моя педагогика
методическая разработка по теме

 

Моя педагогика

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Сотникова Ольга Анатольевна

педагог-организатор

МОУДОД «Центр детского творчества»

 

 

г. Нягань, 2011
Праздники – это мосты от нас к детям.

 «Пусть каждый припомнит своё детство,

и он видит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас. Ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого.

 И, наоборот, тускло и серо было бы это детство,

если бы из него выбросили праздники».

К. Д. Ушинский

Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнём жить по-новому.

Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, политические страсти, «правые», «левые», неясность политической перспективы. И вдруг - праздники! Что ж - не едиными буднями жив человек. Признаёмся, пространство духовной жизни необычайно расширилось. Влияние идеологических чиновников уходит в прошлое. Мы живем в 21 столетии, которое требует иных, цивилизованных праздников и детей.

Дети и подростки – это определённый слой общества, который с одной стороны – это возрождение России, а с другой – это источник исполнения криминала, социальной напряжённости в обществе и распространение наркомании.

За последнее время произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых подросткам в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но для ряда социальных групп молодёжи – приоритетную форму социализации личности, формирования её культуры.

Праздник особо важен детям тем, что происходит совместная деятельность, свободное общение, без которых жить грустно и анормально. Праздники и подготовка к ним снимают конфликтность и рождают чувство общности, а также являются главнейшей формой проведения досуга. А досуг традиционно является сферой свободного времени личности,  сферой познания, общения, творчества. Он в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает и развивает общую культуру личности.

Что такое досуг для детей и подростков? Прежде всего – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Досуг опирается на чувственную основу приятных ощущений, мыслей. Необходимо спокойно относиться к первичным страстям детей, ведь детям свойственно все попробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, музыка, кино, туризм и.т.п.. Необходимо постепенно помочь ребёнку осознать и выбрать наиболее подходящий вид досуга. Нетерпимость к детским увлечениям делает жизнь их тоскливой. Педагоги и школа «сами знают» что  и кому нужно. Так появляется «болото» досуга. А ведь у ребёнка должен быть личный поиск своего досуга. Досуг для детей – самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Здесь каждый ребёнок может проявить, выразить себя, творить или «раскрываться». Досуг даёт объективно шансы подростку реализовать, поверить в себя, в свои силы.

«Досуг» – его чаще всего определяют как развлечение. «Раз – влечение», влечение – корневое понятие. Влечение – сильная  склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному. Словом «досуг» мы определяем время, пространство и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности.

В настоящее время досуговая деятельность образовательного учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы. Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы эта сфера обязана.

Чтобы воспитать в ребёнке позитивное мироощущение, нужно научить его воспринимать праздничную, радостную сторону жизни. Где это можно сделать? Как один из вариантов – в подростковом клубе. Ведь клуб – это мир в миниатюре, маленькая Вселенная. Все, как в большой жизни. И если создать в этом мире атмосферу каждодневного праздника, то мнение воспринимать любые происходящие события положительно, станет жизненным кредо ребёнка.

Организация досуга  - традиционное направление деятельности подросткового клуба «Дружба» Центра детского творчества. Наше стремление направлено на то, чтобы наполнить свободное время подростка разными видами и формами занятий, которые оказывают позитивное влияние на его индивидуальность, снижают вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Подростковый клуб выступает в качестве молодёжного центра объединения подрастающего поколения. В результате, на базе клуба формируется молодёжная общность.

Исходя из этого, была составлена моя программа «Мир неугомонных», в которой предоставлены все возможности для удовлетворения интересов подростка, развития его способностей и талантов, раскрытия личностного и творческого потенциала.

Главной целью программы является:

Организация жизнедеятельности молодёжной общности через организацию и проведение культурно – массовых мероприятий.

Программа предусматривает решение следующих задач:

·        Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности, для развития культурной, эмоциональной, коммуникативных сфер;

·        Создание ситуации успеха в проведении культурно-массовых мероприятий;

·        Активизирование и стимулирование познавательной деятельности детей;

·        Формирование здорового образа жизни подростка;

·        Воспитание ценностных ориентаций, идейных, нравственных и эстетических воззрений, совершенствование культуры поведения;

·        Воспитание лидеров, помощников для проведения различных мероприятий и вечеров;

·        Развитие творческих возможностей и способностей подрастающего поколения;

·        Развитие ориентирования в окружающей среде, в общении со сверстниками, с незнакомыми людьми.

Клубная форма организации досуга рассматривается как своеобразный тип педагогической системы. Из этого следует, что результаты воспитательного процесса, протекающего в клубе, определяются не только уровнем проводимых мероприятий, но и степенью их систематизации.

Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.Развитие интересов способствует формированию у подростков активного отношения к окружающему миру, творческого мышления, потребности творить, создавать что-то оригинальное. Они охотно много читают, с удовольствием делятся мыслями о прочитанном материале, принимают активное участие в различных конкурсных программах.

И главными задачами, которые стоят передо мной, педагогом -организатором:

·        Помощь детям в организации содержательной и интересной жизни;

·        Умение увлечь ребят идеями совершать полезные дела, направленные на благо не только себе, но и других людей;

·        Развитие у детей и подростков ума, силы, выносливости, наблюдательности, укрепление их здоровья.

Работа с разновозрастным активом клуба это – это нетрадиционная форма педагогической воспитательной деятельности и она требует от педагога принципиально иных, по сравнению с традиционными, профессиональных умений. Ценность таких объединений, по сравнению с одновозрастными, заключается в том, что в них создаются наилучшие условия для передачи жизненного опыта от старших к младшим; для развития демократических и гуманистических традиций общения и жизнедеятельности, выбора друзей и наставников; реализации увлечений и интересов; расширения и углубления социальных связей детей с другими людьми и организациями.

В активе всем найдется дело! В зависимости со своими желаниями, потребностями, возможностями каждый ребенок может реализовать себя как ведущий, сценарист, испытать свои силы в актерском мастерстве при создании различных сценических постановок или конкурсе актерского мастерства, а также попробовать себя в роли режиссера.

Таким образом, праздник - это наша повседневная, будничная педагогика. Поэтому его организация требует от нас педагогической культуры, душевного такта и терпения, хорошего контакта с детьми и подростками. Таким образом, воспитывается чувство групповой принадлежности и солидарности, которое дает подростку осознание корпоративной культуры.

Хочется подчеркнуть, что коллектив – сердцевина воспитательной системы. Он нужен детям больше, чем взрослым. Но работать с ним нужно тонко и грамотно. С помощью хорошо организованного коллектива можно горы свернуть, а можно натворить бед, особенно если поставить перед ним ложные цели. А у нас – педагогов дополнительного образования цель одна – помочь детям социализироваться, самоопределиться и реализовать свои творческие способности.

И в заключении, мне бы вновь хотелось вернуться к словам замечательного педагога К.Ушинского «Пусть каждый припомнит своё детство, и он видит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас. Ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросили праздники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki-eto_mosty_ot_nas_k_detyam_1.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Праздники – это мосты от нас к детям Сотникова Ольга Анатольевна – педагог-организатор подросткового клуба «Дружба» МОУ ДОД «ЦДТ»

Слайд 9

Досуговая программа "Мир неугомонных"

Слайд 10

Цель программы: Организация жизнедеятельности молодёжной общности через подготовку и проведение культурно – досуговых мероприятий.

Слайд 11

Задачи : Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности, для развития культурной, эмоциональной, коммуникативных сфер;

Слайд 12

Создание ситуации успеха в проведении культурно-массовых мероприятий; Активизирование и стимулирование познавательной деятельности детей;

Слайд 13

Формирование здорового образа жизни подростка; Развитие ориентирования в окружающей среде, в общении со сверстниками, с незнакомыми людьми.

Слайд 14

Воспитание ценностных ориентаций, идейных, нравственных и эстетических воззрений, совершенствование культуры поведения; Воспитание лидеров, помощников для проведения различных мероприятий и вечеров.

Слайд 16

Красота спасет мир!

Слайд 17

Брейн- ринг по сказкам Пушкина. Счастливый случай. Великолепная семерка. Славянские чудеса

Слайд 19

Зов джунглей. Олимпионик.

Слайд 20

Волшебной ассорти. Шоу сорванцов. Куда уходит детство. Дни рождения клуба «Дружба»

Слайд 23

Музыкальные гостиные. Программы ко Дню семьи. Акция милосердия.

Слайд 25

Слава за минуту. Любовь с первого взгляда. Дни именинника. Программа «Ура каникулы».

Слайд 38

«Пусть каждый припомнит своё детство, и он видит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас. Ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросили праздники» К. Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш

Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга  чыгыш...