Использование информационно-коммуникационных технологий в авиамодельном кружке
статья по теме

Алиханов Нурлан Керубович

В статье рассматривается внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного кружка , использование ИКТ в качестве средств обновления образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  информационно-коммуникационных технологий в авиамодельном кружке

Алиханов Н.К.

руководитель авиамодельного кружка

Еткульского РДДТ

В начальном авиамоделизме, который сейчас сосредоточен в основном в системе дополнительного образования, нет типовых программ, а значит прикладных задач авиамоделизма и других технических видов спорта. За последние двадцать лет не издано ни одной книги по авиамоделированию. Хотя, это даёт определённую свободу в выборе методик и технологий учебного процесса.

В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»  современный авиамоделизм охарактеризован как «…увлечение требовательное: необходимы средства на закупку материалов для сборки авиамоделей, время, и место для их конструирования, наличие «аэродрома» для их испытаний. И всё же, именно авиамоделизм постепенно становится увлечением №1 в России. Впрочем, это скорее напоминает возрождение традиций: в отличие от многого другого, авиамоделизм в СССР был, пускай и не совсем в том же виде, в котором он к нам возвращается. В Союзе по популярности уступал разве, что собиранию марок – кружок юных конструкторов авиамоделей был обязательным атрибутом каждого дома пионеров, а импровизированные клубы авиамоделизма нередко создавались на уроках труда в школах. По собственноручно изготовленным чертежам строились авиамодели самолетов ВОВ и планеры для соревнований, которые, кстати, нередко приобретали масштабы Всесоюзных.           Внедрение информационной направленности в деятельность авиамодельного кружка не нова, однако использование их в качестве средств обновления образовательной деятельности для удовлетворения запросов детей и педагогов на современном этапе пока не изучена и мало используется в практике.

Индустрия компьютерных игр при быстром развитии вычислительной техники расставляет свои приоритеты: нынешнее поколение молодых возможность погонять компьютерные игры ставит выше, чем желание углубить свою компетентность в любой области знаний. Скорее всего, это явление относится к "болезням роста", но не учитывать этого нельзя. Нередко возникают ситуации, когда педагоги осознают, что ученики, по сути дела, оказываются намного компетентнее их в вопросах освоения компьютерной техники. Видимо, целесообразно использовать интерес детей к компьютерным играм, компьютеру вообще как объединяющее начало при организации деятельности кружков в дополнительном образовании.

В настоящее время техническое направление образовательной деятельности в дополнительном образовании испытывает следующие затруднения:

  1.  слабая материальная база;
  2. отсутствие специалистов для руководства техническими направлениями;
  3. небольшая наполняемость в группах занятий техническим творчеством;
  4.  смещение приоритетов в интересах детей в сторону повышения их информационной компетентности;

Следовательно, необходимо использовать ИКТ компетентность в процессе создания авиамоделей. Организация использования информационных технологий в деятельности кружка может быть использована для:

- компьютерной разработки чертежей авиамоделей;

- применения компьютерных симуляторов для тренировок;

- информационной возможности сети Интернет в деятельности кружка;

Организация использования информационных технологий в авиамодельном кружке на проводится следующим образом:

  1. подбор и освоение компьютерных программ;
  2. организация связи посредством  Интернет с Федерацией авиамодельного спорта Челябинской области (регистрация на сайте, переписка с помощью электронной почты, участие в форумах);
  3. проведение корректировок программы кружка и методических пособий;
  4. организация освоения обучающимися изготовления моделей в процессе работы над творческим проектом;

Начало работы по данной проблеме - это анализ компьютерных возможностей кружка. Один  компьютер, принтер, мультимедийное оборудование и один выход в Интернет через флэш-модем (на базе МОУ Пискловская СОШ). Педагог должен иметь соответствующую квалификацию и владеть программами. Воспитанникам необходимо иметь начальный уровень компьютерной компетентности. Из анализа следовала необходимость: наличие компьютера для выбора необходимых программ; наличие сети Интернет; адаптация авиамоделями к выбранному компьютерному симулятору. Выход в сеть Интернет дал широкие возможности доступа к информации в библиотеках и сайтах всемирной паутины. Таким образом, сформировалась целостная цепочка работы обучающихся на итоговом уровне обучения - от выбора чертежа, компьютерного поиска информации, выполнение модели самолета, совершенствование навыков управления в полете готовой авиамодели. Попутно проведена еще одна работа: в процессе постройки моделей ребята осваивают навыки учебно-исследовательской работы с оформлением творческого проекта. При работе с симулятором появляется возможность выбора подростками специализации в допрофессиональной ориентации: либо это будущий пилот, либо механик.  С использованием Интернет проводилась корректировка программы кружка и методических пособий по изготовлению авиамоделей. Для решения задачи более полного удовлетворения запросов детей в части информационной компетентности организована работа по работе с сайтом ФАС Челябинской области. Поиск новых разработок чертежей авиамоделей, фрагментов программ, методический пособий, положение о соревнованиях, а также новости авиамодельного спорта, итоги соревнований различного уровня.

Программа дополнительного образования «Авиамодельный» реализуется с 2006 года. Учащиеся выступают на областных соревнованиях по авиамодельному спорту единственные из сельских районов, занимая 5-8 места. В 2009 г. команда Еткульского района заняла общекомандное 4 место и грамоту за 2 место в классе учебно-тренировочных моделей. В выставке моделей самолетов, посвященной 65 – летию в Великой Отечественной войне в г. Копейске модель, выполненная воспитанниками, заняла 2 место в классе учебно-тренировочных моделей. В 2010году воспитанники  в областных соревнованиях по авиамодельному спорту заняли 3 общекомандное место в старшей группе, награждены дипломом и кубком. Комнатные модели самолетов воспитанников кружка заняли 1-3 места в 2009г, 1-3 места в 2011.Среди знаменательных событий в воспитательной работе встреча с Героем России, командиром отряда космонавтов Юрием Лончаковым (декабрь 2009г) и открытие фотовыставки «Я хочу показать вам Землю», просмотр фильма «Старт 100» Андрея Самолетова, экскурсия в музей ЧВАКУШ.

Программа реализуется 5 лет. 2006-2008 - кружок(4ч.) на базе МОУ Пискловская СОШ (первые два года обучения) основное отличие от ныне действующей - создание бумажных моделей и участие в соревнованиях по комнатным моделям на базе школы. Участники Бажовского фестиваля (диплом и медаль).2008-2010- кружок на базе МОУ Пискловская СОШ (6ч) и РДДТ с. Еткуль(6ч)- отличительная особенность переход на создание кордовых моделей самолетов и участие в соревнованиях различного уровня с возрастающей результативностью. 2010-2011 первый год обучения по программе с новой группой учащихся на базе МОУ Пискловская СОШ (6ч) и РДДТ с.Еткуль(6ч). Знания, полученные на кружке использовались на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников: творческий проект с защитой презентации «  Летающее крыло» Болоченцев Иван 9кл,  а творческий проект с защитой презентации « Кордовая пилотажная модель» Алиханов Роман 11 кл. стал призером. Проект « Аэросани» (Алиханов Р. 11кл) участвовал в региональном этапе олимпиады и занял 13 место из 32 участников. Программа кружка «авиамодельный» принимала участие в 2011 году в конкурсе авторских образовательных программ научно-технической и спортивно-технической направленностей, посвященного Году Российской космонавтики и награждена дипломом Министерства образования и науки Челябинской области.

Направление научно-технического творчества, в частности, авиамоделирование в рамках Российской системы научно-технического творчества дополнительного образования детей требует привлечения новых материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов, использования инновационных подходов в построении и организации учебного процесса. Сетевые взаимодействия с различными образовательными учреждениями дополнительного образования Челябинской области, Федерацией Авиамодельного спорта, участие в семинарах, мастер-классах, областных соревнованиях по свободнолетающим и кордовым моделям – это шаги, которые обеспечат новый качественный уровень дополнительного образования детей с целью развития их склонностей, способностей и интересов, а также удовлетворения требований общества в специалистах, решения социальных задач общества. Пока что руководителям кружков и педагогам дополнительного образования, занимающимся авиамоделизмом, приходится выкручиваться, по большей части, самостоятельно.