Главные вкладки

    План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Листвак Валерия Евгеньевна

    План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011".

    Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-прикладного творчества - художественным гильошированием и выполнить творческую работу - панно "смайлик" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Otkrytoe_zanyatie_VVEDENIE_V_PROGRAMMU.doc235.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Листвак Валерия Евгеньевна, педагог дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367 Зеленоградского учебного округа города Москвы,                                                      объединение «Художественное гильоширование»

    План-конспект занятия по теме «Введение в программу»

    в рамках конкурса педагогического мастерства

    «Педагог-внешкольник Москвы-2011»

    Дата проведения занятия – 15 февраля 2011 года

    Место проведения – ГОУ Центр творческого развития и гуманитарного образования  ЭКО

    Вид занятия: практическая работа

    Продолжительность занятия – 30 минут.

    Цель занятия – Познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества. Изготовить  декоративное панно в технике гильоширования.

    Задачи:

    - воспитательные: трудовое и эстетическое  воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия;

    - развивающие:  развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и способности решать творческие задачи;

    - обучающие: обучение технологии гильоширования, безопасным способам и приемам работы с электроприборами; формирование образного и пространственного мышления.

               

      Оборудование  – использование материалов  интернет-ресурсов,  мультимедиа    

    оборудование,  CD - диск для музыкального сопровождения занятия, стекло,  

    электровыжигатели по дереву, рисунки, синтетическая  ткань разных цветов, образцы  

    готовых изделий.

    Ход занятия

    1.   Организационный момент – 3 мин.

             Приветствие. Знакомство с группой. Противопоказания к  занятиям (аллергия на запах,

             астма). Проверка готовности рабочего места. Объявление темы занятия.

    1.  Основная часть – 22 мин.

    2.1 Введение в программу. Знакомство с новым видом рукоделия. Гильоширование. Пирография. Художественное гильоширование. Смайлик. – 10 мин.

    (слайд 1) Ребята, сегодня я познакомлю вас с новым видом декоративно-прикладного творчества  – художественным гильошированием.  Вы узнаете историю его возникновения и выполните практическую работу в технике выжигания по ткани.

    (слайд 2) Что же такое «гильоширование»?  Это слово французского происхождения, изначальное значение которого совсем не имеет отношения к рукоделию.

    У немецких мастеров во второй половине XV – начале XVI века  получило широкое распространение украшения карманных часов гильошированием, а в XIX веке стали  украшать оружие золотой насечкой в этой технике.

    (слайд 3) Для защиты от фальсификации на ценные бумаги с середины XIX века наносят  рисунок из множества тонких переплетенных линий.  Если посмотреть на денежную купюру, можно увидеть именно такой рисунок.

    В ювелирном деле используют эту технику благодаря Карлу Фаберже, знаменитому русскому ювелиру эпохи Возрождения, который довел до совершенства  создание тонкого, тщательно  выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий.  

    (слайд 4) И в нашем XXI веке современные европейские и российские дизайнерские фирмы в создании мужских аксессуаров и  женских украшений используют особый метод гравировки металлических поверхностей – гильоше.

    Искусство выжигания по натуральным материалам называется пирография и в определенной  степени перекликается с выжиганием по ткани.

    (слайд 5) Художественное  гильоширование (выжигание по ткани)  - порождение современности.  Примерно лет 20 назад, в конце ХХ века,  в городе Рыбинске  утюг прожег дыру в новомодной в то время синтетической блузе.

    Ее владелица Зинаида Петровна Котенкова несказанно  расстроилась,  но – делать нечего! – стала выдумывать путь реставрации. Вырезала аппликацию и обычной швейной иглой, нагретой на плите и  зажатой в плоскогубцах, приварила ее на часть дырки.

    Заплаточка получилась очаровательная, а Зинаида Петровна разработала замечательный метод работы с тканями. Назвала его  «Художественное    гильоширование»   и  в 1990 году получила   авторское свидетельство за свою разработку.

    Этот вид искусства требует аккуратности, точности выполнения рисунка, определенного художественного вкуса, имеет интересные цветовые решения. И в то же время все изделия выполняются гораздо быстрее, нежели в других видах декоративно-прикладного искусства. В этой технике можно оформить кружевом или аппликацией столовое белье и одежду, изготовить предметы интерьера, аксессуары и сувениры (демонстрация дидактического материала).

    Подводя итог, можно сказать: несмотря на франко-германское происхождение, данный вид декоративно-прикладного творчества родом из России. Искусство  это молодое, современное, шагающее в ногу с нашим временем и позволяющее, сохраняя старинные традиции рукоделия, создавать модные и красивые вещи.

    (слайд 6) Сегодня мы в технике гильоширования изготовим небольшое панно, и главной деталью в этом панно будет смайлик.

    Я уверена, вы  сможете  ответить на вопросы: что такое «смайлик» и где он используется?  (ответы детей). Совершенно верно, молодцы!

    (слайд 7) Если заглянуть в  современный словарь иностранных слов, можно узнать, что  в переводе с английского «smile»  означает улыбка.

     Смайлики бывают двух видов:
    - текстовые-из скобок, букв и знаков препинания;
    - графические -  в виде маленькой картинки.

    (слайд 8) А что выражают люди при помощи смайликов? (ответы детей) 

    Конечно, свои эмоции, чувства, настроение, желания... Наиболее распространенный смайлик – это улыбка.

    2.2 Практическая часть. Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем. Алгоритм выполнения работы. Технология выжигания. - 12 мин.

    (слайд 9) Прежде чем приступить к работе, я ознакомлю вас с правилами техники безопасности.

      Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем

    1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.

    2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.

    3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода.

    4. После работы  э/выжигатель  отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.

    (слайд 10)  Существует определенный порядок  работы  выполнения изделия. Но сегодня, ввиду ограниченного  времени, вы будете выполнять сокращенный вариант.

     На ваших столах лежат уже подготовленные рисунки, а также необходимые материалы для выполнения панно. Чтобы изделие получилось красивым, нужно соблюдать следующие правила:

    1. Разложить детали на основе панно, закрепить точками.

    2. Ручку э/выжигателя  необходимо держать строго  вертикально.

    3. Работа выполняется между указательным и   средним пальцем левой   руки,     придерживающей  ткань на стекле.

    4. Все детали последовательно прижигаются  к основе методом  «сварки в бочек». (Педагог показывает детям, как правильно это сделать.  Дети повторяют действия за педагогом).

    5.  По желанию можно  декорировать панно элементами  пирографии

    Начинайте работу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, поднимите руку, я к вам подойду. А пока вы работаете, мне бы хотелось рассказать вам об истории возникновения смайлика и его авторе.

      (слайд 11) Первую улыбающуюся желтую рожицу нарисовал художник Харви Болл еще в 1963 году. Во второй половине ХХ века руководители одной американской страховой фирмы решили научить своих служащих улыбаться на работе. Для достижения цели необходим был яркий запоминающийся символ. И в декабре 1963 года  они пришли  к Харви Боллу.  На всю разработу художник потратил не более 10 минут. За работу  ему заплатили 45 долларов. И это была  вся прибыль, которую Болл когда-либо получал за смайлик. Он не защищал свое авторское право, не регистрировал его как торговую марку, и никогда не жалел об этом.

    Первый смайлик был прикреплен к булавке, то есть, был сделан в виде значка и выдан служащим и клиентам компании.  Значки со смайликами имели успех.

     Улыбка стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках.

    А еще Харви Болл  придумал ежегодный праздник 1 октября — Международный День Улыбки (World Smile Day). Он считал, что это должен быть день, "посвященный хорошему настроению и добрым делам".

    (слайд 12) Смайлики прочно вошли в нашу жизнь,  и теперь  их можно встреть везде: и на печатной продукции, и на одежде, и на различных предметах интерьера и аксессуарах, на посуде, и постельном белье. Словом везде, где необходимо создать праздничное настроение и хочется, чтобы люди улыбались.

    1. Подведение итогов. (Рефлексия) – 5 мин.

    Время нашего занятия подходит к концу. Заканчиваем работу. Отключите, пожалуйста, электроприборы. Будьте внимательны, не обожгитесь, и проследите, чтобы игла э/выжигателя лежала на стекле.

    (слайд 13) А теперь посмотрите на экран и попробуйте ответить на вопросы: 

    1. Когда появился новый вид ДПИ «Художественное гильоширование»?        (Ответы детей: «В конце ХХ века, в 1990г.»)

    2. Кто автор метода? (Ответы детей: «Зинаида Петровна Котенкова»)

    3. Каким прибором выполняется работа? (Ответы детей: «Прибор для выжигания по дереву»)

    4. Какие изделия можно выполнить в данной технике?        (Ответы детей: «Оформить кружевом или аппликацией  скатерти, шторы,  одежду; изготовить предметы интерьера, сувениры,, аксессуары  и украшения»)

    Молодцы!

    Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? (ответы детей)

    А нравится ли вам ваша авторская работа? (ответы детей) 

    Сложно ли было её выполнить? (ответы детей)

    Что было наиболее интересным для вас -  выполнение работы или рассказ об истории гильоширования? (ответы детей) 

    Что вам НЕ понравилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей)

    Хотели бы  вы заниматься этим видом рукоделия? (ответы детей)

    «Оформить кружевом или аппликацией  скатерти, шторы,  одежду; изготовить предметы интерьера, сувениры,, аксессуары  и украшения»)

    Большое вам спасибо за работу. Я думаю, что вы уйдёте с сегодняшнего занятия с хорошим настроением, которое подарит вам замечательный смайлик!

    1. Уборка рабочего места.

    1. Используемая литература

    1.Котенкова З.П. «Выжигание по ткани», Ярославль. Академия Холдинг, 2002

    2. Белякова О. В. «Подарки своими руками»,  Москва, Издательство АСТ

    3. Свободная энциклопедия Википедия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"

    Данная  презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...

    План-конспект к открытому уроку

    В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

    Тема:  введение.       Цель:  ознакомить с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; провести экскурсию по кабинету «Технология ...

    Открытое занятие по теме "Введение в программу "Цветок дружбы"

    это конспект открытого занятия для начинающих по программе"Цветок дружбы"...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ В 5 КЛАССЕ

    Провести экскурсию по кабинету. Ознакомить с содержанием программы и режимом работы (программа рассчитана на 26 уроков, на последнем занятии происходит защита творческого проекта). Учащиеся должны буд...

    План-конспект урока биологии на тему "Ткани растений" в 6 классе

    Конспект урока биологии Класс: 6Тема урока: Ткани растений.Тип урока: Комбинированный урок.Вид урока: Урок-лекция. Урок-лаборатория.Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знани...

    План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

    Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...