Интегрированный открытый урок Роль и значение иностранного языка при осуществлении международных автобусных перевозок
методическая разработка на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена следующим. Роль и значение иностранного языка - английского - современном мире определяется использованием его более чем одним миллиардом человек, причем около 600 миллионов из которых выбрали именно его в качестве иностранного. В целом, политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира осуществляется вербально на английском языке. Английский определен официальным и рабочим языком Организации Объединенных Наций. Саммиты и встречи глав государств, подписание законов и указов, переговоры и дебаты, международная торговля, работа банковской системы, – все это проводится на английском языке.

На английском языке осуществляется деятельность транспортной системы на суше, на море и в воздухе. Иностранный язык, прежде всего, английский, необходим для осуществления сервисной деятельности на автомобильном транспорте в современных социально-экономических и политических условиях.

Новизна урока обусловлена интеграцией содержания отдельных учебных дисциплин для выявления внутреннего единства всей образовательной программы, реализуемой при подготовке специалистов по сервису на транспорте, содействия формированию компетентности выпускников.

Для организации сервиса в международных перевозках на современном уровне необходимы знания и умения, полученные студентами при освоении дисциплины иностранный язык (английский), а преподавание иностранного (английского) языка в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы, учебного плана, примерной программы по дисциплине требует профориентации при изучении иностранного языка, обогащения содержания дисциплины темами, связанными с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

При этом внутреннее единство всей образовательной программы, включая последовательное соединение нескольких различных учебных программ в одно целое, достигается взаимодействием между содержанием отдельных учебных дисциплин.

Интегрированный урок с актуализацией межпредметных связей позволяет обучающимся выйти за рамки отдельной учебной дисциплины, видеть последствия локально совершаемых действий в будущей профессиональной деятельности.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным заключаются в том, что на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития общих компетенций, интеллектуальных умений обучающихся. Интегрированный урок способствует формированию более широкого синергетического мышления, способствует формированию не только отдельно взятых компетенций, но общей компетентности специалиста по сервису на транспорте, развивает способность обучающихся применять теоретические знания в практической жизни, профессиональной деятельности.

Разработанный интегрированный открытый урок отражает решение методической проблемы подготовки квалифицированных специалистов по сервису на транспорте, отвечающих современным требованиям работодателя и готовых к выполнению профессиональных функций в стандартных и нестандартных условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                      Зам. директора по учебной работе

 _______________ Э.Р. Ризванова 

Одобрено

предметно-цикловой комиссией ___________________________

название ПЦК

Протокол №  

от «    »                         2013г.

председатель ПЦК  

______________ /____________/

Одобрено

предметно-цикловой комиссией        

            ___________________________

                                                          название ПЦК

Протокол №  

от «    »                         2013г.

председатель ПЦК  

______________ /____________/

Методическая разработка

«Интегрированный открытый урок»

по дисциплинам:

        «Иностранный язык» и                                                                                   «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта»

Тема:  «Роль и значение иностранного языка

при осуществлении

международных автобусных перевозок»

Разработчики:  

Можарова Е.И.,

Засухина И.Б.,

Зенина Н.В.

Москва, 2013 год


Пояснительная записка

к интегрированному открытому уроку по дисциплинам «Иностранный язык» и «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта»

Тема урока: «Роль и значение иностранного языка при осуществлении международных автобусных перевозок»

Интегрированный открытый урок по теме «Роль и значение иностранного языка (английского) при осуществлении международных автобусных перевозок» проводится по дисциплинам «Иностранный язык» и «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» в 5 семестре 3го курса специальности 100120 «Сервис на транспорте» и актуализирует межпредметные связи указанных дисциплин. Наличие межпредметных связей обусловлено содержанием названых дисциплин и формируемыми общими и профессиональными компетенциями выпускников по специальности 100120 «Сервис на транспорте».

Содержание учебного занятия определено видами профессиональной деятельности выпускников, требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы в виде общих и профессиональных компетенций выпускников согласно ФГОС СПО по специальности 100120 «Сервис на транспорте», примерными и рабочими программами дисциплин. Тема урока рассчитана на два академических часа.

Урок проводится в форме комбинированного интегрированного урока, что обусловлено логикой изучения дисциплины, содержанием учебного материала, целями и задачами, поставленными при изучении данной темы. Комбинированный урок включает в себя следующие этапы: актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков, сформированных компетенций, объяснение нового материала, закрепление приобретенных на уроке знаний и умений, домашнее задание и инструктаж к нему.

        Данная тема выбрана для проведения открытого интегрированного урока, так как в ней раскрыта роль и значение иностранного языка при овладении студентами профессиональными компетенциями в рамках изучения ПМ.02, МДК 02.01. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта, темы 2.4.  «Организация сервисного обслуживания пассажиров на автовокзалах: особенности организации сервиса для пассажиров, следующих в международном сообщении»:

ПК 2.1. Организовывать и предоставлять пассажирам информационно-справочное обслуживание в пунктах отправления и прибытия транспорта.

ПК 2.2. Организовывать обслуживание особых категорий пассажиров (пассажиров с детьми, инвалидов и пассажиров с ограниченными возможностями) в пунктах отправления и прибытия транспорта.

ПК 2.3. Организовывать обслуживание пассажиров в VIP-залах и бизнес-салонах пунктов отправления и прибытия транспорта.

Кроме того, знания и умения, которыми овладевают студенты в рамках изучения общей гуманитарной дисциплины "Иностранный язык", имеют профессиональную направленность. В результате изучения иностранного языка выпускник должен:

уметь:

- общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

- переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

         - лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

Актуальность предложенной темы интегрированного урока обусловлена следующим. Роль и значение иностранного языка - английского - современном мире определяется использованием его более чем одним миллиардом человек, причем около 600 миллионов из которых выбрали именно его в качестве иностранного. В целом, политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира осуществляется вербально на английском языке. Английский определен официальным и рабочим языком Организации Объединенных Наций. Саммиты и встречи глав государств, подписание законов и указов, переговоры и дебаты, международная торговля, работа банковской системы, – все это проводится на английском языке.

На английском языке осуществляется деятельность транспортной системы на суше, на море и в воздухе. Иностранный язык, прежде всего, английский, необходим для осуществления сервисной деятельности на автомобильном транспорте в современных социально-экономических и политических условиях.

Новизна урока обусловлена интеграцией содержания отдельных учебных дисциплин для выявления внутреннего единства всей образовательной программы, реализуемой при подготовке специалистов по сервису на транспорте, содействия формированию компетентности выпускников.

Для организации сервиса в международных перевозках на современном уровне необходимы знания и умения, полученные студентами при освоении дисциплины иностранный язык (английский), а преподавание иностранного (английского) языка в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы, учебного плана, примерной программы по дисциплине требует профориентации при изучении иностранного языка, обогащения содержания дисциплины темами, связанными с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

При этом внутреннее единство всей образовательной программы, включая последовательное соединение нескольких различных учебных программ в одно целое, достигается взаимодействием между содержанием отдельных учебных дисциплин.

Интегрированный урок с актуализацией межпредметных связей позволяет обучающимся выйти за рамки отдельной учебной дисциплины, видеть последствия локально совершаемых действий в будущей профессиональной деятельности.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным заключаются в том, что на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития общих компетенций, интеллектуальных умений обучающихся. Интегрированный урок способствует формированию более широкого синергетического мышления, способствует формированию не только отдельно взятых компетенций, но общей компетентности специалиста по сервису на транспорте, развивает способность обучающихся применять теоретические знания в практической жизни, профессиональной деятельности.

Разработанный интегрированный открытый урок отражает решение методической проблемы подготовки квалифицированных специалистов по сервису на транспорте, отвечающих современным требованиям работодателя и готовых к выполнению профессиональных функций в стандартных и нестандартных условиях.

План урока направлен на достижение заданного результата, овладение обучающимися знаниями и умениями по изучаемым дисциплинам, междисциплинарному комплексу, общими и профессиональными компетенциями.

Задача преподавателей: скоординировано выполнить последовательность запланированных действий, ведущих к намеченному результату обучения.

Задачи студента: активно участвовать в образовательном процессе, слушать преподавателя, вести конспект, выполнять распоряжения преподавателя, участвовать в выполнении практических заданий.

Дидактические цели урока:

Образовательные: овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, знаниями и умениями по дисциплине и междисциплинарному курсу.

Воспитательные: формирование общих компетенций: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, определение методов и способов решения профессиональных задач.

Развивающие: развитие навыков профессиональной деятельности, культуры межличностного общения на родном и иностранном языках, наметить задачи профессионального и личностного саморазвития.

Тип урока:

интегрированный открытый урок особого типа, объединяющий в себе обучение одновременно по общей гуманитарной дисциплине "Иностранный язык" и профессиональному модулю "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" – актуализация полученных ранее знаний, умений и навыков обучающихся по иностранному языку для профессиональной деятельности, изучение нового материала, закрепление нового материала, содействие формированию общих и профессиональных компетенций.

Методы обучения:

- информационно-развивающие: объяснение, демонстрация учебных материалов, презентация;

- практического обучения: викторина, диалог, игра "исключить понятие", аудирование.

Методы контроля:

- актуализация полученных ранее знаний и умений;

- индивидуальный опрос;

- фронтальный устный опрос;

- практическая проверка.

Средства обучения:

- учебно-наглядные пособия: классная доска с увеличенной поверхностью;

- вербальные средства обучения: учебник, раздаточные материалы;

- технические средства обучения: презентация учебных материалов с помощью компьютерной техники, компьютерное лингафонное оборудование.

Основные понятия урока на русском и иностранном языке: автомобильный транспорт, сервис на транспорте, международное сообщение, поездки на автобусе.

Условия и место проведения: урок проводится в необычных условиях: в отличие от урока иностранного языка, когда группа обучающихся поделена на две подгруппы, на занятии присутствуют обе подгруппы, два преподавателя иностранного языка, преподаватель МДК 02.01. Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта. Занятие проходит с общепринятой для среднего профессионального образования продолжительностью два академических часа, в кабинете организации сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта. Для посетителей подготовлены специальные места, расположенные за спиной обучающихся.


ПЛАН УРОКА

Примерное распределение

времени

(2 акд. часа)

Ход урока

Деятельность обучающихся

3 мин

Организационный момент:

Осуществляется приветствие, объявляется план, задачи и тема урока.

Записывают дату и номер урока, тему урока.

15 мин

Основная часть:

 I Актуализация  опорных знаний:

Какой лексикой по транспортной тематике на иностранном языке владеют студенты, какими знаниями владеют студенты по организации сервиса на автомобильном транспорте. Назвать виды транспорта на русском и на иностранном языке по картинке, ответить на вопрос, какие виды транспорта относятся к автомобильному.

 Преподаватели иностранного языка проводят викторину: составление диалогов на тему "Планирование поездки на автобусе" с использованием модальных глаголов.

Студенты отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания.

Студенты разбиваются на две подгруппы, составляют диалоги, "судья" подсчитывает баллы каждой группы.

35 мин

II Изучение нового материала. Объяснение нового материала

Преподаватель МДК 02.01. демонстрирует презентацию на тему "Особенности организации сервиса для пассажиров, следующих в международном сообщении" на русском и иностранном языке, выявляет роль и значение иностранного языка при осуществлении международных перевозок.  

Преподаватели иностранного языка предлагают текст по тематике автомобильных перевозок и дают задание найти в нем ошибки.

Студенты записывают основные положения по особенностям организации сервиса в международном сообщении с пояснениями.

Студенты изучают новую лексику, овладевают умением работать с текстом профессиональной направленности.

25 мин

III Закрепление нового материала.

Аудирование. Преподаватели иностранного языка предлагают фрагмент текста по транспортной тематике и задают вопросы на понимание услышанного фрагмента.

Преподаватели иностранного языка предлагают игру "исключи понятие", нацеленную на усвоение пройденного материала.

Студенты слушают фрагмент текста и отвечают на вопросы.

Студенты принимают участие в учебной игре, отвечают на вопросы.

7 мин

Подведение итогов.

Преподаватель МДК 02.01. Подводит итоги, делает выводы, подчеркивает роль иностранного языка в будущей профессиональной деятельности студентов.

Преподаватели отмечают наиболее активных студентов.

Студенты осознают роль иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, овладевают профессией.

5 мин

Преподаватель дает задание для самостоятельного исследования 

Выполнить презентацию на тему "Сервис в международном сообщении".

Студенты получают и записывают домашнее задание.


Самоанализ урока

Интегрированный открытый урок "Роль и значение иностранного языка (английского) при осуществлении международных автобусных перевозок"  проводился с целью раскрытия роли и значения иностранного языка в будущей профессиональной деятельности выпускников.

При проведении интегрированного комбинированного урока открытого типа удалось выявить, что уровень обученности студентов по дисциплинам "Иностранный язык" и "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" высокий. В ходе опроса удалось установить, что в группе присутствуют студенты, которые уже сталкивались с необходимостью применения навыков владения иностранным языком на начальном этапе своей профессиональной деятельности, в рамках прохождения производственной практики. Это подтвердило актуальность заявленной темы урока.

По результатам проведения интегрированного урока можно утверждать, что его главной особенностью является новый подход, ориентированный не на содержание, а на результат обучения – формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, на интеграцию фрагментов основной профессиональной образовательной программы в единое целое, на подготовку компетентного специалиста, способного действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, адаптироваться в условиях перемен.

Предлагаемый урок обладает научной новизной, так как построен в рамках компетентностного подхода при реализации педагогических технологий подготовки специалистов среднего звена. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, построению примерных и рабочих программ общепрофессиональных дисциплин и с позиции укрупнения дидактических единиц предлагаемый урок интегрирует знания обучающихся по дисциплине "Иностранный язык" и междисциплинарному курсу "Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта" в единое целое.

Следует отметить, что данный урок не может быть рассмотрен без взаимосвязи и сочетания с другими уроками, являющимися «шагами» педагогической технологии, гарантированно приводящей к запланированному намеченному результату в виде сформированных общих и профессиональных компетенций выпускников по специальности 100120 Сервис на транспорте (автомобильный транспорт).         

При планировании данного урока были учтены возрастные и личностные особенности обучающихся. Группа студентов второго курса, в которой проводится урок – это подростки 17-18 лет, следовательно, им присущи особенности конца подросткового, начала юношеского возраста, когда привлекательными становятся практические формы занятий с большой долей самостоятельных действий, что учтено при вовлечении студентов в активную практическую работу на уроке.

При этом позитивным моментом является готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Особенно ярко это проявилось на уроке при проведении викторины, выполнении студентами индивидуальных и групповых заданий, командной работы, при осознании обучающимися роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Это стало особенно актуальным на уроке, поскольку важным аспектом является возникновение в названном возрасте новых мотивов учения, связанных с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений. Названные возрастные особенности были учтены при подготовке заданий для выполнения обучающимися.

Личностные особенности обучающихся данной группы связаны с их желанием получать те знания, которые пригодятся им в практической деятельности. Поэтому при разработке урока было уделено особенное внимание его практической направленности, что позволило поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне в течение всего урока. Добиться этого удалось, поскольку материал был студентам интересен, и они увидели возможности применить получаемые знания и навыки будущей трудовой деятельности.

Произошло осознание практической значимости изучаемого материала, что подтверждается кратким самоанализом, выполненным студентами в рамках подведения итогов урока.

Согласно закону «Об образовании» на уроке были поставлены образовательные, воспитательные и развивающие дидактические задачи. Была реализована их взаимосвязь, позволяющая достигнуть намеченных целей.

Построение этапов урока было выполнено логично и рационально с опорой на традиционный подход. При этом удалось использовать интеграцию в максимальной мере - объединить знания и навыки, получаемые студентами при изучении иностранного языка с освоением профессиональных компетенций в транспортном сервисе на автомобильном транспорте.

В качестве формы обучения был выбран новаторский тип урока - интегрированный открытый урок, при этом были использованы принципы построения комбинированного урока - традиционного для среднего профессионального образования.

В качестве методов обучения были выбраны информационно-развивающие и методы практического обучения. Используемые методы контроля адекватны поставленным целям и задачам.

При проведении урока использовались технические средства, проводилось аудирование с использованием компьютерной и видео- техники, презентация, раздаточный демонстрационный материал.

По результатам проведенного урока можно сделать вывод, что поставленные цели достигнуты, задачи решены. Данный урок может быть использован при тиражировании педагогического опыта - в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по специальности 100120 "Сервисная деятельность". Кроме того, с незначительными доработками в области профориентации урок может быть использован при подготовке студентов по родственным специальностям направления 100000 Сфера сервиса.