АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Сидюкова Рима Акдасовна

|

Содержание

 

  • Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цель программы.

Важнейшие задачи программы

Задачи программы

Примерное распределение учебного материала по годам обучения

Примерное тематическое планирование учебного материала

  • Программа

 Первая доврачебная помощь

Топография и ориентирование на местности

Походы и туристские слеты

Техника преодоления препятствий в походных условиях

Техника движения по различным склонам

Техника преодоление водных преград.

Тактика пешеходного туризма

Порядок движения в различных условиях

Специальное снаряжение

  • Приложения

Приложение №1 Необходимое специальное снаряжение.

Приложение № 2  Тактика и техническое выполнение некоторых приемов преодоления препятствий.

Преодоление препятствий по наведенным судейским перилам.

Подъем на самостраховке

Спуск на схватывающем узле.

Траверс склона по перилам с перетяжкой.

Переправа в  брод по перилам.

Навесная  переправа

Переправа по параллельным веревкам.

Переправа по бревну по перилам.

Преодоление препятствий с частичным самонаведением

Навесная переправа

Подъем с самостраховкой схватывающим узлом с организацией перил.

Переправа по бревну.

Переправа вброд  по перилам с сопровождением.

Преодоление препятствий с полным самонаведением.

Спуск на самостраховке.

Переправа по бревну.

Подъем на самостраховке с организацией перил

Траверс склона.

Переправа в брод.

Воздушная переправа.

  • Специальная физическая подготовка.
  • Список рекомендуемой литературы.

                                                          Чтобы сделать ребёнка умным и

                                                          рассудительным,

                                                          сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                               Ж.Ж. Руссо.

                   

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Программа «Спортивный туризм» составлена на основании существующих типовых программ «Пешеходный туризм», «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», примерной программы подготовки туристских кадров и собственных экспериментальных авторских разработок. При разработке учитывались следующие документы и материалы:

  • Закон «Об образовании» от 1996 года;
  • федеральный закон «Об основах туристической деятельности»;
  • инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Программа «Спортивный туризм» по времени, на которое рассчитана, является долгосрочной, а по характеру — комплексной многопрофильной программой.

 

      Туризм – это массовый вид спорта, знакомый и любимый с детства всеми, увлекательный вид активного отдыха, который помогает быстро восстанавливать силы и работоспособность. Туризм-это нечто больше, чем отдых. Туризм-это школа жизни, школа мужества.  Участие в экскурсиях, походах, общение с природой всегда привлекало школьников. Однако в туризме есть свои трудности. Чтобы осилить многодневный поход, туристу необходимы не только большая физическая сила, ловкость и выносливость, но и специальные знания и умения. У туристов есть соревнования, слеты, на которых они состязаются в ориентировании, преодолении препятствий.

     Состояние здоровья школьников в значительной степени связано с их физической дееспособностью, с регулярными занятиями физическими упражнениями.

     Однако не все упражнения, игровые действия и движения одинаково приемлемы учащимися. И если есть желающие заниматься туризмом, то почему бы не создать программу, по которой учащиеся могли  заниматься любимым делом? Настоящая программа создана на базе уже существующей авторской программы по туризму и краеведению ведущего учителя физической культуры школы №10 Илюшина В.А. Работая по этой программе, учащиеся специализированных кадетских классов становились неоднократными чемпионами города по туризму, призерами Республиканских слетов и соревнований. Данная программа предназначена для учителей физической культуры школ, а также педагогов дополнительного образования. Она рассчитана для учащихся 5-9 классов образовательных школ.

 

 

Актуальность программы

     Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

    Проведение такой работы вызвано ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.

    Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско-спортивном объединении, кадеты осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

     Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

 

     Цель программы - повышение двигательной активности учащихся в условиях естественной среды и сохранение, и укрепление здоровья школьников.

      Важнейшими задачами программы являются:

  • Укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития;
  • формирование и совершенствование основных двигательных навыков и умений, развитие быстроты, силы, ловкости и выносливости;
  • развитие волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества;
  • воспитание гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене и самоконтролю, первой помощи;
  • приобретение жизненно важных умений, навыков и знаний, способствующих быстрой адаптации человека, находящегося в естественных условиях среды.

     За основу содержания программы взят учебный материал по разделам: спортивное ориентирование, топография, техника преодоления препятствий, оказание первой помощи. Технология годового планирования зависит от степени усвоения учебного материала учащимися. Содержание учебного материала на каждом этапе обучения  повторяется, усложняется и при необходимости корректируется.  Материальное обеспечение программы требует специального снаряжения и инвентаря.

Задачи программы

Обучающие:

- научить ориентироваться на незнакомой местности;

- научить составлять простейшие схемы маршрутов;

- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;

- научить технике пешего туризма;

- научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.

Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

- развивать память и внимание;

- развивать деловую и познавательную активность;

- развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- воспитывать чувство коллективизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_po_turizmu.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

           «Утверждаю»

                                                               Директор МБОУ « СОШ №10 г. Лениногорска»

                                                               ЛМРТ

                                                               __________________Хайбрахманова С.С.

                                                               №________от «____»________20_____г.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Туристическое многоборье

в физическом воспитании и развитии кадетов»

                                     

                                                                     

                                                                            Программу составили

                                                                                   педагоги дополнительного образования

                                                                            Тараканова Н.И, Сидюкова Р.А.

г.Лениногорск, 2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цель программы.

Важнейшие задачи программы

Задачи программы

Примерное распределение учебного материала по годам обучения

Примерное тематическое планирование учебного материала

  1. Программа

 Первая доврачебная помощь

Топография и ориентирование на местности

Походы и туристские слеты

Техника преодоления препятствий в походных условиях

Техника движения по различным склонам

Техника преодоление водных преград.

Тактика пешеходного туризма

Порядок движения в различных условиях

Специальное снаряжение

  1. Приложения

Приложение №1 Необходимое специальное снаряжение.

Приложение № 2  Тактика и техническое выполнение некоторых приемов преодоления препятствий.

Преодоление препятствий по наведенным судейским перилам.

Подъем на самостраховке

Спуск на схватывающем узле.

Траверс склона по перилам с перетяжкой.

Переправа в  брод по перилам.

Навесная  переправа

Переправа по параллельным веревкам.

Переправа по бревну по перилам.

Преодоление препятствий с частичным самонаведением

Навесная переправа

Подъем с самостраховкой схватывающим узлом с организацией перил.

Переправа по бревну.

Переправа вброд  по перилам с сопровождением.

Преодоление препятствий с полным самонаведением.

Спуск на самостраховке.

Переправа по бревну.

Подъем на самостраховке с организацией перил

Траверс склона.

Переправа в брод.

Воздушная переправа.

  1. Специальная физическая подготовка.
  2. Список рекомендуемой литературы.

                                                          Чтобы сделать ребёнка умным и

                                                          рассудительным,

                                                          сделайте его крепким и здоровым.

                                                                                               Ж.Ж. Руссо.

                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Программа «Спортивный туризм» составлена на основании существующих типовых программ «Пешеходный туризм», «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели», примерной программы подготовки туристских кадров и собственных экспериментальных авторских разработок. При разработке учитывались следующие документы и материалы:

  1. Закон «Об образовании» от 1996 года;
  2. федеральный закон «Об основах туристической деятельности»;
  3. инструкция по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений.

Программа «Спортивный туризм» по времени, на которое рассчитана, является долгосрочной, а по характеру — комплексной многопрофильной программой.

      Туризм – это массовый вид спорта, знакомый и любимый с детства всеми, увлекательный вид активного отдыха, который помогает быстро восстанавливать силы и работоспособность. Туризм-это нечто больше, чем отдых. Туризм-это школа жизни, школа мужества.  Участие в экскурсиях, походах, общение с природой всегда привлекало школьников. Однако в туризме есть свои трудности. Чтобы осилить многодневный поход, туристу необходимы не только большая физическая сила, ловкость и выносливость, но и специальные знания и умения. У туристов есть соревнования, слеты, на которых они состязаются в ориентировании, преодолении препятствий.

     Состояние здоровья школьников в значительной степени связано с их физической дееспособностью, с регулярными занятиями физическими упражнениями.

     Однако не все упражнения, игровые действия и движения одинаково приемлемы учащимися. И если есть желающие заниматься туризмом, то почему бы не создать программу, по которой учащиеся могли  заниматься любимым делом? Настоящая программа создана на базе уже существующей авторской программы по туризму и краеведению ведущего учителя физической культуры школы №10 Илюшина В.А. Работая по этой программе, учащиеся специализированных кадетских классов становились неоднократными чемпионами города по туризму, призерами Республиканских слетов и соревнований. Данная программа предназначена для учителей физической культуры школ, а также педагогов дополнительного образования. Она рассчитана для учащихся 5-9 классов образовательных школ.

Актуальность программы

     Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

    Проведение такой работы вызвано ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.

    Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско-спортивном объединении, кадеты осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

     Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

     Цель программы - повышение двигательной активности учащихся в условиях естественной среды и сохранение, и укрепление здоровья школьников.

      Важнейшими задачами программы являются:

  1. Укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития;
  2. формирование и совершенствование основных двигательных навыков и умений, развитие быстроты, силы, ловкости и выносливости;
  3. развитие волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества;
  4. воспитание гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене и самоконтролю, первой помощи;
  5. приобретение жизненно важных умений, навыков и знаний, способствующих быстрой адаптации человека, находящегося в естественных условиях среды.

     За основу содержания программы взят учебный материал по разделам: спортивное ориентирование, топография, техника преодоления препятствий, оказание первой помощи. Технология годового планирования зависит от степени усвоения учебного материала учащимися. Содержание учебного материала на каждом этапе обучения  повторяется, усложняется и при необходимости корректируется.  Материальное обеспечение программы требует специального снаряжения и инвентаря. 

Задачи программы

Обучающие:

- научить ориентироваться на незнакомой местности;

- научить составлять простейшие схемы маршрутов;

- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;

- научить технике пешего туризма;

- научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.

Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

- развивать память и внимание;

- развивать деловую и познавательную активность;

- развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- воспитывать чувство коллективизма.

 

     

Примерное распределение учебного материала по годам обучения

Разделы

программы

Классы

5

6

7

8

9

Количество занятий

1

Первая

доврачебная помощь

3

3

3

2

2

2

Топография и

ориентирование

на местности

10

10

10

12

12

3

Походы и

слеты

7

7

6

4

3

4

Техника

преодоления

препятствий в

походных условиях

10

10

11

12

13

5

Специальная физическая подготовка

4

4

4

4

4

Итого занятий

34

34

34

34

34


Примерное тематическое планирование учебного материала

Разделы программы

Классы

5

6

7

8

9

1

Первая доврачебная помощь

1.1.Техника безопасности при проведении

походов, туристских слетов

1.2. Гигиеническое обеспечение туристских

походов, слетов

1.3. Простудные заболевания

1.4. Приемы доставки пострадавшего в

больницу

1.5. Первая помощь

1.6. Наложение повязок

1.7. Остановка кровотечения

1.8. Транспортировка пострадавшего

1.9. Наложение шины

1.10. Искусственное дыхание

+



+


+



+

+



+


+



+

+

+


+

+





+

+


+

+

+


+

+





+

+


+

+

+


+

+

+





+

+


+

+

+

+

+

+

2

Топография и ориентирование на местности

2.1. Виды карт

2.2. Масштаб

2.3. Топознаки

2.4. Рельеф

2.5. Компас

2.6. Азимут

2.7. Виды спортивного ориентирования

2.8. Правила соревнований по СО

2.9.  Работа с компасом

2.10. Определение точки стояния

2.11. Определение расстояния на местности

2.12. Изготовление схемы маршрута

2.13. Ориентирование на  местности


+

+

+

+

+

+



+

+



+


+

+

+

+

+

+


+

+

+

+


+


+


+

+


+

+

+


+

+


+




+

+



+

+



+

+

+




+




+

+




+

+

3

Походы и туристские слеты

3.1. Виды походов

3.2. Выбор района и разработка маршрута

3.3. Комплектование группы

3.4. Устройство бивака

3.5. Групповое и личное снаряжение

3.6. Укладка рюкзака

3.7. Установка палатки

3.8. Задания на туристических слетах


+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+


+

+



+

+

+

+



+



+

+

+




+

4

Техника преодоления препятствий в походных

условиях

4.1. Характеристики естественных препятствий

4.2. Техника движений по различным склонам

4.3.Техника преодоления водных преград

4.4. Тактика пешеходного туризма

4.5. Порядок движения

4.6. Специальное снаряжение

4.7. Преодоление препятствий по наведенным

перилам

4.8. Преодоление препятствий по наведенным

перилам с командной страховкой

4.9. Преодоление препятствий с частичным самонаведением

4.10. Преодоление препятствий с полным самонаведением

4.11. Специальная физическая подготовка





+

+



+

+

+








+



+

+



+

+

+


+






+



+

+

+

+

+

+



+


+




+



+

+

+

+

+

+





+


+


+



+

+

+

+

+

+





+


+


+

 

ПРИМЕЧАНИЕ: теоретические сведения программы могут изучаться, как на отдельных уроках, так и перед каждым практическим занятием.

  1. Первая доврачебная помощь

             Теория

  1. Техника безопасности при проведении пеших походов, туристических слетов:
  1. при передвижении через опасные участки пути (болото, густой лес, скальные участки, переправы);
  2. при приготовлении пищи (рубка дров, собирание хвороста, фасовка готовой пищи, разжигание костра);
  3. при устройстве бивака (неправильное расположение и размещение палаток, кострища, мусорной ямы, натянутых веревок для сушки белья, одежды);
  4. при развлечениях и играх (купании, вечеров отдыха у костра);
  5. при выполнении заданий на маршруте (отсутствие необходимого количества снаряжения, неправильная экипировка команды, неподготовленность команды).
  1. Гигиеническое обеспечение туристических походов, слетов:
  1. личная гигиена (чистота тела и сохранность кожных покровов, регулярность водных процедур, чистка и стирка одежды и обуви, уход за кожей);
  2. хранение и транспортировка продуктов (сроки и места хранения быстро портящих продуктов, фасовка и их размещение в рюкзаках и палатках);
  3. способы обеззараживания воды (отстаивание, фильтрация, кипячение, при помощи химических реагентов).
  1. Простудные заболевания:
  1. причины простудных заболеваний (переохлаждение, прием холодной родниковой воды, купание в воде с низкой температурой или в разгоряченном состоянии);
  2. признаки (недомогание, насморк, повышение температуры);
  3.  лечение (постельный режим, употребление лекарств, применение народных средств).
  1. Приемы доставки пострадавшего в больницу:
  1. на самодельных носилках (выполнение из жердей, курток, штормовок, веревок);
  2. на волокушках (выполнение из лапника, спальных мешков, плащ-накидок);
  3. при помощи участников (на руках, спине);
  4. на транспорте с сопровождением товарищей;
  5. на плоту по реке.
  1. Первая помощь при:
  1. тепловом и солнечном ударе (причины, реакция организма, первая помощь);
  2. ожогах (причины, классификация – термические, солнечные, химические, наружные и внутренние); первая помощь в зависимости от видов и их степени;
  3. кровотечении, виды кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное, внутренние, наружное, носовое), причины и первая помощь;
  4. переломах, классификация (открытые, закрытые, со смещением), первая помощь при переломе (ребер, позвоночника, ключицы, конечностей);
  5. вывихи и растяжения (причины, симптомы, первая помощь);
  6. утоплении.

                  Практика

  1. 1.6. Наложение повязок (на руку, ногу, туловище, голову).
  2. 1.7. Остановка кровотечения (венозного, артериального).
  3. 1.8. Транспортировка пострадавшего на самостоятельно изготовленных:
  1. носилках;
  2. волокушках.
  1. 1.9. Наложение шины на сломанную конечность.
  2. 1.10. Искусственное дыхание.

  1. Топография и ориентирование на местности

               Теория

      2.1. Виды карт (топографические, географические, спортивные, турист-       ские схемы).

      2.2. Масштаб (численный, линейный, натуральный).

      2.3. Топографические знаки (масштабные, внемасштабные, пояснительные).

      2.4. Рельеф и способы его изображения.

      2.5. Устройство компаса и его применение.

      2.6. Азимут и движение по нему в различных условиях.

      2.7. Виды спортивного ориентирования (в заданном направлении, по вы-   бору, по маркированному участку).

      2.8. Правила соревнований по спортивному ориентированию (виды старта, последовательность прохождения КП, отметка на КП, условия снятия с дистанции, контрольное время).

            Практика

     2.9. Работа с компасом.

     2.10. Определение точки состояния (отождествление карты с местностью, визуальное определение по ближайшим ориентирам, измерение пройденного расстояния).

     2.11. Определение расстояния на местности (подсчет шагов, по времени, визуально).

     2.12. Изготовление схемы маршрута на местности (маршрутная лента).

    2.13. Ориентирование на местности.

 

    3. Походы и туристские слеты

   Теория

3.1. Виды походов (однодневные, многодневные, степенные, категорийные, пешеходные, лыжные, водные, горные, велосипедные, спелео).

3.2. Выбор района и разработка маршрута (участки маршрута, способы передвижения, работа на маршруте).

3.3. Комплектование группы и распределение обязанностей.

3.4. Устройство бивака (выбор места, костер, приготовление пищи).

3.5. Групповое и личное снаряжение пешеходных туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство, соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию. Уход за снаряжением и его ремонт. Состав ремонтной аптечки. Укладка и транспортировка снаряжения. Транспортировка острых и громоздких предметов. Порядок получения и сдачи снаряжения.

Практика

3.6. Укладка рюкзака.

3.7. Установка палатки

3.8. Задания на туристских слетах при выполнении контрольно- комбиниро- ванного маршрута (определение растительности, расстояний до недоступного предмета, скорости течения реки и расхода воды в роднике, высоты деревьев или иных объектов, топографических знаков, различные виды и способы переправ без наведения перил, вязка узлов - на скорость, переноска огня на расстояние, разжигание костра и кипячении воды – на время, медицинская помощь и переноска пострадавшего, составление маршрутной ленты движения отдельного участка пути).

           4. Техника преодоления препятствий в походных условиях

          Теория

 4.1 Характеристика естественных препятствий, встречающихся в пешеходном путешествии. Техника передвижения и преодоления естественных препятствий в различных условиях:

  1. по тропам – принцип экономии сил, рациональная техника ходьбы, приемы преодоления невысоких препятствий (камней, лежащих стволов и т.д.), приемы движения на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта, по лесистым склонам, принцип «не теряй высоты»;
  2. по травянистым склонам – приемы подъема (способами «елочка, «серпантин», «спортивный»), траверсирования и спуска, приемы движения по мелким и крупным осыпям, по каменистым склонам;
  3. по болотам  – типы болот и признаки их проходимости, способы преодоления болот различного типа, взаимопомощь при прохождении болот и заболоченных участков, оказание помощи увязавшему в болоте, устройство приспособлений для перехода через болото;
  4. по осыпям и моренам – признаки «живой» осыпи и слежавшейся, приемы передвижения по осыпям разных видов (мелким, средним и крупным), траверсирование камнеопасных мест, способы защиты от камнепада.

 4.2. Техника движения по различным склонам: лесистым, травянистым, каменистым, песчаным. Способы подъема, спуска, поворотов. Страховка и самостраховка.

4.3. Техника преодоление водных преград. Характеристика водных препятствий различных видов. Особенности переправ через таежные и горные реки. Приемы разведки места переправы. Учет подготовленности группы при выборе места и способа переправы. Влияние времени суток и погоды на уровень воды. Виды переправ: вброд с шестом, «стенкой», «кольцом», по перилам, вплавь, по камням, кладке, по снежному мосту, навесная, на плотах, лодках. Организация переправ и технические преодоления. Навеска переправ и технические приемы преодоления. Навеска переправ и перил.

4.4. Тактика пешеходного туризма. Основные тактические приемы организации движения в пешеходном походе: разведка местности, учет метеорологической обстановки при выборе технических приемов движения и преодоления естественных препятствий.

4.5. Порядок движения в различных условиях: в лесных чащах, лесотундре, пор болотам, стланику; на травянистых склонах, осыпях и т.д. Организация взаимопомощи и связи между участниками похода. Оптимальная скорость передвижения с рюкзаками по различной местности.

4.6. Специальное снаряжение: спортивная система, карабин, каска, страховочные веревки, рукавицы, самостраховочный прусик.

Практика

4.7. Преодоление препятствий по уже наведенным перилам на самостраховке.

4.8. По наведенным перилам, но с командной страховкой или с сопровождением.

4.9. С частичным самонаведением (на наиболее сложных препятствиях перила оборудованы, а на простых – перила устанавливаются участниками).

4.10. С полным самонаведением перил, организацией страховки (наиболее сложный способ). Техника преодоления препятствий описана в специальных брошюрах и в правилах соревнований по туристскому многоборью. Тактику преодоления препятствий выбирает сама команда, не нарушая условий соревнования.

Приложение №1

НЕОБХОДИМОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

       Веревки

      Основной веревкой, используемой для организации страховки, перил, сопровождения, считается веревка диаметром не менее 10 мм. Она не должна иметь повреждений оплетки и прядей.

      Самостраховочный «УС» (самостраховка) изготавливается из куска основной веревки. Длина самостраховки не должна превышать двух метров.

      Самостраховочный прусик изготавливается из отрезка веревки диаметром 6,8 мм с применением узлов «двойной проводник», «Встречный», «Грепвайн». В рабочем состоянии прусик должен быть не длиннее вытянутой руки.

     

    Карабины

   Все карабины должны быть оснащены страховочными муфтами. Они предназначены для выполнения технических задач:

  1. организация перил;
  2. организация пункта страховки;
  3. подключение страховочной веревки к участнику;
  4. организация натяжения веревок;
  5. соединение рабочих веревок;
  6.  других технических приемов.

    Страховочная система

   Кроме стандартных страховочных систем возможны самодельные, допущенные комиссией по снаряжению. Грудная обвязка и беседка должны быть сблокированы в единую систему. Для блокировки используется основная веревка, которая связывается узлами: «прямой», «Встречный», «двойной булинь».

  Рукавицы  

  Рукавицы должны быть изготовлены из брезентового материала. Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении следующих приемов:

  1. спуск по веревке;
  2. выполнение страховки;
  3. работа при укладки бревна.

Рекомендуется:

  1. движение по навесной переправе;
  2. работа с сопровождающей веревкой при прохождении участками навесной переправы.

   Каски.

   Участник обязан находиться в каске при прохождении всех технических этапов.

 

Приложение № 2

ТАКТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ

       1.  Преодоление препятствий по наведенным судейским перилам.

  1. Подъем на самостраховке.

У каждого участника должен быть прусик, карабин, система.

Участник вяжет страховочным прусиком схватывающий узел вокруг перильной  веревки. Свободный  конец прусика пристегивает к системе в грудное перекрестие. Захват веревки произвольный, но узел всегда должен  находиться выше рук по склону и толкается рукой, находящейся выше по склону. На перилах может находиться только один участник.  Первый участник, завершив подъем, отстегивает карабин от системы и командует:

«Свободно», после чего подъем начинает следующий участник.

  1. Спуск на схватывающем узле.

      Снаряжение: штормовка, рукавицы, прусик, система, карабин.

      Участник вяжет прусиком схватывающий узел на веревке.  Карабин встегивает в  грудное перекрестие системы. Пока первый участник спускается, остальные могут завязывать схватывающие узлы на перильной веревке, но нельзя пристегиваться карабином до команды «Свободно».

  1. Траверс склона по перилам с перетяжкой.

Снаряжение: система, два прусика, два карабина.

Перильная верёвка  натягивается между двумя, тремя опорами (деревьями, кольями) по крутому склону или обрыву. Один конец каждого прусика закреплен схватывающим узлом  к системе, на другом конце – карабин. Одним карабином на прусике участник пристегивается к перильной веревке и начинает движение любым способом. Дойдя до следующей опоры, участник в начале пристегивается вторым карабином к веревке за опорой, затем отстегивает первый карабин и продолжает движение. Движение по вертикальным участкам осуществляется на схватывающем узле. После каждого пристегивания карабины муфтуются. Если перильная веревка не закреплена на каждом отрезке, то второй участник не может начать движение, пока первый не пройдет все препятствия.

  1. Переправа в  брод по перилам.

Снаряжение: карабин, прусик, система.

Участник самостраховочным  прусиком, конец которого закреплен    

карабином на грудной обвязке (в боковую часть страховочной системы), карабином пристегивается к перильной веревке. Движение осуществляется боком, приставными шагами, лицом против течения, ниже веревки по течению. Карабин, страховочный прусик находятся между рук.

  1. Навесная  переправа

Снаряжение: система, самостраховка, страховочный прусик, два карабина.

Между опорами натягиваются полиспастом две веревки (рабочая и

страховочная). Участник самостраховкой пристегивается к  страховочной веревке, а карабином из грудного перекрестия – к  рабочей. Ноги закидывает на рабочую веревку и свободным лазанием передвигается на целевую сторону. Пройдя этап, отстегивается сначала с рабочей веревки, а затем со страховочной. При пристегивании и отстегивании разрешается помощь других участников.

  1. Переправа по параллельным веревкам.

Снаряжение: прусик, система, карабин.

При помощи вспомогательной веревки участник поднимается на  рабочую

нижнюю, пристегивается карабином к верхней веревке, а по нижней начинает передвигаться приставными шагами. Отстегиваться можно только после пересечения контрольной линии.

  1. Переправа по бревну по перилам.

Снаряжение: прусик, карабин, система.

      Карабином участник пристегиваться к перильной веревке и, держась руками за перила, передвигается на противоположную сторону. Самостраховка отстегивается после того, как участник сойдет с бревна.  В случае, если по условиям переправа по бревну организована через водную преграду, то крепление прусика осуществляется в боковую часть системы (скользящим карабином). На бревне разрешается находиться только одному участнику.

2.  Преодоление препятствий с частичным самонаведением.

  1. Навесная переправа

     Характеристика этапа. Между опорами натянута основная веревка, чуть выше страховочная. Команде необходимо организовать сопровождение. Сопровождающая  (транспортировочная) веревка должна быть в два раза длиннее общей протяженности этапа. На середине транспортировочной веревки вяжутся два узла  проводника на расстоянии 1м друг от друга, к ним пристегиваются карабины.

      Действия участников. Участник подходит к началу этапа, его страхуют сопровождающей веревкой, которая одним концом пристегнута в грудное перекрестие системы, а другим закреплена на опору. Пристегивается прусиком на судейскую (страховочную) другим карабином, который прикреплен в систему, вщелкивается в перильную веревку, закидывает ноги на веревки и передвигается свободным лазанием на противоположную сторону. Освободившись от страховок  и отстегнув  все карабины, первый участник закрепляет транспортировочную веревку за опору и готовится страховать следующего участника. Следующий участник один карабин на середине транспортировочной веревки пристегивает к себе, а другой – к  страховочной. Третьим карабином пристегивается к перильной и начинает переправу. Его страхуют транспортировочной веревкой с обоих берегов,  страхующие должны быть в рукавицах. Переправившись, участник отцепляет только один карабин  транспортировочной веревки, на другом она будет держаться на перильной, ее тут же перетягивают на другую сторону, для переправы следующего участника. Последний участник переправляется, как и первый.

  1. Подъем с самостраховкой схватывающим узлом с организацией перил.

К первому участнику пристегивают перильную веревку, и он начинает

подниматься свободным лазанием, его страхуют остальные участники. Взобравшись, он закрепляет веревку за опору, при помощи узла «карабинная удавка». Остальные поднимаются на схватывающем узле по одному. Когда поднимется последний участник, веревка освобождается от опоры.

  1. Переправа по бревну.

К первому участнику пристегивается веревка сопровождения в грудное

перекрестие системы, другой конец закреплен за опору. Участник  пристегивается карабином, который находится на прусике, к перильной веревке и начинает передвижение на противоположный берег. Страховка осуществляется через опору. Переправившись,  закрепляет веревку за опору и  готовится страховать. Остальные участники на середине веревки сопровождения вяжут два узла проводника и пристегивают к ним карабины. Следующий участник один карабин веревки сопровождения пристегивает к себе, а другой к перильной веревке и начинает переправу. Последний участник переправляется, как и первый.

  1. Переправа вброд  по перилам с сопровождением.

Перильная веревка натянута судьями. Первый участник вяжет на

транспортировочной  веревке узел проводника и пристегивает ее карабином к  боковой части системы (скользящим карабином). Страховочный прусик, конец которого закреплен на грудной обвязке (боковая часть страховочного пояса), карабином пристегивает к перильной веревке.  Пройдя этап, первый участник отстегивает свой конец транспортировочной веревки и закрепляет ее опору.

          Второй  участник в это время вяжет узел проводника на середине транспортировочной веревки, третий закрепляет второй конец веревки за опору. Следующий  переправляющийся  участник  пристегивает транспортировочную  веревку к себе скользящим карабином, прусиком к перильной веревке и начинает переправу. После прохождения этапа участником транспортировочная веревка перетягивается обратно для страховки следующего участника. Последний  участник не перетягивает веревку, а освободив конец веревки от опоры, пристегивает ее в боковую часть системы, пристегивается самостраховкой к перильной веревке и начинает переправу.

3. Преодоление препятствий с полным самонаведением.

Спуск на самостраховке.

Снаряжение:  Страховочная система, каски, рукавицы, прусики, карабины, веревки основные – 2 шт.

Условия этапа: длина этапа – 40 м., крутизна склона – 40 градусов, опора в безопасной зоне, склон травянистый.

Действия участников:

- подготовка снаряжений до начала этапа,

(на концах  перильной и вспомогательных веревках вяжут узлы и вешают карабины, аккуратно их маркируют);

- по команде судьи, перильную веревку закрепляют за опору, как можно выше, и сбрасывают вниз;

- первый участник вяжет схватывающий узел своим прусиком на перильной веревке, пристегивается  и  начинает спуск;

- остальные участники в это время вяжут схватывающие узлы на перильной веревке и готовятся к спуску;

- спустившись, участник дает команду – свободно -  следующий участник начинает спуск, закрепив прусик к системе;

- последний участник, один конец вспомогательной веревки пристегивает к себе, а другой вщелкивает в карабин перильной и спускается в низ;

- как только последний участник освободится от перильной веревки. Остальные участники развязывают узел на конце перильной веревке и за вспомогательную стягивают ее, освобождая этап.

Переправа по бревну.

Снаряжение: страховочные системы, каски, рукавицы, карабины, две основные веревки по 40 и 30 м.

Условия этапа: диаметр опор – 30 см., расстояние между ними – 20 м. расположены в безопасной зоне, глубина оврага – 5м.

Действия участников:

- подготовка снаряжения до начало этапа (к системе подключаются концы страховочной и перильной веревок на других концах вяжутся узлы, к которым прикрепляются карабины);

- по команде судьи, все участники входят в зону этапа и начинают переправу;

- концы страховочной и перильной веревок крепят за опору;

- первый участник начинает переправу (любым способом: бегом, шагом, сидя, ползком);

- его страхуют через опору участники;

- переправившись, участник освобождается от веревок и крепит их за опору (перильную – на уровне груди, а страховочную ниже, и готовиться страховать через опору следующего участника);

- остальные участники натягивают перильную веревку, вяжут на страховочной веревке, на середине два узла проводника на расстоянии 1 м. друг от друга, один карабин пристегивают к участнику, а другой пристегивают к перильной;

- начинает переправу следующий участник;

- переправившись, он освобождает от страховки и веревку перетягивают для страховки следующего участника;

- последний  участник освобождает конец страховочной веревки от опоры и вщелкивает его в карабин перильной веревки, конец перильной веревки так же освобождает от опоры и развязывает узел, перетягивает страховочную веревку и подключает ее к системе;

- как только последний участник освободиться от страховки,  участники развязывают концы веревок, освобождают от натяжения перильную и при помощи страховочной стягивают ее с этапа.

Подъем на самостраховке с организацией перил

Снаряжение: каски, страховочные системы, прусики – на каждого участника два, карабины, веревки основные – 1 шт., -45 м.

Условия этапа: длина – 40 м., крутизна – 50 градусов, этап оборудован промежуточными судейскими петлям.

Действия участников:

- подготовка снаряжения до начало прохождения этапа (один конец перильной веревки закрепляют на участнике, а на другом вяжут узел);

- первый участник свободным лазанием добирается до первой судейской петли, становится на самостраховку, вешает карабин на судейскую петлю и прощелкивает туда веревку, передвигается дальше, таким же образом поступает у второй судейской петли. Преодолев подъем, он закрепляет веревку за опору.

-остальные участники в это время вяжут своими прусиками на перильной веревке схватывающие узлы;

- после закрепления перильной веревки, следующий участник преодолевает подъем на схватывающем узле до первой судейской петли, вторым прусиком вяжет схватывающий узел, на  следующем участке подъема вщелкивает  в систему и снимает страховку с первого участка, аналогично поступает у второй петли;

- последний участник поднимается, как и первый с той лишь разницей, что добравшись до петель, он снимает с них карабины, установленные первым участником;

- при преодолении подъема последним участником, веревка снимается с этапа.

Траверс склона.

Траверс склона осуществляется аналогично подъему на схватывающем, с промежуточными точками опоры, описанному выше. С той лишь разницей, что перильная веревка должна быть натянута между опорами или судейскими петлями. Последнего участника преодолевающего этап  страхуют через опору, вытягивая его за конец перильной веревки, к которому он пристегнулся, предварительно отстегнув от опоры.

Переправа в брод.

Снаряжение:

Каски, системы, две веревки основные по 40 м., альпеншток, рукавицы.

Условия этапа:

Ширина реки – 10м., между опорами – 15 м., расположены в безопасной зоне, глубина реки – 1 м., скорость течения – 0,5 м.

Особенности прохождения данного этапа заключается в следующем:

1 – страховка первого и последнего участника осуществляется двумя участниками на каждую веревку;

2 -  веревки расположены друг от друга на расстоянии половины ширины реки;

3 -  страхующие направлены лицом к переправляющему;

4 – концы веревок не закреплены за опору, а оканчиваются узлами;

5 – участник опирается на шест, направленный против течения;

6 – крепление веревок к участникам осуществляется за боковую часть системы (скользящим карабином).

Действия участников:

- переправившись, первый участник закрепляет обе веревки за опору;

- остальные участники выполняют те же действия, что и при переправе по бревну, с той лишь разницей, что страховка осуществляется участников скользящим карабином и не через опору.

Воздушная переправа

Снаряжение: системы, карабины, основные веревки 3 шт., каски, полиспаст.

Условия этапа: расстояние между опорами – 15 м., расположены в безопасной зоне, глубина оврага – 5 м., диаметр опор – 30 см.

Действия участников:

- подготовка снаряжения и первого участника (концы трех основных веревок подключаются к первому участнику, на других концах вяжутся узлы и прикрепляются карабины);

- первый участник преодолевает овраг произвольным способом, его страхуют так же, как и при преодолении каньона, бревна;

- преодолев овраг, первый участник, закрепляет перильную веревку на опоре карабинной удавкой, чуть выше страховочную и у основания опоры веревку сопровождения;

- остальные участники при помощи полиспаста натягивают перильную веревку, чуть выше страховочную, у основания опоры – веревку сопровождения, на середине веревке сопровождения вяжут два узла проводника и пристегивают туда карабины, как и при переправе по бревну;

- после осуществления всех операций по натягиванию перил и организации сопровождения, осуществляется следующий порядок пристегивания к перилам переправе;

- прусиком пристегнуться к страховочной веревке, затем подключить веревку сопровождения к системе, и подключиться к перилам;

- переправившись,  участник освобождается от страховок в обратной последовательности, а веревка сопровождения со страховочным прусиком перетягивается для переправы следующего участника или груза;

- последний участник отцепляет от опоры все концы веревок, развязывает узлы на перильной и страховочной веревках.  Карабином, который расположен на конце веревке сопровождения, подключается к карабину перильной веревке, удерживающий натяжение ее, через небольшое расстояние от конца веревки сопровождения вяжет узел проводника и его подключает к карабину страховочной веревки, перетягивает веревку сопровождения и подключается к веревкам, как описано выше.

- как только последний участник переправится и освободится от перил,  их тут же снимают с опор и за веревку сопровождения стягивают перильную и страховочную с этапа.

Специальная физическая подготовка

     Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.

Место специальной физподготовки на различных этапах процесса тренировки.

Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия

     Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание – освоение одного из способов.

Список рекомендуемой литературы

Учебно-методическая и справочная литература по основам туристской деятельности

  1. Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 1999.
  2. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 1998.
  3. Балабанов И. В. Классификация маршрутов на горные вершины. — Издание 2-е, перераб. — М., 1998.
  4. Балабанов И. В. Узлы. М., 1998
  5. Васильев И. В. В помощь инструктору туризма. — М.: Профиздат, 1966.
  6. Власов А. А. Турист. — М.: ФиС, 1974.
  7. Востоков И. Е. Классификация пешеходных маршрутов: методические рекомендации. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1990.
  8. Ганиченко Л. Котелок над костром. — М.: Издательский дом «Вокруг света», 1994.
  9. Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
  10. Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2000.
  11. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школьников (опыт программирования и организации). — М., 1997.
  12. Куликов В. М. Походная туристская игротека. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1991.
  13. Куликов В. М. Походная туристская игротека. Сборник № 2. — Издание 2-е. — М.: Издательство ЦДЮТ МО РФ, 1996.
  14. Куликов В. М., Ротшпейн Л. М., Школа туристских вожаков. — М., 1997.
  15. Леонова Л. А., Тищенко Л. Д. Туризм — лучший отдых. — М.: Медицина, 1967.
  16. Потресов А. С. Спутник юного туриста. — М.: ФиС, 1966.
  17. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
  18. Расторгуев М., Ситникова С. Карабинные узлы. — М.: «Кроц Лимитед», 1995.
  19. Рыжавский Г. Я. Биваки. — М.: ЦДЮТ, 1995.
  20. Рыжавский Г. Я. Тренировочные спортивные маршруты. — М.: ФиС, 1979. (Серия «По родным просторам»)
  21. Самодельное туристическое снаряжение. / Сост. Лукоянов П. И. — Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997.
  22. Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
  23. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия / И. А. Верба, С. М. Голицын, В. М. Куликов, Е. Г. Рябов. — М.: ФиС, 1983.
  24. Туристская игротека: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Константинова Ю. С. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  25. Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  26. Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
  27. Шибаев А. С. В горах: Программированные задания для контроля и закрепления знаний. — М.: ЦДЮТ МО РФ, 1997.
  28. Шибаев А. С. Переправа: Программированные задания для контроля и закрепления знаний. — М.: ЦДЮТ МО РФ, 1996.
  29. Шимановский В. Ф. Переправы вброд через водные преграды: методические рекомендации. — М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1984.
  30. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учебное издание. / Составители Захаров П. П., Степенкот В. М. — М.: ФиС, 1989.
  31. Штюрмер Ю. А. Карманный справочник туриста. / Издание 2-е с изменениями и дополнениями. — М.: Профиздат, 1982.

Ориентирование и топография.

  1. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. — М.: ФиС, 1983.
  2. Алешин В. М., Серебренников А. В. Туристская топография. — М.: Профиздат, 1985
  3. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. — М.: ФиС, 1985.
  4. Константинов Ю. С., Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. — М., 1997.
  5. Куприн А. М. Занимательно об ориентировании. Пособие для учащихся. — М.: Толк, 1996.
  6. Куприн А. М. С картой и компасом: Практическое пособие по военной топографии. — М.: ДОСААФ, 1981.
  7. Условные знаки топографических карт СССР: Справочник. — Издание 5-е испр. и доп. — М.: Редакционно-издательский отдел ВТС, 1966.

Медицина.

  1. Елисеев О. М., Чазов Е. И. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. — М.: Медицина, 1998.
  2. Земан М. Техника наложения повязок.
  3. Куриева П. А. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учебное пособие для школ. — М.: Просвещение, 1988.
  4. Морозов М. А. Медицинская помощь при неотложных состояниях: учебное пособие. — С-Пб.: Дидактика, 1995.
  5. Шальков О. Л. Здоровье туриста. — М.: ФиС, 1987.

Водный туризм

  1. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. — М.: ФиС, 1976.
  2. Водные маршруты СССР. Европейская часть. — М.: ФиС, 1976.
  3. Водный туризм. / Рук. авт. коллектива И. Д. Аристова. — М.: ФиС, 1968.
  4. Водоемы Подмосковья: Справочник Московского общества Рыболов-спортсмен. — М.: Советская Россия, 1969.
  5. Горбунов М. Водные маршруты Украины. / По редакцией Трипольского Л.— М.: 1969.
  6. Дубровский А., Кондрашов Д. На байдарках по Вёксе и Костроме. — М.: ФиС, 1971.
  7. Кокорев Ю. М. По голубым дорогам: советы начинающему туристу-воднику. — Минск: Полымя, 1984.

Лыжный туризм.

  1. Лукоянов П. И. Зимние спортивные походы. / 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ФиС, 1988.
  2. Лукоянов П. И., Свет В. Л. Самодеятельное снаряжение для лыжного туризма. — М.: Профиздат, 1988.

Безопасность туризма.

  1. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. — М.: ФиС, 1981.
  2. Шимановский В. Ф. Опасности в горах. Часть 1. Рельеф и климат. — М.: Турист, 1974.
  3. Шимановский В. Ф. Опасности в горах. Часть 2. Высота и прочие факторы. — М.: Турист, 1974.

Физическая подготовка туриста.

  1. Байковский Ю. В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм). — М., 1996.
  2. Громадский Э. С. Физическая подготовка призывников. — М.: ФиС, 1970.
  3. Зигзаги ловкости. / Кофман Л. Б., Туревский И. М., Филин В. П. — Тула: Приокское книжное издательство, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на коллегии директоров «О системе совершенствования физического воспитания и развитии массового спорта в образовательных учреждениях Павловского района»

Выступление на коллегии директоров «О системе совершенствования физического воспитания и развитии массового спорта в образовательных учреждениях Павловского района»...

Авторская программа «Туристическое многоборье в физическом воспитании и развитии кадетов»

Содержание   Пояснительная записка. Актуальность программы Цель программы. Важнейшие задачи программы Задачи программы Примерное распределение учебного материала по годам обучения Приме...

Проблемы физического воспитания и развития детей.

Проблемы физического воспитания и развития детей....

ПРОЕКТ "Физическое воспитание и развитие школьников" - "Наша школьная команда"

Проект внеурочной деятельности для учеников 5-9 классов по физической культуре на учебный год....

Роль физического воспитания в развитии ребенка

Роль физического воспитания в развитии ребенка...

"Актуальные проблемы физического воспитания и развитие детей на современном этапе"

В настоящее время продолжается наращивание объёма изучаемого материала по всем дисциплинам в школе, перенасыщение его новыми не всегда нужными знаниями. Это приводит к разрыву межпредметных связ...