О содружестве старших и младших школьников
статья по теме

...Сегодня, наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на содружество, взаимосвязь младших и старших школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sodruzhestve_starshih_i_mladshih_shkolnikov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

О содружестве старших и младших школьников

Переход от коллективного воздействия, от организации коллектива к личности, к организации личности особым способом, великим педагогом А.С. Макаренко в первые годы его опыта был понят ошибочно. Он полагал, что нужно иметь в виду воздействие на целый коллектив, во-первых, и воздействие на отдельную личность как корректив к развитию коллектива, во-вторых.

Развивая свой опыт, он пришёл к глубокому убеждению, которое было подтверждено потом практикой, что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредственно первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях.

Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллектив, который одно время педагогическая теория предлагала называть контактным коллективом.

«В наших школах, -  говорил Макаренко,  такие коллективы, естественно, существуют: это класс, и недостаток его в школе, пожалуй, заключается только в том, что он не играет роли первичного коллектива, т.е. связующего звена между личностью и целым коллективом, а очень часто является и последним коллективом». [А.С. Макаренко. «О воспитании». Москва. Издательство политической литературы. 1990].

Часто педагогу приходилось наблюдать, что класс завершает коллектив школы и целого коллектива школы иногда не наблюдается.

Коллективное воспитание не может проводиться только через первичный (контактный) коллектив, ибо в таком коллективе, в котором дети объединены постоянным бытовым содружеством, когда они в течение дня видят друг друга, появляется семейственность и получается тот род воспитания, который нельзя назвать вполне советским воспитанием. Только через большой коллектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого социального синтеза, возможен переход к широкому политическому воспитанию, когда под коллективом подразумевается целое советское общество.

В своём опыте А.С. Макаренко пришёл к такой организации, что первичный коллектив не покрывал ни классных, школьных интересов, а являлся такой ячейкой, в которой и пришкольные и производственные интересы приходили от разных групп. Позже, он остановился на отряде, в который входили школьники разных классов. Педагог попробовал в качестве опыта объединить разные возрасты, малышей и более взрослых, и это принесло гораздо больший воспитательный эффект, коллектив стал более подвижный и точный, а таким коллективом и легко руководить. На этой форме А.С. Макаренко и остановился.

Сегодня, в практике работы школ коллективом детей, как правило, принято считать класс. Однако внутри класса складываются отдельные группы детей, связанных между собой тесно. Учитывать эту дружбу детей и направлять их склонности и возможности в положительное русло – важная задача педагогов. Стремление к избирательной дружбе необходимо поддерживать и помогать развитию этих отношений на здоровой основе. Мы убедились, что сохранить классный коллектив как обязательную организационную структуру во внеурочное время не оправдывает себя в полной мере. Дети стремятся к более свободному общению, им интересно дружить не только с одноклассниками, но и с другими детьми. Младших детей интересуют дела старшеклассников, у отдельных  старшеклассников проявляется желание помочь маленьким в их делах или в личном плане. Эти побуждения естественны и их надо всячески поддерживать.     Вместе с тем, если жизнь в рамках класса заорганизована, детям становится не интересны проводимые мероприятия, а это может порождать конфликты, которые педагоги зачастую склонны рассматривать как проявление простой недисциплинированности. Кроме того, часть детей, наиболее слабо развитых и не проявляющих интереса к окружающему их миру, в условиях замкнутой системы класса-коллектива развиваются гораздо медленнее и их потенциальные возможности остаются не раскрытыми.

Сегодня, наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на содружество, взаимосвязь младших и старших школьников. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей и принятия определённых решений.

Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

- в условиях интернатных учреждений;

- в условиях «социального сиротства»;

- в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребёнка. Но при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка.

По развитию содружества младших и старших школьников, нами разработана структура работы. Она представлена 4 унифицированными модулями. Содержание каждого модуля реализуется в 2 уровнях: внутришкольная внеурочная деятельность и внешкольная внеурочная деятельность.

Таблица структуры работы

Таблица №1

1 модуль

Внеурочная деятельность с воспитателем

2 модуль

Внеурочная деятельность с руководителями кружков

3 модуль

Классная внеурочная деятельность

4 модуль

Внешкольная внеурочная деятельность

Внутришкольная внеурочная деятельность

Режимные моменты

Конкурсы, смотры

Воспитательные занятия

Соревнования

Внешкольная внеурочная деятельность

Походы

Спартакиады

Экскурсии

Выставки

Работая по вопросу содружества младших и старших школьников, мы разрабатываем занимаемся подготовкой и проводим тематические мероприятия по русскому народному творчеству: «Покров», «Святочные вечера», «Масленица», «Красная горка»; совместно проводим различные профилактические мероприятия (ПДД, «Губительная сигарета», «Нет наркотикам» и др.).

В школе создан кукольный театр, где с интересом занимаются девочки младших и старших классов. С удовольствием учащиеся 2-7 классов работают в музыкальных кружках, поют песни, играют на музыкальных инструментах.

 Свои спектакли, праздничные представления показывают учащимся начальных классов, воспитанникам интерната, детям детских садов, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на лечении в Реабилитационном Центре, частые гости в нашей школе ветераны ВОВ, кадеты, приглашаются члены общества инвалидов. Уже стало традицией ежегодно проводить «Стрежневские вечера», где присутствуют и принимают участие в музыкально-литературном вечере поэты и писатели г.Саяногорска.

Педагогами всячески поощряется создание небольших коллективов детей для выполнения отдельных поручений, одноразовых или рассчитанных на определённый период заданий.

Дети принимают участие в различных акциях: «Дари добро», «Помоги другу», «Гайдаровская фабрика», в операциях «Салют ветеранам», «Подарок малышам». Здесь реализуются широкие возможности для работы по воспитанию положительных личностных качеств: аккуратности, чувства ответственности, взаимопомощи, товарищества.

В содружестве друг с другом учащиеся старших и младших классов принимают участие во всех видах деятельности:  

Виды деятельности учащихся

Таблица №2

Вид деятельности

Форма проведения

Познавательная

Турнир-викторины, конкурсы, игры-головоломки, музыкально-литературные композиции, тематические занятия, беседы

Трудовая

Учебно-производственный труд, «Трудовой десант»

(субботники), «Операции»

Ценностноориентировочная

Занятия по культуре поведения, диспуты на

нравственные темы

Художественная

Праздники, театрализованные представления,

концерты, спектакли, конкурсы стихов, посещения

центров культуры, выставки рисунков,

поделок

Спортивная

Соревнования, спартакиады, кросс

Участие разновозрастного коллектива в различных мероприятиях, способствует сплочению детского коллектива; учит детей терпимее относиться друг к другу, к промахам и недостаткам своих товарищей. У детей снижается уровень психического напряжения, повышается уровень социальной зрелости. Результатом усилий работы воспитателя является постоянное совершенствование в работе с детьми, рост и профессиональное мастерство.

В течение работы мы планируем и проводим диагностическое обследование детей, интереса их совместной деятельности в форме тестирования и анкетирования.

Диагностирование воспитанников помогает нам учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, выбрать наиболее приемлемые по содержанию формы проведения разного вида  мероприятий, которые способствуют получению более высоких результатов развития детей. Дети становятся более терпимыми, у них формируется гуманность, переоценка своего поведения, у них повышается опыт общения, формируются навыки коммуникации.

В заключение своего выступления хочется дать воспитателям совет от А.С. Макаренко:

«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью, одним принципом, одним стилем, и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет». [А.С. Макаренко. «О воспитании». Москва. Издательство политической литературы. 1990]. Высоки слова поэтов о воспитателе, об учителе. Их называют – Мудрости Исток, которые владеют особым духом.

- Слова высокие -  звучите!

Я повторяю вновь и вновь:

Его Величество Учитель –

Основа в жизни всех основ.

  - Учитель вечен на Земле,

Не зарастут к нему дороги.

Так пусть при свете и во мгле

Хранят его и любят Боги!             (Т. Панфилова)

Литература

1. А.С. Макаренко «О воспитании». Москва. Издательство политической литературы. 1990

2. А.С. Макаренко «О воспитании». Москва. Издательство политической литературы. 1988

3. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Издательство «Арти». Москва. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В данной статье описан опыт работы учителей классов "Особый ребенок" по направлению интегрированного обучения....

"Интегрированный подход в обучении младших школьников старшими"

В статье описан опыт работы учителей класса "Особый ребенок" по интегрированному обучению....

Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий

Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника

laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...