Гражданско- правовое воспитание младших школьников
элективный курс по теме

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится . предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»). В данных документах обосновывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспитание юных граждан. В последнее время появилось немало авторских региональных учебных программ, пособий, способствующих гражданскому образованию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-правовое образование младших школьников

Составители:
Педагоги
Кобяйской СОШ
Левина Елена Дмитриевна

Захарова Анна Дмитриевна

Пояснительная записка

        Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится . предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
       Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
В данных документах обосновывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспитание юных граждан.
В последнее время появилось немало авторских региональных учебных программ, пособий, способствующих гражданскому образованию младших школьников. 

Принципы построения программы

-   принцип гуманизации;
-   условно-концентрический принцип (Каждый учебныq год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
-    принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
-    принцип     комплексности     (обеспечение     соблюдения     принципа комплексности      направлений      развития      ребенка     таких,      как познавательное,       художественно-эстетическое,       ознакомление       с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
-    принцип гражданственности.

Формы учебной работы

  1. беседа
  2. дискуссия
  3. чтение
  4. обсуждение
  5. диспут
  6. праздник . 

Основания создания программы по гражданско-правовому образованию:

1.1. формирование гражданского общества и правового государства;
1.2. приоритетность направления образования:
гуманитаризация образования,
усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, формирование представлений об обязанностях и правах у ребенка-школьника в условиях развития демократического общества;
1.3. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

2. Цель программы по гражданско-правовому образованию:

2. 1. воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
2.2. реализация одного из важнейших направлений государственной политики в образовании Российской Федерации - гражданское и правовое образование (гражданско-правовое воспитание рассматривать как часть гражданско-правового образования);
2. 3. обеспечение необходимых научно-методических, информационных условий для развития системы воспитания и образования в     школьном образовательном учреждении; условий для реализации творческих возможностей детей в различных видах деятельности (речевой, музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной...);
2.4. формирование гражданина, основ гражданства, основ правового сознания у школьников, как средство профилактики правонарушений, воспитание законопослушания.

3. Задачи программы по гражданско-правовому образованию:

3. 1.   повышение общественного статуса     школьного образовательного учреждения;
3.2. обновление содержания, структуры образования и воспитания на основе
отечественных традиций;
обновление содержания образования на основе международного права, ратифицированного правительством СССР (Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека);
3.З.   формирование гражданской компетентности личности (воспитание готовности и способности у детей активно и эффективно с детства  реализовать комплекс гражданских прав, обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике);
3.4. развитие нравственно здоровой личности и ее гражданского потенциала в процессе реализации одного из важнейших направлений государственной политики в образовании - гражданского и патриотического воспитания. 

Структура программы

          Программа по гражданско-правовому образованию рассчитана на 2 — 4 классы четырехлетней начальной школы (1 чае в неделю). Она является пропедевтической основой для изучения истории и граждановедения в основной школе.
        В программе выделены 3 тематических блока. Каждый блок рассчитан на один год обучения:
I блок - «Кобяеведение» - 2 класс;
II блок -  «Кобяеведение» - 3 класс;
III блок - «Кобяеведение» - 4 класс.
         Программа 2 класса "Азбука вежливости" способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной,     в условиях жизни в школьном коллективе. Детям прививается культура поведения и обучения. На данном этапе  формируются  умения,     навыки  и  привычки,     которые  облегчают установление контактов,  сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.
     

      В последующем классе по программе составляют требования, характеризующие отношение ученика к обществу, к коллективу, к другим людям и самому себе. Эти требования непосредственно вытекают из норм морали.
     
Цель занятий по данному курсу - воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение и способен помочь им и словом и делом.
В выпускном классе начальной школы реализуется основная задача правовой пропедевтики граждановедения через программу "Ваши права". Необходимость сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется задачей, решаемой на начальной ступени обучения - сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.
      Программа является интегрированной, в нее включены знания о человеке, обществе и природе. Центральное место в ней занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начального образования. Специфика программы определяется тем, что в ней ведущую, содержательную роль играет опыт ценностных ориентации.
     Изучение программы способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями.
     Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при взаимодействии со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
     В основе программы курса лежит идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина — нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки, В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности,   которая   является   фундаментом   для   правовой   и   политической культуры.
    Таким образом, курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, способствует реализации общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка. 

IV.    Результаты     реализации      программы  по   гражданско-правовому образованию с детьми: 
IV.1. обновление содержания типовой программы воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении за счет реализации новых направлений -

  1.     правовое воспитание и образование школьников,
  2.     ознакомление с историей России;
  3.     приобщение детей к национальной,  культуре;

IV.2. обеспечение комплексности содержания программы и интеграции различных видов детской деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной и т.д.) как на занятиях - в организованных формах обучения, так и в свободной, самостоятельной деятельности детей (праздники, развлечения, игры и т.д.);
обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д.;
IV.3. формирование гражданственности, нравственности детей (воспитание любви к родителям, Родине, окружающей природе, воспитание трудолюбия и т.д.);
4.4. формирование культуры детей по вопросам межнациональных и межэтнических отношений;
IV.5. формирование представления у детей об обязанностях и правах, воспитание уважения к правам и свободам человека; воспитание законопослушания, формирование поведенческих структур у детей с целью решения проблем правонарушений в подростковом возрасте;
IV .6. обеспечение преемственности в работе по гражданско-правовому образованию между начальной школой
IV.7. реализация инновационных процессов посредствам обновления содержания гуманизации направлений, внедрение в педагогическую практику новых, современных достижений в области воспитания    школьников;
4.8. оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
4.9. обеспечение нравственного воспитания ребенка, соответствующего нормам христианской морали (в соответствии с библейскими заповедями), обеспечение духовно-нравственного становления детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
IV. 10. обеспечение интеллектуального и личностного развития детей.

                                                  Методические рекомендации

                                                              Введение

Данные методические рекомендации предназначены педагогам, преподающим курс «Правовое  воспитание» в начальной школе, родителям.

Целью учебной программы - познакомить учащихся с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Включить местный материал в контексте предмета Кобяеведение.

Задача авторов - активизировать знания учащихся о малой Родине, ее природе, общественно - культурной жизни человека в историческом развитии. Развивать творческие способности школьников. Прививать исследовательские поисковые навыки.

В учебной программе отражены все разделы программы курса «Кобяеведение» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений Кобяйского района, РС, 2010 год.

Задания в учебной программе  распределены по темам и подобраны так, что ученик имеет возможность  выполнить и практический, и теоретический программный материал.

Так как с этим учебной программой предполагается работа в течение 10-15 минут урока, то учитель может творчески подходить к подготовке и   проведению урока и использовать  другой дополнительный материал.

 Человек и природа

        1. Географическое положение.

Рассмотреть карты, узнать Кобяйский район, обвести границы района. Найти знакомые названия. Откуда они известны?

 

          2. Формы поверхности

Определить по цвету формы поверхности района, записав, что означает каждый цвет.

        3. Времена года

Прочитываются отрывки стихотворений. Записываются слова, характеризующие времена года. На дом можно дать задание нарисовать свое любимое время года и подготовить о нем рассказ.

        4. Водоемы

Написать название озер, других водоемов района. Определяя значение озера Ниджили, зачеркнуть полив, орошение, питье. 

       

        5. Растительный мир

Для коллективной работы - стихотворение «Сардааналаах урэххэ». Для домашнего задания – раскрась сардаану.

        6. Животный мир

Задание для самостоятельной работы.

Человек и общество

Записать название населенных пунктов района.

7. История отечества

Чтение статей, дополнительной литературы, отгадывание загадок.

Рассматривается вопрос о занятиях рыбаков.

Узнать даты, рассказать о праздниках страны, семьи, поселения.

9. Литературное чтение

Задания для выполнения на уроке и для домашней работы учитель планирует по своему усмотрению. Предполагается встреча с авторами – земляками.

10. Культура и искусство

Задания поискового, исследовательского, творческого характера.

11. Для проверки знаний учащихся предлагаются два теста (фотографии достопримечательностей района  и выбор правильного варианта ответа)

                                

 3 КЛАСС      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К  программе

                                                 «Кобяеведение»

                                                                                     

  1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
  1. Знакомство с рабочей тетрадью (обложка)

- Как вы понимаете название учебного предмета?

- А для чего нужно изучать историю своей малой родины?

  (вызвать уч-ся на дискуссию)

- А какие кобяйские символы вы  знаете? Составьте логическую цепочку: Кобяй – район – село.

 2. Творческое задание: придумайте символ своего населенного пункта, используя следующие элементы (колосья, животные, редкие растения и т.д.).

3. Продолжить работу по символической карте района, выяснить, что обозначают картинки – знаки на ней?

  Тема: Географическое положение (стр. 3)

  1. Предложить выполнить задание общепринятыми условными обозначениями: вода – синий цвет, равнины – зеленый и т.д. с опорой на настенную карту района или дополнительный материал.

Тема: Формы поверхности

  1. После  изучения  на карте района форм поверхности можно предложить дополнить первую группу (коса, гряда, балка) в зависимости от месторасположения поселения.

Тема: Полезные ископаемые

  1. После рассказа учителя и ответов учащихся на первое задание можно прочитать статью из дополнительного материала.
  2. Предложить составить коллекцию местных полезных ископаемых: глина, песок, соль  и т.д.

Тема: Климатические условия

  1. Предварительно изучить статью дополнительного материала. Провести сравнительный анализ климата с поселком Сангар и Кобяем . Выяснить причины различий.
  2. Предложить составить цепочку климатических признаков и природных явлений своего населенного пункта.

Тема: Водоемы района

  1. Виды водоемов района: озеро, река, пруды, водохранилище.
  2. Группы: искусственные – естественные, соленые –

 пресные, большие – маленькие, мелкие – глубокие и т.д.

  1. Обобщение.

- Чем отличаются реки от озер?

Тема: Почвы района 

  1. Предложить оформить коллекцию почв своего населенного пункта.
  2. Тест «Проверь себя» выполнить устно или письменно по выбору учителя.

Тема: Растительный мир

  1. Предложения учащихся по охране сардааны, подснежника, кувшинки оформить в виде плакатов, рисунков, стихов и запрещающих знаков.

Можно показать символ экологического клуба «Росток» и попросить ребят объяснить его назначение.

  1. В беседе о грибах выяснить не только пользу, но и их опасность.

В задании «Подумай!» вставить следующие слова: необходимы, помогают, животные.

 

    Тема: Животный мир

  1. Пищевые цепочки учащиеся должны продолжить, например:

лиса – заяц – дерево – личинка жука – дятел – ястреб  или  орел – змея – мышь- пшеница – бактерии и грибы  и т.д.

  1. Волк – санитар леса, а «хитрый родственник волка» - шакал.

       ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Тема: Родина

  1. Главные строчки статьи И.Петрова  «Родина»: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна».
  2. Буквенный ребус должен расшифроваться так:

 Флаг, герб, гимн – символы.

  1. Задания пособия «Кобяйский район» на стр. …. можно использовать на уроках гражданственности, интегрированных уроках, окружающему миру, Изо
  2. Отгадывание ребусов
  3. По ключевым словам учащиеся определяют занятия предков: охота, рыболовство, кузнечное дело,  земледелие.

  Тема: История Отечества

 Заочные прогулки по населенным пунктам района

  1. Чтение статей и обсуждение. Обмен впечатлениями о предыдущих экскурсиях по предложенным или самостоятельно выбранным поселениям.
  2. Включить фрагменты видеоуроков (при наличии)
  3. Провести защиту мини-исследований «История моего поселения»
  4. Предложить группе учащихся творческую работу «Мой первый фоторепортаж» на темы « Мой Кобяй», «Слово о малой родине», «Любимая улица моя» и т.д.
  5. Конкурс на лучшую рекламу своей улицы можно провести по данному плану или ребята могут выбрать свое направление. Формы работы: индивидуальные, групповые.
  6. Тема «Они защищали Родину»  направлена на поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

     (См. дополнительный материал «Слово о малой родине». История)

     Собранный материал можно оформить как книги памяти «Герои

     военных лет», «Герои наших дней» и т.д.

Тема: Культура и искусство 

  1. Значение слова «культура» и «искусство» предложить найти в толковых школьных словарях.
  2.  Старинные предметы культуры можно сразу сопоставить:

Амфора – ваза, веретено – ткацкий станок, пещерный рисунок – картина современного художника и т.д.

  1. В статью «Прогулки по селу» следует вставить слова: исторический музей, детская площадка, современный кинотеатр.

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УЧЕБНОй программе  «Кобяеведение»

4 КЛАСС

       Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                               Д.Лихачев

               Одним из факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение (кобяеведение). Необходимость развития интересов учащихся в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

   Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

 Задачи уроков по  данному  учебной программе:

образовательные: давать учащимся знания о природных условиях и по истории  района на уроках кобяеведения, окружающего мира, внеклассного чтения, русского языка, ИЗО;

развивающие: совершенствовать умения и навыки учащихся работать с исторической картой, дополнительной литературой, развивать кругозор, память, внимание, культуру речи;

воспитательные: приобщить учащихся и их родителей к истории родного края, вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям природы, показать полезность их поисковой деятельности.

   Исходя из этих задач, учитель определяет виды работ, которые могут дополнять  материал учебной программе «Кобяеведение». Обязательно включать разнообразные экскурсии, посещение музея, встречи с интересными людьми и др.

Тема  1

              Кобяйский район на карте РС(Я).

              Географическое положение. Формы поверхности.

                       Примерные вопросы и задания:

  1. Рассмотри карту Кобяя. Расскажи, с чем граничит Кобяйский район.

  1. Определи, где находится Кобяйский  район.

     На каком виде транспорта сюда можно доехать с г. Якутска?

    Проложи маршруты по земле, воздуху, воде.

  1. Подумай, о чем тебе может рассказать легенда карты района.

  1. Какие виды поселений существуют в нашем районе. Каких больше? Как ты думаешь, почему?

  1. Нанеси на контурную карту условными обозначениями формы поверхности.

  1. Определи полезные ископаемые района:

Нефть и газ, глина, песок…..

  1. Домашнее задание: составить кроссворд «Полезные ископаемые района», используя загадки, рисунки, знаки, определение понятий.

Тема 2: )  Климатические особенности района.    

  1. Прочитайте стихотворение И.Петрова. О каком разнообразии погоды говорит автор? Определите  по словарю, что такое «Малыыда».

  1. Выполните творческое задание, подбирая самые точные слова-определения к каждому времени года.

Например: Лето – жаркое, сухое, длинное, дождливое и т.д.

  1. Виды стихийных бедствий, происходивших в нашей местности в разные годы: засухи, наводнения, ураганы.

Тема 3: (стр. 5-7)  Водоемы района

  1. На карте района   или на контурной карте Кобяя надпишите названия озер. Сравните их.
  2. Что вы знаете о Кобяе? Есть ли искусственные водоемы на территории нашего района?

Пруды – для разведения рыбы.

  1. В тетради по кобяеведении  напиши рассказ об одном из них.
  2. Проложите путь на карте от нашего села к Якутску пунктирной линией.
  3. Прочитайте    стихотворение И.Петрова. Что вы знаете о речке Лунха?  

Это крупные притоки реки Лена (левый и правый)…...

 

Справка для учителя из литературы «Кобяйский район» И Захарова

Тема 4: (стр. 7-8)  Почвы

  1. Вспомните, что такое почва?

Это верхний рыхлый и плодородный слой поверхности Земли, покрытый растительностью. В состав почвы входят песок, глина, перегной, минеральные соли, вода, воздух. Чем в почве больше перегноя, тем она плодороднее.

  1. В результате анализа схемы учащиеся должны прийти к выводу, что после того, как растения обживают определенную территорию, здесь поселяются животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества, необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли.

Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Поэтому необходимо беречь почву от разрушения, способствовать повышению ее плодородия.

  1. Творческое задание (придумать обращение обитателей почвы к ребятам) могут написать, нарисовать от имени дождевых червей,  муравьев и др. об экологических проблемах данного вида.
  2. При проведении экскурсий в природу или на практических занятиях предоставлять учащимся возможность сравнивать почву из разных участков ландшафта.

Справка для учителя

Тема 5: (стр. 8-9)  Растительный мир района

  1. Прочитайте стихотворение – загадку. Подумайте, о какой природной зоне идет речь? А в какой природной зоне находится наш район? Какими климатическими условиями характеризуется наша зона?
  2. Как вы понимаете выражение «памятник природы? Это память о чем?

Редкие растения района:

Тема 6: (стр. 9-11)  Животный мир

     

   1. Обсудить рисунки учащихся, выяснить, как деятельность человека влияет на изменение климата, ландшафта, жизнь растительного и животного мира. Правильно ли поступает человек, вмешиваясь в силы природы?

  3. В статью «Кобяйская земля» дети могут вставить следующие названия околоводных и водоплавающих птиц: лебеди, гуси. В плавнях обитают ондатры. Среди рыб осетр, сом, щука.

4. Стихотворение И.Петрова «Мин дойдум» дает возможность выяснить, что ребята знают о видах птиц наших лиманов, видах гнездования, и почему они стремятся в наши края.

5. Выполнение задания «Экологический паспорт животного» предполагает проведение мини-исследования редких животных нашей местности. Можно выполнить это задание дифференцированно. А потом провести защиту проектов.

6. Государственный участок «40 арыы» охотхозяйства  создан для охраны и воспроизводства водоплавающей птицы.

7. Исследование «Жизнь птиц в лесонасажениях» нацелена на длительное наблюдение за птицами, которые живут в селе или станице рядом с человеком. Результаты наблюдений фиксируются в отдельном дневнике. А затем могут быть представлены как реферат  или защита исследовательского проекта.

Тема 7: ( стр. 13-21)  Человек и общество

  1. Стихотворение  «На раскопках» позволяет начать  разговор об истории образования первых поселений на территории района. Почему автору «нужно отважиться», чтобы взять в руки предметы, найденные на раскопках? Что такое археологические раскопки? О чем человек пытается узнать, проводя такие работы?
  2. А произведения И.Кобякова и Г.Кобякова рисуют нам образ  современного села. Что изменилось в жизни села с древних времен?
  3. Проект «Мое село в 21 веке» можно выполнить на интегрированных уроках по ИЗО и технологии. Живой интерес вызовет работа, если провести защиту в конкурсном варианте, победителей наградить.
  4. Чтение «Легенды о красавице Малыыде», может вызвать желание продолжить пофантазировать над толкованием слов и придумать свою легенду о происхождении названия нашего села.
  5. Мини-исследование «Предприятия нашего района» учащиеся могут провести путем чтения местной периодики или опроса  близких. Можно организовать выставку продукции наших предприятий, дополнив сообщениями детских исследований.
  6. «Все в жизни дается трудом». Самым древнейшим профессиям рыбака и земледельца, благодаря которым и получил развитие наш район, можно посвятить урок.

Справка для учителя

   Тема 8: (стр. 22-25)  История Отечества

  1. Изучение историй поселений района предлагается начать с беседы о малой родине учащихся класса. Выяснить, что они уже знают, помнят из рассказов старшего поколения. Вспомнить стихи, легенды родного края, поразмышлять, что за чувства заставляют жителей воспевать родной край.
  2. Название каждого поселения может раскрыть часть истории этого места. Для этого надо еще раз изучить карту и распределить названия по группам, например:

     по фамилиям или именам известных истории личностей:  

     Терехов ото5о и др.;

     по занятиям людей: Огородный;

    по месту расположения:Центральный  и т. д.

  1. Задания  предполагают предварительные экскурсии по селу «Их именами названы улицы нашего села»  и  музей им. .. Встречи с защитниками Отечества оставят  неизгладимый след в душах детей.

      Тема 11  Культура и искусство

  1. Картины  написаны учениками художественной школы города в разные годы. Они объединены одной темой «Наше село и сельчане» и принадлежат бытовому  жанру: «Летний дождь», «Кобяйские  рыбаки».
  2. Беседа по картине «Кэбээйи » художника С.С.Эверстова, члена Союза художников ЯАССР должна подвести к ответу, почему автор изобразил  эту картину?

Какие чувства  вызывают их образ? Как сам автор  относился? С помощью каких      средств он это выразил?

Разговор об истории музыкальной школы могут дополнить учащиеся этой школы, которые могут подготовить самостоятельно сообщения.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание школьников

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро...

Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"

Конспект проведения педагогического совета. Цель:  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.   Задачи: 1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме. 2. ...

Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".

В буклете дается небольшое определение патриотизма, цели работы педагога. Далее приводятся конкретные примеры на основе учебного материала (стр. учебника, задание), каким образом материал задачи м...