Методические принципы построения уроков по классическому танцу
методическая разработка по теме

Шевченко Рауя Рашитовна

В зависимости от программы класса каждый раздел урока по классическому танцу имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_printsipy_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  

дополнительного  образования  детей

«Шумиловская  детская  школа  искусств»

   

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е    П Р И Н Ц И П Ы

ПОСТРОЕНИЯ   УРОКОВ

п о   к л а с с и ч е с к о м у   т а н ц у

                                                                                 Составлено преподавателем

                                                                                                      отделения  хореографии

                                                                                                                      Р. Р.  Шевченко

Хореографии наших дней свойственны серьёзность идейного содержания, глубина образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение.

Современное поколение преподавателей классического танца оснащено теоретическими знаниями, многие имеют огромный педагогический опыт. Тем не менее начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы встают перед начинающими преподавателями.

Годы преподавательской практики показали, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми подходами. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения возрастает.

Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, сложности. В младших классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения. В старших классах суммируются приобретённые детьми все знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца. Особое внимание преподаватели уделяют работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.

Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов – экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro, экзерсиса на пальцах; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.

В школе экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.

Экзерсис у станка содержит много трудных движений, Поэтому ученикам старших классов рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.

Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.

Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.

Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног, В старших классах battement tendu даётся в сочетании с battement jete.

Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением  rond de jambe par terre является port de bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра при поднятии ноги (на 45 и 90 градусов) во всех направлениях, в сочетании с различными перегибами корпуса.

Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, пальцевой технике, качество прыжка. В старших классах battement fondu хорошо сочетать с battement frappe, меняя темп на быстрый. В battement frappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.

В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый (в старших классах). В этой же комбинации даётся  rond de jambe en l”air на 90 градусов.

В adajio в младших классах включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. В старших классах понятие adajio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tour fouette и некоторые прыжки. Если в младших классах adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в старших классах использование в adajio технически трудных движений, исполняемых, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.

Последнее движение экзерсиса у станка - grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.

В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.

Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.

Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.

Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на  другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений. В старших классах непременным правилом является соединение маленького adajio с battement tendu и вращением.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

 В младших классах экзерсис на середине зала идёт в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Далее идёт соединение некоторых движений в комбинации. В старших классах основными движениями экзерсиса на середине зала считаются battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en l”air, battement frappes, double frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.

На середине зала много внимания уделяется отработке вращения (особенно в старших классах). Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.

Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.

В младших классах, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором приобретается постановка корпуса, вывовротность ног, эластичность приседания и т.д.

Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.

Во всех классах первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса. Новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Все темпы, устанавливаемые для прыжков, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков.

В старших классах исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Танец на пальцах – один из главных компонентов женского танца. Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги (в особенности ступни) достаточно укреплены экзерсисом у станка и на середине зала. Вначале проделываются простейшие упражнения на пальцах на двух ногах: releve в I, II и V позициях лицом к станку; затем   releve на пальцах переносится на середину зала; далее изучается  echappe,  glissade,  pas de bourree с переменой ног в том виде, в каком оно делается на полупальцах, и   pas de bourree suivi в I и V позиции (мелкий бег на пальцах). Далее пальцевые движения разучиваются в соответствии с программой (при наличии у учащихся хороших профессиональных данных).

Общеизвестно, что каждый преподаватель ежедневно, сочиняя комбинации, является как бы балетмейстером, постановщиком танцевальных композиций. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать жудожественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.

В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.

При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.

Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле. Старшие ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить у4чащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.

Музыкальное сопровождение урока (особенно в старших классах) имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера в классе и его творческий контакт с преподавателем.

Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.

___________________________________

Рекомендуемая  литература

Школа классического танца.      Костровицкая В. С.,  Писарев А. А.

Основы классического танца.     Ваганова А. Я.

Азбука классического танца.      Базарова Н. П., Мей Б. П.

Уроки классического танца в старших классах.      Головкина С. Н.

100 уроков классического танца.     Костровицкая В. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по классическому танцу

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...

методическое пособие по теме "Основные принципы построения урока кит.яз в школе"

Методика обучения китайскому языку, как и другому иностранному языку, включает в себя ряд методов, принципов, приемов, а также средств обучения, из которых складывается целостный процесс обучения инос...

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

Каждая ступень обучения  классическому танцу имеет свои специфические черты, сложности. Начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательн...

Методические рекомендации к построению урока по классическому танцу

Каждый танец- это уникальное, прекрасное но хрупкое новое произведение.Задача хореографа подобна дирижёру крупного оркестра смела и отвественна- добиться,чтобы все инструменты в нём играли слитно, без...

Конспект урока по классическому танцу

Примерный план-конспект урока по классическому с приложением - разминкой по кругу, методика обучения классическому танцу (в моей обработке)...