимании она, как известно, предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся и тем самым «позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика». Однако эта идея практически неосуществима в рамках традиционной классно-урочной модели организации учебного процесса, в которой превалируют фронтальная работа либо групповые формы работы, ориентированные на «среднестатистического» по своим способностям и возможностям обучающегося.

Электронное обучение, отличительной особенностью которого является использование ИКТ и новейших технических возможностей, не предполагает постоянного непосредственного контакта учителя с обучающимися. Так могут осваиваться фрагменты образовательной программы, отдельные учебные предметы или темы. При этом обеспечивается реализация индивидуальной траектории обучающегося при координирующей роли учителя-тьютора.

 Большое количество публикаций посвящено востребованности, эффективности электронного обучения и целесообразности его внедрения в образовательный процесс. Но проблемным моментом, который возникает перед учителями при реализации электронного обучения, является умение создавать образовательные онлайн курсы. Это довольно сложный, дорогостоящий и трудоемкий процесс. Данное исследование направлено на поиск такого решения, которое позволит учителю любой квалификации и ИКТ-компетентности самостоятельно создавать и использовать в учебном процессе электронные онлайн курсы.  

Таким образом, целью исследования является разработка онлайн курса для корпоративного электронного обучения учителей созданию образовательных онлайн курсов для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие корпоративного электронного обучения, описать его возможности и выявить недостатки;

- выбрать оптимальный способ создания образовательных онлайн курсов и описать его;

- разработать образовательный онлайн курс для обучения учителей.

Для решения намеченных задач использовались общенаучные и специальные методы исследования. Под общенаучными методами исследования подразумеваются методы, используемые во всех областях науки, а именно теоретические и экспериментальные. Специальные методы – это методы, применяемые в конкретной области науки, а именно в педагогике и информатике.

В данном исследовании использовались следующие теоретические методы:

- анализ литературы,

- сопоставительно-сравнительный анализ разных точек зрения по проблеме,

- метод обобщения и анализа передового педагогического опыта,

- метод формализации,

- обобщение,

- дедукция.

К экспериментальным методам можно отнести методы наблюдения, моделирования, сравнения. Эксперимент подразумевает изучение явления в чистом виде и позволяет исследовать свойства объектов в разных условиях, повторяя его для разных исходных данных.

Объект данного исследования – технология электронного обучения.

Предмет – образовательные онлайн курсы как средство повышения компетентности учителей в применении современных цифровых технологий.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования предложенного онлайн курса, направленного на корпоративное повышение квалификации учителей в применении электронного обучения в любом образовательном учреждении России.


 «Смысл электронного обучения не в процессе,
а в результате: в повышении результативности
и успехе.»
Майкл Аллен

Под образовательными онлайн курсами будем считать модель организации обучения, основанную на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов. Весь учебный материал изучается обучающимся онлайн, проверка знаний осуществляется программными средствами. Создание и организация обучения при такой модели требует использования развитых специализированных программных средств, позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также наличие глобальной и локальных компьютерных сетей.

Создание онлайн курса происходит в несколько этапов:

  1. Написание рабочей программы
  2. Проектирование электронного курса
  3. Создание образовательного онлайн курса
  4. Публикация курса в интернете
  5. Организация обучения средствами системы дистанционного обучения

К рабочей программе предъявляются требования по структуре и содержанию.

 Структура рабочей программы.

  1. Название.

Название курса должно быть ёмким, легко запоминающимся и эмоционально привлекательным, достаточно точно отражать замысел. В аннотации.

  1. Аннотация.

В аннотации должна содержатся информация о том, какие задачи обучающийся решит в процессе освоения курса, описание того, что он сможет сделать, каких результатов достичь. Проектирование рабочей программы должно строится от обучающегося, то есть рабочая программа должна отвечать на вопросы о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности обучающегося.

  1. Пререквизиты курса.

Необходимо максимально точно и подробно охарактеризовать требования к уровню подготовки и компетентности лиц, допускаемых к освоению программы.

  1. Целевое назначение программы.

Это центральный раздел программы, который предназначен для организации работы по мотивированию обучающихся, и который организует весь модуль, отражаясь во всех подтемах программы. Для этого полезно будет сформулировать ведущие идеи, представляющие собой теоретический фундамент для получения образовательных результатов. Ведущие идеи формулируются как законченные утверждения, по существу которого можно высказать утвердительное или отрицающее суждение. Как правило, из ведущих идей формулируются проблемные вопросы курса, которые найдут свое отражение в письменных эссе, формулировках кейсов, будут использованы в организации итогового контроля.

Необходимо четко прописать перечень тех задач, которые обучающийся сможет компетентно решать по результатам освоения программы.

  1. Содержательная характеристика.

Содержательный план представляет собой описание модулей программы и включает тематический план. Содержательное наполнение целесообразно подбирать так, чтобы оно позволило раскрыть ведущие идеи, ответить на проблемные вопросы и решить важнейшие задачи программы.

  1. Формы организации учебного процесса и ресурсное обеспечение программы.

Из большого количества форм организации учебной работы необходимо выбрать те, которые смогут наиболее эффективно решить поставленные задачи программы, после чего описать их.

При создании образовательных онлайн курсов наиболее используемыми формами организации учебной работы являются: просмотр образовательного видео, индивидуальная работа с текстом, выполнение практических работ, тестирование и т.д.

  1. Формы промежуточного и итогового контроля.

Основаниями для оценки могут выступить полученные знания или обретенные умения. Таким образом, качественную оценку результативности освоения программы можно получить, оценивая решенные практические задачи.

Написание качественной рабочей программы – одна из сложнейших и интеллектуально затратных задач при создании образовательных онлайн курсов. На данном этапе нелишним будет организация встреч и консультаций с экспертами в предметной области, в которой разрабатывается онлайн курс, а также доскональное изучение учебных материалов.

При проектировании рабочей программы для электронного обучения по мнению Л.И. Гурье необходимо придерживаться шести принципов, которые позволят результативно организовать обучение:

  1. Принцип человеческих приоритетов, ориентирующийся на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения. Речь идет о том, что материалы должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимально удобную и результативную работу всех субъектов педагогического процесса.
  2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. То есть материалы должны быть созданы такими, чтобы их можно было легко изменять и модернизировать.
  3. Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка, что говорит о том, что сначала необходимо продумать общую идею, затем осуществлять разработку отдельных материалов.
  4. Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию, то есть учебные материалы должны охватывать все аспекты процесса обучения.
  5. Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
  6. Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике. То есть все материалы должны быть взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели обучения.

К созданию электронного курса предъявляются жесткие требования:

  1. Соответствие целям обучения
  2. Практическая направленность
  3. Интерактивность
  4. Способность вызвать интерес
  5. Способность активизировать самостоятельную работу и творческую активность

Образовательный онлайн курс должен иметь модульную структуру, это обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. Такой организации требует международный стандарт SCORM, поддерживаемый всеми системами дистанционного обучения
  2. Электронный курс имеет гипертекстовую структуру, которую возможно реализовать только если контент состоит из модулей и других структурных элементов, между которыми посредством гиперссылок устанавливаются связи.

В классической модульной технологии основными структурными элементами модуля являются учебные элементы. Учебный элемент – это структурный элемент модуля, раскрывающий отдельный элемент содержания, который оформляется в виде отдельного документа и включает ориентировочную часть (цель, ресурсы), информационную часть (основное содержание), диагностическую часть (тесты и задания).

Важно отметить, что рациональный порядок разработки учебного элемента отличается от его структуры. При разработке сначала ставятся цели, затем разрабатывается инструмент диагностики, а потом создается информационная часть. Такая последовательность разработки обеспечивает реализацию связи частей учебного элемента.

Информационная часть учебного элемента может быть организована различными способами, причем одна и та же информация может дублироваться в разных формах.

  1. Текст – не самый рациональный способ представления информации, так как информация остается не структурирована.
  2. Схемы позволяют увидеть тему целиком, ее структуру и главные элементы, потратив на усвоение немного времени. Самыми распространенными видами схем являются кластеры, ментальные карты, графы, «рыбьи косточки».
  3. Таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность наглядно выполнить сравнительный анализ ил комплексную оценку
  4. Видео – должно быть коротким (5-7 минут) и динамичным.

По своей функциональной роли видеосюжеты или скринкасты можно разделить на группы:

- вводные видео лекции (мотивирующие);

- тематические видео лекции;

- видео «ответы на популярные вопросы»;

- игровые видеосюжеты;

- презентация курса, модуля или темы.

Диагностическая часть учебного элемента нуждается в детальной и внимательной проработке, поскольку от нее зависит эффективность обучения и удовлетворенность от курса в целом.

Существующая пятибалльная система неприменима при диагностике образовательных онлайн курсов, поскольку имеет ряд серьезных недостатков:

  1. Не формирует у обучающегося оценочной самостоятельности;
  2. Затрудняет индивидуализацию обучения, так как сложно оценить реальные достижения обучающегося в сравнении с предыдущими результатами;
  3. В силу формализованности и скрытости критериев оценивания не позволяет судить о действительном уровне знаний и не дает возможность определить вектор дальнейших усилий;
  4. Часто имеет травмирующий характер, может оказаться орудием манипуляции и психологического давления на обучающегося.

Для диагностики образовательных онлайн курсов более применима система оценивания, которая сосредоточена на помощи в преодолении трудностей в процессе обучения, проверке уровня сформированности сложных умений и способов деятельности. Такое оценивание называется формирующим. Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений обучающегося и призвано выявить пробелы в освоении обучающимся элемента содержания с тем, чтобы восполнить их.

Формирующее оценивание дает следующие результаты:

  1. Освоение программы всеми обучающимися по индивидуальной траектории;
  2. Максимальное приближение к запланированным результатам;
  3. Формирование оценочной самостоятельности;
  4. Формирование адекватной самооценки.

Для организации формирующего оценивания при создании образовательных онлайн курсов необходимо учесть следующее:

- Использование рейтинговой системы оценивания, предполагающее планирование отчетных видов деятельности и определение количества баллов для оценивания каждого вида деятельности.

- Использование критериальной системы оценивания, то есть формирование точных и открытых критериев по каждому виду оцениваемой деятельности.

Тестирование как способ диагностики онлайн курса.

Количественные характеристики каждого тестового задания в стандартизированном тесте определяются опытным путем. К ним относятся: трудность, дифференцирующая сила, точечно-бисериальная корреляция, правдоподобность дистракторов. Рядовому учителю трудно осуществить полноценное исследование своего теста, поскольку требуются статистические исследования, однако необходимо знать об особенностях этой процедуры. В случае необходимости более подробные рекомендации можно получить в литературе.

Под параметром трудности задания понимают процент испытуемых, верно выполнивших данное задание. Наиболее эффективным считают задание с уровнем трудности 50%. Если все задания такие, то максимально дифференцирующая способность теста и распределение баллов за выполнение теста близки к нормальному. Следует стремиться к отбору заданий с трудностью 40—60%. Предлагается включать в тест 20% тестовых заданий малой трудности (более 70% правильных ответов), 70% средней трудности (29—69% правильных ответов) и 10% тестовых заданий большой трудности (менее 25% правильных ответов).

Дифференцирующая способность задания (или дискриминативность) рассчитывается как разность двух значений: трудности задания для сильной группы тестируемых, составляющих 27% от их общего числа, и трудности задания для слабой группы тестируемых (также 27%). Показатель характеризует способность задания разделять учеников по уровню подготовки (отсюда валидность и надежность).

Желательно, чтобы дифференцирующая способность тестовых заданий была выше 30%, и лишь для легких заданий допускается 20%.

Низкая дифференцирующая способность тестовых заданий может быть обусловлена несколькими причинами, среди которых:

- неопределенность понятий в задании;

- в задании нет из-за ошибки составителя правильного ответа;

- тестовое задание содержат не предусмотренный автором "лишний" правильный ответ;

- тестовые задания оказываются "слишком трудными" для данного контингента (трудность 25% и более) потому, что тема не пройдена. Отсюда — случайный поиск ответа, угадывание, возможно даже отрицательное значение дискриминативности;

- тестовые задания слишком просты для данного контингента (трудность 80% и более).

Точечно-бисериальная корреляция (ТБК) позволяет ответить на вопрос, как связано выполнение данного тестового задания с выполнением всего теста (коэффициент корреляции). Для теста считаются хорошими и отбираются для дальнейшей работы задания с ТБК больше 0,2; желательно 0,3—0,5. ТБК для дистракторов должны быть отрицательными и по модулю превышать 0,1—0,2 (иначе есть проблемы с решением о правильности данного варианта ответа).

Затем обязательно анализируются распределения ответов по предложенным вариантам ответов. В хороших заданиях правильный ответ выбирают максимальное число испытуемых, а выборы неправильных ответов распределены равномерно. "Хороший" неверный ответ выбирается большим числом слабых учеников. Выбор неверного ответа большим количеством сильных учеников говорит о том, что что-то не так с этим дистрактором. Малоправдоподобные дистракторы также хорошо вычисляются по малому выбору его. Плохие вопросы и дистракторы определяются по совокупности показателей. Невыполнение задания тоже сигнал к анализу причин. Если его выполнило менее 5% (остальные в принципе не выполняли) — следует внимательно посмотреть — почему (слишком трудное или в конце времени не хватило, или...). Хорошее задание должно удовлетворять всем вышеизложенным требованиям.

При создании онлайн курсов могут использоваться специальные программные средства — системы дистанционного обучения (СДО), которые также часто называют системами управления обучением (Learning Management System, LMS).

Преимущества СДО:

  1. Снижение времени на разработку курсов;
  2. Снижение затрат на разработку и использование курсов;
  3. Обеспечение современного уровня функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса;
  4. Расширение аудитории потенциальных разработчиков курсов.

Следует отметить, что некоторые из полнофункциональных СДО относятся к классу свободного программного обеспечения (СПО), что делает использование и поддержку этих систем бесплатными для пользователей.

Чтобы СДО система считалась перспективной и соответствовала необходимому уровню разработки процесса онлайн курсов, она должна соответствовать следующим критериям:

  1. Функциональность - наличие в системе набора функций различного уровня, обеспечивающих поддержку процесса обучения в полном объеме.
  2. Надежность - удобство администрирования в системе и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов.
  3. Стабильность - высокая степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей.
  4. Стоимость - складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение, наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей.
  5. Наличие средств разработки контента - встроенный редактор учебного контента облегчает разработку курсов и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения.
  6. Поддержка SCORM - международного стандарта обмена электронными курсами, отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы.
  7. Система проверки знаний позволяет в режиме онлайн оценить знания учеников. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах.
  8. Удобство использования.
  9. Модульность - курс должен представлять собой набор модулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.
  10. Обеспечение доступа - обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых.
  11. 100 % мультимедийность - возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов.
  12. Масштабируемость и расширяемость - возможность расширения как круга слушателей, обучаемых в системе дистанционного обучения (СДО), так и добавления программ и курсов обучения.
  13. Перспективы развития платформы - СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств.
  14. Кроссплатформенность СДО - в идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде, как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин.
  15. Высокое качество технической поддержки.

Учитывая перечисленные характеристики, распределение СДО в образовательном и корпоративном секторе сильно отличается, поскольку для образовательного сектора принципиальным становится вопрос стоимости СДО. И зачастую, выбор СДО для образования происходит только среди бесплатных систем.

В образовательном секторе распределение СДО показывает, что безусловным лидером является СДО Moodle.

В корпоративной среде распределение сильно отличается:

Исходя из полученной информации, мы будем рассматривать создание образовательных онлайн курсов в СДО Moodle, поскольку она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими СДО:

- распространяется в открытом исходном коде;

- имеет широкие возможности для коммуникации;

- дает возможность использования любой системы оценивания;

- создает и хранит историю и прогресс каждого обучающегося;

- позволяет компоновать и размещать курсы так, что обучающиеся могут их использовать без контакта с преподавателем в реальном времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...

ООО «Образовательно-издательский центр «Академия». НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по проблеме: Комплексный подход эффективного внедрения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО)

20.11.2015. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж ...

"Модели уроков" по истории и обществознанию для периода обучения посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В период "Дистанта" я создавала свои модели уроков, которыми ребята  пользовались для успешного освоения материала....

ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...