программа кружка "Экология растений"
рабочая программа (6 класс) по теме

Деларова Елена Владимировна

 

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными положениями классической экологии и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Интересными  занятия кружка позволяют сделать игровые ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения открывает широкие перспективы для формирования образного восприятия окружающего мира, познания его закономерностей. Кроме этого экологические игры и решение экологических задач развивают экологическое мышление ребенка. Практические работы и экскурсии позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения проводить самостоятельные наблюдения  и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка.

     Программа обучения предоставляет возможность воспитанникам использовать социокультурное пространство Санкт-Петербурга: посещать музеи, сады и парки, читать специальную литературу. Все это способствует формированию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное  общеобразовательное  учреждение

Гимназия  № 441

Фрунзенского  района  Санкт – Петербурга

РАССМОТРЕНА                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                                                                                              

на педагогическом совете                                                        Директор гимназии № 441

гимназии № 441                                                                        Фрунзенского района

протокол №____________                                                        ______________________                            

от ____________________                                                        Ф.И.О.. _______________

                                                                                                     «______»_______2009__г.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок «Экология растений»

 

Возраст  детей   11 – 12  лет

Срок  реализации  1  год

                                                                 Деларова Елена Владимировна

                                                                               Педагог дополнительного образования                              

 

                                                                Санкт – Петербург

                                                                          2011

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      «Человека называют властелином природы, но мудрость, которой мы властвуем, природой не дается. Этому надо учиться». Эти слова принадлежат великому русскому математику Н.И.Лобачевскому. Прозорливость гениального ученого в том, что он предвидел время, когда сила нашего воздействия на природу станет опасной не только для нее, но и для нас самих. Есть вещи, которые ничем не возместить, никогда не восстановить. Так же, как невозможно вернуться в детство… Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощутим. Природное наследие так же необходимо для человечества, как и культурное. Мы должны найти определенные контакты. Наладить взаимовыгодные связи с миром природы». (5) Экологическая грамотность необходима каждому, кто  живет и работает в ХХI веке.

     В наши дни более или менее нетронутая природа  столь далеко отодвинулась от городов, что для горожан изучение жизни растений в «дикой» природе стало затруднительно чисто технически. Но главное состоит в том, что сейчас при знакомстве с разнообразием живого мира нельзя обойтись без изучения той особой формы, которая сложилась и существует в городах, - «городской природы». Именно она окружает горожанина  большую часть его жизни и служит для него повседневным фоном.

     Научиться воспринимать окружающий мир, познавать закономерности природных процессов и взаимодействия общества с природой непросто. Научить ребенка понимать и воспринимать окружающий мир помогают занятия экологического кружка.

     Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными положениями классической экологии и современной терминологией. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Интересными  занятия кружка позволяют сделать игровые ситуации и творческие задания. Игровая форма обучения открывает широкие перспективы для формирования образного восприятия окружающего мира, познания его закономерностей. Кроме этого экологические игры и решение экологических задач развивают экологическое мышление ребенка. Практические работы и экскурсии позволяют находить подтверждения теоретическим знаниям, развивают умения проводить самостоятельные наблюдения  и анализировать полученные результаты. Творческие задания позволяют импровизировать и раскрывают индивидуальные особенности ребенка.

     Программа обучения предоставляет возможность воспитанникам использовать социокультурное пространство Санкт-Петербурга: посещать музеи, сады и парки, читать специальную литературу. Все это способствует формированию личности.

Актуальность.     Растения – важный компонент окружающей нас природы. Благодаря растениям существуют на Земле все живые организмы. Только зеленые растения аккумулируют солнечную энергию, в процессе фотосинтеза накапливают огромную массу органического вещества и пополняют запасы кислорода в атмосфере. Что произойдет, если вдруг исчезнут растения с нашей планеты? Останутся без пищи животные и человек, не будет привычной, удобной одежды из хлопка и льна, не будет книг. Мы лишимся топлива – угля и торфа. Но главное – все живущие на планете погибнут от отсутствия кислорода. Растения сопутствуют нам во всех знаменательных моментах нашей жизни, окружают нас дома, на работе, на улице, в саду…Растения не только приятно ласкают глаз, но и облагораживают человека, пробуждая в нем чувство прекрасного, вселяют  веру в свои силы, вызывая восхищение своей жизнестойкостью и приспособлениями к экологическим условиям.

      Современная экологическая обстановка требует умения наблюдать за жизнью растений в городе не только для удовлетворения познавательного интереса, но и для практических целей. Ведь растения – чуткие индикаторы качества окружающей среды. При ухудшении они подают нам тревожные сигналы – и нужно уметь их прочитать по внешнему виду и состоянию растений.

     Растения выбраны в качестве объекта изучения еще и потому,  что они легко узнаются детьми. При необходимости их можно фиксировать, сушить, собирать гербарий. Не составляет трудностей и хранение растений. Кроме этого в кабинете имеется материальная база для проведения практических занятий: гербарий, коллекции плодов и семян, коллекция комнатных и аквариумных растений, микропрепараты.

Цель программы – способствовать расширению знаний и активизации познания в области экологии растений.

     Программа ориентирована на выполнение следующих задач:

Образовательных:

  1. Углубить знания о взаимоотношении растений с другими организмами и факторами среды;
  2. Обучить методике проведения наблюдений за растениями;
  3. Активизировать знания о космической роли растений;
  4. Формировать навыки ухода за комнатными растениями;

Развивающие:

  1. Развивать интерес к экологическому образованию;
  2. Развивать воображение, внимание, память, наблюдательность;
  3. Развивать коммуникативные навыки  общения;
  4. Способствовать формированию приемов самостоятельной познавательной деятельности;

Воспитательные:

  1. Формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного отношения к ней;
  2. Воспитывать нравственные качества личности - ответственность и терпеливость;
  3. Воспитать потребность общения с природой, интереса к познанию ее законов;

Условия реализации программы

     Программа рассчитана на 1 год обучения воспитанников от 11 до 12 лет (всего 108 часов)

Год обучения

Режим занятий

Количество часов в год

1 год

1 раз в неделю по 2 часа; ежемесячно -

выездные или экскурсионные занятия

108 часов

Формы организации образовательного процесса

     Устное изложение, беседа, практическая работа, показ видеоматериалов, иллюстраций, гербария, обсуждение, анализ, игра, конкурс, экскурсии, посещение музеев.

     Формы проведения  - групповая и индивидуально-групповая. При выполнении творческих заданий, практических работ, подготовке выступлений и презентаций возможны индивидуальные консультации.

     Разнообразны формы деятельности обучающихся: обсуждение видеоматериалов, экскурсий и выступлений; составление таблиц, графиков, отчетов; создание проектов; проведение мини-исследований; подготовка выступлений и презентаций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1

Введение

1

1

Тестирование. Техника безопасности

2

Среда обитания

16

5

11

Отчеты по практическим работам, экологические игры, кроссворды, выставка работ

3

Экологические факторы

44

15

29

Отчеты по практическим работам, конкурсы, кроссворды, экологические игры, выставка работ

4

Растения в городе

10

4

6

Фотоотчеты, защита проектов, презентации

5

Заключительное занятие

1

1

Презентация творческих работ

6

Выездные и экскурсионные занятия

36

6

30

Отчет об экскурсии

ВСЕГО

108

32

76

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение

Что такое экология. Экология растений. Значение растений в природе и жизни человека. Тестирование. Техника безопасности.

2. Среда обитания

Среда обитания. Местообитания. Экологическая ниша. Жизненные формы растений. Дикорастущие растения. Сезонные изменения в жизни растений.

Практические занятия

Практическая работа  «Разнообразие жизненных форм»

Сбор материала (сбор гербария, сбор листьев со следами повреждений животными и грибами), обработка материалов экскурсий: определение растений, составление списка растений, обитающих на данной территории, оформление анкеты «Исследование водоема»

Оформление творческой работы «Разнообразие листьев по форме, размерам и окраске

Контроль

Игра «Ареал», кроссворды «Жизненные формы растений», отчет об экскурсии, выставка творческих работ

Экскурсии

Экскурсия на водоем, экскурсия по микрорайону, экскурсия в Ботанический музей РАН.

3. Экологические факторы 

Важнейшие абиотические фактор

Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные). Свет в жизни растений. Как регулировать условия освещенности при озеленении помещений, скверов, садов и парков. Экологические группы растений по отношению к свету. «Оконные» растения. Тепло в жизни растений. Разнообразие температурных условий на Земле. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Видеофрагмент «Живая природа». Экологические группы растений по отношению к теплу и холоду. Вода в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Растения аквариумов. Эфемеры и эфемероиды. Воздух в жизни растений. Состав воздуха. Значение основных компонентов воздуха в жизни растений. Почва в жизни растений. Состав и структура почвы. Почвенное плодородие. Экологические группы растений по отношению к почвенному плодородию, кислотности и засоленности почв. Растения-индикаторы.

Практические занятия

Практические работы «Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения», «Растения различных областей Земного шара», «Экологические группы растений», «Приспособления растений к условиям среды»,  работа с коллекциями комнатных и аквариумных растений, гербарием и микропрепаратами, «Определение свойств почвы», «Определение механического состава почв», «Растения-индикаторы качества среды»,

Контроль

Игра «Идеальное растение». Игровое задание «Рисунок Паганеля». Создание глоссария «Растения-индикаторы», кроссворды «Экологические факторы», «Экологические группы растений по отношению к воде», «Растения–индикаторы»

Экскурсии

Экскурсия в Ботанический сад РАН

Экскурсия в музей почвоведения РАН

Биотические факторы

Животные-опылители. Приспособления растений к опылению. Видеофрагмент «Живая природа». Распространение семян и плодов животными. Растения и растительноядные животные. Растения-хищники. Влияние растений друг на друга. Сорные растения. Лианы и эпифиты. Растения паразиты. Грибы и бактерии в жизни растений. Бактериальные и грибковые заболевания растений.

Практические занятия

Практические работы «Вредители декоративных растений», «Грибковые заболевания растений», «Способы распространения плодов и семян», «Сорные растения», «Уход за комнатными растениями», оформление творческой работы «Приспособления плодов и семян к распространению»

Контроль

Конкурс комиксов «Межвидовые взаимоотношения»,  кроссворды, выставка творческих работ

                           

Антропогенные факторы

Воздействие человека на растения.

Охрана растений. Особо охраняемые природные территории. Красная книга.

Практические занятия

Практическая работа «Охраняемые растения Ленинградской области (подготовка и создание презентации)», «Растения Красной книги Ленинградской области»

Контроль

Экологическая игра «Жалобная книга природы», кроссворды, создание экологических пиктограмм, экологическое лото, презентация творческих работ

Экскурсии

Экскурсия в заказник, к памятникам природы Ленинградской области.

4. Растения в городе

Растительный мир города. Растения-синантропы. Особенности городской среды обитания. Газоны, цветники, живые изгороди. Городские скверы, сады и парки. Сады и парки Санкт-Петербурга и пригородов.

Практические занятия

Практические работы «Растения-синантропы», «Декоративные деревья и кустарники», «Сады и парки Санкт-Петербурга и пригородов» (подготовка и создание презентации), определение декоративных деревьев и кустарников, проект оформления газона (цветника)

Заполнение анкет «Сады и парки», изучение состояния растений

Контроль

Фотоотчет «Места обитания растений в городе», отчет об экскурсии в яблоневый сад и парк Интернационалистов, защита проектов, презентация творческих работ

Экскурсии

Экскурсия «По основным местообитаниям растений в городе», экскурсия в яблоневый сад и парк Интернационалистов.

 

Заключительное занятие.

Презентация творческих работ

Ожидаемые результаты

     Занятия активизируют участие детей в декадах по биологии и экологии, в мероприятиях экологического проекта, в конкурсах и олимпиадах, в субботниках по благоустройству пришкольной территории и парка в квартале 24, подготовку и проведение мероприятий экологической и биологической направленности.

Обучающиеся должны будут

Знать:

  1. Основные экологические термины и понятия
  2. Классификацию экологических факторов и их значение в жизни растений
  3. Приводить примеры растений разных экологических груп и их приспособления
  4. 5 особо охраняемых территорий СПб и Ленинградской области
  5. Узнавать редкие и охраняемые растения Ленинградской области

Уметь:

  1. Проводить наблюдения и фиксировать результаты
  2. Определять растения
  3. Описывать растения и выявлять приспособления к условиям среды
  4. Анализировать полученные данные
  5. Составлять графики  и таблицы
  6. Уметь вести дискуссии
  7. Уметь задавать вопросы
  8. Публично представлять результаты исследований

Иметь представления:

  1. О правилах озеленения помещений
  2. Об элементах садово-паркового дизайна
  3. О свойствах декоративных растений, используемых в озеленении городских ландшафтов

Формы подведения итогов

  1. Викторины
  2. Контрольные занятия
  3. Защита презентаций и отчетов
  4. Участие в конкурсах и олимпиадах
  5. Выставки творческих работ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Библиотечка литературы (художественной, методической, справочной)
  2. Видеокассеты, DVD
  3. Мультимедийные программы: Интерактивные творческие задания. Биология 7-9. Новый диск, 2007; Экология. Общий курс. Новый диск, 1998; Энциклопедия школьника. Животные и растения. ИДДК, 2007; Природа и человек. Новый диск, 2005.
  4. Раздаточный материал (открытки, иллюстрации)
  5. Определители и определительные таблицы
  6. Руководства по работе с комнатными растениями и гербарием
  7. Методические рекомендации по оформлению реферативных и исследовательских работ
  8. Сборники положений
  9. Методическое пособие по подготовке презентаций

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Кабинет для занятий
  2. Телевизор
  3. DVD- и видеомагнитофон
  1. Гербарий
  2. Микропрепараты
  3. Коллекция комнатных растений
  4. Аквариумы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда. СПб. Крисмас. 1997
  2. Алексеев С.В., Терешенков О.М.и др. Экология Санкт-Петербурга и области.СПб. 1995
  3. Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям. Л. 1974
  4. Бобакова Т.А., Момонтова А.П. 500 экологических задач. Петрозаводск. Карелия. 1991
  5. Гдалин Д.А., Сорокина Т.Г.Час экологической игры. СПб. 1992
  6. Головкин Б.Н., Китаева Л.А., Немченко Э.П. Декоративные растения СССР. М. 1986
  7. Горышина Т.К. Экология растений
  8. Горышина Т.К., Игнатьева М.Е. Ботанические экскурсии по городу. СПб. Химиздат. 2000
  9. Влияние загрязнения воздуха на растительность. Причины, воздействие, опасные меры: Пер. с нем. М.1981
  10. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л. 1963
  11. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение. Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. М. Творческий Центр. 2007
  12. Лархен В. Экология растений М. Мир. 1978
  13. Методические рекомендации по осуществлению экологического экспресс-картирования на территории Ленинградской области. Л. ЛГУ. 1975
  14. Одум Ю. Основы экологии. М.Мир. 1975

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Бывалов А.М., Шорина Н.И. Экология растений. 6 класс. М. Вентана-Граф. 2002
  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М. Детгиз. 1951
  3. Горышина Т.К., Игнатьева М.Е. Ботанические экскурсии по городу. СПб. Химиздат. 2000
  4. Каравосов В.Т., Петришин В.И., Бавтуто Т.А. Тропики царства флоры. Минск. Белорусская Энциклопедия. 2003.
  5. Книга для чтения по охране природы. М. Просвещение. 1986.
  6. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? СПб. Союз. 1998.
  7. Свидерская М.Д., Храбрый В.М. Сохраним для потомков. Л.Лениздат 1985
  8. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. Глав. ред. М.Д.Аксенов. М. Аванта+. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Данное планирование предназначено для кружка или элективного курса. Рассчитано на 144 часа в год, 4 часа в неделю. Предусмотрены экскурсии, практические работы проектная деятельность....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

Авторская программа. Защита растений. Элективный курс для 10-ого класса

Элективный курс "Защита растений" дает представление о комплексных мероприятиях, обеспечивающих получение высокого урожая овощей, плодов и ягод, а также повышение их качества....

Рабочая программа "Мир растений" 7 класс.

Алаптированная рабочаяя программа составлена для обучающихся с ТМНР в коррекционной школе 8 вида...

Рабочая программа Экология растений.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,    в соответствии с программой «Экология растений» авт. И.М.Швец Москва, изд. центр «Ве...