«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».
план-конспект на тему

На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано,  развивают абстрактное мышление, творческую фантазию,  эмоциональноге восприятие музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.rozhdenie_f-no.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки г.Новокузнецка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Городской дворец

детского (юношеского) творчества

им.Н.К. Крупской»

«Рождение фортепиано»

Проект вводного занятия

По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано»

Автор-составитель:

Педагог дополнительного

 образования МОУДОД

«Городской дворец

детского (юношеского) творчества

им.Н.К. Крупской»

Григорова О.М.

Новокузнецк, 2015

Вводное занятие педагога дополнительного образования Григоровой О.М.  1 год обучения.

По программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».

Тема: «Рождение фортепиано»

Цель: Формирование музыкальной культуры

Задачи:

  • Учебно-познавательные: познакомить с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано
  • Воспитательные: воспитание эмоционального отклика интереса к музыке, инструменту фортепиано.
  • Развивающие: развитие абстрактного мышления, творческой фантазии,  эмоционального восприятия музыки

Тип занятия: индивидуальный, комбинированный

Музыкальный ряд: пьесы на клавесине и фортепиано (грамм запись)

Зрительный ряд: изображение музыкальных инструментов (набор открыток)

 Основные этапы занятия:

1 этап: рассказ педагога об истории создания музыкального инструмента   (15  минут)

2 этап: практическая работа за инструментом (15 минут)

3 этап: закрепление пройденного материала (8 минут)

4 этап: задание на дом (2 минуты)

 

1-й этап занятия. (15 минут)

История создания фортепиано

Кто укажет тот миг, когда, окруженный тысячами звуков природы, человек прислушался и впервые попытался подражать её голосам?

Кто и когда в первые осознал, что можно заставить звучать давно знакомые предметы? Ответить на эти вопросы, разумеется, очень трудно, Но ведь однажды такой момент должен был наступить: человек обтянул глиняный горшок кожей, или подул в отверстие тростинки, а может быть, тронул тетиву лука и она зазвучала. Возможно, все это произошло в разных концах света одновременно. Только с той поры люди не расстаются с музыкой, в этом им помогают музыкальные инструменты. Древние ученые философы наделяли музыку величайшей силой и говорили, что она может заставить человека мечтать, любить и ненавидеть. (слайд 1)

 В древности родился миф, который дошёл до наших дней. Это миф об одном из первых музыкантов седой древности – Орфее. О магическом воздействии его музыки. Едва заслышав пение Орфея, и чарующие звуки его лиры, пред ним склонялись дикие звери, разверзались могучие скалы и даже наводящие на всех ужас страшные фантастические существа – фурии – мгновенно покорялись ему....... (слайды 3,4,5)

Музыки отводилась особая роль, она участвовала во всех видах искусства. Звуки музыки подчеркивали величайшую прелесть танца, его пластику и движение. Не могли обойтись без музыки и древние поэты, которые назывались «песнопевцами». Это не удивительно: читая стихи подобно Орфею, они аккомпанировали себе на лире. (слайд 6)

За десятки веков человек изобрёл, очень много музыкальных инструментов – это струнные и духовые, ударные и клавишные. Сегодня я расскажу вам об одном, пожалуй, наиболее популярном в наше время инструменте – фортепиано. (слайд 7)

        А теперь, ребята, сядьте поудобнее и мы перенесёмся с вами в «страну музыки» - Италию. Так называют её за то, что она дала миру множество музыкантов – композиторов, певцов, блестящих исполнителей на многих инструментах. Не случайно именно итальянский язык стал международным музыкальным языком, которым и по сей день пользуются музыканты всего мира. Забегая вперед, скажу, что именно Италия стала родиной первого в истории фортепиано. (слайды 8,9)

        И так Италия 300 лет тому назад. Дворец Герцога Тосканского. Музыкальные вечера, которые устраивает Принц Фердинанд, всегда вызывают огромный интерес. Гостей обязательно ожидает, что ни будь необычное. Иногда это первое исполнение нового музыкального сочинения выдающегося композитора, встреча с прославленным скульптором, художником или выступление музыканта – виртуоза. Принц Фердинанд – тонкий знаток искусства и сам хорошо играет на различных инструментах. Его коллекция музыкальных инструментов далеко известна за пределами Италии. И вот гости собираются в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взгляды на скрытый под чехлом инструмент. В зал входит музыкант, хранитель этой коллекции, Бартоломео Кристофори, он приготовил сюрприз, которым на этот раз хочет удивить гостей и хозяина дома. Бартоломео, открывает чехол и садится за инструмент, гости удивлены. Они видят инструмент очень похожий на клавесин. Но звуки – что это…..? Гости слышат раскаты грома, порыв ветра, шелест листвы, пение птиц и все это звуки нового инструмента. Показ окончен, и гости восклицают: «Форте - пиано!!!» - что означает - громко – тихо. «Любопытно, но обычный клавесин, все, же привычней и лучше». – «Да, это и есть клавесин, посмотрите на его форму….!» - «Нет,- заключают гости, - это просто очередной опыт, не больше, лучше клавесина ничего не придумаешь….» Показ окончен, гости, забыв о сюрпризе, переходят в соседний зал, где ждет их новое развлечение. Бартоломео закрывает крышку своего детища, непонятного и не принятого гостями принца. Хотя сегодня его новинку не оценили, он уверен, что фортепиано ждет большое будущее, нужно только время.  Бартоломео был первым создателем молоточкового фортепиано, это был 1709 год.

(слайды 10,11,12,13,14)

2-й этап (20 минут)

Практическая работа

Вместе  с детьми рассматриваем внешний вид инструмента:

  1. деревянный корпус
  2. клавиатура
  3. подставка для нот
  4. 2-е педали

Предлагаю детям посчитать белые и черные клавиши, нажимая их с различной силой (белых клавиш-52, черных- 36, вместе -88).

Определяем, какие звучат громче, какие тише и почему. Какие звуки выше и ниже по звучанию. Несмотря на то, что  клавишей много – 88, но их названий всего 7:

    Семь всего лишь нот на свете

    До, ре, ми, фа, соль, ля, си

    Ту запомни ноты эти.     И в тетрадку запиши

Показываю на клавиатуре ноту «До» и объясняю ребятам как ее найти.

Дети самостоятельно, индивидуально определяют ее расположение и играют звукоряд третьим пальчиком.

Педагог: «А что же скрывает деревянный корпус? Почему так ярко и разнообразно звучит инструмент?»

Предлагаю детям встать на стулья (разувшись) и заглянуть во внутрь. Показываю струны, колки, молоточки и способ извлечения звуков. Рассказываю и показываю принцип различия звучания между фортепиано и клавесином. У фортепиано – молоточек ударяет по струне, а у клавесина вместо молоточков были перышки и они отщипывали струну.

Фортепиано -  клавишно-ударный инструмент.

Клавесин – клавишно-щипковый.

3-й этап (8 минут)

Закрепление пройденного материала

Вопросы:

  1. когда и где был создан музыкальный инструмент – фортепиано?

(300 лет назад, Италия)

2.  как переводится на русский язык название инструмента?

(«форте»- громко, «пиано»- тихо)

  1. каким языком  пользуются музыканты всего мира?

(итальянским)

  1. как звали мастера создавшего инструмент –фортепиано?

( Бартоломео Кристофори)

  1. какой инструмент был предшественником фортепиано, в чем их сходство и различие?

(клавесин)

  1. сколько клавиш на клавиатуре фортепиано и какие они?

( 88 штук, черные и белые)

  1. назвать звукоряд и показать на клавиатуре ноту «ДО».

(слайды 16 – 25)

4-й  этап (2 минуты)

Задание на дом

Выучить название нот в прямом и обратном движении.

Уметь показывать на клавиатуре ноту «ДО».

Используемые источники литературы

  1. Леонова Н.Ф – «Музыкальные инструменты», набор открыток
  2. Зильберквинт М.А – «Рождение фортепиано»
  3. Бражников М.Н – «Фортепиано»
  4. Клёнов А.С – «Там, где музыка живет»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Коллективное музыкальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы - обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован...

Примерное поурочное содержание занятий по программе "Элементарное музицирование"

Предлагаемый материал содержит разработки  34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе....

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

Методическое сообщение на тему: «Музицирование в классе фортепиано ДШИ»

Методическое сообщение о методах развития навыков музицирования....