Морская игра "Свистать всех наверх"
методическая разработка по теме

 

Развитие познавательного интереса к изучению морских традиций, знаний по морской тематике; развитие творческих способностей у детей; сплочение детского коллектива; создание хорошего настроения.

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polundra.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №285

Красносельского района

                                                       Санкт-Петербурга

               

           

ИГРА «ПОЛУНДРА»

РАЗРАБОТАЛИ ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

МОСКАЛЕНКО НАДЕЖДА АЛЕКСЕВНА

ФИЛАТОВ СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

              Цели: Развитие познавательного интереса к изучению морских традиций, знаний по морской тематике; развитие творческих способностей у детей; сплочение детского коллектива; создание хорошего настроения.

             

Возраст детей: 8-12 лет

             

              В игре принимают участие 2-3 команды по 6 человек. Каждому участнику присваивается определенный тип корабля: 1-; 2- или 3-х палубный. Всего однопалубных – 3 корабля; двухпалубных – 2 корабля и трехпалубных – 1 корабль. Игровое поле состоит из 81 клетки (квадрат 9Х9)

              А          Б          В          Г         Д          Е         Ж         З         И

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

Перед началом игры – тянется жребий, какая команда начинает ходить первая.

             Первый игрок называет координаты, например: Г-4. Следующая команда проверяет их на своем поле. Если корабль подбит, то эта команда отвечает на вопрос ведущего. Если пострадала часть корабля, то та команда делала выстрел, получает право еще на один ход – выстрел, а пострадавшая отвечает на вопрос в случае повторного попадания, в случае промаха ход передается следующей команде. Если команда правильно отвечает на вопрос, то игрок чей корабль подбит, остается в команде. Если команда отвечает на вопрос не правильно, то игрок покидает команду. После каждого подбитого корабля ведущие рассказывают морскую байку или историю.

              Каждой команде насчитываются очки:

- за «раненый» корабль – 5  баллов

- за «убитый» корабль – 10 баллов

- за правильный ответ – 8 баллов

              Первый этап игры заканчивается, когда подбиты все корабли одной из команд. Дальше играют до победы оставшиеся две команды.

               Итоги подводятся по двум номинациям:

  1. «Самая ловкая команда»
  2. «Самая умная команда»  

В конце игры дети награждаются призами и поощрительными подарками.

ВОПРОСЫ ИГРОКАМ.

  1. Бить склянки это
  1. Разбить всю стеклянную посуду на судне
  2. Отметить колокольным боем время
  3. Уронить очки на палубу
  1. Прижаться к берегу это
  1. Идти в плотную к берегу
  2. Лежать животом на песке
  3. Привязывать судно накрепко к причалу
  1. отдавать якорь это
  1. Возвращать якорь взятый взаймы
  2. Меняться якорями
  3. Становится на якорь
  1. Разнести якорьцепь это
  1. Изругать плохую цепь в пух и прах
  2. Расстелить якорьцепь на палубе
  3. Порвать цепь в мелкие клочья
  1. Срубить мачту это
  1. Уложить мачту на дно шлюпки
  2. Искрошить мачту топором
  3. Вырубить в лесу дерево для мачты
  1. Когда судно плывет на север, какой курс показывает его компас?
  1. На юг
  2. Против ветра
  3. На север
  1. Кто путешествует по морю бесплатно?
  1. Команда
  2. Пассажир без билета
  3. Рыбы-прилипалы
  1. Кто под водой немее всех?
  1. Рыба
  2. Человек
  3. Осьминог
  1. Водятся ли на северном полюсе пингвины?
  1. Нет
  2. Иногда во время перелета
  3. Да
  1. Какой океан самый глубокий?
  1. Тихий
  2. Индийский
  3. Атлантический
  1. Сколько ног у осьминога?
  1. Две
  2. Десять
  3. Восемь
  1. Какого цвета кровь у рыбы?
  1. Синяя
  2. Желтая
  3. Красная
  1. На каких судах перевозят бананы?
  1. Сухогрузы
  2. Танкеры
  3. Банановозы
  1. Какая кругосветная экспедиция погибла в Коралловом море?
  1. Кука
  2. Лаперуза
  3. Крузенштерна
  1. Видит ли взрослый кит свой хвост?
  1. Видит
  2. Не видит
  3. Иногда
  1. Что такое камбуз?
  1. Каюта капитана
  2. Место для приготовления пищи
  3. Туалет
  1. Кто такой гаер?
  1. Капитан
  2. Балаганный шут
  3. Юнга
  1. Какой город расположен на 42 островах?
  1. Париж
  2. Прага
  3. Санкт-Петербург
  1. В переводе с голландского языка «указывающий путь» это
  1. Шкипер
  2. Боцман
  3. Лоцман
  1. Кто такая Вера Комиссаржевская?
  1. Комиссар флота
  2. Актриса
  3. Гимнастка
  1. Пригодна ли для питья морская вода?
  1. Пригодна
  2. Непригодна
  3. В небольших количествах
  1. Кто такой канонир?
  1. Морской артиллерист
  2. Повар
  3. Рыбак
  1. Что такое кубрик?
  1. Жилое помещение для команды
  2. Ящик
  3. Название одной из палуб
  1. Как называют четырёхрогий якорь?
  1. Единорог
  2. Кошка
  3. Олень

  1. Окно на судне это
  1. Кница
  2. Ют
  3. Иллюминатор
  1. Холодное оружие офицера это
  1. Штык
  2. Кортик
  3. Спиннинг
  1. Носовая часть палубы корабля это
  1. Банка
  2. Бак
  3. Рында
  1. Орудие применяемое при охоте на китов?
  1. Трал
  2. Гарпун
  3. Сачок
  1. Яхта капитана Врунгеля называлась?
  1. Беда
  2. Каракатица
  3. Надежда
  1. Что показывает барометр?
  1. Температуру
  2. Время
  3. Давление

МОРСКИЕ ИСТОРИИ, БАЙКИ, ПРИМЕТЫ

              Из-за того что их профессия сопряжена со множеством опасностей, моряки окружают себя всевозможными суевериями и приметами; хотя достижения современной науки и техники сделали морские путешествия сравнительно безопасными, старинные приметы по-прежнему живут среди моряков. Духи пучины с незапямятных времен враждовали с моряками, и на Востоке моряки до сих пор рисуют на бортах своих судов огромные глаза - считется, что эти глаза высматривают духов. На Западе мы по сей день бессознательно ублажаем морских божеств, когда, спуская на воду новый корабль, разбиваем о его нос бутылку шампанского. Раньше новые корабли кропили человеческой кровью, которая, капая в воду, означала жертву морским богам; потом ей на смену пришло красное вино, уступившее место шампанскому. Пожалуй, всем известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

          Достань часы: сейчас точное время передавать будут....Бип!.. Бип!.. Бип!.. Бип!..Бип!.. Бип!

- Ну как?

- На пять минут вперед.

- Эх ты, a еще штурман! Скорее ставь стрелки по-правильному.

- Зачем? Поправку часов я теперь знаю: минус пять минут. Для нас, штурманов, что показывают часы, - это только полдела. Вторая половина дела - поправка.

- Потому корабли в море точно плавают, что все приборы на них врут. Приборы

врут, a поправка каждого известна!

           Моряки охотно делают себе татуировки, и это отчасти объясняется тем, что, как верили в старину, татуировки отгоняют злых духов и отводят беду. По той же причине среди моряков так популярны различные талисманы. В американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого вытатуированы свинья и петушок, никогда не утонет.

-    Отчего это говорят: "Сжечь свои корабли"? Какой сумасшедший будет их жечь?

- Сумасшедший не сумасшедший, a в старинy полководцы так поступали. Арабский     командующий ал-Баллути в 823 году прибыл со своим войском на сорока кораблях для завоевания острова Крит. Ал-Баллути высадился на острове и сжег свои корабли.  Отступать было некуда, и арабы.., завоевали остров.

-  У нас судно считается пассажирским потому, что на нем много пассажиров?

-  Да. Больше двенадцати.

-  Как это?

- Пассажирским называется судно, предназначенное для перевозки более чем двенадцати     пассажиров.

- A если было тринадцать, а один упал за борт?

- Все равно: "предназначенное". Вот если бы на нем было семь двухместных кают и     одну сломали - другое дело. Судно бы стало не пассажирским.

          Моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь. Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным (и крыс она тоже ловит). Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм.

          Уронить на борт ведро или швабру считается дурной приметой. Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших. Среди "сухопутных крыс", особенно женского пола, очень популярна примета, по которой прикоснуться к воротнику моряка означает привлечь удачу, и многие моряки сознательно задерживаются на берегу, надеясь на касание женской руки. Одно из самых любопытных суеверий утверждает, что не следует стучать по стеклянному стакану так, чтобы он зазвенел, ибо это сулит смерть в морской воде.

- Какой груз самый опасный?

- Ясное дело - взрывчатка.

- A вот и нет. Горох! Страшнее гороха груза нет. Помню, взяли мы как-то в Риге груз полный трюм сухого гороха в мешках. Повезли его в Таллинн. Идем, болтаемся на волне. Вдруг - тресь! - наскочили на камни. Пробоина пустяковая, но вода в трюм попала. Вызвали мы помощь. Пока ждали ее, пароход ка-ак затрещит! Это горох разбух и давай железо корежить. Пришли спасатели, a спасать-то и нечего: горох все судно разворотил. Вот так!

               Дети на борту приносят вообще удачу. Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой; любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное. Свистеть на борту означает искушать судьбу, однако, когда парусный корабль попадает в штиль, свистеть разрешается - это называется "насвистывать ветер". (Популярный английский паб "Свинья и свисток" получил свое название благодаря этому суеверию, ибо на суше моряки в свое удовольствие и без опаски произносили слово "свинья", которое в море они стараются не употреблять.)

-  Здравствуй, заяц!

- Здравствуй, заяц.

- Шубу сменил?

- Сменил.

- B который раз?

- Во второй. Чего ее часто менять? Весной ношу рыжую, осенью - белую, и хватит.

- Как знаешь! А я так три раза меняю. B детстве она y меня красная, в молодости - бурая, a к старости зеленую надену...

            Подслyшает кто-нибудь этот разговор - и диву дастся: какие это зайцы        разговаривали? Удивительные! И верно, удивительные. Один заяц сухопутный, второй - морской. Моллюск есть такой, нашей улитке-береговушке родня. Как это они поговорить друг c другом сумели? Kак - не знаю. A вот насчет шуб все верно. Жизнь свою морской заяц начинает на больших глубинах, где водоросли красного цвета. Потом переходит на средние глубины, там водоросли бурые. A кончает ее на малых - среди зеленых водорослей. Шубы носит  разные - его врагам и не видно.

            Судовое дежурство, запомни, называется вахта. Вахты бывают: утренняя – когда она у тебя утром, вечерняя – вечером, собачья, или просто «собака», это ночью, когда спать хочется. А еще бывают – первая. Это когда ты первый раз в жизни дежуришь. Первая – самая трудная.

- Ну какой может быть лес в море? Чепуха, первый же шторм его раскидает.

- Положим, не раскидает. B простом лесу y каждого дерева один корень, a в мангровом -десять. Каждое десятью за дно уцепится - и ничем его не оторвать!

- Непонятно: две карты одного берега, а на одной мангровый берег тут нарисован, надрyгой - там. Напутали картографы!

- Нет. Просто одна карта постарее, вторая - новая. Мангровый лес наступает на     море. B сезон дождей потоки грязи текyт c берега в мангры. Лес задерживает землю, камни, дно мелеет, поднимается.

- Море наступает на пустынные берега и отступает перед мангровыми.

- Видал, на берегy гора? Вот махина! Метров на сто поднялась. Не то, что айсберг - тот  метров двадцать в вышину, и все.

- Все, да не совсем. Двадцать метров - это одна часть, та, что над водой. Сама льдина еще   частей семь, восемь в глубине. Так что, какая из двух гор больше, это, прямо скажем, еще неизвестно.

- Вот бы пингвину плавники еще, кроме крыльев.

- Зачем? Смотри, один плывет: крыльями, как кривыми ножами, воду режет. Машешь -        плывешь. A c плавниками да c крыльями запутаешься. Морской еж потому медленно   ползает, что y него много ног. Пока сообразишь, какую надо вперед двинуть!..

- Когда человек первый раз проник под воду?

-  Тысячи лет назад.

- У него что – водолазный костюм был?

- Нет.

- Акваланг?

- Тоже нет.

- A что же?

- Удочка.

Известное дело: что покосилось, то испортилось.

- Не всегда. Древние арабы скосили парус. Был он прямоугольный, стал косой. Обрезали     y  него верхний угол. И стало лучше. Раньше под прямым парусом ходили только по ветру, теперь стали ходить и против ветра. Вправо, влево, по ломаной. Идет сyдно, на  ветер выбирается, лавирует.

- Я смотрю, по морям плавать - день и ночь учиться надо!

- A ты как думал! Как  из поpта выйти - свое правило есть. Как в него войти – свое. Как судам в море расходиться - целая книжечка написана.- Зачем же столько правил?

 - Чтобы корабли правильно плавали!

 

- Глуп тюлень, глуп! Хвостом от лунки всегда лежит. Усы в воде - ничего не видит!  Сзади подкрадись, цоп за хвост - и нет его, попался.

- Не успеешь! Лежит-то он так нарочно! Ему бежать - даже шевелиться не надо:  голову в лунку опустил, пузом по льду скользнул, и поминай как звали!

 

- Шутка ли, граница - двенадцать миль в море! Поди, охранять ее трудно?

- Ничего, наши пограничники справляются. A вот Перу, Эквадор, Сальвадор и Чили отодвинули свою границу в море на двести миль! Вот им хоть караул кричи – одних сторожевых кораблей сколько нужно!

 

A что, вопрос, почему штурмана так тонко карандаши точат, действительно глупый?

- Нет, почему. Штyрман чертит на карте.. Чем тоньше линия, тем меньше ошибка в кyрсе.                  Жирная точка на карте масштаба 1:1000000 - это круг диаметром в один километр. С   толстым карандашом недолго и до беды.    

 

Играли раз моряки и нефтяники. Мяч вырвался y вратаря - и в аут. Пришлось его  водолазу доставать.

- Какому водолазу?

- Обыкновенному. Игра-то была в городке нефтяников, прямо посреди моря, на нефтяных камнях. Дома и вышки там на сваях стоят, площадка деревянная, аут - в воде.

- Ну ладно, a вот как это мяч мог утонуть?

- Гм... гм... И верно, никак.

- Как плавают корабли?

- Носом вперед.

- A если не носом?

- Что ж, они, по-твоему, кормой вперед плавают, что ли?

- Не кормой, но и не носом. B ветер или на течении корабль плывет вперед не носом, a   чуть-чуть скулой. "Дрейф!" - говорят моряки и чертят на картах, где нарисован путь корабля, уголки, чтобы было видно, куда смотрел нос корабля и куда он плыл на самом деле.

Вчера видел: пароход кормой вперед шел. Долго - через весь порт.

- Ну и что же? Вот мы однажды на боку трое суток плыли! - Как это?

- Очень просто. Я тогда на плавучем доке служил. Перегоняли нас из Балтийского моря в Японское. Через два океана. Подтащили к Панамскому каналу, смерили ширину - не пролазим. Тогда недолго думая наш док на бок повернули да так по всему каналу протащили. Ничего, обошлось.

 

Ранним утром посмотри в воду, увидишь звезды. Лиловые c оранжевыми крапинками –        морские, они лежат на дне. A голубые c тонкими лучиками - отраженньre: в небе погасли еще не все.