Виды, типы и формы занятий с детьми
методическая разработка по теме

Методическая разработка  - Виды, типы и формы занятий с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_tipy_i_formy_zanyatiy_s_detmi.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Росинка»

         

практическое руководство

для начинающих педагогов в системе

дополнительного образования

                                                       Сост. Засорина С.А.

г. Гороховец 2009

Сост. Засорина С.А., методист ЦДТ «Росинка»

Виды, типы и формы занятий с детьми

В предлагаемом пособии приводятся примеры нестандартных форм проведения занятий.

Практическое руководство предназначено для начинающих педагогов, работающих в системе дополнительного образования.

  1. ЦДТ Росинка», 2009

Нестандартное занятие.

Предисловие

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя.

Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.

Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по - новому.

Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.

В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

Весь этот арсенал можно использовать для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И воспитанник проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.

  1. Занятие - викторина

Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам заранее или содержаться в тайне.

Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.

  1. Комбинированное занятие

Фазы комбинированного занятия:

  1. Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало, бодрость.
  2. Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы.
  3. Педагог организует познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д.
  4. Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом.
  5. Педагог подбирается к домашнему заданию в течение всего занятия, увлекает, заинтересовывает обучающихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для обучающихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

  1. Занятие – поиск

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки обучающихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренное занятие.

Этапы занятия:

  1. 1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.
  2. 2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
  3. 3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
  4. 4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
  5. 5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

4. Занятие – экскурсия.

Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями.

5. Занятие – экспедиция.

В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.

6. Стихотворно-музыкальное занятие.

Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.

  1. Конкурс знаний, умений и творчества.

Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая  студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии  в форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей.

8. Интегрированные занятия.

Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. 60-80% время занятий отводится творчеству студийцев. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение,  пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

  1. занятия – фантазия.
  1. Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
  2. Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
  3. Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.

  1. Занятие- сказка.

Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

  1. занятие- спектакль( инсценировка)

Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.

  1. занятие – игра.

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством.

Например:

  1. составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
  2. Берется азбука, дети  выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.

  1. занятие – поход

В студии моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения.

  1. занятие – суд

Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории,  судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.

      11. .занятия самостоятельного поиска знаний

Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.

         Например:

  1. растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
  2. У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.

Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения.

12. занятия творчества

13.Занятия художественного чтения

Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов из числа студийцев поделились своими впечатлениями.

                

14. Интегративно – понятийное занятие

В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога  или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.

Упражнение 1

Проводится викторина, задания которой составлены из понятий, названий, процессов, предметов, явлений, дат, имен. Принципов, изучаемых по разным студиям. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов всей команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка.

Упражнение 2

Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимы понятия.

Прямые кроссворды – клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд;

Перевернутые кроссворды  - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены. Нужно ко всем словам из клеточек дать определения.

Упражнение 3

Каждой группе дается задания из 5 понятий, и группа должна, используя эти слова, определить для себя жанр, написать сочинение, тракт .стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.

15. занятие без правил как форма

 Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:

  1. Какая польза была от занятия;
  2. Чему научились;
  3. Что возьмете с собой на другие занятия, от чего откажетесь.    

          

Использованная литература:

В.М. Лизинский. О методической работе в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии....

Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с детьми 7 вида"

Цель программы: оказание помощи подросткам в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе....

Конспект подгруппового занятия с детьми с нарушением слоговой структуры слов с ОНР II уровня. Тема: «Закрепление четкого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У».

При общем недоразвитии речи зачастую наблюдается нарушение слоговой структуры  слова. Дети испытывают затруднения даже при воспроизведении предложений из 2-3 слов, отмечаются пропуски предл...

презентация "Виды деятельности и формы занятий с обучающимися при реализации программы воспитания и социализации по ФГОС".

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности ш...

ФГОС Виды деятельности и формы занятий с обучающими

ФГОС Виды деятельности и формы занятий с обучающими...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...