План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
план-конспект по теме

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает красоту природы. Настраивает на позитивные взаимоотношения в коллективе, на саморазвитие.

Занятие было проведено на краевом  (г. Барнаул март 2011г.) и республиканском (г. Санкт-Петербург декабрь 2011 г.) этапах  конкурса  педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnoe zanyatie-tvoya vershina.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия.

Ярушева Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования.

Тема: Введение в образовательную программу детского объединения «Твоя вершина» (эколого-оздоровительный туризм)

Цель: Мотивация  детей на ознакомление  с эколого туристским направлением в Алтайском крае на основе программы «Твоя вершина».

Задачи:

  1. создать позитивный настрой  детей на освоение всех форм организации деятельности в процессе занятия, добиться высокого уровня их активности;
  2. раскрыть детям уникальную красоту природу Алтая;
  3. развивать распределение, переключение внимания, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять при выполнении заданий;
  4. мотивировать на развитие личностных качеств ребёнка, способствующих достижению цели (умение ладить с людьми, терпение, выносливость, целеустремлённость)

Возраст учащихся: 12-13 лет

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: практическое занятие

Форма организации занятий: путешествие

Используемые методы обучения: практический, словесный, наглядный

Обеспечение занятия:

  1. рюкзак, 4 каремата, 10 спальников,  2 палатки, 2 блокировочные

верёвки, 2 карабина, 2 карты  Алтайского края, 2 компаса

  1. комплекта фотографий животных и их следов, репшнуры для каждого участника, карточки и фломастеры по количеству участников, клубок ниток, карточки с узлами, карточки со словами,  магниты, магнитная доска, банданы по количеству участников,  компьютер, медиопроектор, экран.

Содержание деятельности педагога

Формы организации деятельности учащихся

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационная часть (1 мин)

Познакомиться с учащимися, создать позитивный настрой на занятие.

 - Здравствуйте, юные друзья. Меня зовут Ольга Михайловна, я представляю детское объединение «Твоя вершина» (Демонстрируется слайд№1 заставка «Твоя вершина»), которое находится в с. Алтайском, Алтайского района, Алтайского края (одеваю бэйджик) Я люблю горы и путешествия. Наденьте, пожалуйста бэйджики, лежащие на столе, представьтесь и скажите в двух словах. Что любите вы. У вас разнообразные увлечения.

Знакомство.

Дети рассаживаются, слушают, смотрят слайд, одевают бэйджики, говорят о своих увлечениях.

II. Введение в тему (2 мин)

 - Посмотрите, пожалуйста,  друг на друга. Чем вы отличаетесь, кроме того, что вы девочки и мальчики?

 -  Каждый человек уникален, и мы с вами такие разные, но всё же нас что-то объединяет. Как вы думаете, что?  

  - Да мы живём в одной стране, как нас всех можно ещё назвать?  

 - Вы живёте в замечательном Российском городе Санкт-Петербурге.  А я живу в Алтайском крае, в замечательном и очень живописном селе Алтайское. Куда я сегодня хочу вас пригласить. Начнём мы с того, что я вас приглашаю в гости в детское объединение «Твоя вершина» (Одеваю бандану, раздаю детям). Мы все вместе отправимся в путешествие  по окрестностям села Алтайского.

 - Вдумайтесь в название «Твоя вершина»… Как вы думаете, почему мы с ребятами так назвали своё детское объединение? (подвести детей к мысли, что понятие «вершина» имеет не только буквальный смысл «вершина горы», но любое достижение в делах, учёбе, творчестве и т. д., успех – это тоже вершина).

  - Итак, вершина – это не только вершина горы, но и достижение чего-то важного, какого-то успеха. И мы сегодня с вами постараемся выяснить, какими качествами характера нужно обладать человеку, чтобы достичь успеха.

Беседа

Размышляют, говорят о различном цвете глаз, волос и т.д.

Мы живём в одной стране.

Россияне.

Дети одевают банданы

Потому-что ходят в походы, поднимаются на вершины. Дети размышляют о том, что достижения в делах, учёбе, творчестве и т. д., успех – это тоже вершина).

III. Актуализация опорных знаний учащихся (2 мин 30 сек)

Помните песню В. Высотского «Если друг оказался вдруг и недруг и не враг, а так…» О чём он пел?

  - Согласитесь, горы помогают человеку раскрыться. Одержать победу над собой, и то, что в обыкновенной жизни происходит очень долго, в горах может произойти за час, или даже за несколько минут. В экстремальной ситуации похода человек познаёт не только самого себя, но своих товарищей.

По вашему мнению, какие качества личности помогают достичь определённого успеха, вершины?

(Детям раздать карточки приложение 1)

- Во второй колонке проранжируйте, пожалуйста, качества личности в порядке значимости.

- Отложите карточки в сторону, позже мы к ним вернёмся

 - Кто-нибудь из вас когда-нибудь путешествовал по Алтаю?

 - Где вы были?  

 - Алтай – это  уникальная горная страна. На Алтае есть удивительные места, куда ежегодно стремятся тысячи туристов со всего мира.  Мы с вами познакомимся с самыми  известными.

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

(Демонстрируется видеоролик в программеWindows Movie Maker  песня В. Высотского Вершина продолжительность 1 мин Фотографии окрестностей Белухи, оз . Кара-Кол, р.  Катунь, Телецкое озеро, памятник Рериха, оз. Ая)

Беседа

Работа с карточками

Беседа

Демонстрация видеоролика

В.Высотский пел о горах, о людях, друзьях.

Дети заполняют карточки

(Возможно, никто не был)

Если были, говорят где.

Смотрят видеоролик.

IV. Первая познавательно-практическая часть (16 мин)

Знакомство детей с уникальными местами Алтая.

- Давайте найдём эти места на карте Алтайского края.

 - Найдите, пожалуйста, г. Белуха (Демонстрируется слайд №3)

 - Чем знаменита г. Белуха? (Самая высокая точка юга западной Сибири.) (Раздать карточки приложение2)

- Найдите, пожалуйста,  оз .Телецкое (демонстрируется Слайд№4 ) Телецкое озеро – что вы знаете о нём?

(детям раздаются карточки приложение 3)

- В реальной жизни каждый из вас может побывать в этих местах?

 - Каким образом можно попасть на озеро, есть к Телецкому озеру дорога? к  горе Белуха?

 - Нужна особая подготовка, чтобы приехать на Телецкое озеро?

 - А чтобы попасть к Белухе? Что для этого нужно?  

- Найдём на карте реку Катунь. – Что вы знаете о Катуни?

 (Демонстрируется слайд №5, раздаются карточки приложение 4)

- Найдите озеро Ая .

(Демонстрируется слайд№6, раздаются карточки приложение 5)

 - Вот мы с вами и в Алтайском районе.

 - Приглашаю вас в виртуальное путешествие по окрестностям села Алтайское

 - Представьте, что из Санкт-Петербурга мы на самолёте долетели до Барнаула. Нам предстоит из Барнаула проехать до села Алтайского 200 километров. При помощи какого прибора мы можем с вами определить в каком направлении  нам нужно ехать?

 - Что он показывает? Кто по компасу умеет определять стороны горизонта?

  - Нужно правильно сориентировать карту по сторонам горизонта. Я открою вам маленький секрет. Верхний край карты – это всегда север. (Помочь детям правильно положить карту)

 - Найдите на карте г. Барнаул. Посмотрите – в какую сторону нам нужно ехать из Барнаула, чтобы приехать в село Алтайское. 

- В поход туристы ходят  группой это важно для обеспечения безопасности путешествия. И нам предстоит создать свою команду.

- В начале занятия, вы ранжировали качества личности, помогающие достичь успеха – подняться на вершину, каждый  из вас называет качество личности под №1, помогающее успешно преодолеть все трудности походной жизни. При этом вы наматываете ниточку на палец и передаёте клубок следующему человеку, разматывая его. (В конце все участники связаны между собой нитью.)

- Вот так в походе мы будем  «связаны»  между собой нитью – связаны нитью маршрута, общим костром, котелком, в котором варится каша, палатками, где мы будем спать все вместе. Деятельностью, событиями, желаниями, поступками – связаны на весь период похода.

- Каждый потяните ниточку на себя.

- Видите,  иногда нить может оборваться. Что случиться, если «нить» оборвётся в горах?  

- Мы все очень разные, но в команде очень важно уметь ладить друг с другом. Находить общий язык. Я называю это важное для работы в команде качество «коммуникабельность».

Людям нужно уметь договариваться не только друг с другом,  нужно научиться договариваться с природой, чтобы «нить не порвалась».

(Демонстрируется слайд №7 Фото перевала.) 

 - На перевалах часто стоят увешанные лентами деревья. По древнему алтайскому поверью это знаки договора людей со своею землею.

- И так в поход. Присядем перед дорогой.

(Демонстрируется видеоролик, приложение 6, продолжительность 33 секунды)

  - Маршрут выбрали, психологически настроились.  Дорогу в тысячу миль определяет первый шаг.

Чтобы получить больше впечатлений от похода, нужно быть очень внимательными к себе (здоровье, нагрузка), к товарищу (помощь), к окружающему миру.

 - Группа туристов в походе идёт колонной.  Мы с вами пойдём двумя колоннами. Выстраиваемся.

- Маршируем колонной, придерживаясь нитки маршрута  (блокировка на конце завязан проводник и в нём карабин), на время движения в группе есть дежурный инструктор, или направляющий, который выбирает тропу, задаёт темп движения. Это не постоянная должность. Каждый день инструктор меняется. У нас с вами всего минутка и направляющий будет меняться через 5 шагов. Но при этом внимательно смотрим фильм, так, чтобы после пройденного маршрута, мы смогли поделиться впечатлениями от увиденного.

Доброго нам пути.

(Видеоролик в программеWindows Movie Maker  под песню «Мама,  я хочу домой»  Ю. Визбора, фотографии с походов (оз. Чайник,  Осипова сопка, г. Проходная, Макарьевские  рудники ) продолжительность1м 10 сек)

Работа с картой, карточками

Беседа

Работа с картой, карточками

Работа с компасом

Работа с компасом и картой

Игра «Клубок»

Размышление детей

Демонстрация слайда, видеоролика.

Игра «Поход»

Выполнение условий игры

Дети рассматривают карту, ищут географические объекты, изучают карточки.

Каждый может.

Дети находят дорогу к о. Телецкому.

Дороги нет.

Нет не нужна.

Необходима особая подготовка

Дети ищут на карте р. Катунь, оз. Ая, читают карточки.

При помощи компаса,

стороны горизонта.

Предположительно, кто-то умеет и расскажет

Дети ориентируют карту по сторонам горизонта, определяют направление

на юг

Дети слушают

Дети называют качество личности, обматывают пальчик ниточкой и передают следующему.

Тянут ниточку на себя, она натягивается, может порваться.

Дети предполагают, что можно отстать от группы, заблудиться в горах, и даже погибнуть.

Дети слушают

Смотрят видеоролик

Дети слушают

Дети выстраиваются колонной, маршируют, считают шаги, направляющий меняется. При этом стараются внимательно смотреть видеоролик

V. 1-рефлексия (3 мин 40 сек)

 - Мы успешно прошли запланированный на сегодня участок пути. Привал. Поделимся впечатлениями?

Беседа с детьми

  1. Сколько вы заметили кадров с титрами?
  2. В фильме мальчик наблюдает за муравьями. В каком месяце они ещё не спали?
  3. А какого числа? Слайд №11
  4. Основываясь на этом наблюдении, мы можем сделать вывод, какая погода будет в ближайшие дни?
  5. Какая?
  6. Следы жизнедеятельности,  каких животных увидели девочки? Слайд №12
  7. Что вы увидели на кадре с титрами «Замещение старых деревьев на молодые»? Слайд №13
  8. Такое происходит очень часто – почему молодым деревьям очень хорошо расти в старых пнях.
  9. Какие эмоции вы увидели на лицах ребят?
  10.    Как вы думаете, детям иногда было трудно?  
  11.   А с какими трудностями на ваш взгляд, ребята сталкиваются?

- Несмотря на трудности, многие мальчишки и девчонки уже много раз ходили в походы,  сейчас ждут моего возвращения, чтобы снова пойти в горы. Как вы думаете, с какой целью ребята идут в поход? Что их туда манит?

- Вам понравилась природа окрестностей села Алтайского?

Беседа

Дети садятся на свои места.

3

Октябрь

30

Можем

Тёплая

Кабанов

Берёза растёт из старого пня.

Старый пень представляет собой запас питательных веществ для молодого дерева.

Разные: радость, усталость

Было

Тяжелые рюкзаки, нужно долго идти пешком

Природа, романтика

VI. 2-позновательно-практическая часть (5 мин)

 - Красота окружающего мира – это здорово, но не менее важно общение с природой. 

- В походе мы иногда встречаемся с животными, а иногда со следами их жизнедеятельности. В нашем районе мы можем увидеть вот  такие следы животных.

(Раздаются карточки со следами животных и фотографии самих животных)

 - Определим, какой зверь здесь прошагал? (Демонстрируются правильные ответы Слайд№14)

- Если вы встретите такие следы на природе, сможете определить какое животное прошло?

- Поздний вечер и пора ложиться спать. Посмотрите, какая туча заходит, сейчас дождь пойдёт. Ребята быстро под руководством дежурного инструктора  (назвать по имени) укладываемся в спальниках в палатке. Какая палатка быстрей уложиться?             (Подвести итог: молодцы, вы быстро. А вы тихо и без шума.)

 - Утро. Подъём. Как спали?

Игра «Кто тут прошёл» Коллективная работа сопоставление фотографий следов с фотографиями животных.

Коллективная игра состязание «Кто вперёд ляжет спать»

Дети коллективно сопоставляют карточки.

Сможем

Дети разуваются, укладываются в спальные мешки в палатках

Дети выбираются из палаток

VII. 2-я познавательно-практическая часть (3 мин 50 сек)

 - Туризм – не только походы, но и соревнования.

Мы не будем стоять в стороне от спорта. Сегодня по плану у нас соревнования по технике туризма.

 - Вязка узлов – это один из этапов соревнования по технике туризма.

(Каждому раздать репшнур, показать простой проводник, показать прямой узел с комментариями кто не завязал, раздать карточки приложение 7)

Предложить потренироваться дома по карточке – схеме.)

- Как вы думаете, знание узлов нужно только на соревнованиях?

 - Узлы просто необходимы в повседневной туристской жизни. От завязывания рюкзака (Демонстрируется узел на рюкзаке)  до прохождения сложных этапов на маршруте.

(Демонстрируется слайд №15 -  спуск с пер. Надежда.)

 - А теперь посмотрим, какие же ещё этапы приходится преодолевать юным спортсменам? (Демонстрируются слайды с этапами соревнований:

Слайд №16  

 - Этот этап называется переправа по бревну

Слайд №17 

 - Это тоже переправа, но какая?  

 Слайд №18 Установка и снятие палатки

 Слайд №19  

 - Как вы думаете, что делают спортсмены на этом этапе? 

Слайд №20 Преодоление болота при помощи жердей)

Практическая работа

Беседа

Просмотр слайдов с беседой

Дети слушают, смотрят, учатся вязать узлы.

Нет.

Смотрят слайд

Дети смотрят слайды, участвуют в разговоре

Навесная переправа 

Транспортировка пострадавшего 

VIII. Подведение итогов (6 мин)

 - Как вы считаете, туристские соревнования – это чистый спорт для победы? Или они преследуют ещё какие-то цели?

- Это способ подготовиться технически для прохождения более сложных походов. В которые тоже может пойти каждый. Но только после специальной подготовки. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы пойти в сложный поход.

Сделать вывод.

- Вернёмся  к карточкам ещё раз. Проранжируйте качества личности в третьей колонке. Сравните результаты с вашим первоначальным мнением. Оно изменилось или вы утвердились в правоте своих мыслей?

Коллегиально выберите из предложенных три качества личности и вывесите их на доску.

Озвучить эти качества, подвести итог

- А вы обладаете этими качествами. Если сейчас у вас нет каких-то качеств,  вы можете в себе их развить?

 - Помните, как называется наше детское объединение? Вы молодцы мы сегодня уже сделали первые шаги к своей вершине? Чему вы сегодня научились? – Каждого похвалить.

 - Все люди разные. И если кто-то стремится в своей жизни подняться на Эверест (Демонстрируется Слайд №20),  высотой почти 8 8049 метров над уровнем моря, то для другого подъём на гору. Бабырган  (Демонстрируется слайд  №23)  высотой 1008 метров – настоящий подвиг.  

Помните, что поднимаясь на вершины гор, мы поднимаемся к вершинам души…

Мы учимся преодолевать трудности, видеть красоту природы, красоту друзей. Трудности, которые мы преодолеваем – закаляют нас и делают совершенней. Совершенству нет предела.

Я желаю вам подняться каждому на свою вершину  - физическую, нравственную духовную. - Вы прекрасно прошли виртуальный поход. А хотите испытать свои силы в настоящем походе? Приглашаю вас в гости в наше детское объединение в с. Алтайское. Вы можете взять на память вот этот буклет, где указаны адреса и телефоны и передать классному руководителю или родителям, мы созвонимся договоримся и можем совместно сходить с вами в поход по окрестностям нашего села.

 Большое спасибо за участие.

Общее время

Беседа

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Беседа

Преследуют другие цели

Тренироваться, готовиться

Заполняют карточки

В коллективе выбирают три качества личности

Обладаем

Можем

Твоя вершина

Сделали

Вязать узлы, определять стороны горизонта по компасу, сопоставлять следы животного с его фото

Смотрят, слушают

Хотим

Если занятие понравилось, дети разбирают буклеты

Приложение 1

Что поможет подняться к вершине

Качества личности

Порядок значимости – 1

Порядок значимости 2

Красота

Физическая сила

Умение ладить с людьми

Терпение

Выносливость

Целеустремлённость

Хитрость

Приложение 2

Гора Белуха находится в Усть-Коксинском районе Горного Алтая. Она является высшей точкой Катунского хребта и высшей точкой Сибири. У Белухи две вершины, в форме неправильных пирамид — Восточная (4506 м.) и Западная (4435 м.), между которыми находится понижение — «Седло Белухи», высотой 4000 м. На южном склоне с ледника Геблера берёт начало река Катунь.

 Приложение 3

 

Телецкое озеро (Алтын Кол, золотое озеро) – расположено на юге Западной Сибири, в Республике Алтай.

Высота над уровнем моря – 436 м

Длина – 77,7 км

Ширина – 2,5 км

Площадь – 223 км2

Наибольшая глубина – 325 м

Средняя глубина – 175 м

Прозрачность – 15 м

Впадающие реки – около 70 рек, самая крупная – Чулышман

Вытекающие реки – Бия

Приложение 4

Катунь – река на Алтае, левая составляющая Оби.

Длина – 688 км

Площадь бассейна – 60 900 км2

Исток – ледник Геблера, южный склон горы Белуха

Устье – слияние с Бией, исток Оби

Приложение 5

Озеро Ая (Айское) – пресноводное озеро в Алтайском районе Алтайского края, расположенное в горной котловине левого берега Катуни. В переводе с алтайского «Ая» означает «Луна».

Высота над уровнем моря – 280 м

Длина 0, 409 км

Ширина – 0,19 км

Площадь – 0,09 км2

Длина береговой линии – 1,410 км

Наибольшая глубина – 21,7 м

Впадающие реки –

Вытекающие реки –  

Приложение 6

В походе жизнь - как горная река

Бурлит, кипит, не зная остановки.

И кажется порою, что века

Проходят от ночевки до ночевки

-Внизу есть Я и ТЫ, но здесь, в горах

Есть только МЫ – и выше нет награды

Цепочкой, с рюкзаками на плечах

Идем вперед, минуя все преграды

- Здесь каждый миг для нас бывает значим

И проходя свой выбранный маршрут

На всех деля и беды, и удачи

Мы счастливы, ведь горы нас ведут

Приложение 7

Карточки. Узлы, техника вязки, назначение, краткая характеристика.

                      Прямой узел. Рифовый узел.

  1. узел легко вяжется;
  2. под нагрузкой сильно затягивается;
  3. самопроизвольно развязывается — «ползёт»,

особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;

  1. используется для связывания веревок одинакового диаметра;
  2. использование без контрольных узлов недопустимо;
  3. при больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк);
  4. прямой узел с петлей называется рифовым узлом, который на практике используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой (например, для затяжки горловины рюкзака).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 летТема: Черно-белое  королевствоЦель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...

Программа эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Программа эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина" расчитанная на работу с разновозрастной группой умственно-отсталых детей в степени дебильности (наиболее легкая степень умственной отсталости)...

Вводное занятие по программе "Чудеса из ткани своими руками"

Дополнительная образовательная  программа «Чудеса из ткани своими руками» художественно-эстетической направленности. Она включает в себя работу с тканью, изготовление мягких плоских и объемных иг...

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».

На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано,  развивают абстрактное мышление, творческую фантазию,  эмоциональноге восп...

Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия

Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивн...