Автобусная экскурсия
методическая разработка (7 класс) по теме

 Елена Владимировна Савенко

Разработка автобусной экскурсии по местам боев  с японскими захватчиками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtobusnaya_ekskursiya.rar45.79 КБ

Предварительный просмотр:

                           Автобусная    экскурсия

                      « По   местам   боевой   славы»

                                                                 

                                        Пояснительная  записка

                                                                   

                                                                   Родину нельзя любить безвестной,

                                                                  Родина крылатая, как весть

                                                                 Родину нельзя любить безместной –

                                                                В Родине моя сторонка есть.

                                                                                                       А.Прокофьев

      Формирование гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения происходит постепенно, с раннего детства, на конкретных примерах. Воспитание любви к своей Родине, гордости за свою страну и свой народ, уважения к достойным свершениям в истории своего края.

   Вся история Сахалина и Курил неразрывно связана с героическим прошлым: открытие островов, их освоение, установление Советской власти, война с Японией за освобождение Южного Сахалина и Курил. Массовый героизм , проявленный советскими воинами в боях за освобождение Южного Сахалина и Курил, служит благородному делу патриотического воспитания учащихся. Воспитать патриота своего края невозможно без постоянной, целенаправленной работы по знакомству учеников с прошлым родных мест, с героизмом людей.

   

           Актуальность

   Одной из форм работы с учащимися по патриотическому воспитанию является знакомство с героическим прошлым своего края. Такие мероприятия призваны помочь глубже понять истоки мужества, тесную связь героического прошлого с современностью. Они воскрешают славу , доблесть, высокий патриотизм старших поколений, героические страницы  Армии. Позволит школьникам пережить ту критическую ситуацию, которая требует смелости, стойкости и бесстрашия. Со времен войны 1945 г. с Японией прошло много лет, к сожалению, учащиеся имеют очень скудные сведения о событиях этой войны, они не знают , где проходили боевые действия, какие подвиги совершали советские воины, почему некоторые населенные пункты нашего края носят такие названия (Леонидово, Гастелло, Матросово, Буюклы, Смирных, Победино и т.д.) .

        Форма занятия

     Автобусная экскурсия по маршруту «Поронайск – Победино» с остановками в с. Леонидово на мемориальном комплексе, с. Матросово у памятного знака, с. Победино у братской могилы, у безымянной братской могилы на железнодорожной станции Победино, у российско-японского памятника жертвам Второй мировой войны ( «Лодка»), у разрушенного дота, экскурсия в музей сельской библиотеке, где представлены экспонаты времен войны 1945 г., найденные в окрестностях с. Победино.

       

       Новизна

      Мероприятие «По местам боевой славы» проводится в форме автобусной экскурсии, что  позволяет учащимся быть не только пассивными слушателями, но и активными исследователями, реально увидеть места боев, памятники, поставленные в честь героев войны. Ученики знакомятся с достопримечательными местами Хорамитогского укрепрайона (с. Победино), где происходили значимые  события  в истории Сахалина. О них напоминают только остатки строений, окопов, дотов  или заросшие дороги. Многие ребята и не догадываются , что несколько десятилетий назад в этих местах шли бои, ежедневно многие солдаты совершали подвиг ради своей Родины, не задумываясь отдавали свою жизнь за нее. Проводится  данная  экскурсия не только учителем, но и руководителем общественной приемной партии «Единая Россия» Мигуновой З.Н.

                                                         

                                                           

 

 Цели:

- формировать историческую память, воспитывать чувство уважения к солдатам, воспитывать патриота и гражданина.

  Задачи:

  1. Познакомить с местами боевых действий августа 1945 г.
  2. Рассказать о подвигах и мужестве советских солдат в тех военных событиях.
  3. Стимулировать поисковую деятельность.
  4. Сбор материала для его дальнейшей пропаганды через школьный музей.

  Возраст учащихся

   Несколько лет подряд такие экскурсии проводились с учащимися 9 класса ( 16 -17 лет), потому что они имеют знания о ВОВ 1941 – 1945гг., у них есть некоторый запас представлений войне с Японией, поэтому у них проще формировать историческую память, воспитывать патриотические чувства. Но в 2008 г. было решено апробировать участие 5 класса (12 – 14 лет) в проведении данной экскурсии. Итогом экскурсии стала  викторина, которая показала достаточно хорошие знания учащихся 5 класса. Корме того, школьники 5 класса оформляют выставку «Наши защитники» в школьном музее и полученные сведения помогут им в составлении альбома « Герои  земли Сахалинской».

Методика проведения экскурсии

  1. Подготовительный этап – знакомство с темой  экскурсии, планом ее подготовки и проведения. Заинтересовать учащихся темой, создать соответствующий нравственный и эмоциональный настрой. Подготовительная работа проходит на занятиях краеведческого факультатива по теме «Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов» и в школьном музее.

Организация выставки книг, фотографий, раскрывающих историю освобождения Южного Сахалина и Курильских островов в августе- сентябре 1945 г. Беседа в школьном музее «Что ты знаешь о памятниках Великой Отечественной войны на Сахалине и Курильских островах».

  Задания для учащихся 9 класса:

1 группа: составление «Календаря боевых действий. Южный Сахалин»

2 группа: буклет «Герои Советского Союза. Южный Сахалин»

   Задание для учащихся 5 класса:

  Вместе с учителем составляют маршрут автобусной экскурсии. Чтение книги «Бои за наши острова» А.Н.Рыжкова. Знакомство с «Книгой памяти» в школьном музее.

 

  1. Ход  экскурсии, сбор материала, фотографий, иллюстраций.
  2. Завершающий этап – проведение викторины, оформление собранного материала в школьном музее.

                                        Ход  мероприятия:

  1. Организационный момент

- Сбор учащихся, инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.

II. Вводная беседа

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Сколько лет она продолжалась?

- Какая страна оккупировала Южный Сахалин и Курильские острова?

             Задания  проводятся во время поездки

III.  Задание «Подбери нужное»

  Карточка №1

- Граница между Южным и Северным Сахалином проходила  по :

  1. 50 параллели
  2. 60 параллели.

       

       Карточка №2

    - Освобождение Южного Сахалина началось :

  1. 11 августа 1945г
  2. 20 августа 1945г.

       Карточка №3

   - Какой форт был взят первым :

  1. Хандаса
  2. Котон.

    IV.  Задание «Найди свою половину»

  - Бои за освобождение Южного Сахалина были очень тяжелыми. Японцы построили Хорамитогский укрепрайон длиной до 12 км по фронту и до 16 км в глубину, где у японцев имелись 25-30 дотов, до 100 дзотов, противотанковые рвы, проволочные заграждения. Кроме того, японцы широко использовали в военных действиях «смертников», которые находились в дзотах и дотах, снайперов- «кукушек» стрелявших разрывными пулями вопреки международным законам. В таких условиях ведения войны советские солдаты должны были обладать особыми качествами. Какими? Эти качества вы можете узнать собрав слова из половинок. Половинки слов находятся в конвертах.

        Слова:

  1. Смелость
  2. Мужество
  3. Отвага
  4. Самопожертвование
  5. Героизм
  6. Патриотизм
  7. Решимость
  8. Преданность
  9. Бесстрашие

V.     Фронтовая газета «За Советскую Родину»

 - Номера газеты выходили во время боевых действий на Сахалине. Она пропагандировала опыт фронтовиков, рассказывала о доблести и воинском мастерстве солдат.

                                                           

                                                               

Задание:

- Вам предстоит отредактировать номер газеты. Из предложенного материала : подобрать к названиям рубрик соответствующий  текст.

    Названия рубрик:

  1. Человек рожден для подвига.
  2. Стоять насмерть
  3. Воинское умение.

   Тексты:

1.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить-

Мне б только до той канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Летнего ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Злорадно поставив на взвод…

Всадить ее,

Врезать, как надо, в четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А после… сто лет проживу!

2.

И если пожаром зардеется

Война в сахалинских краях,

Клянемся, что станем гвардейцами

В грядущих жестоких боях

 

     3.

       Беззаветную храбрость и воинское мастерство проявляли саперы. Они обезвредили сотни вражеских мин и научились распознавать японские «сюрпризы». Хитрость японцев заключается не в устройстве самих мин, а в том, где они устанавливаются. Японцы минировали источники воды, овощи на огороде, брошенные предметы и даже трупы своих солдат.

   4.

      Наши воины в годы войны проявляли массовый героизм, совершали бессмертные индивидуальные подвиги - таранили вражеские самолеты, закрывали своими телами

амбразуры дотов, бросались под танки с гранатами. Солдаты жертвовали собой потому, что их смерть спасала жизнь товарищей. Они совершали свой подвиг по вдохновению боя, сознательно, учтя все и бросив жизнь на чашу весов боя.

  Амбразура дзота узка, и шансов попасть в нее гранатой под огнем пулемета очень мало. Сержант А.Буюклы вызвался идти на подавление огня японского дзота по призыву замполита батальона, а вслед за ним амбразуру другого дзота закрыл своим телом коммунист ефрейтор Николай  Минин.

   Главное в подвигах наших солдат – это чувство любви к Родине, желание ценой любых жертв обеспечить ей свободу и независимость. Главное было в понимании справедливости и величия целей этой войны для счастья своего народа, своей семьи, для счастья всех народов мира. Очень важным было и то . что совершая подвиг, человек верил: им будут гордиться его дети, внуки, друзья, его имя будет долго жить в памяти народа.

 

                                    Экскурсии  к  памятным  местам ( работа с атласами)

                                         

                                       Общая  информация

                            «Никто не забыт , ничто не забыто»

  1. Мемориальный комплекс в п. Леонидово.

     Мемориальный комплекс был сооружен в 1975 г. Мемориальный комплекс – это братские могилы солдат и сержантов, советских офицеров, павших при освобождении Южного Сахалина. Мемориальный комплекс состоит из одного общего солдатского захоронения (около 300) , одного офицерского захоронения (48 человек), а также здесь находятся могилы Героев Советского Союза Смирных Леонида Владимировича, Буюклы Антона Ефимовича.

   По проекту главного архитектора г. Поронайска В.Г.Онищенко мемориальный комплекс был реконструирован. На постаменте установлен танк Т-34-85. На месте братской могилы отлита бетонная площадка 8 х 8 м, над которой закреплен барельеф. На 10 плитах обозначены фамилии 94 воинов. Здесь находится могила Л.В.Смирных. В бою за овладение станцией Котон 16 августа был сильный бой. Бой начался утром и продолжался до утра следующего дня. В момент , когда японцы пошли в контратаку, капитан Смирных, ведя наблюдение, вылез из окопа. Его заметил японский снайпер. Вражеская пуля пробила партбилет и грудь капитана.

   9 мая 1988 г. ( в год формирования 79-й стрелковой дивизии) по инициативе однополчан из Москвы был привезен и перезахоронен на территории мемориального комплекса прах полковника Петра Трофимовича Сердюка.

Минутой молчания почтили память погибших и воевавших за освобождение Южного Сахалина.

  1. Памятный знак в с. Матросово

 11 июня 1957 г. исполнительным комитетом Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение № 193 « установить мемориальные доски в населенных пунктах, которым присвоены имена воинов , павших смертью храбрых в период ВОВ». Поселок Сётой было предложено назвать именем Александра Матросова.

  Александр Матвеевич Матросов родился  5 февраля1924 г. Воевал автоматчиком 91-й СБр(22 армия, Калининский фронт). 23 февраля1943 г. в бою в районе дер. Чернушки Псковской области, израсходовав все боеприпасы, Матросов своим телом закрыл амбразуру немецкого дзота. Подвиг Матросова стал символом мужества и воинской доблести. 16 июня 1943 г. А.М.Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Село Победино

  8 августа 1945 г. японскому послу в Москве было сделано мотивированное заявление Советского правительства о том, что с 9 августа СССР считает себя в состоянии войны с Японией.

  11 августа  части 79 –й стрелковой  дивизии 56 –го стрелкового корпуса начали наступательные операции на Сахалине. 165-й стрелковый полк вел под командованием подполковника Н.Д.Курманова вел упорные бои на направлении главного удара в районе пота Хандаса, за выход к главной оборонительной полосе противника – Харамитогскому укрепрайону.

  Здесь  проходили самые ожесточенные бои, так как японцы подготовились основательно: 17 дотов, 31 артиллерийский и 108 пулеметных дотов, 150 убежищ, проволочные заграждения, минные поля, к тому же местность была сплошь покрыта лесом и болотами. Захват станции Котон осуществлялся обходным путем через Муйку. Станция переходила несколько раз из рук в руки. В героическом рейде особо отличился батальон под командованием Л.Смирных. Смелыми, решительными действиями батальон сломил сопротивление японцев. Капитан Смирных не раз участвовал в рукопашных боях, ходил в разведку боем. Батальон успешно выполнил задачу , овладел станцией Котон и открыл дорогу для удара по Харамитогскому укрепрайону. В боях на подступах к укрепрайону образцы мужества и бесстрашия проявили бойцы, командиры и политработники 165 –го стрелкового полка.  Геройски сражался с врагом сержант Антон Буюклы. Когда из-за непрерывного пулеметного огня из японского дзота задержалось наступление, комсомолец А.Буюклы прополз по открытой местности до дзота и закрыл его своим телом. Совершенным подвигом открыл путь атакующему подразделению Штурм  укрепленных позиций врага шел 3 дня. К исходу дня 18 августа советские воины ,сломив сопротивление японских войск, овладели Харамитогским укрепрайоном. В самом поселке шли кровопролитные бои, практически весь центр поселка, район железнодорожной станции полит кровью, здесь погибло очень много советских солдат. Возле железнодорожной станции расположена безымянная братская могила, в центре поселка братская могила.

  На месте боевых действий 1 ноября 1996 г. была проведена церемония торжественного открытия российско-японского памятника жертвам Второй мировой войны («Лодка»)

                                             

                 Форма  подведения  итогов  экскурсии

                Викторина  «По местам  боевой  славы»

  1. Где проходила граница между Южным и Северным Сахалином? ( 50 параллель)
  2. Когда начались наступательные операции советскими войсками?(  11 августа 1945г.)
  3. Какой пост был захвачен первым? ( Хандаса)
  4. Кто командовал батальоном, овладевшим опорным пунктом Хандаса? ( капитан Г.Г.Светецкий)
  5. Под командованием какого капитана батальон овладел опорным пунктом Муйка и по болотам , неся на себе оружие и боеприпасы вышел к Котону? ( Л.Смирных)
  6. Какой подвиг совершил сержант А.Буюклы? ( закрыл амбразуру дзота)
  7. В боях за какой поселок смертью храбрых пал комбат Л.Смирных? (Котон – Победино)
  8. Какого августа Сахалин был освобожден от японских милитаристов? (25 авг. 1945г.)
  1. Назовите населенные пункты , которые носят  имена героев ВОВ.     (Леонидово, Матросово, Смирных, Буюклы).                        
  2.  Какое название появилось у населенного пункта Котон? Почему? ( Победино.         Советские войска овладели Хорамитогским укрепрайоном, японское командование капитулировало, остатки гарнизона сдались в плен.)

         11 Назовите Героев Советского Союза , получившие это звание за освобождение        Южного Сахалина. (Г.Г.Светецкий, Л.В.Смирных, П.Н.Сидоров, А.Е.Буюклы, С.Т.Юдин).

Ожидаемые  результаты:

  1. Учащиеся должны знать  историю боевых действий на Южном Сахалине, героев войны  августа 1945г., населенные пункты, получившие свое название в честь освобождения Южного Сахалина;
  2. Для школьного музея составить краткие биографические справки участников боев за освобождение Южного Сахалина;
  3. Продолжать оформление  фотоальбома «По местам боевой славы»;
  4. Сбор материала  в школьный музей для выставки «Наши защитники»;
  5. Подготовить устный журнал для учащихся школы.

 Литература

  1. Атласы Сахалинской области
  2. Высоков М.С. История Сахалинской области», Ю-С, 1995
  3. Леонов П.А.  область на островах. , М, 1974
  4. Рыжков А.Н. Бои за наши острова. Ю-С, 1980
  5. Самарин И. Сталь и бетон Карафуто., Ю-С, 2007
  6. Самарин И. Сохраненная память , Ю-С, 2008

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная автобусная экскурсия по Лондону

Основная цель урока: развивать у учащихся способности и желание участвовать в процессе коммуникации на английском языке. Ознакомится с достопримечательностями Англии....

«Санкт-Петербург – город всех вер» Интерактивная автобусная экскурсия для учащихся

laquo;Санкт-Петербург – город всех вер».         Интерактивная автобусная экскурсия.Санкт-Петербург – многонациональный и многоко...

Интерактивная игра «Автобусная остановка».

Данный учебный материал представляет собой контрольную работу по теме «Декоративно – прикладное искусство» 5 класс по программе Б.М. Неменского в форме интерактивной игры "Автобусная остановка". Цели:...

Интерактивная игра «Автобусная остановка». Контрольная работа по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6 класс.

Данный учебный материал является конспектом занятия по изобразительному искусству для учащихся 6-го класса по теме "Виды изобразительного искусства и основы образного языка" по программе Б.М. Неменско...

ЮБИЛЕЙНЫЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ «ГОРОД МАГАДАН: ЗАСТЫВШЕЕ ПРОШЛОЕ»

Предлагаемая разработка органично вписывается в учебный процесс при проведении уроков II ступени обучения в контексте преподавания уроков по учебно – методическому комплексу «История родного края» (6-...

Интегрированный открытый урок Роль и значение иностранного языка при осуществлении международных автобусных перевозок

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена следующим. Роль и значение иностранного языка - английского - современном мире определяется использованием его более чем одним миллиар...

«По памятным местам Нестеровского района» Отчёт о комбининрованной автобусно-пешеходной экскурсии

Отчёт о  комбининрованной автобусно-пешеходной   экскурсии Маршрут:п.Илюшино – п.Ильинское – р.Писса (место последнего боя Героя Советского Союза С.К.Нестерова) &ndash...