разработка занятия по художественной росписи (городецкая роспись))
методическая разработка (5 класс) по теме

Данная разработка может быть использована на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Тема занятия: "Городецкий конь"

Скачать:

Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Разработка открытого занятия педагога

дополнительного образования ЦО №1423

Пузановой Маргариты Алексеевны.

Тема занятия:
" Сказочные мотивы. Городецкий конь".

Задачи урока:

1.Формировать художественно-творческую активность.

2.Формировать интерес к истокам культуры, интерес к русскому народному  творчеству.

3.Создать атмосферу увлекательного эстетического познания народных промыслов.

4.Развить художественный вкус, правильное восприятие цвета, подарить радость творчества, научить работать.

5.Развивать навыки создания образа коня через выполнение городецкой композиции.

6.Обучить нескольким приемам городецкой росписи, на примере «городецкого коня», познакомить с основными этапами росписи.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

-мультимедия;

-магнитная доска:

-таблица «Поэтапная прорисовка городецкого коня»;

-образцы элементов росписи;

-видеоматериалы

Для детей:

-бумага для выполнения проверочных упражнений по постановке руки;

-заготовка для выполнения композиции;

-гуашевые краски;

-кисточки белка № 1, №2, №3 (или пони)

-баночка с водой;

-альбом с образцами выполнения последовательности прорисовки «Городецкого коня» и основных элементов (капелька, спираль, точка);

-салфетки.

Музыкальный ряд:

Русские народные песни (попури) в современной обработке.

Зрительный ряд:

-образцы композиций;

-расписные изделия;

-видеоматериал «Прорисовка коня»

Используемые методы и технологии:

1.Метод интеграции искусств.

2.Метод сравнений (ассоциации).

3. Технологии сотрудничества.

4. ИКТ – технологии.

5. Игровые технологии, ролевые и учебно-деловые игры.

План занятия.

1.Организационный момент. Вводное слово учителя. 

2. Экскурс в  историю  городецкого промысла.

2.1.Когда и где возникло искусство Городца.

2.2. Основные сюжеты.

2.3.Технология росписи и основные ее этапы.

3. Выполнение практического задания.

4. Итог занятия.

Ход занятия:

 (1слайд) 

1.Организационный момент. Вводное слово учителя. 

Здравствуйте!  Сегодня я познакомлю вас с одним из видов народных промыслов – городецкой росписью. Но прежде чем мы окунемся  с вами в мир рисунка, разрешите  представиться - Маргарита Алексеевна  учитель технологии и педагог дополнительного образования ЦО 1423.

 А  как зовут Вас?

Ребята, а Вы  хотели бы научиться писать как городецкие мастера картины, расписывать предметы быта? А может быть  кто-то из вас уже знаком с ней?

2. Экскурс в  историю  городецкого промысла.

(2 слайд)

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры, 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие
сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

(3 слайд)

 Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Первоначально мастера расписывали деревянные донца прялок, слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Роспись выполняли на деревянной поверхности, предварительно ее подготовив.

Посмотрите на работы мастеров, что они в основном писали?

 (4 слайд)

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят фон, на него наносят главные фигуры, букеты. Основной цвет городецких росписей ярко-красный.

 (5 слайд)

Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для напи-сания узора, черный и белый – для проработки деталей. Мастера прорисовывали свою работу в несколько этапов:

Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового

пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании  краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап —
оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
(6 слайд)

Городецкая роспись

необычная, 
Композиция здесь 
симметричная.
В букеты собраны цветы 
необычной красоты. 
Рисунки яркие мерцают, 
Оживка белая их оживляет.

(7 слайд)

Ребята, а что Вы видите в центре этих композиции?

Интересно, а Вы бы хотели научиться писать такого коня?

Попробуем?

3. Выполнение практического задания.

 (8 слайд)

Посмотрите, как мы будем это делать.

В основу рисунка положена обыкновенная капелька, А кто помнит, как она выглядит? (Нарисуйте мне капельку рукой в воздухе.)

А теперь давайте возьмем в руки кисточку и попробуем повторить то, что сейчас увидели.

А помогать нам будет наша помощница – рука:

Кисточка в руках у нас словно птица падающая вниз,

ничто не может удержать ее только наша кисть.

(9 слайд)

Посмотрите на основное положение кисточки в  городецкой росписи:

в росписи участвует только кончик кисточки, он тонкий, словно перышко, кисточка легкими движениями двух пальцев совершает узор, слегка касаясь поверхности… Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Ролик с музыкой.

Прорисуем основные детали лошадки только черной краской – основа туловища состоит из «капельки».

 Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним прорисовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой

(основа прорисована).

Подскажите мне, сможем ли мы дальше рисовать коня?

Отложим работы, дадим  просохнуть краске.

А сами   поучимся оживлять детали

на простом листе бумаги.

И начнем мы с капельки.

А прежде попробуем нарисовать точку, кисть слегка касается бумаги, прочерчивает тонкую линию и припадает к листу, как будто слегка присела, но не до конца, она лишь слегка прижимается к листу.

Посмотрите на доску, здесь показано, как может выглядеть наша капелька: она как заборчик или как  кустик, а прием написания один и тот же. Пробуем?

(выполнение практической части работы)

А теперь выполним  спираль, не отрывая руки от стола, вращается только кисточка в наших пальцах.

(образцы у вас на столе в альбоме и на доске)

После тренировочных упражнений  возвращаемся к нашей работе.

Возьмем кисточку, окунем ее в воду и наберем на нее красную краску, лишнюю краску слегка снимем о края баночки и прорисуем гриву нашего коня, не забудем о хохолке и перейдем к седлу и сбруе.

Перед вами лежат инструкционные карты,  посмотрите, как  это можно выполнить.

Сравните  с образцами в ваших альбомах  и проверьте, все ли детали прорисованы?

Пока краска будет просыхать, давайте поиграем. Попробуем составить на доске справочник слов, которые мы сегодня услышали на занятиях. Все они уже расположены на нашей доске: сюжет, оживка, яркий цвет краски, подмалевок, капелька, прялка, Городец. А чтобы мы не заблудились в них, я приготовила слово-подсказку. Я  буду задавать вам вопрос, а вы постараетесь найти на него ответ.

Кто знает ответ, поднимает руку.

Начинаем?         Первый вопрос:

1.Как называется город, в котором зародилась Городецкая роспись? Городец

2.Объекты изображения в рисунке, картине, которые изображены в определенной последовательности называется …. сюжетом

Последовательность или связь событий в предмете изображения называется…. сюжет

3.Продолжите предложение: Городецкие мастера в своих работах использовали  …… краски. Яркие.

4.Как называются первоначальные цветовые пятна, выполненные кистью, мы с вами их уже нанесли? Подмалевали! подмалевок.

5.Какой инструмент для прядения  первоначально расписывали городецкие мастера?  прялка

6.Как называется основной элемент росписи, который мы сегодня использовали? капелька.

Молодцы мы, справились с заданием, ну а теперь давайте оживим нашего коня!

Берем в руки самую тонкую кисточку, окунаем ее в воду и набираем на нее белую краску. Лишнюю краску аккуратно убираем.

Оживку начинаем с глаза – он рисуется в виде запятой, все помнят, как она выглядит? (образцы в альбомах, на доске, видеосюжет). Затем прорисовываем  удила, уздечку и переходим к гриве. Справились?

Хорошо, а теперь прорисуем седло, можете сами придумать, как оно будет выглядеть, образцы лежат перед вами.

Осталась сбруя на груди коня и хвост. Хотите прорисовать их сами?

 Но не забываем, что композиция должна быть красивой, правильно составленной, белая краска  лишь вносит оттенок - оживляет сюжет.

4. Итог занятия.

 Вот и получился наш конь богатырский, но что-то не хватает в композиции, подскажите чего…не закончена…

Жаль, что сегодня наше занятие подошло уже к концу, хочется добавить в нашу композицию цветов, бутонов, листьев, чтобы она заиграла, расцвела, ну как эта (представить образец законченной композиции)

Хочу вас поблагодарить за сегодняшнее занятие, вы все молодцы, а в следующий раз мы продолжим роспись городецкого коня. Жду вас у себя на занятиях! До свидания!

(уборка рабочих мест)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочные мотивы. Городецкий конь.

Слайд 2

Городецкая роспись - Как ее нам не знать… Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать, Здесь такие сюжеты - Ни пером описать. Городецкая роспись - Как ее нам не знать.

Слайд 3

Городец - город на Волге.

Слайд 4

Росписи выполняются гуашью. Основной цвет ярко-красный .

Слайд 5

Основные этапы росписи Подмалевок Теневка Оживка

Слайд 6

Городецкая роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет.

Слайд 8

Городецкий конь

Слайд 9

Постановка руки Кисточка в руках у нас словно птица падающая вниз, ничто не может удержать ее – только наша кисть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Разработка занятия кружка "Художественное чтение"

Разработка поможет научить детей анализу стихотворения и выразительному чтению....

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Животный мир Прибайкалья"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя краткий обзор окрестностей Байкала, а так же поэтапное выпол...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Технология изготовления глиняной свистульки Нерпа"

В данной методической разработке показана технология изготовления глиняной свистульки Нерпа.Материал представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя...

Методическая разработка занятия по художественной керамике Тема: «Обитатели Байкала»

В данной методической разработке представлен краткий обзор обитателей подводного мира Байкала, а так же показана технология изготовления глиняной рыбы в технике пласта.Материал выполнен в виде учебног...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...