Методические рекомендации оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период отсутствия их непосредственно в школе
методическая разработка
Рекомендации оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период их отсутствия в школе в актированные дни составлены в соответствии с нормативными документами Российской Федерации и Министерства образования, среди которых основополагающими являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19 ноября 1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и т.д.
Данные нормативные документы разработаны с учетом современных требований деятельности учителей по контролю и оценке образовательных результатов и направлены на реализацию принципов гуманизации и индивидуализации обучения.
Актуальность разработки методических рекомендаций оценки учебных результатов учащихся в период их отсутствия в школе заключается в том, что во многих регионах России актированные дни, обусловленные погодными изменениями, в том числе особенно низкими температурными режимами, могут длиться от одной до двух-трех недель. Поэтому в данный период особенно остро встает вопрос о качественном освоении учащимися образовательных программ, включая изучение английского языка, а также оценки уровня их знаний и результатов.
Целью разработки рекомендаций является создание наиболее эффективной системы оценивания учебных результатов учащихся в период отсутствия их в школе в актированные дни.
Необходимо отметить, что система оценивания учебных результатов невозможна без наличия банка методических материалов для организации и мониторинга учебной деятельности в период актированных дней, дистанционного обучения и других возможных факторов, обуславливающих отсутствие учащихся в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к методическим рекомендациям оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период отсутствия их непосредственно в школе
Рекомендации оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период их отсутствия в школе в актированные дни составлены в соответствии с нормативными документами Российской Федерации и Министерства образования, среди которых основополагающими являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19 ноября 1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и т.д.
Данные нормативные документы разработаны с учетом современных требований деятельности учителей по контролю и оценке образовательных результатов и направлены на реализацию принципов гуманизации и индивидуализации обучения.
Актуальность разработки методических рекомендаций оценки учебных результатов учащихся в период их отсутствия в школе заключается в том, что во многих регионах России актированные дни, обусловленные погодными изменениями, в том числе особенно низкими температурными режимами, могут длиться от одной до двух-трех недель. Поэтому в данный период особенно остро встает вопрос о качественном освоении учащимися образовательных программ, включая изучение английского языка, а также оценки уровня их знаний и результатов.
Целью разработки рекомендаций является создание наиболее эффективной системы оценивания учебных результатов учащихся в период отсутствия их в школе в актированные дни.
Необходимо отметить, что система оценивания учебных результатов невозможна без наличия банка методических материалов для организации и мониторинга учебной деятельности в период актированных дней, дистанционного обучения и других возможных факторов, обуславливающих отсутствие учащихся в школе.
Подобные методические материалы должны включать в себя современные технологии оценивания результатов учащихся, среди которых:
- Электронные образовательные ресурсы;
- Методики дистанционного обучения;
- Наличие обратной связи через электронную почту, сайт, учебные чаты и т.д.;
- Системы тестирования.
Методы оценивания представляют собой различные способы теоретического и практического исследования эффективности обучения.
Формой оценки можно назвать установленный образец оценивания знаний учащихся. Объединив эти два понятия, можно прийти к выводу, что формы и методы оценки должны обеспечивать комплексную оценку результатов. Под результатами учащихся в данном случае подразумеваются определенные навыки и умения по использованию знаний в ходе решения различных практических задач.
Таким образом, оценка учебных результатов учащихся подразумевает не отметки по предмету, а общие характеристики всего приобретённого учеником образовательного опыта, его личностные, предметные и метапредметные результаты, исходя из которых, вырабатываются конкретные решения по педагогической помощи и поддержке учащихся в тех аспектах, которые необходимы им на данном этапе развития.
Основная часть
Рекомендации оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период отсутствия их в школе в актированные дни
Система оценивания образовательных достижений по английскому языку должна быть ориентирована на оценку сформированности различных компетенций обучающихся. Например, умение выполнять индивидуальные задания, а также работать в группе, развивать коммуникативные и письменные навыки, умение контролировать себя и критически оценивать собственные знания и многое другое. Но устоявшаяся система пятибалльного оценивания не отражает всего разнообразия качественного мониторинга, не позволяет развивать самооценку у учащихся и не дает достаточной мотивации.
В связи с этим использование современных технологий оценивания результатов учащихся создаёт благоприятные условия для самоконтроля и повышения уровня заинтересованности школьников. В период актированных дней, когда учащиеся не могут присутствовать на занятиях, использование современных технологий представляется наиболее эффективным.
Среди основных современных технологий оценивания можно выделить следующие:
1. Тестовые технологии. Они обладают высокой степенью объективности внешнего контроля, что позволяет постепенно переводить оценивание в самоконтроль и самооценку.
2. Рейтинговая оценка учебных достижений – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Эта система отражает успеваемость, а также творческий потенциал школьников, обрабатывая информацию, как по количественным, так и по качественным показателям.
3. Система баллов. Она подразумевает разделение курса английского языка на тематические модули с максимальным и минимальным числом баллов и рубежным контролем, что позволяет дозированно оценивать уровень знаний учащихся и восприятие материала.
4. Метод учебного проекта – личностно ориентированная технология, обучающая групповой деятельности, умению самовыражаться, а также формировать навыки самостоятельности. Этот метод направлен на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
5. Языковое портфолио. Портфолио школьника по английскому языку понимается как пакет рабочих материалов, знаний и навыков, где акцент делается не на ошибках и промахах, а на достоинствах и умениях учащихся. Это инструмент самооценки и мотивации. Портфель состоит из трех частей: паспорт, биография пользователя и досье.
Первый раздел «паспорт» отражает уровень владения английским языком, сведения об изучении иностранных языков и опыте межкультурного общения, перечень достижений (сертификатов и дипломов), обзор личностных компетенций в английском языке за определенный период времени.
Паспорт включает в себя следующие разделы:
- информация об учащемся;
- достижения в изучении английского языка;
- сведения об изучении других иностранных языков;
- перечень сертификатов и дипломов;
- языковые навыки, описанные на основе уровней.
Второй раздел «биография пользователя» отражает способность к самооценке и планированию в изучении английского языка. В этом разделе ученик представляет:
- свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и образовательный прогресс, подкрепленный анализом примеров и фактов языковой биографии;
- перечень межкультурного опыта, например, поездок и контактов с иностранцами (носителями языка), и как этот опыт повлиял на развитие компетенций и навыков учащегося.
В данном разделе также представляются контрольные листы для самооценки. В них отражены параметры, по которым уточняются и оцениваются знания как учеником, так и учителем, и в конечном итоге, выводится уровень владения английским языком учащегося и его составляющие: коммуникативные навыки (владение устной и письменной речью); аналитические навыки; стратегические навыки; количественные и качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.
Третий раздел «досье» включает в себя материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и биографии пользователя. Учащиеся собирают работы, свидетельствующие об их достижениях в самостоятельном изучении английского языка. Например:
- лучшие письменные работы;
- творческие работы, написанные учащимся (стихи, поэмы, рассказы);
- индивидуальные проекты;
- групповые проекты;
- электронные работы;
- письменные доклады, рефераты;
- рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося;
- дипломы, грамоты и сертификаты, подтверждающие достижения учащегося;
- рекомендации и памятки по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; структуры написания работ, писем, эссе и т.д.).
Каждая работа сопровождается комментариями учащегося и его объяснениями (почему он считает необходимым отметить те или иные работы). Школьники отмечают, что у них получилось (в ходе выполнения задания), а что вызвало трудности; согласен ли учащийся с оценкой учителя и какие выводы можно сделать из результатов данной работы и ее оценивания. Главная цель комментирования – развитие самооценки учащегося на основе рефлексии в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Родители также оценивают портфель учащегося, обосновывая свое впечатление от работы школьника, свои эмоции (гордость, уважение, сомнения), оценивая уровень самостоятельности и мотивации ученика, а также определяя, насколько родители помогали ребенку с работой, давали советы и многое другое.
Используя данную стратегию, школьники смогут:
- определять свой уровень владения английским языком в различных видах деятельности (устной и письменной), соотнося их с общеевропейскими стандартами;
- ставить перед собой конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;
- самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде языковой деятельности, опираясь на существующие стандарты, представленные в языковом портфолио.
Существуют также технологические приемы работы с языковым портфолио:
1. Концептуальная таблица. Этот прием используется, когда необходимо сравнить три и более аспекта образовательного процесса.
2. Сводная таблица. Данный прием используется после работы с текстом учебника на стадии рефлексии. Учащиеся выделяют линии сравнения различных объектов или явлений, что позволяет лучше усвоить материал.
Данные приемы позволяют организовать взаимодействие учащихся в малой и большой группе.
В индивидуальной работе можно использовать следующие приемы:
1. Ведение бортового журнала. В нем учащийся записывает свои размышления до начала изучения темы и после изучения материала.
2. Ведение двухчастнго дневника. Это также позволяет ученикам соотносить новые материалы со своим личным опытом изучения языка.
3. Ведение трехчастного дневника. Такие дневники имеют дополнительный пункт – обращения ученика к учителю. Этот прием позволяет учащимся, работая над материалами, сразу задавать вопросы учителю в случае возникновения любым трудностей.
Заключительным этап в ведении портфеля является оценка портфолио. Она представляет собой форму контроля и оценивания полученных знаний, что позволяет ученикам выявлять собственные ошибки.
Последовательность оценки портфолио может быть следующей: учитель ставит определённые задачи перед учениками, объясняя условия, требования и критерии оценки конечной работы. Далее учитель предлагает учащимся определённые материалы, составляющие совокупные критерии оценки портфолио. В итоге, учащиеся должны отобрать лучшие из своих работ по заданным направлениям, а также составить отчет о проделанной работе и провести самооценку собственных достижений и результатов. Только после выполнения всех условий работы учащиеся передают портфолио учителю, который пишет на них критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам.
Языковой портфель по английскому языку также включает в себя творческие работы к каждому модулю и шкалу взаимооценки, что мотивирует учащихся и добавляет интереса в образовательный процесс.
Так, можно обобщить направленность использования современных технологий: формирование у школьников аналитических навыков, развитие собственных интересов, повышение уровня самостоятельности, мотивации и самоконтроля.[1]
Еще одним важным подходом к оцениванию знаний учащихся является технология формирующей оценки. Здесь меняется роль учителя, а учебный процесс строится на основе сотрудничества между всеми его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.
Данная технология позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к своим целям, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение. Особенности техники формирующей оценки заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения материалов, прогресса учащегося в процессе познания. Сюда входят: ассоциации (аssociations), сортировка (sorting), заполнение таблиц Знаю-Интересуюсь-Узнал (Know-Want to Learn-Learned) (учащиеся заполняют таблицу, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты) и многое другое.
Однако в актированные дни у учителя нет возможности проводить многие из этих технологий, так как они определяются присутствием учеников в школе, но существуют и такие, которые можно использовать дистанционно:
- Листы самооценивания и взаимооценивания: в них прописываются критерии оценивания, данные критерии могут предлагаться учителем, а также могут обсуждаться совместно с учениками. Работая с данными листами, школьники учатся оценивать свою работу и работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать любой человек.
- Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в области английского языка, с точки зрения ученика, преподавателя или эксперта. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Данный метод мотивирует учащихся к самостоятельной работе и делает процесс обучения более логичным и понятным.
- Тестирование – в актированные дни можно предложить учащимся тесты по ранее изученным темам на повторение, предложить конспект урока по новой теме и электронный тест, составленный с учетом индивидуальных особенностей учащихся, так как тесты могут быть дифференцированными и индивидуализированными.
- Самостоятельное составление тестов. Ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволяет им оценить пройденную тему, отрефлексировать то, что они поняли, и какие вопросы и трудности у них возникли.
В период актированных дней учителю необходимо составить график контрольно-оценочных мероприятий для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащимися. Это позволит выявить их достижения в учебном процессе, а также определить проблемы и затруднения учащихся. Можно определить следующие виды и формы контрольно-оценочных действий:
1. Входной контроль. Данный метод определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в оценочном листе.
2. Диагностическая работа. Она направлена на проверку операционного модульного состава действий, которыми необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются индивидуально по каждой отдельной операции.
3. Проверочная работа. Здесь выявляется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Проверочные работы по английскому языку представляют собой задания разного уровня сложности (по модулям: говорение, аудирование, письмо и т.д.). Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по модулям и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.
4. Проектная работа. Выполнение проектов направлено на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Здесь могут применяться специально созданные экспертные карты для более глубокой оценки знаний.
5. Итоговая проверочная работа. Она включает в себя основные темы по английскому языку за весь учебный год. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания должны быть разного уровня сложности. Оценивание происходит по баллам, рассчитывающимся отдельно по уровням. В данном случае уместно сравнивать результаты стартовой и итоговой работ для выявления уровня достижений.
Можно отметить, что данные мероприятия предусматривают оценку как индивидуальной, так и групповой успешности учащихся в образовательном процессе, так как, например, проектные работы могут выполняться индивидуально и в группах, что позволяет школьникам получить дополнительные компетенции.
Существуют также определённые показатели, отражающие динамику образовательных достижений учащихся, они определяют [4]:
1. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:
- приобретение знаний,
- осознавание важности знаний,
- применение знаний на практике,
- анализ,
- синтез,
- оценка, самооценка
- диалектичность мышления,
- метазнание
2. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:
- способность принимать ответственность за свои решения;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
- способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся.
3. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:
- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию на английском языке на слух);
- говорение (уметь выражаться на английском, высказывать мнение, давать устный ответ в малой и большой группе);
- чтение (способность читать на английском языке в свое удовольствие, общаться и получать информацию);
- письмо (давать письменные ответы на английском языке, фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить проекты, вести дневник).
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- совместного обсуждения;
- групповой деятельности;
- индивидуальной деятельности;
- формальной беседы;
- неформального общения в связи с выполнением задания и по поводу прочитанного, изученного.
Они дополняются самооценками и взаимооценками работ учащихся в группе.
4. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности на уроках английского языка:
- формулировать вопрос, ставить проблему;
- проводить наблюдение;
- планировать работы;
- собирать данные;
- фиксировать данные;
- упорядочить и организовать данные;
- интерпретировать данные;
- представить результаты или подготовленный продукт.
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
- направляемого учителем мини-исследования;
- группового мини-исследования;
- самостоятельного мини-исследования.
Они также дополняются самооценкой учащихся.
Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговые результаты на основе внутренней и внешней оценки. [7]
Однако достижение полноценного результата требует дополнительных усилий и времени со стороны учителя, в том числе взаимодействие с родителями учащихся, но в первую очередь плотное сотрудничество с коллегами, направленное на индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе.
Система оценивания представляет собой комплексную структуру, регулируемую непосредственно учителями и экспертами. В актированные дни оценка учебных результатов учащихся по английскому языку может корректироваться и отходить от учебной программы, однако цель ее остается неизменной и определяется повышением уровня эффективности и объективности в процессе оценивания.
Можно обобщить все выше сказанное и выделить основную структуру рекомендаций оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период отсутствия их непосредственно в школе:
1. Учитель должен опираться на нормативные документы РФ, школьную методологическую базу и учебную программу по предмету «английский язык»;
2. Процесс обучения и оценивания должен включать в себя использование различных современных технологий и методов;
3. Система оценивания знаний должна выявлять достижения учащихся в образовательном процессе;
4. Учитель должен выявлять проблемы и затруднения учащихся в образовательном процессе, а также находить пути их устранения;
5. Система оценивания должна предусматривать оценку индивидуальной учебной успешности обучающихся по вариативным показателям;
6. Процесс оценки результатов обучения должен основываться на практических принципах индивидуализации и дифференциации;
7. Учитель должен проводить промежуточное и итоговое оценивание образовательных результатов;
8. В отношении учеников, испытывающих трудности и проблемы, должна использоваться программа поддержки и мотивации;
9. Учитель должен стимулировать учащихся к достижению новых знаний и результатов;
10. Учитель должен осуществлять взаимодействие с коллегами, направленное на индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе.
Таким образом, для оценки учебных результатов учащихся по английскому языку в период отсутствия их непосредственно в школе, например, в период длительных холодов (актированные дни) предлагается использовать данные методические рекомендации в целях улучшения образовательного процесса.
Список используемых источников
1. Чудинова Е.В., Цукерман Г.А. Диагностика умения учиться. – М.: Авторский клуб, 2016 г. – 64. с.
2. Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.
3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128 с.
4. Полонский В.М. Оценка достижений школьников: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 96 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская В.И. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
6. Орлов А.А., Орлова Л.А., Пономарева Т.М., Чукаев О.В. Педагогическое взаимодействие в дистанционном образовании: учебно-методическое пособие. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 236 с.
7. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. [Электронный ресурс].
Режим доступа: /www. standart. edu. ru/ (дата обращения 01.11.2022).
8. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Инновационные образовательные технологии: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2022. – 264 с.
9. Куклина С.С. Компенсаторный компонент иноязычной коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы. - Ярославский педагогический вестник, 2017. – 59 с.
10. Green R. Designing listening tests: A practical approach. – Springer, 2017. – 230 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Примеры использования ИКТ для контроля и оценки знаний...

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку.
Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку....

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Создание системы самоконтроля и самооценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках английского языка....

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС
Как же организовать проверку, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки знаний на уроке? Какие методы и методические приемы использов...
