программа Авиамодельный
рабочая программа по теме

Алиханов Нурлан Керубович

программа кружка "Авиамодельный" реализуется с 2006г. Участвовала в конкурсе авторских образовательских программ спортивно-технической направленности, посвященном Году Российской  космонавтики. Автор награжден дипломом  Министерства образования и науки Челябинской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_aviamodelnyy.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования  детей

Районный Дом детского творчества

                                                                Утверждено:

                                                        Директор РДДТ

                                                        _________________        О.А.Фролова                

                                                        «19        »  12        2007г  приказ №4                

ПРОГРАММА

объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

АВТОР:

Алиханов Н.К.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I категория

с.Еткуль  

2006 г.

Информационная карта программы.

Тип программы                                        модифицированная                

Образовательная область                                техника                                

Направленность деятельности                        спортивно-техническая        

Способ освоения содержания образования        репродуктивно-творческий

Уровень освоения содержания образования        общекультурный        

Возрастной уровень реализации программы                10-15 лет                

Форма реализации программы                                групповая                        

Продолжительность реализации программы                двухгодичная        

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание программы
  4. Методическое и дидактическое обеспечение.
  5. Механизм отслеживания получаемых результатов.
  6. Материально – техническое оснащение программы
  7. Литература
  8. Приложение

  1. Пояснительная записка.
  1. Актуальность программы.

                Авиамоделизм  - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в школьной, муниципальной, региональной олимпиады Всероссийской олимпиады школьников.

        Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:

  1. Оптимальный срок реализации программы в условиях сельского района – 2 года
  2. Охват всех видов бумажных моделей  и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
  3. Единственность программы в Еткульском муниципальном районе
  1. Цель программы

Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми  моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.

Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

  1. технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
  2. изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
  3. история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
  4. Физика – знание законов воздухоплавания
  1. Задачи программы:
  1. Образовательные:
  1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
  2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
  3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
  4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
  1. Развивающие:
  1. Развитие творческих способностей
  2.  Формирование конструкторских умений и навыков
  3. Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
  1. Воспитательные:
  1. Развитие активной и всесторонне развитой личности
  2. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
  3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
  4. Формы работы с детьми.

Общеклассная форма обучения

Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.

Групповая форма обучения

Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля.

Парная форма работы

Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.

Индивидуальная форма работы

Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей  и способностей.

Работа в звеньях

Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику.

  1. Методы обучения.

  1. Практический                                объяснение
  2. Словесный                                         разъяснение
  3. Наглядный                                        инструктаж
  4. Работа с книгой                                демонстрация
  5.  ИКТ технологии                                наблюдение

                                                        Упражнение

  1. Средства обучения

Материально-технические

дидактические

Модели, планеры

схемы

Взлетное устройство

Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев»

Кордовая модель

АРМ – учителя

CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике

  1. Характеристика возрастной группы

        Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

        Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

  1. Ожидаемые результаты

Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

Учащиеся должны знать:

  1. основные типы авиамоделей,
  2. различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
  3. основные элементы простейших конструкций моделей,
  4. терминологию моделизма,
  5. основы макетирования,
  6. виды материалов, применяемые в моделировании,
  7. технику безопасности при работе с инструментами,
  8. правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

  1. изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
  2. регулировать модели,
  3. проводить соревнования.

Учебно-тематический план. (1год обучения)

(6часов в неделю, всего 216часов)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

1

Вводное занятие

4

4

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка.

2

Техника безопасности

2

2

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3

Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России.

18

2

16

Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт.

4

Авиация. Самолет. Планер.

36

6

30

Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

5

Планеры и действующие модели

16

4

12

Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей

6

Модели ракет

46

4

42

Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

7

Бумажные летающие модели

21

4

17

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей.

8

Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета

54

6

48

Углубление  знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей

9

10

Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках.

Организация и проведение показательных выступлений

19

-

19

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях.

Итого

216

32

184

Учебно-тематический план. (2 год обучения)

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Предполагаемый результат

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей.

2

Техника безопасности

3

3

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3

Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей.

15

3

12

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта.

4

Авиация. История развития авиации

9

3

6

Знать историю развития авиации.

5

Бумажные летающие модели

9

3

6

Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

6

Планеры и действующие модели

9

3

6

Показательные полеты моделей

7

Парашют

6

1

5

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском.

8

Воздушный шар

12

3

9

Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар.

9

Воздушные змеи

12

3

9

Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей.

10

Вертолет

12

3

9

Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет.

11

Модели ракет

24

3

21

Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

12

Планер

9

3

6

Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров.

13

Учебно-тренировочные кордовые модели самолета.

69

15

54

Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей.

14

Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях

24

-

24

Умение осуществлять полет выполненных моделей

Итого

216

49

167


Содержание программы (1 год обучения)

объединения « Авиамодельный»

 ( 6 часов в неделю, всего 216 часов)

  1. Вводное занятие (4часа)

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

2. Техника безопасности (2часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России

(18 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.

4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)

Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

5.  Планеры и действующие модели (16 часов)

Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

6. Модели ракет (46 часа)

Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство  запуска моделей.

 7. Бумажные летающие модели (21 часов)

Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)

 Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

Практические работы: Изготовление

и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей  самолетов.

9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.) 

Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.

Содержание программы (2 год обучения)

объединения « Авиамодельный»

 ( 6 часов в неделю, всего 216 часов)

  1. Вводное занятие (3часа)

Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

2. Техника безопасности (3часа)

Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)

Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта

Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.

4. Авиация. История развития авиации (9 часов)

Знать историю развития авиации.

Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».

5.  Бумажные летающие модели (9 часов)

Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

6.  Планеры и действующие модели (9часов)

Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

7 . Парашют (6 часов)

Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.

Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском

8.  Воздушный шар (12часов)

 Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История  воздухоплавания

Практические работы:  Изготовление теплового воздушного  шара.

9. Воздушные змеи (12часов)

 Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.

Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей

10. Вертолет (12 часов)

Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.

Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».

 11. Модели ракет (24 часа)

Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство  запуска моделей.

12. Планер (9 часов)

 Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.

Практические работы: Конструирование модели планера.  Изготовление моделей планеров.

13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)

 Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей  самолетов.

14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.) 

Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.