программа лагеря труда и отдыха
методическая разработка (10 класс) по теме
направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_truda_i_otdyha.doc | 579.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
4. Механизм реализации программы
Игровая инструментовка программы
7. Методическое обеспечение программы
8. Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информационная карта
Полное название программы | «РОСТКИ» |
Автор программы | Писная Елена Геннадьевна, начальник лагеря |
Руководитель программы | Костюнина Вера Владимировна, Директор МОУ СОШ №149 |
Территория , представившая программу | РФ, г.Нижний Новгород, Московский район, МОУ СОШ № 149 |
Название проводящей организации | Управление образования администрации Московского района |
Адрес организации | г.Нижний Новгород, ул. Куйбышева, д.29 |
Телефон организации | 241-23- 82 |
Форма проведения | лагерь труда и отдыха |
Цель программы | Создание благоприятной среды для самореализации и созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности, через приобщение к традициям интернациональной культуры. |
Специализация программы | историко-культурологическая |
Сроки проведения | 1 год |
Место проведения | МОУ СОШ № 149 |
Официальный язык программы | русский |
Общее количество участников | 42 ( в том числе 30 детей) |
География участников | Учащиеся 8,10 классов МОУ СОШ № 149 |
Условия участия в программе | Заявление родителей, возраст от14 лет |
Условия размещения участников | Помещения МОУ СОШ № 149:комната актива, каб.№ 35, столовая, актовый зал, музей школы, тренажёрный зал, тир. |
Краткое содержание программы | Ребята занимаются трудовой, проектной, творческой, познавательной деятельностью. |
История осуществления программы | Лагерь труда и отдыха занял 1 место в районе в 2006 году. |
1. Пояснительная записка
Направленность программы лагеря труда и отдыха «Ростки» МОУ СОШ №149 историко-культурологическая.
В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в наше время, когда молодежь все больше ориентируется на западные ценности, не всегда соотносящиеся с культурными ценностями русского человека, есть возможность заложить основы такого воспитательного процесса, который должен привести к формированию поколения, переисполненного чувством гордости за ту страну, в которой он живет, свой край, свой город, свою школу, и, в то же время, толерантно относящегося к культуре других стран.
Особенность программы в повышенном спросе родителей и подростков на организованный труд и отдых. Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации подрастающей личности, т.к. способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду, потребности в труде.
В то же время данная программа является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется комплексный подход к развитию личности ребенка в процессе интеграции в определенный тип культуры, дающий участнику лагерной смены возможность подойти к вопросу осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте.
Новизна программы состоит в том, что полученные знания о культурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях, социальных условностях и ритуалах; знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, будут способствовать приобщению к культурным ценностям разных стран и воплощены в практической деятельности по созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужит развитию созидательных потребностей детей и способствовать реализации творческих потребностей детей в самовыражении.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Ведь период ранней юности - это период самоопределения (социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое), которое составляет основную задачу юношеского возраста.
Адресность программы. В лагере будет занято 30 подростков 8-х, 10-х классов, разбитых на 3 бригады, которые будут заниматься благоустройством территории школы, ремонтными работами в помещении школы, оказывать помощь детскому саду, библиотеке, дому престарелых детскому дому.
Сроки реализации программы. Продолжительность процесса – 1 год (одна лагерная смена - с 1 по 21 июня). Программа реализуется в 5 этапов.
Цель программы:
Создание благоприятной среды для самореализации и созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности, через приобщение к традициям интернациональной культуры.
Задачи:
- Формировать гражданскую позицию к историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.
- Воспитывать толерантное отношение к другим культурам и друг к другу.
- Способствовать социальной адаптации личности подростков через реализацию потребностей детей в самопознании и ЗОЖ.
- Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
2. Концептуальные основы
В Законе «Об образовании» приоритетным по праву признан «гуманистический характер образования, общечеловеческие ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизацию личностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами.
Во-первых, это возможность занять ребят общественно-полезным трудом, т.к., в силу психофизиологических особенностей подростков, труд, с одной стороны, даёт выход энергии, а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом.
Во-вторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры.
В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур перед личностью, входящей в жизнь общечеловеческую, встает проблема сохранения духовных ценностей своей культуры (Н.Я.Данилевский).
В лагере есть все условия для реализации программы: подобран квалифицированный педагогический состав, заключены договора с социальными партнерами и специалистами района и города.
При организации воспитательного процесса мы исходим из того, что позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
В этом и заключается смысл названия программы «РОСТКИ»-
Развиваем
Ответственность,
Самостоятельность
Трудолюбие,
Креативность,
Инициативность
Одним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность - побуждение, инициирующая целевую активность ребят:
- Ради чего организуется действие?
- Во имя чего достигается цель?
Из общеизвестного веера мотивов ( страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности..) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка – это мотивы:
- нравственный (благо для другого),
- познавательный (хочу знать истину),
- эстетический (чтобы было красиво).
Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации:
→ самосознание (кто я? Какой я?)
→ самоопределение (чего хочу?)
→ самовыражение (как это сделать?)
→ самоутверждение (могу это!)
→ самореализация (делай так!)
→ саморегуляция (могу изменяться и изменяюсь!)
Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность – один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно:
- влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов,
- соревнование как стимулирующий фактор,
- влияние общественного мнения,
- наличие конкретной цели,
- наличие перспективы.
Работа лагеря труда и отдыха в МОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.
Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация на умение выстраивать диалогические отношения.
Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.
Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.
Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.
Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.
Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным. Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.
3. Содержание программы
Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себя четыре тематических блока:
Ключевое слово | Тематические блоки | Эквивалентный символ |
Я | Созидатель | |
Россиянин | ||
Землянин | ||
Личность |
Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует ребят на приобщение к общечеловеческим ценностям
Основные направления программы:
- Трудовое «Я - Созидатель»
Цель: | Воспитание чувства собственной значимости от результатов своего труда. |
Задачи: |
|
Формы работы | 1. Проектная деятельность
2. Трудовая деятельность в профильных бригадах 3. Соревнование между бригадами. |
Предполагаемый результат | Учащиеся приобретут практические навыки труда, реализуют свои созидательные потребности через социально-значимую деятельность |
- Патриотическое «Я - Россиянин»
Цель: | Воспитание патриота – гражданина нашей Родины через приобщение к традициям национальной культуры. |
Задачи: | Формировать нравственное отношение и гражданскую позицию к историческому прошлому России, культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому. |
Формы работы | 1.Экскурсионная: Посещение музеев города:
2. Конкурсная программа «Я с детства с Пушкиным дружу» 3. Интеллектуальные игры
4. Фольклорный праздник «Святая Троица» « Горячи калачи из русской печи» 3. Художественные выступления. Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили» для ветеранов Великой Отечественной войны. |
Предполагаемый результат | У учащихся появится чувство гордости за историческое прошлое своей Родины, города, района, школы. |
3. Культурологическое «Я – Землянин»
Цель | Воспитание уважения к культуре и традициям других народов. |
Задачи | 1. Продолжить знакомство учащихся с социокультурными особенностями представителей разных менталитетов. 2. Воспитывать толерантное отношение к другим культурам и друг к другу. |
Формы работы | 1. Кружковая работа по интересам:
2. Гостиная «Чайные церемонии разных стран» 3. Акция «В защиту прав детей» 4. Тестирование «Толерантны ли вы?» 5.Художественные выступления. Концерт для престарелых и инвалидов Сормовского дома - интерната. |
Предполагаемый результат | Учащиеся будут знать, уважать интернациональные элементы культуры, терпимо относиться к людям разных национальностей и возраста. |
4. Социально-педагогическое «Я - Личность»
Цель | Формирование личностной культуры, развитие у подростков эго- идентичности. |
Задачи | Способствовать социально – психологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию и ЗОЖ |
Формы работы | 1.Этический курс «Стремление к счастью - закон жизни» 2. Ежедневная рефлексия деятельности своих достижений, поведения, проявления черт своей личности; учет мнения сверстников при определении собственной позиции и самооценки – «Бригадный круг» 3. Практические занятия с элементами психологического тренинга. 4. Психодиагностика «Познай себя»
5.Индивидуальная работа с подростками
6. Игра – путешествие «Лидер» 7. Конкурс талантов «Минута славы» 8. Спортивно- оздоровительные мероприятия |
Предполагаемый результат | Подростки научатся приёмам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания, приобщатся к здоровому образу жизни |
4. Механизм реализации программы
Программа «Ростки» реализуется в пять этапов:
1. Подготовительный - (март)
- Перспективное планирование работы лагеря труда и отдыха
- Проведение совещаний при директоре МОУ СОШ №149
- Проведение собраний классных коллективов
- Посещение семинаров для организаторов летнего отдыха детей.
- Комплектование участников лагерной смены (дети).
- Информация на родительских собраниях.
2. Методический - (апрель)
- Разработка основной идеи лагерной смены труда и отдыха.
- Разработка программы лагеря труда и отдыха.
- Подбор методического материала.
- Определение основных целей и задач работы трудовых бригад;
- Составление общего и календарно-тематического планирования
работы.
- Формирование пакета нормативных документов по
жизнедеятельности лагеря труда и отдыха.
- Проведение семинара для воспитателей и педагогов ДО.
- Разработка теоретической части проектов
- Изучение состояния здоровья учащихся.
- Утверждение программы лагеря.
- Организационный - (май)
- Подготовка материально-технической базы.
- Подбор педагогических сотрудников для реализации программы.
- Проведение совещания с персоналом лагеря.
- Ознакомление с должностными обязанностями.
- Подготовка помещений в соответствии с требованиями
Роспотребнадзора.
- Приемка лагеря районной комиссией.
- Формирование трудовых бригад.
- Подготовка оформления лагеря.
4. Основной - (июнь)
- Адаптация подростков к условиям жизнедеятельности в лагере;
- Адаптация программы лагерной смены к особенностям ее участников.
- Стимулирование детей к самореализации, создание позитивного
эмоционального настроя, обеспечение психологического комфорта
детей.
- Формирование структурно-организационной модели смены:
выявление лидеров, «запуск» программы.
- Постепенное включение выбранных лидеров в работу органов
детского самоуправления.
- Реализация творческих проектов.
- Открытие и работа творческих мастерских:
- Проведение общелагерных КТД
- Оформление отрядных уголков.
- Утренние и вечерние общие сборы лагеря.
- Заседания детского совета лагеря.
- Подведение итогов прожитого дня в отрядах, поощрение лучших.
- Познавательные программы, викторины, конкурсы и т.д.
5. Итоговый - (конец июня)
- Выведение подростков из тематики лагерной смены.
- Торжественное закрытие лагерной смены.
- Подведение итогов работы лагеря, церемония награждения.
- Проведение рефлексии лагерной смены.
- Награждение активных участников смены.
- Диагностика и мониторинг деятельности лагеря.
- Проведение итогового педагогического совета лагеря.
- Подготовка информационно-аналитического отчета по
реализации программы лагеря.
- Совещание при директоре по итогам проведения лагерной
смены.
В рамках реализации программы трудовая деятельность осуществляется в следующих бригадах:
- «Юные экодизайнеры» - учащиеся, проявляющие интерес к ландшафтному дизайну и благоустройству школьной территории.
Задачи:
- Способствовать приобретению навыков сельскохозяйственного труда.
- Благоустроить пришкольный участок в рамках реализации проекта –
«Все страны в гости к нам».
- Осуществить уход за питомником по выращиванию лиственниц для
школ района.
- «Гайдарики» - учащиеся, выполняющие работы, связанные с оказанием помощи МДОУ № 40, библиотеке им. Никонова, библиотеке им. Герцена, Сормовскому дому - интернату.
Задача:
- Вовлечь учащихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивая у них потребность в общественной и творческой активности.
- Реализовать проект «Творим добро своими руками».
- «Очумелые ручки» - учащиеся, выполняющие посильный ремонт школьных помещений и мебели.
Задачи:
- Способствовать приобретению трудовых навыков.
- Реализовать проект «Костюмерная комната» для школьного театра
моды.
План трудовой деятельности профильных бригад лагеря труда и отдыха
« Ростки»
Дата | Виды работ | ||
Бригада №1 | Бригада №2 | Бригада №3 | |
1.06 | Разметка клумб | Прополка цветников, Уборка в подвале | Уборка территории Вынос мусора |
2.06 | Посадка цветов | Уборка и поливка участка, уборка территории укладка дорожек | Подготовка стен к покраске (каб.10) |
3.06 | Посадка цветов | Изготовление открыток и подарков для престарелых и инвалидов | Помощь в переноске мебели |
6.06 | Посадка цветов | Полив клумб, уход за комнатными растениями в детском саду № 40 | Подготовка к ремонту каб. № 23 |
7.06 | Работа на клумбах | Пошив национальных костюмов для кукол в подарок детскому саду | Снятие старых обоев (каб.42) |
8.08 | Работа на клумбах | Изготовление игрушек для детского сада | Вынос мусора и его погрузка на машину |
9.09 | Посев травы, обрезка кустарников | Помощь библиотеке им. Герцена в уборке помещений, обработке книг | Изготовление мостика и беседки для украшения школьного участка |
10.06 | Изготовление малых архитектурных форм для цветников | Помощь библиотеке им. Никонова в уборке помещений | Изготовление полок |
14.06 | Полив клумб Уборка территории | Помощь библиотеке им. Никонова в подклейке книг | Подготовка к ремонту каб. № 24 |
15.06 | Полив клумб Уборка территории | Уборка территории | Помощь в поклейке обоев (каб.42) |
16.06 | Прополка питомника по выращиванию лиственниц для школ района | Обработка книг в библиотеке им. Герцена | Оформление костюмерной комнаты |
17.06 | Полив клумб Уборка территории | Уборка актового и спортивного зала | Перенос костюмов и реквизита в комнату |
20.06 | Полив клумб Уборка территории | Уборка в кабинетах | Ремонт школьной мебели |
21.06 | Полив клумб Уборка территории | Уборка столовой | Ремонт мебели |
Игровая инструментовка программы
Для того, чтобы реализовать потребность подростков в самопознании, самореализации, с целью развития творческого отношения к делу, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, воспитать в детях здоровый дух соперничества, ребята вводятся в игровую атмосферу.
Включение в игру по программе «Ростки» начинается на торжественной линейке лагерной смены.
В стране «РОСТЛАНДИЯ», открывается «РОСТБАНК», выдающий «кредит доверия» в количестве 10 РОСТФУТОВ на бригаду.
- 1 РОСТФУТ
1 РОСТФУТ - представляет собой банкноту из пяти важных качеств по смыслу названия программы «РОСТКИ»:
- Развиваем
- Ответственность,
- Самостоятельность,
- Трудолюбие,
- Креативность,
- Инициативность
У каждого члена бригады есть «Кредитная книжка», в которой находятся три «шаблона» РОСТФУТа, на которые наклеивается стикер в зависимости от проявленных качеств в течение прожитого дня.
Как только у члена бригады набирается 5 «пенсов» с разными качествами, они обмениваются на один «фут», который идёт в счёт «погашения кредита» бригады, а фамилия заёмщика записывается в общей схеме погашения кредита.
Бригада, погасившая « Кредит доверия» имеет право на получение «дивиденда» от банка (в виде дополнительных Ростфутов). Бригада, заработавшая максимальное количество Ростфутов становится победителем.
Для того чтобы вовлечь всех ребят в активную деятельность, продумана система личностного роста:
Все участники игры считаются « Заёмщиками».
«Заёмщик», погасивший « кредит доверия» в размере 2 футов получает звание « Менеджера».
« Менеджер», положивший на «счёт банка» ещё 3 фута получает звание « Менеджер среднего звена»
«Менеджер» и «Менеджер среднего звена» носят знаки отличия.
МЕНЕДЖЕР
Лестница «Личностного роста»
МЕНЕДЖЕР СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ЗАЁМЩИК
МЕНЕДЖЕР
МЕНЕДЖЕР СТАРШЕГО ЗВЕНА
МЕНЕДЖЕР
Система стимулов и поощрений, направлена на реализацию проектов:
- «Все страны в гости к нам»,
- «Творим добро своими руками»,
- «Костюмерная комната для театра моды»
Схема самоуправления
ОТВЕТСТВЕННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ В БРИГАДАХ
ПО ПИТАНИЮ
ПО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЧАСТИ
ПО СВЯЗАМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
АНИМАТОР
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ БАНКА
СОВЕТ СТАРШИХ МЕНЕДЖЕРОВ
ОБЩИЙ СБОР
Общий сбор. Собирается 3 раза в смену для решения организационных вопросов, распределения обязанностей, подведения итогов работы, награждения.
«Совет директоров банка». Выполняет воспитательные функции, координирует выполнение решений общего сбора, собирает их по мере необходимости.
Совет старших менеджеров (бригадиров) тесно сотрудничает с советом директоров банка, принимает участие в принятии решения о « погашении кредита» бригадами, участвует в оценке и выдаче РОСТПЕНСОВ членам своей бригады, выполняет решения общего сбора, решает вопросы внутренней жизни лагеря. В полном составе собирается 3 раза в месяц.
Схема взаимодействия с социальными партнерами
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
БИБЛИОТЕКА
ИМ. НИКОНОВА
БИБЛИОТЕКА
ИМ. ГЕРЦЕНА
МУЗЕЙ
ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Нижнего Новгорода
КДН
АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ДДТ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
МДОУ № 40
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
БИБЛИОТЕКА
ИМ. НИКОНОВА
БИБЛИОТЕКА
ИМ. ГЕРЦЕНА
МУЗЕЙ
ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Нижнего Новгорода
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
БИБЛИОТЕКА
ИМ. НИКОНОВА
БИБЛИОТЕКА
ИМ. ГЕРЦЕНА
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
БИБЛИОТЕКА
ИМ. НИКОНОВА
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ЛАГЕРЬ ТРУДА И ОТДЫХА «РОСТКИ»
МУЗЕЙ
ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
СОС
«БУРНАКОВСКИЙ»
КДН
АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА
МУЗЕЙ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
БИБЛИОТЕКА
ИМ. ГЕРЦЕНА
БИБЛИОТЕКА
ИМ. НИКОНОВА
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
ГУ «СОРМОВСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»
КОМИТЕТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Нижнего Новгорода
МДОУ № 40
ДДТ
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
5. Ожидаемые результаты
За время лагерной смены, учащиеся приобретут практические навыки труда, реализуют свои созидательные потребности через социально-значимую деятельность, сформируется уважительное отношение к труду, творческое отношение к делу, самостоятельность, ответственность, потребность к здоровому образу жизни
По итогам участия в лагере ребята получат:
- теоретические знания в области культурологии;
- практические навыки в области ландшафтного дизайна;
- уроки товарищеского общения,
- ответственности,
- этики и эстетики,
- чувства прекрасного,
- заботы о природе.
Реализуется потребность подростков в самопознании, самореализации саморегуляции, самоуправления и самовоспитания, повысится самооценка.
Учащиеся будут знать и уважать традиции и культуру своего народа, интернациональные элементы культуры.
У учащихся появится чувство гордости за свой город, свою школу, самобытную культуру своей страны.
6. Диагностика и мониторинг
На подготовительном этапе при формировании трудовых бригад:
- составляется социальный паспорт лагеря труда и отдыха,
- выявляются интересы и склонности детей при помощи анкетирования,
В ходе реализации программы отслеживается формирование личностных качеств подростка.
Качества личности | Методы и методики | Периодичность |
Самооценка | Методика исследования самооценки Дембо- Рубинштейн | В начале и в конце смены |
Лидерские качества | Психодиагностика «Разбуди в себе лидера» | В начале смены |
Индивидуальные особенности и способности | Конструктивный рисунок человечка из геометрических фигур | В начале смены |
Толерантность, уважение к культуре | Опросник «Насколько ты толерантен?» | В середине смены |
Степень эмоционального состояния | « Карта настроения» | Ежедневно |
Степень удовлетворённости жизнедеятельность лагеря | Анкетирование «Почему я пришёл в лагерь» « Книга отзывов» Методика « Репка» | Начало смены Середина смены Конец смены |
7. Методическое обеспечение программы
Методическим обеспечением программы «РОСТКИ» являются следующие виды методической продукции:
1. Методические разработки к мероприятиям лагеря:
- В защиту прав детей»- акция
- «Я с детства с Пушкиным дружу» - конкурсная программа
- «Лидер» - игра – путешествие
- «Церемонии разных стран» - чайная гостиная
- «Чтобы помнили» - литературно- музыкальная композиция
- «Горячи калачи из русской печи» - фольклорный праздник
- «Знай своё Отечество» - интеллектуальная игра
- « Аукцион знаний» по теме: « История гимна, герба и флага России»
2. Социальные проекты детей
- «Все страны в гости к нам» - благоустройство школьной территории
- « Костюмерная комната» для школьного театра моды.
3. Социально- педагогический проект
- « Творим добро своими руками»- оказание помощи социальным
партнёрам.
4. Методические разработки деятельности кружков
- Лингво – страноведческого
- Ландшафтного дизайна
- Театра моды
- Исторического
- этического курса «Стремление к счастью - закон жизни»
8. Список используемой литературы
- Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 2009.
- Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. –М. 2004.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. - М. 2008.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М. 2008.
- Никульников А.Н. «Школьная площадка». -Новосибирск. 2006.
- Роткина Т.С., Курзова О.А. Уроки добра и милосердия. - О. 2007.
- Соколова Л. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе».
-Новосибирск. 2007.
- Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. -О. 2009.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, 2007.
- Шмак Ани Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. -Спб. 2004.
- Вердебер Р. Психология общения. -М. 2003.
- Винокурова Н.Лучшие тесты на развитие творческих способностей.-М.1999.
- Воспитательный процесс: Изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2001.
- Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. - М. 2003.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М. 1996.
- Левашова С.А. Психолог и подросток; коммуникативно-двигательный тренинг. –Ярославль. 2004.
- Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -М. 1978.
- Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. -Нижний Новгород. 2003.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. -Спб. 2003.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Ярославль. 2003.
- Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. -М. 2004.
- Сысоева М. Н. Организация летнего отдыха детей. –М. 2003.
- Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. /Под ред. Дубровиной И.В.
-Нижний Новгород. 1995.
- Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М. 2003.
- Тимонин А.И., Тимонина Л.И. «Школа лидера». - Нижний Новгород. 2008.
- Титов. С.В. Добро пожаловать, игра! –М. 2004.
- Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии». 2006.
- Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. – Нижний Новгород. 2007.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. -М. 1999.
- Цветкова И.В. Школа социального успеха. -М. 2002.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. -М. 2009.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. –М. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет
Авторы программы - Кузина Оксана Юрьевна, Писная Елена Геннадьевна( <a href = "http://nsportal.ru/pisnaya-elena-gennadevna" > сайт учителя английского языка </a> на nsportal.ru)Дорабо...
Программа лагеря труда и отдыха "Новое поколение 2017"
Особенностью программы ЛТО является её информационная направленность: формат СМИ (дети делают репортажи на заданные темы и о событиях лагеря, готовят передачи и главным конкурсом является телефестивал...
Рабочая программа лагеря труда и отдыха "Созвездие"
Основная задача предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное...
Образовательно-оздоровительная программа лагеря труда и отдыха «КРУТО»
Программа рассчитана на решение двух важных проблем, стоящих перед школой и поселком: проблемы трудоустройства и организации несовершеннолетних учащихся школы 14- 18 лет. Орг...
Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...
Программа лагеря труда и отдыха "Шиладор" "Поиск"
Организация летнего отдыха детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа лагеря труда и отдыха "Муравей"
Летние каникулы – время для организации труда и отдыха подростков, это лучшая пора для совершенствования возможностей учащегося, вовлечения его в новые социальные связи, удовлетворения его интер...
Комментарии
Замечательная программа.