ЮБИЛЕЙНЫЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ «ГОРОД МАГАДАН: ЗАСТЫВШЕЕ ПРОШЛОЕ»
план-конспект урока по истории по теме

Юрздицкий Алексей Анатольевич

Предлагаемая разработка органично вписывается в учебный процесс при проведении уроков II ступени обучения в контексте преподавания уроков по учебно – методическому комплексу «История родного края» (6-9 классы), истории России, как за счет часов регионального компонента, так и на внеклассных мероприятиях.

Разработка посвящена 75-летию города Магадана, однако автором был сделан акцент не на достижениях города за прошедшее время, а на основных вехах развития города, и тех кто к этому был сопричастен. История нашего города начала складываться "не  потому что..., а вопреки всему"! Несмотря на жесткие климатические условия, удаленность от центра, от тех порядков которые царили на Северо - Востоке в 30-50-е годы XX века, населенный пункт "Магадан" стал городом, стал центром интеллигенции Дальнего Востока, что впоследствии конечно обусловило его развитие и на долгие годы задало поступательный вектор на успех.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии города Магадана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Магадана «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением математики № 15»

Городской конкурс «ПЕДАГОГ ГОДА – 2014»

ЮБИЛЕЙНЫЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ «ГОРОД МАГАДАН: ЗАСТЫВШЕЕ ПРОШЛОЕ»

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Автор: Юрздицкий Алексей Анатольевич, учитель истории.

г. Магадан, 2014 год

Технологическая карта урока

Название предмета

история родного края

Целевая аудитория, возраст

обучающиеся 7-9 классов, 13-15 лет

Тема

«Город Магадан: застывшее прошлое»

Форма проведения занятия

урок - экскурсия

Тип урока:

урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД.

Продолжительность урока

45 минут

Количество участников

25 человек

Предметная область:

история, литература, мировая художественная культура

Образовательные цели:

1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении курса «История родного края».

2. Предоставление учащимся возможности использования практической информации; использование изученных событий.

3. Обеспечение практической, направленности учебного процесса.

Развивающие цели:

1. Расширение объема жизненных наблюдений, кругозора обучающихся.

2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новых ситуациях.

3. Влияние на формирование мировоззрения обучающихся.

Воспитательные цели:

1. Обогащение знаний обучающихся о родном городе через материалы экскурсии.

2. Прививать любовь к родному городу и любознательное отношение к окружающему миру.

3. Развитие чувств: единого социокультурного пространства (мы жители одного города), патриотизма, взаимовыручки.

Место разработки в системе уроков:

Предлагаемая разработка органично вписывается в учебный процесс при проведении уроков II ступени обучения в контексте преподавания уроков по учебно – методическому комплексу «История родного края» (6-9 классы), истории России, как за счет часов регионального компонента, так и на внеклассных мероприятиях.

Межпредметные связи:

география, ОБЖ, математика, литература, обществознание, ИЗО.

Общепознавательные УУД:

1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

3. Строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила.

Регулятивные УУД:

1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.

2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

3. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Личностные УУД:

1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

2. Учатся замечать и признавать расхождения в своих поступках с заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня мотивации учащихся в изучении истории и культуры родного края.

2. Расширение знаний школьников о культурно-историческом пространстве города.

3. Обобщение тематических знаний по смежным предметам гуманитарного цикла.

4. Повышение уровня мотивации учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла.

5. Воспитание интереса к истории города, региона, страны.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустическая система, краеведческая книжная экспозиция.

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня проходит в необычной форме. Я приглашаю вас на юбилейный автобусный маршрут «Город Магадан: застывшее прошлое». Каждый из вас получил при входе в класс маршрутный лист, и теперь вы пассажиры нашего небольшого школьного автобуса. А я, ваш учитель, сегодня буду выполнять роль, экскурсовода.

Учитель. Любовь к Родине начинается с малого. Полюбишь малое – полюбишь и большое. Для многих из нас любовь к Родине начинается с любви к нашему городу. Как вы считаете родной город формирует любовь к Родине или наоборот?

Ответы учеников.

Наш урок и автобусный маршрут посвящен юбилею города.

- Что особенного и необычного есть в нашем городе?

Учащиеся. (перечисляют) Герб города, флаг города, достопримечательности, известных людей, сырьевые ресурсы, памятники и т.п.

Учитель. Вот видите, каждый уголок нашего, казалось бы небольшого города, наполнен тем, чем можно гордиться: архитектура, природные особенности, фонтаны, полезные ископаемые, а самое главное – это люди, которые жили и живут вокруг нас. Изменение внешнего облика г. Магадана на протяжении десятилетий его существования, несомненно, стало частью культуры города, региона, страны, что в конечном счете отражает внутренний мир и культуру каждого жителя Колымы.

Я предлагаю сформулировать названия остановок нашего необычного маршрута следующим образом: 1) история города, 2) улицы и известные здания города, 3) памятники и бюсты, 4) почетные граждане города Магадана, 5) динамичное настоящее.

Учащиеся в маршрутных листах обозначают остановки движения автобуса.

Учитель. У всех есть дома альбомы с вашими фотографиями. В фотографиях отражается вся ваша жизнь. У города Магадана есть такой же альбом с красивым названием «Город Магадан БЫЛ, ЕСТЬ и БУДЕТ». Мы отправляемся с вами по воображаемому автобусному маршруту, используя фотографии этого альбома. Первая остановка «История города».

Слайд 1.

Магадан выделяется среди других городов своей относительной молодостью. Его появление и становление связано с временами «золотой лихорадки», обнаружением богатейших залежей и началом добычи драгоценного металла на еще неосвоенной территории.

Александр Солженицын как-то назвал Магадан «полюсом лютости». «Лютость» политической системы 30-50-х годов XX века куда как превосходила природную суровость Крайнего Севера! Она смертельным холодом пронизывала души пригнанных сюда со всей страны людей. Официально Магадан получил статус города Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 года.

В апреле 1941 года введено в эксплуатацию здание главного управления «Дальстроя». Оно выделялось размерами среди других зданий. Авторы проекта архитектор Н.Н. Юргенсон, конструктор В.Г. Дроздов. В октябре 1941 года закончилось строительство Дома культуры (с 1946 г. - театр им. А.М. Горького), которое велось архитекторами Е.В. Сомовым и И.В. Поляковым, конструктором В.Г. Дроздовым. Город обрел свой деловой и общественный центр.[1]

В Великую Отечественную войну Магадан жил единым стремлением со страной: сделать все для победы над врагом. В эти тяжелые годы вступил в строй стекольный завод на базе местного вулканического пепла. Промкомбинат изготавливал рабочую одежду и обувь, штамповал пуговицы, ложки, ветошь шла на производство ваты. Кожевенный завод давал клей, мыло, щетки. Начала выпуск кондитерских изделий макаронная фабрика. Автомобили были переведены на газогенераторное топливо.

После войны через Магадан пошли новые этапы с «зэками», большей частью советские военнопленные, освобожденные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использовался при возведении зданий в Магадане. Не все сумели выжить в жестоких условиях Севера и каторжных работ.

В августе 1945 года прибыл пароход «Феликс Дзержинский» с двумя тысячами девушек на борту, приехавших на Колыму по комсомольским путевкам. Многие из них на десятилетия соединили свою жизнь с суровым краем.

С окончанием войны наступил качественно новый период развития северного края и его центра. За последующие десятилетия Магадан превратился в крупный административный, финансовый, научный и культурный центр, где берут истоки все жизнеобеспечивающие артерии территории. В развитии науки, образования, здравоохранения Магадан в это время занимал лидирующее положение в Российской Федерации. Магаданские ученые внесли большой вклад не только в решение проблем области и региона, но и в отечественную науку в целом.

Отличительной чертой этого периода в жизни города стало комплексное развитие строительства. В 50-60-е годы XX века весь Магадан представлял собой огромную строительную площадку. Город ежегодно получал свыше 100 тыс. кв. метров жилья, по нескольку школ, детских садов, других объектов социально-культурного и производственного назначения.

60-80-е годы XX века, без преувеличения, были периодом формирования города нового типа. Его исторический центр, построенный по проектам ленинградских зодчих, органично дополнили современные микрорайоны. Благоустроенными стали улицы, площади, скверы.[2]

История нашего города полна сложных и противоречивых фактов, но мы ценим и прошлое, и настоящее нашей малой родины, потому что здесь всегда имело место мужество и благородство, здесь характеры проверялись на прочность и золото человеческих отношений – самой высокой пробы.

История Магаданской области неразрывно связана с городом. В прошлом году мы отметили 60-летие нашего региона.

Учитель. В каком году была образована Магаданская область?

Учащиеся. 1953 год.

Учитель. Наш автобус продолжает движение, следующая остановка «Улицы и известные здания города».

Слайд 2.

Проспект Ленина, самый красивый в Магадане, сохранивший за многие годы исторически сложившийся архитектурно – художественный облик, начинался с просеки. Строительство центральной улицы будущего города, получившей название Колымского шоссе, началось в 1932 году. В 1951 – она была переименована в проспект Ленина.

Шоссе в то время не было таким широким, как сейчас, а напоминало "узкоколейку". Геолог А. Зимкин сохранил описание Колымского шоссе летом 1933 года: "Шоссе было окаймлено с обеих сторон довольно глубокими кюветами и служило не только для езды, но являлось и пешеходной дорогой. Когда шли встречные машины, пешеходы прыгали через - кюветы в лес, окружающий шоссе". В числе первых строений, расположенных по обе стороны, были одноэтажные домики, бараки и палатки. Палатки стояли на стыке Колымского шоссе и улицы Пролетарской, а также на том месте, где позднее возник универсальный магазин "Восход".

Слайд 3.

Трижды рожденная. Так можно назвать современную улицу К. Маркса, точнее ее половину от проспекта Ленина до бывшей школы N 11, так как она три раза меняла своё название. Правда, на это были порой трагические обстоятельства, диктуемые временем. Однако улица жила, застраивалась, и в настоящее время — это одна из красивейших улиц в Магадане. Начиналась она в далеком 1933 году и тесно связана с возведением в центре Магадана "домика Берзина".

"Домик Берзина" стоял недалеко от многоэтажного здания со встроенным уже бывшим кафе «Сказка», а сейчас магазином меховых изделий. От "домика Берзина" и пошло название улицы, на которой он стоял.

Однако через некоторое время улица Берзина была вынуждена сменить свое название. Это связывали с тем, что первого директора Дальстроя объявили "врагом народа", английским и японским шпионом. 23 декабря 1937 года на митинге рабочих, служащих была принята резолюция о присвоении лучшей улице Магадана имени И.В. Сталина.[3]

Прошло почти четверть века. 11 ноября 1961 года улица Сталина была переименована в улицу К. Маркса. Данное название она носит до сих пор.

Как вы думаете в связи с какими событиями происходит переименование улицы?

Учащиеся. Смерть И.В. Сталина. Разоблачение культа личности на XX съезд партии.

Слайд 4.

Летом 1935 года на месте сохранившегося леса рядом с Колымским шоссе был разбит магаданский парк культуры и отдыха. Здесь располагался детский городок, небольшой зверинец, стадион «Динамо», различные спортивные и танцевальные площадки, небольшой кинотеатр, кафе, парашютная вышка.[4]

Слайд 5.

Почти там же, где сейчас находится многоэтажный дом со встроенным магазином "Подиум" (бывший книжный магазин «Знание»), стоял первый магаданский кинотеатр барачного типа. Только осенью 1948 года на смену ему пришел кинотеатр "Горняк ", который строили японские военнопленные. Спустя 11 лет в нем стали показывать и широкоформатные фильмы.

На месте многоэтажной гостиницы "Магадан", в. двухэтажном деревянном здании на углу Колымского шоссе и улицы Пролетарской, с 1937 года работала фабрика-кухня. В ней размещались столовая, буфет, которые по вечерам работали как ресторан.

В 1965 году чуть ниже кинотеатра "Горняк" поднялся многоэтажный дом со встроенным универсальным магазином "Восход".

В нашей экскурсии по городу мы не можем проехать мимо памятников людям, благодаря которым город появился и развивался. Следующая остановка «Памятники и бюсты».

Слайд 6.

Памятник магаданцам - героям фронта и тыла.

Вместе с архитектурно-скульптурным ансамблем, в который вошли декоративная стена с пятью бронзовыми медальонами (автор А.А. Архипов), получил название «Узел истории», а затем «Узел памяти». 9 мая 1991 года в центре Магадана, на проспекте К. Маркса состоялось его торжественное открытие.

Памятник на гранитном постаменте, высота 5 метров, вес 8 тонн, на постаменте 5 фигур слиты воедино. Родина - мать с младенцем на руках, солдат-защитник, геолог-первооткрыватель, узник ГУЛАГа отлиты из бронзы. Слева на отдельной стене 5медальонов: 1- горняки, 2 – воины, 3, 4 – боевые подвиги, 5 – ликование победителей.

Памятник Э.П. Берзину выполнен по проекту магаданского скульптора А.В. Семенова.

Летом 1988 года (к 50-летию расстрела Берзина) на основании решения горисполкома от 15.07.1988 г. № 1140 «О сооружении в г. Магадане бюста Э.П. Берзину» на площади имени Горького была открыта временная стела с надписью «Памяти Эдуарда Петровича Берзина посвящается». 1 августа состоялся общегородской митинг, посвященный дню памяти Э.П. Берзина. В соответствии с законом СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни» было решено вынести на обсуждение трудовых коллективов и общественности города вопрос о месте установки бюста Э.П. Берзину.

16 июля 1989 года на месте памятной стелы установлен бюст Э.П. Берзина.

Бюст Ю.А. Билибину. В работе принимали участие главный художник театра имени Горького, заслуженный художник России В.Н. Мягков, председатель магаданского отделения Союза художников К.Б. Кузьминых, архитектор А.А. Сычев, скульптор – форматор А.С. Шейкин. Работа над бюстом была трудоемкой. Нужно было по имеющимся историческим фотографиям воссоздать узнаваемый образ геолога – первооткрывателя, подчеркнуть его характерные черты.

17 декабря 2003 года в Магадане в сквере СВКНИИ состоялось торжественное открытие памятника Ю.А. Билибину.

Учитель. У нас остановка, я предлагаю немного отвлечься и провести физкультминутку, в этом году делать ее намного приятнее, 2014 год – год олимпиады в Сочи, значит тем самым мы поддерживаем спортивное движение нашей страны (на выбор учителя в зависимости от темпа работы и обстановки в классе).

Физкультминутка проводится ответственным в классе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. На счет "1–2" – плавно наклонить голову назад; "3–4" – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. На счет "1" – правую руку вперед, левую вверх; "2" – переменить положения рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с мышц туловища

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. На счет "1" – резко повернуть таз направо; "2" – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до трех), затем открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4–5 раз.

Учитель. Мы немного отдохнули, пора продолжать наш путь. Наша следующая остановка «Почётные граждане города Магадана».

Слайд 7.

На сегодняшний день звания «Почётный гражданин города Магадана» удостоено 43 человека. Магадан - это город мужественных людей, людей много лет жизни отдавших основанию и становлению Севера. И не случайно в 1969 году было учреждено звание "Почетный гражданин города Магадана". Среди них – спортсмены, прославившие столицу Колымы на весь мир; ученые, отдавшие многие годы своей жизни освоению Колымы; летчики–космонавты, учившиеся в школе № 1, побывавшие в Магадане; заслуженные работники образования, культуры, медицины. Само звание "Почетный гражданин города Магадана" учреждено Магаданским городским Советом депутатов трудящихся 26 мая 1969 года в целях признания выдающихся заслуг граждан перед городом Магаданом, поощрения их личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечение его благополучия и процветания.

Учитель. Ребята, о ком вы слышали из почётных граждан города?

Учащиеся. Бойко И.Ф., Вяльбе Е.В., Гоголева В.Е., Лебзяк А.Б., Ронис У.Д., Цареградский В.А. и др.

Учитель. Сейчас я вас попрошу решить историческую задачу. Вам предлагается цифровая цепочка, необходимо её разделить на исторические даты или цифры, о которых вы услышали сегодня, дать определение каждой из дат.

193919461953431961193519481991

Учащиеся. Самостоятельная работа. Ответы.

Учитель. Ваши ответы должны выглядеть следующим образом:

1939 – присвоение населенному пункту Магадан, статуса город.

1946 – строительство Магаданского государственного музыкально – драматического театра имени М. Горького.

1953 – образование Магаданской области.

43 – количество почётных граждан города Магадана.

1961 – переименование ул. Сталина в ул. К. Маркса (сейчас проспект).

1935 – открытие городского Магаданского парка.

1948 – открытие кинотеатра «Горняк».

1991 – открытие «Узла памяти».

Я уверен, что у большинства из вас, получилось именно такое цифровое решение.

Учитель. Юбилейный автобусный маршрут подходит к концу, но у нас осталась ещё одна остановка «Динамичное настоящее», что увидим мы на ней? Вопрос больше риторический, ребята, чем содержательный. За последние 15 лет, город Магадан сделал значительный рывок в своем развитии. Возможно мы с вами свидетели «второго рождения» города.

Слайд 8.

Ежегодно происходит благоустройство скверов, фасадов, строительство новых жилых домов, фонтанов; в 2013 году был завершен проект по строительству новых городских очистных сооружений для питьевой воды; совершенствуется система энергетики; администрация города подписала ряд бизнес – проектов по созданию новых предприятий, рабочих мест и многое другое; большое внимание уделяется развитию вас, подрастающего поколения, на плечи которого ляжет дальнейшее развитие нашего города и региона.

Как вы думаете, достаточно ли мер, которые предпринимает руководство города, чтобы наша территория развивалась?

Ответы учеников.

Учитель. Вашим домашним заданием будет творческая работа по созданию стихотворения в жанре синквейна на тему «Магадан». Я вам предлагаю свой вариант выполнения домашнего задания.

Магадан

Молодой, красивый, современный.

Растёт, развивается.

Будущее города в надёжных руках.

Юбилей!

Учитель. В самом начале урока вы получили маршрутные листы, нарисуйте на листе, один из смайликов, который соответствует вашему настроению, сдайте их по окончании урока.

        Хорошее                                   плохое                                    равнодушное

Учитель. В день рождения принято поздравлять и дарить подарки. Мы подарим своему городу хорошие оценки, хорошее поведение, хорошее настроение, добрые дела. (Звучит песня о Магадане «Город в надёжных руках»).

Понятийный аппарат.

  1. Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.
  2. Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, ритуалов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклонение, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).
  3. Памятник – 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д.
  4. Почётный гражданин города – это особое звание, особая честь. Почётный – значит заслуженный, много сделавший для своего города, для людей, живущих в нём.

Из истории звания "Почётный гражданин": "Почётный гражданин" - привилегированное звание, введёно в России 10 апреля 1832 года, присваивалось лицам, не принадлежавшим к дворянскому сословию. Звание "Почётный гражданин" давало право на освобождение от рекрутской воинской повинности, подушной подати и телесных наказаний. Декретом от 10 (23) ноября 1917 года отменены чины, сословия и звания, существовавшие в России, в том числе и звание "Почётный гражданин". В 1974 году звание появляется вновь и присваивается людям, внёсшим значительный вклад в развитие какого-либо города.

  1. Репрессия (от позднелат. repressio – подавление), карательная мера, наказание, применяемая государственными органами.
  2. Реабилитация — восстановление в правах, восстановление доброго имени, прежней репутации.
  3. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
  4. Стела – вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов.

I. Литература

  1. Борисов П.И. Моя встреча с Карлом Яновичем Луксом. - //Краеведческие записки. – вып. XVI – Магадан, 1989. – С. 33 – 49.
  2. Время. События. Люди. 1917 – 1927 гг. – Магадан, 1967. – 286 с.
  3. Время. События. Люди. Колыма и Чукотка в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – Магадан, 1970. – 320 с.
  4. Время. События. Люди. 1946 – 1958 гг. Глав. ред. И. Н. Каштанов. – Магадан, 1973. – 239 с.
  5. Время. События. Люди: историч. Очерки о тружениках Колымы и Чукотки. 1959 – 1970 гг. – Магадан, 1983. – 208 с.
  6. Гехтман Б.Е. Эдуард Петрович Берзин. - //Краеведческие записки. – вып. XVI – Магадан, 1989. – С. 71 – 79.
  7. Город мой Магадан… (Фотоальбом). Автор проекта А. Смирнов. – Магадан: фирма «Элай», 1999. – 192 с.
  8. Жизнь отданная Северу/ Магадан. обл. Совет ветеранов войны, труда, Вооруж. Сил и правоохр. органов – Магадан: ОАО «МАОБТИ», 2005. – 170 с.
  9. История Магаданской области: с начала XX века по 1937 год. Учебн. пособие для учащихся 10-х кл. школ Магадан. обл. – Магадан, 1991. – 149 с.
  10. Кочеров А.А.. Из истории основания Магадана. Воспоминания старожила. //Краеведческие записки. – вып. II – Магадан,1959. – С. 106 – 109.
  11. Каштанов И.Н. Культура Крайнего Севера: достижения, проблемы.
  12. Культурное строительство в Магаданской области. – Магадан, 1971. – 112 с.
  13. Магадан: [Фотоальбом] – Магадан, 1989. – 255 с.
  14. Магадан: Путеводитель – справочник / сост. Л.И. Комарова – Магадан: кн. Изд-во, 1989. – 219 с.
  15. «… Этот странный шестигранный Магадан…» - Магадан, 2007.
  16. Памятники истории Колымы и Чукотки. (Сборник статей). – Магадан, 1971. – 205 с.
  17. Садетов С. Где жизнь начинает разбег. – Магадан,2003. – 120 с.
  18. Современный толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2005. – 96 с.
  19. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XXвека/ Науч ред. В.Ф. Кривошеев. – М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2003. – 240с.
  20. Столица Колымского края. – Магадан: издательский дом «Дикий Север», 2007.
  21. Столица Колымского края. – 2-е изд. - Магадан: издательский дом «Дикий Север», 2007.
  22. Фетисов А.П. Начальник «Большого комитета». Карл Янович Лукс. – Магадан, 1973. – 135 с.

II. Интернет – ресурсы.

  1. Региональный информационный портал КОЛЫМА.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kolyma.ru/. – Загл. с экрана.
  2. Мэрия города Магадана. Официальный портал муниципального образования «Город Магадан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magadangorod.ru/. – Загл. с экрана.


[1] Кочеров А.А.. Из истории основания Магадана. Воспоминания старожила. //Краеведческие записки. – вып. II – Магадан,1959. – С. 106.

[2] Магадан: Путеводитель – справочник / сост. Л.И. Комарова – Магадан: кн. Изд-во, 1989. – С. 108.

[3] Гехтман Б.Е. Эдуард Петрович Берзин. - //Краеведческие записки. – вып. XVI – Магадан, 1989. – С. 73.

[4] Кочеров А.А.. Из истории основания Магадана. Воспоминания старожила. //Краеведческие записки. – вып. II – Магадан,1959. – С. 108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе по теме «Путешествие по маршруту «город Чита»

Место урока в теме: Тема является 1 уроком в разделе «Математика вокруг нас», обучающиеся уже знакомы с темой отношение двух чисел и темой масштаб по географии.Характеристика класса: Урок рассчитан дл...

"Экскурсионные маршруты города Кинеля "

Зачётная работа, в рамках курсовой подготовка по сайтостроению "Экскурсионные маршруты города Кинеля ", была разработана на основе работы учителя географии ГБОУ СОШ №3 г.Кинеля Самарской области, Заха...

Любимый город Магадан...Колымской родины столица

Методическая разработка "Любимый город Магадан...Колымской родины столица" включает в себя: краткосрочный проект, НОД (образовательная деятельность Познание) "Миг между прошлым и настоящим", викторина...

Из опыта работы по проектной методике. Проект «Наш родной город Калининск. Из прошлого в настоящее».

В данной статьепредставлен опыт работы над проектом в старших классах....

Проведение классного часа на тему "Мой город. Путешествие в прошлое и будущее" на примере Санкт-Петербурга.

Статья-разработка классного часа на 1 сентября для жителей Санкт-Петербурга. ...

Тема урока: «Жизнь в моём городе (селе) в прошлые века».

Цели: 1. ознакомить учащихся с образом  прошлого, созданным художниками и его значением в представлении народа о самом себе. 2. ознакомить учащихся с историей их родного города (села).Оборудовани...

Сообщение «Элиста – город с героическим прошлым»

Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как страшное, но героическое время, оставившее глубокий след в сердце всех народов России. Эта война больно отозвалась в судьбах миллионов люде...