Занятие "Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Занятие "Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера" входит в систему непрерывного естественнонаучного дополнительного образования детей старшего школьного возраста. Материалы занятия могут быть использованы при организации внеурочной деятельности учащихся в системе общего и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._15._soobshchestvo-biosfera.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями:

экосистема, фитоценоз, зооценоз, биоценоз, биогеоценоз, биосфера, ноосфера.

  1. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  2. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Сообщество (биоценоз) – не просто сумма видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Как и популяция, сообщество имеет собственные свойства, например, видовое разнообразие, структура пищевой сети, биомасса, продуктивность.

        Экосистема. Другая категория экологических исследований – экосистема. Это любое сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое. Примером экосистемы может служить пруд, включающий гидробионтов, физические свойства и химический состав воды, особенности рельефа дна, состав и структуру грунта, атмосферный воздух, солнечную радиацию. Рассмотрение экосистемы важно в тех случаях, когда речь идет о потоках вещества и энергии, циркулирующих между живыми и неживыми компонентами природы, об эволюции сообществ. Ни отдельный организм, ни популяцию, ни сообщество в целом нельзя изучать в отрыве от окружающей среды. Экосистема, по сути, это то, что мы называем природой.

        Экосистема – понятие очень широкое и применимое как к естественным (например, тундра, океан), так и к искусственным комплексам (аквариум). Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют также термин «биогеоценоз».

        Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом). Граница биоценоза устанавливается по границе растительного сообщества (фитоценоза). Для каждого биоценоза характерен свой тип вещественно-энергетического обмена. Биогеоценоз – это составная часть природного ландшафта и элементарная биотерриториальная единица биосферы.

        Ландшафт (географический) – достаточно обширный участок земной поверхности, в пределах которого различные компоненты природы (горные породы, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир) составляют одно целое и образуют определенный вид местности. Таким образом, ландшафт – это территория, характеризуемая суммой типичных признаков и включающая определенный набор биогеоценозов.

        Совокупности природных ландшафтов, сходных по морфологическим, функциональным и экологическим особенностям, образуют ландшафтные зоны (тундровую, таежную, пустынную, степную), или зональные типы ландшафтов. Экология рассматривает также антропогенные типы ландшафтов, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, - городской ландшафт, сельскохозяйственный, промышленный.

        При классификации наземных экосистем обычно используют признаки растительных сообществ, составляющих основу экосистем, и климатические (зональные) признаки. Выделяются определенные типы экосистем. Например, тундра лишайниковая, тундра моховая, лес хвойный (еловый, сосновый), лес лиственный (березняк), лес дождевой (тропический), степь, болото травянистое, болото сфагновое.

        Часто в основу классификации природных экосистем кладут характерные экологические признаки местообитаний, выделяют сообщества морских побережий или шельфа, озер или прудов, пойменные или суходольные луга, каменистые или песчаные пустыни, горные леса, эстуарии (устья больших рек) и другие.

        Растительные сообщества и экосистемы обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно, в соответствии с изменением условий местообитаний в пространстве и во времени. Однако, в большинстве случаев можно достаточно четко установить границы, отделяющие одну экосистему от другой, определить границы биогеоценозов.

        Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Эта экосистема называется биосферой.

Практическая часть занятия: 

        Выполнение творческих заданий: дайте характеристику основным биогеоценозам (экосистемам) Кемеровской области, по карте Кемеровской области определите местоположение типичных экосистем, запишите в тетрадь основные тезисы проведенного исследования.

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Сообщество, биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Содержит материал раскрывающий значение терминов сообщество, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Содержит характеристику функциональных групп биоценоза....

Презентация "Сообщество, экосистема, биоценоз"

Презентация урока биологии 9 класса...

Презентация по биологии 9 класс "Биогеоценоз, экосистема и биосфера".

Презентация по биологии разработана для учащихся 9 классов как вспомогательный материал при дистанционном обучении....

Сообщество. Экосистема. Биоценоз. Биогеоценоз.

Сообщество. Экосистема. Биоценоз. Биогеоценоз.   Использовать на уроках биологии в 7 классе для проверки знаний. В 9 классе можно для атуализации знаний....

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...