Методическая разработка вводного занятия программы «Туристическое».
методическая разработка на тему

Зинаида Алексеевна Шишмакова

Цель занятия: дать представление программного материала, познакомить с основными направлениями деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  вводного  занятия программы «Туристическое».

Тема:  Путешествие юных туристов.

Цель: Дать представление о содержании программы «Туристическое», познакомить с основными направлениями деятельности.

  Задачи:

  • Определить уровень общей подготовленности детей;
  • Познакомить с  направлениями  деятельности программы «Туристическое» в игровой форме;
  • Пропагандировать туризм, краеведение, здоровый образ жизни;
  • Вызвать у детей добровольное желание заниматься в кружке, заинтересовать их;
  • Развивать умение дружно работать в коллективе;
  • Формировать чувство взаимопомощи.

Оборудование: верёвки,  компасы, карта мира (приложение № 1), цветные кружочки по 6 штук каждого цвета, карточки к станциям «Зарядка»(приложение № 1),«Рюкзак», кубик, фишка,

(приложение №2), «Компас» (приложение № 3), «Костёр» ( приложение № 4), «Игра» ( приложение № 5), «Переправа», «Финиш».

Реквизит: игровое поле, кубик, фишка.

Возраст детей:  9 -10

Форма  занятия: заочный поход.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный,  практический (познавательная игра).

Тип занятия: комбинированный.

Содержание учебного занятия

На полу расположено игровое поле: цветные кружки из бумаги диаметром 15 см по 6 каждого цвета (красный, голубой, желтый, зелёный, коричневый, чёрный). После каждого цвета станция-«привал»: Старт – Зарядка, «Собери рюкзак», ориентирование с компасом, «Разведи костёр», «Игра дело серьёзное», «Переправа, переправа берег левый, берег правый», Финиш – награждение.

В центре карта мира.

Подготовительный этап – 3-4 минуты.

- Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправляемся в поход.

- Ребята, а как называют людей, которые ходят в походы, на экскурсии, совершают путешествия? (Туристы)

- А на чём можно путешествовать? (пешком, на велосипеде, на лыжах, на автомобилях и т. д.)

Ребята, а вы готовы идти в поход? (Да)

Но прежде, чем отправиться в путешествие, Мы должны подготовиться к походу и пройти «инструктаж».

Основной этап -

Правила игры

Итак, у нас есть карта, «нитка» маршрута намечена.

Ваша задача пройти маршрут от старта до финиша, преодолевая препятствия, которые встретятся на пути, а на местах стоянок выполнить необходимую работу или задание.

Как и на цветной карте на «нитке» маршрута разные цвета, которые соответствуют определённой теме.

Красный – туризм (границы районов, областей, заповедников)

Голубой – первая доврачебная помощь (водоёмы; реки, озёра, моря…)

Жёлтый – история (пески, насыпи)

Зелёный – лекарственные растения (растительность; леса, луга)

Коричневый – животные (обрывы, возвышенности)

Чёрный – правила дорожного движения (дороги, постройки, населённые пункты)

При помощи кубика мы выбираем № вопроса каждой темы, ответив или выполнив задание, мы сразу попадаем на «стоянку».

Но прежде чем отправиться в поход нужно потренироваться, сделать разминку, зарядку.

Проводится игра «Зарядка» (приложение № 1)

Вопросы по темам (приложение № 2)

Игра «Собери рюкзак» (приложение № 3)

Игра «Ветер - флюгеры» (приложение № 4)

Игра «Разведи костёр» (приложение № 5)

Игра на внимание «Карлики – великаны».

Задание «Переправа»

Итоговый этап.

Итак, ребята, мы с вами дошли до финиша. Вы молодцы!

 Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового и чему научились?

Научились делать зарядку, собирать рюкзак для похода, познакомились с компасом и картой, научились определять стороны света, разводить костёр и переправляться через речку.

Подведение итогов, награждение.

Приложение № 1

Мы – туристы. Мы – в дороге, 
Веселей шагайте ноги! 
Легче выдох, глубже вдох, 
Путь не близок, путь далек. 

Впереди течет ручей, 
Перепрыгнем поскорей. 
У речного плеса 
Взяли в руки весла, 
Пусть крепят уключины, 
Мы грести научены! 

Тихо к берегу пристанем 
И на цыпочки привстанем. 
Вверх потянемся слегка, 
Станут ближе облака. 

Мы в дремучий лес зашли: 
Ветви гнутся до земли. 
Ниже, ниже наклонись, 
Под ветвями проберись. 

На поляне отдохнем 
И букет цветов нарвем. 
А теперь дрова пора 
Приготовить для костра. 
Чтобы ярче был костер, 
Веселей руби, топор! 

У костра в кружок мы сели, 
Песню звонкую запели 
И под треск веселых дров 
Разгоняем комаров. 

Приложение № 2

ПМП

  1. Для чего нужен йод?  (для обработки кожи вокруг раны)
  2. Задание: Перенести пострадавшего любым способом.
  3. Какие обезболивающие средства вы знаете? (анальгин, аспирин, но-шпа)
  4. Для чего нужен бинт? (Это перевязочное средство)
  5. Как остановить кровь из носа? (Посадить, расстегнуть воротник и пояс, на переносицу холодный компресс, закрыть носовые  проходы ватными тампонами).
  6. Первая помощь при ушибе. (Приложение к повреждённому месту холодных примочек или пузыря со льдом, наложение давящей повязки, бережная переноска)

Животные

  1. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных, мех не пригоден, а самое главное потомство, которое надо воспитывать, кормить, и учить выживать)
  2. Каким грибом лечится лось? (мухомором)
  3. Определите, чьи следы?
  4. Какое выражение правильное?

А) курица не птица

Б) снегири не гири

В) слово не воробей

      5. Назовите «санитаров» леса среди животных. (Дятел, волк)

      6. Какую птицу назвали «крылатой кошкой» (Сова)

ПДД

  1. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)
  2. Сами не видят, а другим указывают. (Дорожные знаки)
  3. Ребус
  4. Знак
  5. Карточка
  6. Как правильно обойти автобус на остановке? (Подождать, когда он отъедет)

Туризм

     1.Верите ли вы, что прибор, который помогает определить стороны света,  

        называется спидометр? (Нет. Компас)

      2. В поход идут и дом берут,

           В котором дома не живут. (Палатка)

     3. Ребус

     4.Определите на глаз длину палки.

      5. Игра на внимание «Деревья кустарники»

      6. Определить на ощупь какая крупа.

Растения лекарственные

1.Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт – нарядится в беленькое платьице,

     Лёгкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик)

2. Определите с какого дерева листок (берёза)

3. Путник часто ранит ноги – вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

4.Гербарий. Что это за растение (мать-и-мачеха)

5. Плоды каких растений богаты витамином С ? (Клюква, чёрная смородина, шиповник)

6.Определите по описанию: это растение растёт около заборов, по канавам в мусорных местах, около дорог. Стебель – прямостоячий, покрыт листьями. Листья покрыты короткими волосинками, выделяющими жгучее вещество, если к растению прикоснуться. Листья, заготовленные в мае, очень богаты витаминами. (Крапива)

История

  1. Назовите последовательность расположения цветов на Российском флаге. (Белый, синий, красный)
  2. Когда отмечается День Победы? (9мая)
  3. Закончите фразу знаменитого полководца А.Суворова «Тяжело в учении  …» (легко в бою)
  4. Как называется отличительный знак государства на флагах, печатях, монетах? (Герб)
  5. Преданность и любовь к своему Отечеству это:

А) национализм

Б) патриотизм

В) популизм

       6. Назовите Героев Советского Союза Великоой Отечественной войны Шарангского района. (Кузнецов, Рогожников, Мягчилов)

Приложение № 3

«Собери рюкзак»

Задание: Сравнить два рисунка и назвать каких вещей не хватает.

- А теперь проверим ещё раз, всё ли мы сложили в рюкзачок.

Игра «Что мы сложим в рюкзачок?»

Говорим «Да» или «Нет»

-  Старый рваный башмачок (Нет!)

- Кеды и сапожки (Да!)

- Кружки, миски, ложки. (Да)

- Обязательно утюг. (Нет!)

- И подушек целый тюк. (Нет!)

- Мы возьмём блокнот и компас (Да)

- Не забудем про фонарь (Да)

- Телевизор и рояль (Нет)

- Плитку шоколада (Да)

-Книжки и тетрадки (Нет)

- Папу в кресле (Нет)

- Бутерброд (Да)

- И игрушек целый взвод (Нет)

Приложение № 4

Игра «Ветер и флюгеры»

Руководитель – ветер

ребята – флюгеры

Руководитель говорит: «Ветер дует с севера» Флюгеры должны повернуться лицом к югу и т. д.

«Буря»- кружатся на месте

«Переменно» - покачиваются на месте

«Штиль» - все замирают

Игра ведётся в быстром темпе. Можно 2-3 раза подряд называть одно и тоже направление ветра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа туристического кружка

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без  ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей про...

Сценарий спортивно-игровой программы «Туристическая полоса», посвящённой Всемирному Дню туризма

Цель: популяризация здорового образа жизни среди воспитанников на примере демонстрации туристических навыков.  Задачи: - формирование и сплочение детского коллектива через совместную деятел...

Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"

Содержит не только сценарий  и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...

Программа туристической секции «Пеший туризм»

Рабочая программа для организации школьной туристической секции или кружка....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

|Содержание Пояснительная записка.Актуальность программыЦель программы.Важнейшие задачи программыЗадачи программыПримерное распределение учебного материала по годам обученияПримерное тематическое...

Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

Содержание   Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

Методическая разработка школьного туристического слета

Разработка школьного турслета в стиле КТД (коллективно творческого дела)...