Главные вкладки

    программа Авиамодельный
    рабочая программа по теме

    Алиханов Нурлан Керубович

    программа кружка "Авиамодельный" реализуется с 2006г. Участвовала в конкурсе авторских образовательских программ спортивно-технической направленности, посвященном Году Российской  космонавтики. Автор награжден дипломом  Министерства образования и науки Челябинской области.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_aviamodelnyy.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Дополнительного образования  детей

    Районный Дом детского творчества

                                                                    Утверждено:

                                                            Директор РДДТ

                                                            _________________        О.А.Фролова                

                                                            «19        »  12        2007г  приказ №4                

    ПРОГРАММА

    объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

    АВТОР:

    Алиханов Н.К.

    ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    I категория

    с.Еткуль  

    2006 г.

    Информационная карта программы.

    Тип программы                                        модифицированная                

    Образовательная область                                техника                                

    Направленность деятельности                        спортивно-техническая        

    Способ освоения содержания образования        репродуктивно-творческий

    Уровень освоения содержания образования        общекультурный        

    Возрастной уровень реализации программы                10-15 лет                

    Форма реализации программы                                групповая                        

    Продолжительность реализации программы                двухгодичная        

    Содержание

    1. Пояснительная записка
    2. Учебно-тематический план
    3. Содержание программы
    4. Методическое и дидактическое обеспечение.
    5. Механизм отслеживания получаемых результатов.
    6. Материально – техническое оснащение программы
    7. Литература
    8. Приложение

    1. Пояснительная записка.
    1. Актуальность программы.

                    Авиамоделизм  - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в школьной, муниципальной, региональной олимпиады Всероссийской олимпиады школьников.

            Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:

    1. Оптимальный срок реализации программы в условиях сельского района – 2 года
    2. Охват всех видов бумажных моделей  и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
    3. Единственность программы в Еткульском муниципальном районе
    1. Цель программы

    Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

    В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми  моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.

    Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.

    Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:

    В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

    1. технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
    2. изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
    3. история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
    4. Физика – знание законов воздухоплавания
    1. Задачи программы:
    1. Образовательные:
    1. Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
    2. Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
    3. Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
    4. Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
    1. Развивающие:
    1. Развитие творческих способностей
    2.  Формирование конструкторских умений и навыков
    3. Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
    1. Воспитательные:
    1. Развитие активной и всесторонне развитой личности
    2. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
    3. Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
    4. Формы работы с детьми.

    Общеклассная форма обучения

    Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.

    Групповая форма обучения

    Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля.

    Парная форма работы

    Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.

    Индивидуальная форма работы

    Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей  и способностей.

    Работа в звеньях

    Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику.

    1. Методы обучения.

    1. Практический                                объяснение
    2. Словесный                                         разъяснение
    3. Наглядный                                        инструктаж
    4. Работа с книгой                                демонстрация
    5.  ИКТ технологии                                наблюдение

                                                            Упражнение

    1. Средства обучения

    Материально-технические

    дидактические

    Модели, планеры

    схемы

    Взлетное устройство

    Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев»

    Кордовая модель

    АРМ – учителя

    CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике

    1. Характеристика возрастной группы

            Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

            Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

    1. Ожидаемые результаты

    Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:

    Учащиеся должны знать:

    1. основные типы авиамоделей,
    2. различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
    3. основные элементы простейших конструкций моделей,
    4. терминологию моделизма,
    5. основы макетирования,
    6. виды материалов, применяемые в моделировании,
    7. технику безопасности при работе с инструментами,
    8. правила проведения соревнований по модельному спорту.

    Учащиеся должны уметь:

    1. изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
    2. регулировать модели,
    3. проводить соревнования.

    Учебно-тематический план. (1год обучения)

    (6часов в неделю, всего 216часов)

    №п/п

    Наименование темы

    Всего часов

    В том числе

    Предполагаемый результат

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    4

    4

    Знать цели и задачи кружка, план работы кружка.

    2

    Техника безопасности

    2

    2

    Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

    3

    Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России.

    18

    2

    16

    Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт.

    4

    Авиация. Самолет. Планер.

    36

    6

    30

    Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

    5

    Планеры и действующие модели

    16

    4

    12

    Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей

    6

    Модели ракет

    46

    4

    42

    Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

    7

    Бумажные летающие модели

    21

    4

    17

    Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей.

    8

    Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета

    54

    6

    48

    Углубление  знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей

    9

    10

    Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках.

    Организация и проведение показательных выступлений

    19

    -

    19

    Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях.

    Итого

    216

    32

    184

    Учебно-тематический план. (2 год обучения)

    №п/п

    Наименование темы

    Всего часов

    В том числе

    Предполагаемый результат

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие

    3

    3

    Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей.

    2

    Техника безопасности

    3

    3

    Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

    3

    Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей.

    15

    3

    12

    Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта.

    4

    Авиация. История развития авиации

    9

    3

    6

    Знать историю развития авиации.

    5

    Бумажные летающие модели

    9

    3

    6

    Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

    6

    Планеры и действующие модели

    9

    3

    6

    Показательные полеты моделей

    7

    Парашют

    6

    1

    5

    Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском.

    8

    Воздушный шар

    12

    3

    9

    Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар.

    9

    Воздушные змеи

    12

    3

    9

    Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей.

    10

    Вертолет

    12

    3

    9

    Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет.

    11

    Модели ракет

    24

    3

    21

    Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей.

    12

    Планер

    9

    3

    6

    Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров.

    13

    Учебно-тренировочные кордовые модели самолета.

    69

    15

    54

    Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей.

    14

    Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях

    24

    -

    24

    Умение осуществлять полет выполненных моделей

    Итого

    216

    49

    167


    Содержание программы (1 год обучения)

    объединения « Авиамодельный»

     ( 6 часов в неделю, всего 216 часов)

    1. Вводное занятие (4часа)

    Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

    2. Техника безопасности (2часа)

    Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

    3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России

    (18 часов)

    Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.

    4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)

    Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.

    5.  Планеры и действующие модели (16 часов)

    Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

    6. Модели ракет (46 часа)

    Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

    Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство  запуска моделей.

     7. Бумажные летающие модели (21 часов)

    Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

    Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

    8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)

     Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

    Практические работы: Изготовление

    и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей  самолетов.

    9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.) 

    Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.

    Содержание программы (2 год обучения)

    объединения « Авиамодельный»

     ( 6 часов в неделю, всего 216 часов)

    1. Вводное занятие (3часа)

    Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей

    2. Техника безопасности (3часа)

    Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

    3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)

    Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и  Авиамодельного спорта

    Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.

    4. Авиация. История развития авиации (9 часов)

    Знать историю развития авиации.

    Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».

    5.  Бумажные летающие модели (9 часов)

    Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.

    Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.

    6.  Планеры и действующие модели (9часов)

    Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»

    7 . Парашют (6 часов)

    Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.

    Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском

    8.  Воздушный шар (12часов)

     Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История  воздухоплавания

    Практические работы:  Изготовление теплового воздушного  шара.

    9. Воздушные змеи (12часов)

     Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.

    Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей

    10. Вертолет (12 часов)

    Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.

    Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».

     11. Модели ракет (24 часа)

    Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.

    Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство  запуска моделей.

    12. Планер (9 часов)

     Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.

    Практические работы: Конструирование модели планера.  Изготовление моделей планеров.

    13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)

     Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.

    Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей  самолетов.

    14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.) 

    Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий в авиамодельном кружке

    В статье рассматривается внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного кружка , использование ИКТ в качестве средств обновления образовательной деятельности....

    Положение о 77-х авиамодельных соревнованиях среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям

    Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия  проведения 77-х авиамодельных соревнований среди обучающихся Ленинградской области по свободнолетающим моделям, а так же порядок проведения ...

    Авторская программа по авиамодельному кружку.

    На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по авиамоделизму, и с учётом направленн...

    Сайт нашего авиамодельного объединения

    Сайт нашего авиамодельного объединения  aviamod.3dn.ru...

    Открытое занятие авиамодельного клуба.

    Изготовление простейшей летающей модели планера класса F-1N....

    История авиамодельных рекордов после войны

    Закончилась Великая Отечественная война и авиамоделисты вернувшиеся с войны начали  оживлять работу  кружков, клубов и технических станций. В 1945 году во многих регионах Советского Сою...

    Статья.Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в авиамодельном детском объединении.

    В данной статье предлагается решение проблем в детском авиамодельном объединении....