Методика проведения уроков по классическому танцу
методическая разработка по теме

Ступникова Светлана Александровна

 

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики. При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupnikova_1.doc292.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ФЁДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая разработка

Методика проведения уроков по классическому танцу

Преподаватель по классу хореографии

Ступникова С.А.  

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ    СУРГУТСКИЙ РАЙОН

п. ФЁДОРОВСКИЙ

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Методика проведения урока классического танца

Введение

3

1.1

Основные понятия, методы обучения        

4-10

1.2

Структура урока        

10-12

1.3

Длительность урока        

12-13

1.4

Методика составления комбинированных занятий        

13

1.5

Условия проведения занятий

14

Вывод

15

Библиографический список

16

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

        ВВЕДЕНИЕ

Классический танец - основа всех видов хореографического искусства - является самой сложной формой профессиональной хореографии, одной из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой чётко выраженную систему движений, призванную сделать тело дисциплинированным, подвижным и красивым.

Являясь основой всех видов танцевальных искусств, на сегодняшний день классический танец имеет отработанную систему, способствующую овладению этой, дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования.

Прежде всего, следует найти метод преподавания, создавая который необходимо опираться не только на свой опыт, чувство стиля, теоретические знания, но и учитывать, что требует жизнь от искусства танца. Одним из основных путей решения этой проблемы является направленность образования на гуманизацию, которая, обогащая педагогический процесс, содействует интеграции учебно-познавательной деятельности учащихся.

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня. Классификация методов неоднократно и достаточно обоснованно подвергалась критике в педагогической и психологической литературе (Коротков В.М., Кузнецов Э.С., Левина М.М., Богословский В.В., Выготский Л.С, Лернер И.Я., Подласый И.П., Радугин А.А., Харламов И.Ф.).

Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода (Кузнецов Э.С., Левина М.М., Лихачев Б.Т.).

В хореографии (в классическом танце, в частности) специальных методов преподавания нет, и начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.

Изучение классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся и педагога постоянного труда, внимания, памяти, воли. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоение танцевального искусства

Конечно,    классический    танец    развивается;    методика    обучения совершенствуется, растет техника танца

В правилах школы классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках.

Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики.

При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.

1.1. Основные понятия, методы обучения

    Каждая наука, рассматривая свой предмет, имеет соответствующий метод его исследования. При этом отдается преимущество тому или иному методу и/или их комбинации.

Для начала дадим определение «метода».

Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

           Метод (от греческого - путь исследования, способ изложения): 1). Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2). Прием или система приемов трудовой деятельности. 3). Способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи.

          Итак, подведем итог, метод - это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания.

Рассмотрим специфику данного понятия в различных науках.

Понятие «метода» в философии

Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой форме, а не только в познавательной. Это способ построения и обоснования системы философского знания.

Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи,
достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели
кратчайшим путем.                

Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.

Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой.

Метод не есть существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него.

Понятие «метода» в экономике

В экономике метод раскрывает «как» познается.

Метод (от греческого - правильный путь, способ, план для достижения определенной цели) - способ и порядок исследования предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине результата.

Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки.

Понятие «метода» в социологии

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций познания действительности.        

Метод в социологии - идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя.

                

Понятие «метода» в психологии

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:

  1. организационные методы;
  2. эмпирические способы добывания научных данных;
  3. приемы обработки данных;
  4. интерпретационные методы.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод - способ достижения определенной цели (например, эксперимент), определенным образом упорядоченная деятельность, способ изучения.

Понятие «метода» в хореографии

Метод - в самом общем значении - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Например, в классическом танце - это способ достижения точности исполнения движений.

Методика - теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.

Каждый учебный предмет имеет свою методику. Она отражает закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.

В структуре методов обучения выделяют, прежде всего, объективные и субъективные части. «Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые, обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями».

Задача оптимизации методов формируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделять те, которые обеспечивают наивысший эффект обучения по принятым критериям.

Классический танец и его Школа являются системой профессионального воспитания человеческого тела.

В переводе с латинского языка слово «классический» (лат. classicus) означает «образцовый».

Изучение основ классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет объяснить (показать) принцип того или иного движения, зависит точность исполнения.

Книга профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой «Основы
классического танца» знаменует высокую степень в развитии методики преподавания
классического танца. В ней обобщен многогранный опыт и создана стройная система
приемов обучения на научной основе.        

Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.

Другой ценный вклад в теорию и практику хореографического искусства является книга Николая Ивановича Тарасова «Классический танец. Школа мужского исполнительства». В отличие от книги А.Я. Вагановой, направленной преимущественно на женский классический танец, труд Тарасова посвящен танцу мужскому.

В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

        '

Педагогические методы обучения в хореографии

Рассказ и беседа        

Главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.

Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание том или ином упражнении.

Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.

Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь классикой (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т. п.)

Использование терминологии

Также необходимо использовать французскую терминологию, принятую для классического танца. Все французские термины преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.

Известно, что память человека можно подразделить на слуховую, зрительную и моторную.

Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, концертмейстер (в данном случае).

Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художник спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует.

Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на спектаклях.

Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое. Они
позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в создании образа.
Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная), может пострадать
форма движения, следовательно, и его содержание.        

В книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Н.И. Тарасова говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее эффективное воздействие на память учащегося.

Метод объяснения

Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны.

Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».

Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в какой последовательности выполняется экзерсис; в чем цель такой последовательности и т.д.

А.Я. Ваганова считает, что все учебные задания надо предлагать учащимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений.

Более подробное объяснение новых движений необходимо в младших классах; дополнительно разбирая непонятные элементы движения более подробно.

Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.

При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только вначале обучения нового упражнения. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале.

Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое "затакт", помня при этом, что любой "затакт" определяет темп всего упражнения.

Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса - это сила мышц и выносливости. Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет, эффективность исполненных до этого упражнений. Объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка. Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания.

Во время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

Метод показа

Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности.

К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.

Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.  

В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.

Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.

Исключения, конечно, могут быть, но двух - и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания.

Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.

Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т. д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству скульптурности и музыкальности — различно. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в его учебной работе, а затем и в сценической жизни. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного, но формального, а не творческого метода обучения.

Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет ученику обрести творческую индивидуальность.                  

Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.

Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если же комбинированное задание выполнено неправильно с одного четкого показа, значит, оно построено слишком сложно или ученик был невнимателен.

Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.

Например, в заданиях экзерсиса следует показывать только основное звено, основной рисунок их построения, без дальнейшего повторения. Adagio лучше показывать полностью. Прыжки простые можно показывать так же, как движения экзерсиса, сложные — целиком. И все же по возможности следует на всем экономить время, но не за счет правильности характера и музыкальности показа.

Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить.

Всякий показ в младших классах должен отвечать девяти-одиннадцатилетнему возрасту ученика, а не взрослого танцовщика. Иначе польза такого показа превратится в свою противоположность, и ученики, подражая преподавателю, утвердят в своей памяти столь неприятную и несвойственную им манеру движения взрослого «артиста-карлика».

В средних классах показ также необходим, но; уже в меньшей мере. Возраст, сознание и техническая подготовленность позволяют ученикам быстрее запоминать и осваивать новые движения, хотя программа в этих классах весьма обширна и трудна. Следует упомянуть еще раз, что повторный показ педагога во всех случаях должен происходить лишь тогда, когда это действительно необходимо.

В старших классах значение показа столь же велико, но пользоваться им следует еще экономнее, так как чрезмерность его по отношению к слову свидетельствует о неумении педагога вызвать у ученика внутренний посыл к действию. Нельзя сводить показ к языку глухонемых. Мышление, а, следовательно, и память учащихся должны воспитываться, прежде всего, на основе самостоятельного и активного понимания учебной задачи, в меру подкрепленной наглядностью показа, а не наоборот.

Основные методы обучения классическому танцу - это наглядный показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии наглядность вызывает ассоциативный ряд. Кроме того, является основным педагогическим приёмом. Психофизический аппарат разный, поэтому важно мышечное ощущение в постановке корпуса, в позах, в прыжках. Активность и сознательность поддерживается путём организации такого урока, который побуждает к самостоятельному анализу движений, комбинаций, что в свою очередь, что в свою очередь развивает умственные и физические способности.

Наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные и творческие возможности учащихся, а не создавать своих подражателей. Исполнитель в этом? случае должен отойти в преподавателе на второй план и уступить место педагогу.

О показе, как основном методе обучения классическому танцу говорит и профессор А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца». Также уделяет особое внимание совмещению показа и пояснения, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах

Методы направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения).

Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и слухового восприятия должно быть и ощущение движения.

Направляющая помощь преподавателя при выполнении движения, например
ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения; выполнение
упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные
моменты двигательного действия.        

Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники.

Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у будущего танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения.

Очень важно также совмещение с объяснением работы мышц (группы мышц) для осознанной работы учеников.

        

Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что показ как эффективный метод обучения оправдывает себя в том случае, если использовать его в сочетании с указаниями и замечаниями; а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Показ не должен заменять собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать значительно короче, содержательнее и образнее в устной форме.

Специальных методов обучения классическому танцу нет. Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований.

Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).

1.2. Структура урока

             Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития. Любой урок классического танца состоит из четырёх частей:

  1. экзерсис у палки;
  2. экзерсис на середине;
  3. allegro;
  4. port de bras.

Первая - экзерсис у палки, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.        

Работая над экзерсисом необходимо:

1. все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;      

2. все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;

3. все учебные задания начинать с preparation;

        4. помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать
у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.

       Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется. У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:

  1. Grand plie;
  2. Различные виды battement tendu,
  3. Rond de jambe par terre;
  4. Battement fondu et battement soutenus;
  5. Различные виды battement frappes;
  6. Rond de jambe en l’air,
  7. Double frappe et petit battement;    
  8. Battement releve lent et battement developpes;
  9. Grand battement jete.

Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постоянно усложняющаяся последовательность исполнения экзерсиса, который может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.

Вторая часть - экзерсис на середине. К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у палки. Все изученные движения в экзерсисе у палки выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности.

Последовательность, изучения та же, что и в экзерсисе у палки. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение - epaulement - для всех упражнений на середине.

Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.

Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например, А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio, а Пономарев - в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.

Adagio - это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.

Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio.

Постепенно adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, повторов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма «большого adagio».

И, наконец, в старших классах вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу.

В каждом adagio должна присутствовать определенная учебная задача - отработка того
или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и пластичности
движения.        
        

           В третьей части урока - allegro - осваиваются различные прыжки классического танца.

Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.

Прыжки делятся на следующие группы:

  1. С двух ног на две (changement, echappe, assemble, glissade, sissonne, ferme и др.);
  2. С двух ног на одну (sissonne simple, sissonne ouvert, pas faille и др.);
  3. С одной ноги на другую (pas jete, pas emboite и др.).

             

Высоту прыжков определяет музыкальный темп, соответствующий классу, заданию. «По мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они приобретают большую «подвижность», в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке».    

Упражнение на пальцах

Техника танца на пальцах в женском классе играет значительную роль. Поэтому упражнения на пальцах следует начинать с первого года обучения, но не раньше, чем учащиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и вывортность ног, а главное - приобретут развитый подъём и силу стопы.

Начинать надо с наиболее простых упражнений, к которым относятся releves в первой, второй и пятой позициях.

С начала releve на пальцы изучают у палки, но, не упираясь в неё руками. Усвоив правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала.

Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.

Урок должен строиться по методу от простого к сложному. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения.

Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.

1.3. Длительность урока

Общепринятая длительность урока классического танца равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого класса до последнего) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов.

Если в первом классе к концу года первая часть урока у станка и на середине будет занимать половину всего времени, то к последнему классу она постепенно сократится, и будет занимать примерно четвертую часть всего времени. Вторая часть урока, adagio, будет возрастать по времени примерно в два раза, третья часть, allegro, - в три раза.

Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо практически установить наиболее

целесообразный темп. Медленный темп исполнения является учебным приемом развития техники танца, так как он основательнее позволяет прорабатывать все детали движения и усваивать его построение ив целом. Для того, чтобы укреплять мышцы, необходим момент, фиксирующий напряжение. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, ритмичность, эластичность, устойчивость, канительность движения и т.д. Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учебный подход к нему должен оставаться всегда неизменным. Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возможности в медленном темпе, с тем, чтобы оно потом в любой комбинации исполнялось правильно.

Не следует, однако, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Напротив, все достаточно хорошо усвоенные движения в каждом классе должны выполняться в нормальном для них темпе. Выдерживая нормальный, полезный темп урока, недопустимо снижать исполнительскую требовательность к ученикам.

1.4. Методика составления комбинированных заданий

           Не менее существенное значение в построении урока занимает методика составления комбинированных заданий. Задания эти могут быть большие и малые, элементарные и сложные, но все они должны помочь развитию определенных исполнительских приемов техники танцевального искусства.        

При составлении комбинации учитываются такие факторы, как сроки обучения, задачи учебной программы, уровень подготовки, возраст учеников.

(Правильно составленными комбинациями можно считать такие, при выполнении, которых учащиеся преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.

Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Ученику это позволит пристальнее сосредоточить свое внимание на изучаемых движениях, приобрести более прочные навыки и глубокие знания, а учителю - продуктивнее и систематичнее устранять исполнительские недостатки.

В младших классах можно комбинировать не долее двух движений простейшей формы. В последующих классах постепенно увеличивать количество различных движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.

Нельзя вводить в комбинированные задания большое количество разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет короче, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.

«Совершенно необходимо, чтобы все комбинированные задания урока имели общую линию развития. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока, его хореографическую и логическую стройность развития».

Кроме того вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами повторения примерно в течение трех уроков. Первый урок посвящается освоению новых комбинированных заданий. Второй урок - повторению пройденных комбинаций с некоторым усложнением. Третий урок - окончательному закреплению пройденного. Такой метод позволяет учащимся более последовательно и осмысленно «вживаться» в изучаемые приемы и характер сочетания движений, не расходуя на каждом уроке своего внимания на запоминание новых комбинированных заданий.

Осознанность системы обучения зависит от интенсивности нагрузки, цельности требований в течение всего занятия. Насыщенность экзерсиса удерживает внимание, мобилизует на преодоление трудностей процесса обучения. Систематичность и последовательность требует глубокого осмысления логики системы в содержании усваиваемых знаний. Так, повтор предыдущего задания с последовательным усложнением даёт осознание возможных ошибок, рекомендации для их исправления, учета особенностей физического строения разных индивидуумов.

1.5. Условия проведения урока

Для успешного проведения урока необходимо предусматривать целый ряд условий. Например, для лучшего наблюдения за учениками рекомендуется раз в неделю переставлять их с боковых станков на средние и наоборот. Это дает возможность устранять те недостатки исполнения, которые не всегда можно заметить, если ученик постоянно занимается на одном и том же месте.

На середине зала учащихся следует размещать в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере. Через один или два урока необходимо менять линии.

Делить учащихся по группам на середине зала следует с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая, друг другу.

Содержание, характер и форма замечаний на уроке имеют исключительно важное значение для успешной работы преподавателя. Замечания могут относиться ко всему классу и к отдельным ученикам. Зная слабые стороны класса или ученика, преподаватель предварительно указывает, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Такой прием применяют и при повторении задания, выполнении его с другой ноги или в обратном направлении.

Нужно и можно также делать «попутные» замечания во время исполнения задания. В тех случаях, когда исполнение задания не вызывает особых замечаний, педагогу следует отметить это как достижение.

В младших классах одновременно с устными замечаниями полезно подправлять учащихся руками, то есть осторожно, но все же достаточно твердо довести выворотность ноги до необходимой нормы или установить более правильное положение рук, корпуса и головы. Это поможет учащимся быстрее освоить правильность положения той или иной части тела.

«Замечания следует делать в простой, краткой, утвердительной и логически последовательной форме. Не рекомендуется делать слишком пространные и многословные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приводит к непроизвольной потере времени, учащиеся «остывают» и занятия становятся неполноценными».

От содержательного и своевременного замечания в значительной мере зависит успеваемость учащихся. Преподаватель должен постоянно помнить, что самое ценное в его работе - это умение довести дело до конца и обязательно добиться выполнения своих указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять , учебные задания небрежно.

Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не чрезмерную резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика

Все эти методы и принципы складывались в течение долгого времени под влиянием выдающихся педагогов и различных школ преподавания, которые и определили методы и принципы обучения классическому танцу.

Вывод

Классический танец - это фундамент хореографического образования. Обучение классическому танцу предполагает определенную систему методов.

Методика проведения уроков классического танца складывается из структуры урока, его длительности, принципа составления комбинаций, условий для проведения занятий, оценочной деятельности.

Методы обучения классическому танцу выбираются в зависимости от целей и задачей, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Изучение основ классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет донести принцип того или иного движения, зависит четкость исполнения.

В данной работе были проанализированы основные методы обучения в педагогике, а также методика обучения классическому танцу А.Я. Вагановой и Н.И. Тарасова.

Были определены наиболее эффективные методы обучения классическому танцу в зависимости от поставленных целей обучения и возрастных особенностей учеников.

Выбор эффективного метода обучения классическому танцу - актуальный вопрос на сегодняшний день в хореографии.

Несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и преобразовывать в зависимости от предъявляемых к ним требований. Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса.

Конечно, классический танец развивается; методика обучения совершенствуется, растет техника танца. В частности, существуют новые, основанные на современных принципах биомеханики, приемы обучения вращениям и прыжкам. Система преподавания классического танца не должна рассматриваться как неизменная, раз и навсегда установленная. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения классическому танцу должны корректироваться практикой педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Богословский В.В., Ковалев А.Т., Степанова А. М. Общая психология - М.: «Просвещение», 1981.
  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.
  3. Введенский, Б. А. Большая Советская энциклопедия. - 2-е изд.,   Т. 27. - М., 1954.
  4. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.
  5. Красовская В. История русского балета - Л.: «Искусство», 1978.
  6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001
  7. Нарская Т.Б. Классический танец. - Челябинск, 2000.
  8. Педагогика Педагогические теории, системы, технологии. - Под ред. СА. Смирнова, М.: АСАШМА, 2000.
  9. Стерликов Ф. Ф. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

  1. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - Изд-во «Искусство», М.: 1971.
  2. Энциклопедия. Русский балет - М.: «Большая российская энциклопедия», «Согласие», 1997.