Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия
методическая разработка на тему

Яшина Валентина Александровна

Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивных и творческих методов. Дети выполняют первую творческую работу: изготавливают прихватку.  В организации практической работы применяется индивидуально-дифференцированный подход. Для предания яркой эмоциональной окраски занятию, педагогом использована кукла : бабушка Пелагея , сшитая воспитанниками (талисман объединения). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом Детской культуры (искусств) «Радуга»

Методическая разработка занятия

«Введение в образовательную программу»

к разделу «Вводное занятие»

программы дополнительного образования

 «Лоскутная фантазия»

Автор разработки:     Яшина В.А.,

педагог дополнительного образования,

г. Выкса

2015 г.                                                 

                                   

 Пояснительная записка

       Каждый педагог дополнительного образования, начиная реализовывать свою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать, или представить образовательную программу так, чтобы дети заинтересовались ей, чтоб продолжили свое образование по этой программе. Успех может принести удачно проведенное занятие "Введение в образовательную программу". Занятие должно быть ярким, запоминающим, обучающиеся должны получить как можно более полное представление о том, чем им предстоит заниматься на протяжении обучения по данной программе.    

    Данная методическая разработка занятия знакомит детей с историей лоскутного творчества, техниками исполнения  из лоскутиков. Дети знакомятся с   учащимися, которые уже посещают объединение,   с их работами, что мотивирует их к дальнейшему сотрудничеству.

Выполненная  первая работа своими руками и   подаренная маме,  радует детей  и у них появляется стимул  к выполнению следующих работ.

Первое занятие  надо подготовить так, что бы дети получили конечный результат, поэтому поделка должна быть несложна в изготовлении.  

Предлагаемое занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста.  В методическом плане разработка ориентируется на сочетание репродуктивных и творческих методов. В организации практической работы применяется индивидуально-дифференцированный подход.

Методы организации занятия подобраны с учетом возрастных особенностей  младшего школьника. На занятии присутствуют элементы игры, загадки.  Для придания яркой  эмоциональной окраски занятию,  педагогом использована  кукла бабушка Пелагея, которую сшили воспитанники 3 года обучения. Продолжительность занятия 45 минут.

Тема: «Введение в образовательную программу»
«Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»

 Цель  занятия:  Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, пробудить  у учащихся познавательный интерес к  лоскутному шитью, создать атмосферу быстрого включения детей в деятельность, выявить начальные навыки и умения работы  детей. 

Возраст детей: 9-10лет
Задачи: 

  • познакомить с работой творческого объединения «Лоскутная фантазия»;
  • познакомить с техникой лоскутного шитья, основами цветоведения;
  • вызвать интерес и стремление обладать необходимыми знаниями и умениями;  
  • обучить приёмам изготовления  прихватки;
  • развивать  внимание, память, художественный вкус, развивать  познавательную активность учащихся;
  • воспитывать интерес к народному творчеству, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность, формировать чувство бережного отношения к культурному наследию народа России. 

План занятия.

1.Организационный  

- знакомство педагога с детьми, беседа

2. Теоретическая часть  Изучение нового материала: путешествие в страну лоскутиков.  Презентация «Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»

- ознакомление с историей лоскутного шитья, с изделиями мастериц и детскими работами.  

- техники лоскутного шитья  

- техника безопасности, инструменты.
- основа цветоведения
3 Физкультминутка
4.  Практическая часть. Творческая работа
 - самостоятельное выполнение работы по изготовлению прихватки.                                       - индивидуальная помощь

5. Рефлексия

Оборудование и инструменты:  ноутбук, ножницы, нитки, иглы, игольницы, швейная машина.
Дидактический материал:  презентация, таблицы по технике безопасности, пошаговая инструкция изготовления  прихватки, образцы готовых изделий, раздаточный материал для проведения практической работы: ножницы, разноцветные лоскутики,  остатки мебельной ткани ,  нитки, мел портновский , лекала прихваток ( круг, квадрат  15*15см) , коллекция тканей, цветовой круг
Методы обучения: рассказ, отгадывание загадок демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приемов, инструктаж, демонстрация наглядного материала, самостоятельная работа, просмотр  готовых изделий.

Ход занятия:

  1.  Организационный.

Педагог:  Добрый день, дорогие дети!  Меня зовут Валентина Александровна. Вы уже выбрали  объединение, в котором  хотите заниматься творчеством. Наше объединение не зря называется «Лоскутная фантазия». На занятиях мы окунемся в мир лоскутиков из ткани и прекрасных вещей, которые можно сделать своими руками. Вы научитесь шить, и пределу ваших фантазий не будет границ. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости: ваши будущие друзья учащиеся, которые уже обучаются в объединении «Лоскутная фантазия» Это мои помощники:  Софья  и Максим. Они вместе со мной поведут вас в увлекательное путешествие в страну чудесных лоскутиков.

А еще нам будет помогать бабушка Пелагея, которую ребята сшили  в объединении. Бабушка Пелагея стала талисманом нашего объединения «Лоскутная фантазия». Она будет помогать вам в течение всего  вашего обучения, поможет  вам приобрести знания и умения в работе  с лоскутным шитьем, изготовить своими руками чудесные поделки из лоскутиков.                

  1. Теоретический  этап. Изучение нового материала.                                                                                    Путешествие   в страну  лоскутик  с показом  презентации   «Лоскутное шитье – неиссякаемый источник  творчества»   

Педагог:   Говорят, « Мал лоскуток, а нужен!»                                                                                                                             Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины,  игрушки и другие, сказочные по красоте изделия. Шитье из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитье из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Лоскутная техника - это соединение лоскутов ткани разной расцветки и формы.

Сегодня мы с вами познакомимся  с историей возникновения лоскутного шитья, с техниками, которые используются в лоскутном шитье, научимся подбирать лоскутки  по цвету, познакомимся с инструментами  и материалами и техникой безопасности во время работы (Слайд №2)

- С чего все началось?

И сейчас,  я,  бабушка Агафья и ребята поведут вас в путешествие по лоскутному творчеству,  в далёкое прошлое в волшебный  мир цветных лоскутков и узнать  когда начали заниматься лоскутным творчеством.     

1 уч-ся:   Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегкапотёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. (Слайд №3)

Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были и полезны, и красивы: лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки.

 Имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов.  (Слайд №4)

2 уч-ся:  Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, сшивались, как придется. Такое одеяло выполняло свою главную функцию – оно служило защитой от холода.

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. (Слайд №5)

Педагог:  Посмотрите, какие замечательные изделия можно изготовить из лоскутов.

 (демонстрация изделий, сделанных руками воспитанников в объединении)

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика. (Слайд №6)

 Давайте познакомимся с техникой  Пэчворк .  Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печворк”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.

Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печврка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы. ( демонстрация изделий, сделанных руками воспитанников в объединении)

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика–   онамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”           (Слайд №7)

1 уч-ся:   Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная (ахроматические) группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый.

 2 уч-ся:     А сейчас мы с вами поиграем в цвета:  Игра в цвета 

 Задание детям:  Расположите  ткани  по группам цвета: (работа в группах по 3 человека)

Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый)

Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый)

Нейтральные цвета (белый, черный и все оттенки серого)

( Дети разбирают ткани по цвету) 

2 уч-ся:     Молодцы! Вы хорошо справились с заданием

 Педагог:   Существует много  техник  лоскутного шитья, мы с вами  познакомимся с основными техниками (квадрат, полоска, треугольник, уголки)

В дальнейшей работе мы с вами научимся применять эти техники в изготовлении изделий.  (Слайд № 8-13)

 Педагог: А сегодня мы с вами  будем  шить вещь, без которой трудно обходиться    на кухне? Можете мне ответить, что же это за предмет?

Дети отвечают: прихватка

Педагог: правильно

 Для того чтобы изготовить  прихватку нам понадобятся инструменты и оборудование.  (Иглы, ножницы, нитки, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш).

В моем волшебном ларце хранятся инструменты. Чтобы  узнать, что это за инструменты,  ребята загадают вам загадки.

1.Уч-ся    Тонконогая Ненила
                Всех одела-нарядила.
                На самой бедняжке
                Даже нет рубашки. ( Игла)

2.Уч-ся    Инструмент бывалый -
               Не большой не малый.                                                                                                                                 У него полно забот,
Он и режет и стрижет.
 (Ножницы.)

1.Уч-ся    Палочка волшебная
                Есть у меня, друзья,
                Палочкою этой
                Могу построить я
                Башню, дом и самолет,
                И большущий пароход! (Карандаш)

2. Уч-ся    Кто я, если прямота
               Главная моя черта?
 (Линейка)

1.Уч-ся    Острая, как игла,                                                                                                                        только нитку в нее не вдеть                                                                                                                      и служит она для временного                                                                                       скрепления деталей. (Булавка)

2.Уч-ся    Как зовется тот щиток,                                                                                                         что хранит пальцы и ноготок? (Наперсток)                           (Слайд №15)

И перед тем, как начать работу, мы  вами сделаем перерыв и немного разомнемся. Ребята сделают с вами зарядку.

  1. Физкультминутка.                                                                                                       Вы, наверное, устали?
    Так давайте отдохнем.
    Начинается разминка
    Встали, выровняли спинки.
    Вправо – влево наклонились,
    Головой теперь покрутим.
    Так мы лучше думать будем.
    Мы работаем руками
    Раз-рывок и два-рывок.
    Приседаем мы по счету,
    Раз-два-три-четыре-пять.
    А теперь тихонько сядем,
    И работать будем дальше.

Педагог:     Итак, чтобы  сшить прихватку нам понадобятся  следующие инструменты: иголка, ножницы, нитки, линейка, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш). Все инструменты у вас имеются.

Так же для работы нам понадобится ткань. Фактура ткани –   это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей. В школе на уроках технологии вы уже изучали переплетение тканей.

- Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)

В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, сатиновому, атласному).

Для работы лучше использовать, ткани  которые имеют это переплетение: ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. ( Демонстрация коллекция тканей)

Для шитья прихватки лучше использовать плотную ткань.  Мы будем использовать  мебельную ткань.

Чтобы  работа приносила удовольствие, мы не забудем про основные правила по технике безопасности: (Слайд№16)

  • Иглы и булавки хранить в игольнице.
  • Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.
  • Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.
  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.
  • Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
  • Используйте ножницы по назначению. 
  • И так мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы.
  1. Практическая часть. Творческая работа.  Изготовление  прихватки  по форме квадрат или круг (по самостоятельному выбору детей)

 Сегодня мы будем  шить прихватку по плану изготовления, в дальнейшем    мы познакомимся  с вами   с технологической картой.

 План изготовления прихватки  лежит на столе перед вами.   ( Приложение 1)

  1. Подбери лоскутки ткани для выполнения  прихватки.
  2. Выбери шаблон: квадрат или круг
  3. Обведи шаблон прихватки мелом  по внешнему контуру на ткани
  4.  Сделай припуски  1см, обведи мелом
  5.  Вырежи   деталь прихватки  
  6. Сделай  еще один экземпляр детали прихватка.
  7. Соедини детали лицевой стороной внутрь, заколи портновскими иголками
  8. Сшей детали вместе  швом: «вперёд, назад  иголку», оставив итверстие.
  9. Выверни прихватку, зашей  отверстие.
  10. Оцени работу

 Самостоятельная работа детей: самоконтроль, выявление дефектов и устранение их.

(Педагог и  старшие учащиеся оказывают индивидуальную помощь)   

5. Рефлексия:

Педагог:  Вот и закончилось знакомство с удивительным искусством лоскутного шитья.

Итак, ребята расскажите бабушке Пелагее, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились? Покажите ей ваши работы.

(Дети рассматривают работы.)   Приложение 2

Понравилась вам работа с лоскутами? Чем? (Дети отвечают, педагог уточняет)

- что такое лоскутная техника (соединение лоскутов ткани)

- с какими техниками лоскутного шитья вы познакомились? (шахматка, полоски, треугольники)

-  с какими  тканями вы познакомились? (ситец, фланель, гобелен, мебельная ткань)

-  по чему распознать   цветовой круг?  («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

 - назовите этапы   изготовления прихватки. (ответы детей)

Педагог:  Молодцы,  я уверена бабушке Пелагее   ваши работы понравились.  Мама будет довольна вашими подарками. Я тоже довольна вашей работой. А я  надеюсь, что вы будете  активно посещать занятия, чтобы пополнить свои знания по лоскутному шитью.                      

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер,

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака…          (слайд №18)                            

 Педагог:  Спасибо всем детям. Вы сегодня творчески поработали. Я жду вас на следующем занятии. А сейчас приведем в порядок свои рабочие места

7.   Уборка рабочих мест.

Используемая литература

  1. Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика» - М.: Школа – Пресс, 1993
  2. Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу сама». – СПб, Мастерица, 1995.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры» - СПб.: 1999.
  4.  Максимова М. "Лоскутики" М.Просвещение, 1988        
  5. МакКормик Г.М. «Лоскутное шитье». М.: Ниала ХХ1век, 2001
  6. Хаунс С. "Как научиться шить" Москва 1999
  7. Хелен Мур  «Креативный пэчворк», Феникс, 2005.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"

Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...

Методическая разработка вводного занятия программы «Туристическое».

Цель занятия: дать представление программного материала, познакомить с основными направлениями деятельности....

Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"

Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...

Методическая разработка вводного занятие Изостудии "Мир фантазий"

Вашему вниманию представлен конспект вводного  занятия Изостудии "Мир фантазий" на тему "Волшебный мир художника". Занятие рассчитано на детей 6 - 7 лет. Имеется презентазия - сопровождение занят...

Методическая разработка "Вводное занятие в программу "Веселый английский" для детей 5-6 лет"

Методическая разработка "Вводное занятие в программу "Веселый английский" для детей 5-6 лет"...

Методическая разработка вводного занятия в программу "Конструирование"

Методическая разработка вводного занятия в программу "Конструирование"...

Методическая разработка вводного занятия в программу "Рукоделие и дизайн"

Данная методическая разработка представляет собой проект занятия по дополнительной образовательной программе «Рукоделие и дизайн» и состоит из следующих разделов:ВведениеМетодические совет...