Экологическое объединение "Гринпис"
статья на тему

Материалы включают в себя уста экологического объединения, описание программы и результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok.docx22.85 КБ
Файл programma_po_kraevedeniyu.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК  «ГРИНПИС»

          Руководитель кружка: Гордиенко Нелля Владимировна.

В течение миллионов лет человечество развивалось в естественных природных условиях.

Антропологические источники говорят о том, что древние люди, в отличие от современного человека, лучше видели, лучше слышали и меньше болели. Их органы чувств привыкли воспринимать природу такой, какая она есть.

Развивая экологическое направление в школе, мы помогаем детям осознать себя частью природы.

Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Сначала от таких исследований зависела жизнь, позднее люди позволили себе роскошь заняться наукой с познавательными целями

С целью воспитания поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое  будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия  - десятый год в Кузнецовской МООШ функционирует экологический кружок «Гринпис».

Паспорт детского экологического

объединения «Гринпис»

 1. Название: экологическое объединение «Гринпис»

 2. Год создания: 2000

 3. Система приема: личное желание детей

 4.Цель: 

формирование всесторонне развитой личности, способной к исследовательской и природоохранной деятельности

 5.  Принципы:

Принцип единства – все мы являемся частью природы.

Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие.

Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь.

Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании.

Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни - не материальное.

Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет, истощенная Земля – истощенная экономика.

Принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений и животных.

Принцип «Люби свой край» - изучайте природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

6. Направления работы:

Занятия объединения.

Практическая работа.

Исследовательская работа.

Участие в районных и областных конкурсах.

Организация и проведение экологических мероприятий.

Работа с дополнительной литературой и Интернет-источниками.

Сбор и оформление коллекций.

7. Формы и методы работы:

Наблюдения в природе.

Исследовательские работы.

Проектная деятельность.

Экскурсии.

Практические работы

Проведение экологического мониторинга

Экологические акции

8. Традиционные мероприятия:

Проведение экологического месячника;

«День Земли»;

«День здоровья»;

Акции «Первоцвет», «Елка», «Помоги птицам», «Внимание, лесные пожары»!

                       

Устав  экологического объединения «Гринпис»

1. Заниматься в экологическом объединении может любой учащийся 1-9 классов, желающий внести посильный вклад в изучение и охрану природы;

2. Обязанности воспитанников экологического объединения:

Принимать активное участие в изучении природы Амурской области;

Соблюдать требования природоохранного законодательства;

Знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

Участвовать в охране редких видах флоры и фауны Амурской области;

Пропагандировать экологические знания среди населения С. Кузнецово;

3. Права воспитанников объединения

Проводить  исследования природы родного края;

Использовать полученные знания для дальнейшего обучения по данному профилю;

Принимать участие в школьных, районных, областных, всероссийских конкурсах;

Обращаться к средствам массовой информации с целью привлечения внимания к экологическим проблемам;

Владеть информацией о загрязнении окружающей природной среды;

Защищать интересы населенного пункта;

4. Заповеди воспитанников:

Помнить, что природа – это живая, чувствительная и сложная система;

Знать, что от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям;

Нами в течении  9 лет обучения апробирована программа «Зелёный дом».

  Программа экологического образования детей разработана в 2004 году и в последующие 3 года апробировалась и совершенствовалась при проведении занятий экологического кружка «Гринпис» на базе Кузнецовской муниципальной общеобразовательной школы. В 2008 году была доработана и дополнена до 5 лет реализации.

  На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней.

На занятиях экологического кружка по данной программе формируется экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также стиль мышления, способствующей осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных объектов.

Цель программы: экологическое воспитание и дополнительное образование школьников через восприятие окружающего живого мира, через самостоятельное ведение наблюдений и изысканий, анализ результатов.

Задачи программы:

Теоретическое изучение, практическое освоение и применение методов и приемов в самостоятельной исследовательской деятельности.

Формирование экологического самосознания, способов творческой самореализации в решении экологических проблем.

Воспитание нравственного сознания и чувства ответственности, учащихся за свое поведение в природе.

Программа реализуется в  три этапа:

1 этап: учащиеся 5-х классов («Юный исследователь»);

2 этап: учащиеся 6-8 классы  («Эколог - практик»);

3 этап: учащиеся 9 классов    («Эколог – эксперт»)

Таким образом, программа рассчитана на возраст детей 11-15 лет.

Первый – «Юный исследователь» рассчитан на детей 11 лет, его сущностью является проведение ознакомительных экскурсий на природные объекты и знакомство с методиками исследовательской работы в природе.

Второй блок «Эколог – практик» рассчитан на 3 года и предполагает обучение детей самостоятельной исследовательской работе при изучении водных и наземно-воздушных экосистем.

Третий блок «Эколог – эксперт» рассчитан на учащихся 9 классов и ориентирует выпускников на выбор естественнонаучного профиля обучения в старшей школе.

Основными формами обучения по данной программе является проведение теоретических занятий, экскурсий, самостоятельной исследовательской работы и проектная деятельность.

На экскурсии есть возможность близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в их естественной обстановке, понять, что все  в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы.

Одна из задач экскурсий – показать, как ранима природа. Человек обладает огромной технической силой. Дети должны усвоить, что силу надо применять умеючи. Биологически грамотный человек сохранит природу.

Во время проведения экскурсий предполагается проведение практических работ, где учащиеся научаться фиксировать свои наблюдения в полевых дневниках, производить сбор гербарных образцов, составлять коллекции беспозвоночных.  

Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися экологических исследований, используя адаптированные и апробированные методики. При подборе формы исследовательской работы учитываются образовательный и психолого-возрастной уровни учащихся. Предполагаемые темы подбираются таким образом, чтобы рекомендуемые методики и литература были доступны и понятны учащимся. Главное внимание при написании исследовательских работ уделяется развитию умения видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу о способах решения экологической проблемы.  Немаловажно в исследовательской деятельности является непосредственное наблюдение за природными объектами, выполнение определенных экспериментов. Последним этапом является литературное оформление работы и защита на конференции.

Проектная деятельность позволяет учащимся знакомиться с алгоритмами составления проектов, непосредственно составление и реализация проектов с учетом возможностей.

В основе проектной деятельности – развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве.

 Проведение занятий в рамках программы предусмотрено 3 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом на 15 минут (активный отдых).

Занятие состоит из трех ключевых моментов: теоретического, практического и занимательного. Количество времени на каждую часть планируется с учетом темы и контингента учащихся при составлении плана занятий.

Проведение практических работ, экскурсий педагог готовит заблаговременно. Перед выходом на природные объекты с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности, о чем делается запись в журнале.

В результате освоения знаний по предложенной программе учащиеся  после   должны знать:

Особенности взаимоотношений растений с окружающей средой;

Видовой состав растений луга;

Жизненные формы растений;

Лекарственные растения луга;

Основы систематики растений и животных луга;

Технику безопасности при выполнении практических работ.

Термины и понятия, использующиеся при составлении характеристики растительности,  особенности взаимоотношений растений с окружающей средой; видовой состав растений леса; жизненные формы растений; лекарственные растения леса; основы систематики растений; основы общей зоологии; методы изучения животных леса; технику безопасности при выполнении практических работ и экскурсий.

должны уметь:  планировать и проводить наблюдения, опыты, измерения, оформлять полученные результаты; работать с микроскопом; определять растения и животных по определителю; оценивать жизненное состояние растений и сообщества по комплексу геоботанических показателей; оценивать состояние воздуха по лихенофлоре; уметь работать со справочной и дополнительной литературой; давать экологическую оценку состояния растительности лесного биоценоза на данный момент, доказывать необходимость принятия определенных мер по ее охране.

.

Результаты работы экологического

кружка «Гринпис»

Год

      Наименование работы

Где представлена

Результат

2000

Исследовательская работа «Изучение физических и химических свойств водной среды» Иванова О.

Школьная экологическая конференция

Благодарность

2001

Исследовательская работа: «Изучение озера Солдатское». Чаплыгина К.

Школьная экологическая конференция

Благодарность

2001

Экологический проект «Преобразование водоема»

Районный конкурс эколого-туристических проектов

3 место

2002

Исследовательская работа «Изучение видового разнообразия макробентоса в озере Солдатском» Чаплыгина К., Моргаева А.

Школьная экологическая конференция

Благодарность

2002

Исследовательская работа «Изучение видового разнообразия макробентоса в озере Солдатском» Чаплыгина К.

Районная научно-практическая конференция по опытнической и исследовательской работе

1,2 место

2002

Исследовательская работа «Изучение видового разнообразия макробентоса в озере Солдатском»  Моргаева А.

14 областная научно-практическая конференция по опытнической и исследовательской работе

Именная путевка в лагерь «Океан»

2003

Исследовательская работа «Изучение видового разнообразия лекарственных растений, произрастающих на пришкольной территории» Иванова К.

Школьная экологическая конференция

1 место

2003

Исследовательская работа «Изучение видового разнообразия лекарственных растений, произрастающих на пришкольной территории» Иванова К.

Районная научно-практическая конференция по опытнической и исследовательской работе

2 место

2003

Экологический проект «Цветочный рай среди камней…»

Районный конкурс эколого-туристических проектов

Грамота победителям конкурса

2005

Экологический проект «Исцели душу гармонией».

Районный конкурс эколого-туристических проектов

2 место

2006

Исследовательская работа «Лес с. Кузнецово как объект синэкологических исследований»

Районный конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам («Подрост»)»

Грамота победителю

2006

Исследовательская работа «Изучение структуры популяции рыжего лесного муравья» Потапов В.

Школьная экологическая конференция

Благодарность

2006

Исследовательская работа «Лес с. Кузнецово как объект синэкологических исследований»

Областной конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам («Подрост»)»

Грамота победителю

2007

 Конкурс рисунков «Внимание дети – огонь». Золотовский И., Костюшкин С., Буранко А.

Районный конкурс «Внимание дети – огонь».

Участие

2007

Конкурс поделок «Эта хрупкая планета» Золотовский И.

Районный конкурс «Эта хрупкая планета».

Грамота победителю

2008

Номинация «Фотографии» «Мир заповедной природы» Гордиенко Е., Золотовский И.

Районный конкурс «Мир заповедной природы».

Грамота победителям

2008

Номинация «Фотографии» «Мир заповедной природы» Гордиенко Е., Золотовский И.

 Областной конкурс «Мир заповедной природы».

Участие

2008

Исследовательская работа «Муравьи как основа лесозащитного комплекса».

Районный конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам («Подрост»)»

Победитель

2008

Исследовательская работа «Муравьи как основа лесозащитного комплекса».

Областной конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам («Подрост»)»

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

городского округа города Райчихинска

Амурской области

Утверждено городским                                                                    Рассмотрено на заседании

экспертным советом от «___» ____2011                                        МС МОБУ СОШ №1

Председатель  экспертного  совета:                                                Протокол №2 от «___» ____2011г________________                                                           Руководитель МС: ___    

 

           

ПРОГРАММА

                                                   элективного учебного предмета

                                                          краеведение в 5 классе

                                                           на 2011-2012 учебный год

                                                                                                                  Составители:

                                                                                                                  М.Ю. Лысак,

                                                                                                                  учитель истории и  

                                                                                                                  обществознания

                                                                                                                  высшей категории

                                                                                                                  Н.В. Гордиенко,

                                                                                                                  учитель            

                                                                                                                  биологии

                                                                                                                  высшей категории

                 

г.о.г.Райчихинск. 2011

           

                                                                     

Я Родину свою не выбираю.

Пусть не страшны там вьюга и мороз,

А я всегда стремлюсь к родному краю,

Под шелест лип, осинок и берёз.

Мне вовсе не нужны те пляжи золотые,

Канарских и других далёких островов.

А в Приамурье есть места глухие,

И к ним моя извечная любовь...

                                                             Пояснительная записка

    Приамурье -  это обширный регион, лежащий по течению великой дальневосточной реки. В его состав входят Читинская, Амурская, Еврейская автономная области и Хабаровский край.   Большую часть Приамурья занимают горы, болота и тайга. Климат  суров: морозные зимы сменяются жарким летом, засуха  наводнениями. Жить здесь могут только самые выносливые и мужественные люди, которые не боятся трудностей и невзгод.

    До недавнего времени древняя история Приамурья была мало известна не только широкой общественности, но и специалистам. В нашей стране велись масштабные исследовательские работы в Европейской части, Средней Азии, Сибири, а Приамурье еще ждало своего часа.

         Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям и экологическим проблемам своего края.

       Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств  следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

        В  программе   изложено  содержание учебного предмета  по историческому и экологическому краеведению. Курс  интегрированный,  содержащий    биологические, экологические, исторические, этнографические и   культурологические компоненты.   Опираясь на содержание традиционных школьных предметов,   курс  не  повторяет  сведения из этих предметов.

      Программа  отражает комплексно-системный подход  к изучению  истории и природы Амурской области. Такой подход позволяет рассматривать экологические  и исторические факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона  в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне/

     В организации практической деятельности данного курса появляется  возможность работы  учащихся с  реальными  объектами  природы и истории;  работы с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ); проведение  экскурсий и туристических походов.

         Особая  роль отводится  наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, активное использование аудио - и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий.

    Содержание данного курса предусматривает широкий простор для инициативы и творчества учителя: он может распределять часы между темами по своему усмотрению, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые наиболее целесообразны и типичны для условий работы школы и др. Учитель  может исключить или ввести новые практические работы, экскурсии и наблюдения, в зависимости от условий и возможностей школы. Применять на уроках новые информационные технологии обучения.

Цель программы: воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли.

Задачи: 

 Образовательные:

- включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность;

- развитие мотивации  к сбору краеведческого материала;

- изучение истории и природы своего родного города.

Воспитательные:

- формирование потребности в саморазвитии;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие культуры общения;

- воспитание любви к своей малой Родине.

Развивающие:

- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

- способствовать  адаптации к реальной деятельности.

Сроки реализации программы

Продолжительность курса: 1 год

Объем программы: 34 часа, 17 часов – историческое краеведение (первое полугодие), 17 часов – экологическое краеведение (второе полугодие).

Программа реализовывается в  муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении  средней общеобразовательной школе №1 города Райчихинска.

Принципы отбора и структурирования материала.

     Исторический подход обеспечивает возможность проследить развитие Амурской области в различные периоды освоения данной территории. Позволяет ставить разнообразные логические задания, основанные на ранее усвоенных знаниях.  Дает возможность изучить исторические поселения, памятники истории и культуры. Этот подход реализуется через содержание первого раздела программы «Краеведение».

     Экологический подход дает возможность познакомиться с разнообразием природной среды  Амурской области, редкими и исчезающими растениями и животными, видами-эндемиками.

     Изучение курса  «Краеведение»  предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.

 

 Предполагаемые результаты:

     Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию  личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

        Это предполагает освоение знаний об основных краеведческих понятиях, занятиях коренного населения,  особенностях исторического развития Амурской области,  природной  среде, путях её сохранения, улучшения и рационального использования; стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации

   

     Для оценивания знаний предполагается  использовать различные формы зачетов: составление кроссвордов по отдельным темам, написание сочинений-реконструкций, изготовление макетов, рисунков, составлять проекты, мини-исследовательские работы, компьютерные презентации, решение хронологических уравнений.

           

  Требования к уровню знаний и умений,  полученных в результате обучения.

       Учащиеся должны знать: историю древнего Приамурья, историю заселения края, первых исследователей, казачьи станицы,  историю коренных народов Приамурья; границы Амурской области, климатические особенности, водные ресурсы, растительный и животный мир  Амурской области, охраняемые растения и животные.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться в исторических событиях, находить на карте границы Амурской области, определять растения и животных  Приамурья.

Учебно-тематический план

Историческое краеведение

№ п/п

         Темы занятий

Количество часов

           всего

теоретический материал

практические работы

Древнейшая история Приамурья 6 часов

1

Исследователи древностей края.

1

1

2

Эпоха палеолита на территории Приамурья

1

0,5

0,5

3

Мезолит и неолит Приамурья

2

1

1

4

Ранний железный век на Амуре

1

0,5

0,5

5

Обобщение

1

1

Первые государства в Приамурье 6 часов

6

Раннее средневековье Приамурья.

1

0,5

0,5

7

Культура мохэ

2

1

1

8

Эпоха чжурчжэней

2

1

1

9

Виртуальная экскурсия в музей

1

0,5

0,5

Борьба за Амур 5 часов

10

Народы амурской земли.

1

1

11

Землепроходцы – исследователи Приамурья

1

0,5

0,5

12

Лицом к лицу с маньчжурами.

Албазинская эпопея

1

0,5

0,5

13

Итоговое обобщение. Защита проектов.

2

2

                 Итого:                                   17                          8                           9

Экологическое краеведение

№ п/п

              Темы занятий

                                       количество часов

           всего

теоретический материал

практические работы

1

Введение.

1

1

-

2

Положение Амурской области, ее характеристика.

4

2

2

3

Растительность Амурской области

5

2

3

4

Животный мир Амурской области

4

1

3

5

Охрана природы

2

1

1

6

Итоговое обобщение. Защита проектов.

            Итого:                                17 часов           8 часов                9 часов

Содержание изучаемого курса

Историческое краеведение.

Древнейшая история Приамурья.

       Знакомство с историей открытия и заселения Приамурья. Эпоха мустье. Археологическая культура.  Палеолит – древний каменный век. Филимошки. Синантроп. Неандерталец. Мезолит - средний каменный век. Неолит - новый каменный век. Культурный слой. Писаницы. Орудия труда. Нуклеус. Чоппер. Отщеп. Железный век. Керамика. Громатухинская культура. Эпоха бронзы.Урильская и польцевская культуры.

Первые государства в Приамурье

      Мохэ. Реконструкция. Занятия мохэ. Чжурчжэни. Захоронение. Погребальные традиции и обряды. Погребальный инвентарь. Городище. Селище. Дауры. «Золотая империя». Шаманизм. Дючеры. Тунгусы.  

Борьба за Амур

       Острог. Казаки. Эвенки. Первопроходцы. Албазин. Воевода. Нерчинский трактат.

Практические работы:

- рисунки первых орудий и предметов труда, орнаментов сосудов, лепка сосудов, изготовление макетов, сочинения-реконструкции, оформление контурных карт, составление и решение хронологических уравнений.

Экологическое краеведение:

Введение

Введение.

Географическое положение Амурской области. Ее характеристика (4 часа).

Климат Амурской области, контрасты Амурской природы. Водные ресурсы.

Растительность Амурской области (5 часов)

Древесные и травянистые растения. Лианы. Лекарственные растения Амурской области.

Животный мир Амурской области

Млекопитающие и птицы Амурской области. Насекомые. Рыбы пресных водоемов. Рептилии и земноводные Приамурья.

Охрана природы Амурской области

Редкие растения и животные Амурской области. Заповедники, заказники, памятники природы Амурской области.

Практические работы:

- определение растений по гербариям;

- описание растений по плану;

-  создание презентации «Лекарственные растения Амурской области».

- редкие животные Амурской области;

- видовое многообразие рыб Амурской области;

 - ядовитые пресмыкающиеся Амурской области.

- обозначение границ Амурской области. Водоемы Амурской области;

- изготовление наглядной агитации «Сохраним первоцветы».

 Итоговые  проекты по курсу «Краеведение»:

- Имена на карте;

- Загадочный мир названий;

- Природа родного края;

- Памятники природы Приамурья;

- Заказники и заповедники Амурской области.

Методические рекомендации

По программе предусмотрено проведение занятий 1 раз в неделю по 45 минут.

Занятия  состоят из теоретической и практической части. Количество времени планируется с учетом темы и контингента учащихся.

При ознакомлении с теоретической частью педагог использует специальную терминологию для ознакомления и расширения кругозора учащихся.

Для реализации программы могут быть использованы любые формы организации работы с детьми: имитационные игры, исследования, проекты, полевые работы, праздники.

Литература

  1. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего востока и Русской Америки до конца 19 века.- М., 1982.
  2.  Беспрозванных Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений: 17-середина 19 вв. – Хабаровск, 1986.
  3.  Ветохина Е.К.,  Бунин В.И. Хрестоматия по истории Амурской области. Хабаровское книжное издание. 1980.
  4. Гриценко Н.В.,  Гроздев С.А. и др. Охрана природы Амурской области. Хабаровское книжное издание. 1989.
  5. Деревянко А.П. В поисках оленя Золотые рога. – Хабаровск, 1978.
  6. Деревянко А.П. В стране трех солнц. Хабаровск. 1970.
  7. Деревянко А.П. Приамурье (1 тысячелетие до нашей эры). – Новосибирск, 1976.
  8. Деревянко А.П. Ранний железный век приамурья. – Новосибирск, 1983.
  9.  Еремеева Г.Е., Коротаев Г.В. Хрестоматия по географии Амурской области. Хабаровское книжное издание. 1986.
  10.  Железнова Е.В.. Лабораторные и практические занятия по экологии. Благовещенск, 1995.
  11.  Кирюхин Н. К. Амур - река подвигов. Хабаровское книжное издание. 1970. Клинков А.И. Атлас Амурской области. Благовещенск, 2000.
  12. Кабанов П.И. Амурский вопрос. – Благовещенск, 1959.
  13.  Михеев А.В., Пашканг К.Г. и др. Охрана природы. Москва. Просвещение. 1983 г
  14. Окладников А.П. Олень Золотые рога. – Хабаровск, 1989.
  15. Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и приамурья. – Владивосток, 1973.
  16.  Сверлова Л.И,  Костырина Т.В.. Засуха и лесные пожары на Дальнем Востоке. Хабаровское книжное издание. 1985 г.
  17.  Сергеев Б.Ф.. Мир лесных дебрей. Москва. 2003 г.
  18. Тарасов И.Г.,  Адналулов Э.В. Амфибии и рептилии амурской области. Благовещенск. 1995 г.
  19.  Усенко Н. Дары уссурийской тайги. Хабаровское книжное издание. 1979 г.
  20.  Шульман Н.Н.  География амурской области. Хабаровское книжное издание. 1991 г.
  21. Шейнгауз А.С.  С заботой о лесе. Хабаровское книжное издание. 1997 г.

 

   Дополнительные источники:

  1.  Атлас Амурской области/ Под ред. Н.Г. Павлюк. – Хабаровск: Роскартография, 1996г.
  2. Атлас Амурской области/Отв.ред. В.Д. Топчилова. – Новосибирск: Роскартография, 1999г.
  3. Контурные карты  

  Наглядные пособия:

  1. Гербарии «Цветковые растения Амурской области»;
  2. Гербарии «Древесные растения Амурской области»;
  3. Коллекции «Лишайники Амурской области»;
  4. Гербарии «Мохообразные  Амурской области»;
  5. Коллекции «Трутовые грибы Амурской области»;
  6. Коллекции «Насекомые Амурской области»;
  7. Фотографии животный мир Амурской области;
  8. Фотографии из фондов краеведческих музеев г. Благовещенска и г Хабаровска.
  9. Фотографии экспозиций музея палеонтологии и этнографии БГПУ.

   Периодические издания:

1. Журнал «Юннатский вестник», №5, 1995 г.

2. Эколого-краеведческая работа с учащимися в природе. Газета «Биология», №19 – 28, 2004 г.

3.Вырезки из газет: «Амурский дилижанс», «Самовар», «Витрина», сборник «Амурский краевед»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...