Хоровое сольфеджио. Интонационная работа над интервалами.
методическая разработка по теме

Леонтьева Светлана Владимировна

В данной методической разработке предложена эффективная методика работы над интервалами на занятиях хорового сольфеджио в младших группах хоровых коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_intervalami._red._.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Хоровое сольфеджио. Работа над интервалами

Педагоги часто сталкиваются с  нелюбовью детей к сольфеджио.

Когда я провожу собеседование с родителями вновь поступивших в коллектив детей, всегда (или почти всегда) слышу нелестные отзывы в адрес предмета сольфеджио, особенно от тех родителей, которые сами учились  в музыкальных школах. И сразу возникает вопрос: «А почему? В чем причина такой нелюбви?» Вероятно, сухая техничность исполнения упражнений, элементарная теория музыки, выраженная в цифрах и формулах, делают предмет специального сольфеджио скучным и малоинтересным для  детей.

Для педагогов дополнительного образования, работающих с детскими хоровыми коллективами,    важна работа по развитию творческих навыков, творческому раскрепощению детей. При этом необходимо изучать теоретический материал и закреплять темы по сольфеджио. Этому может способствовать хоровое сольфеджио.

Хоровое сольфеджио включает в себя методические приемы и упражнения, которые предназначены для развития музыкального слуха (гармонического, функционального), музыкальной памяти, чувства ритма. Оно  находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством и этим  способствует более глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.

На занятиях по хоровому сольфеджио особенно важно  создать творческую атмосферу, которая, вообще-то, должна сопутствовать занятиям музыкой всегда. При закреплении теоретического  материала и тем по сольфеджио можно использовать музыкальные примеры из репертуара хора  (не только текущий репертуар,  но и репертуар прошлых лет, а также и будущий).         

          Хоровое сольфеджио не может в полной мере заменить специальных уроков сольфеджио, но, в условиях дополнительного образования, в значительной степени углубляет и расширяет круг навыков, получаемых детьми на этих занятиях.

В тех случаях, когда хоровое сольфеджио оказывается единственным средством развития музыкальной грамотности детей, задача хормейстера  состоит в правильном подборе и  компоновке тем  из элементарной теории музыки и прохождении  их непосредственно на хоровых занятиях. Но наибольшая продуктивность в освоении теории и сольфеджио достигается при организации  отдельных  занятий по хоровому сольфеджио.

         Для  школьных хоров,  коллективов домов творчества и домов культуры,   рекомендуется распределить темы курса хорового сольфеджио на 5-6 лет, таким образом, чтобы  весь материал или его  части  изучались на основе  разучиваемого репертуара.

При этом важно принять во внимание  следующие  рекомендации.

- Помимо отдельного занятия на каждой хоровой репетиции необходимо уделять 10-20 мин. упражнениям Хорового сольфеджио.

- Упражнения хорового сольфеджио следует вести, пользуясь методическими приемами проведения вокальных упражнений.

- Хоровым сольфеджио занимаются все без исключения участники любого хорового коллектива. В коллективах, в которых самый разнообразный уровень музыкальной подготовки участников, хоровое сольфеджио способствуют развитию общей музыкальной грамотности.

- На занятиях хорового сольфеджио большое место должно занимать чтение нот с листа. Систематическое пение по нотам  хорошо развивает навык чтения с листа.

- Упражнения хорового сольфеджио включают в себя целый ряд многоголосных примеров, которые можно использовать для коллективного чтения с листа.

- Выученные наизусть хоровые  произведения полезно пропевать по нотам, проводя анализ музыкальной формы, гармонических оборотов, интервалов, аккордов, секвенций, ритмических рисунков (соответственно возрасту и году обучения).

- Более того, необходимо добиваться, чтобы каждое упражнение хорового сольфеджио (даже самое простое) углубляло и закрепляло понятия и навыки.

Прохождение курса  хорового  сольфеджио  можно  условно поделить на три этапа – младший, средний и старший, что соответствует    делению хоровых коллективов в условиях студий, школ, домов творчества,  домов культуры.

Предполагается, что учащиеся приходят сначала в младший хор и по мере приобретения хоровых навыков  переходят в хор следующей возрастной категории. Но поскольку  возможны и другие  варианты возрастного состава коллектива и степени их подготовки,   руководитель   сам составляет план освоения материала хорового сольфеджио.

Приведем три основных направления методической работы  по хоровому сольфеджио:

  1. развитие мелодического и гармонического слуха;
  2. развитие ладо-функционального слуха;
  3. развитие чувства ритма.

Основная цель упражнений по хоровому сольфеджио связана с формированием  у учащихся навыков многоголосного пения.

Основные задачи на каждом хоровом этапе состоят в следующем:

I  этам: унисон, унисон с элементами двухголосия;

II  этап: двухголосие развитое, двухголовие с элементами трехголосия;

III этап: трехголосие, трехголосие  с  элементами четырехголосия

IV этап:  трехголосие – четырехголосие, многоголосие.

Выпущено немало пособий и учебников по сольфеджио, в том числе, и по хоровому сольфеджио. В этих изданиях даны методические рекомендации по освоению и закреплению различных музыкальных понятий и навыков. Много интересного и полезного в материалах, собранных  и обработанных педагогами, которые долгие годы работают с детьми в музыкальных учреждениях,  преподают сольфеджио и теорию музыки.  Автор  работает руководителем хора 28 лет, и все эти годы тщательно занимается  хоровым сольфеджио. В этой связи хочется поделиться некоторыми своими наработками с коллегами.

Работа над интервалами начинается  с первых занятий. С помощью разных методических приемов  изучение темы «Интервалы» становится  ярким и увлекательным. Педагог рассказывает о путешествии в загадочный Музыкальный зоопарк. И для начала объясняет понятия «консонанс» и «диссонанс». Консонанс – приятный, благозвучный, а диссонанс – резкий, неприятный, неблагозвучный.

Далее педагог проигрывает разные интервалы, а ребята   определяют – это диссонанс или консонанс.

До поры до времени дети не знают, что такое интервал (само слово и его значение), не знают названий интервалов, не имеют представлений о  ступеневой и тоновой  величинах. Да это и неважно в первый период изучения интервалов.

При изучении интервалов сначала мы их слушаем и пропеваем на любые слоги. Очень важный и полезный элемент работы над интервалами – слуховой анализ. Для этого используется широко распространенная методика, по  которой каждый интервал ассоциируется с каким-либо животным -  игра «музыкальный зоопарк».

После прослушивания интервала, ребята дают  ему характеристику – мягкий,  ласковый, веселый, грустный, длинный, резкий, злой, грязный и т.д.  Фантазия работает великолепно. Эмоциональное восприятие звучащих образов помогает активизировать слух, внимание и память. Сопоставив характеристику и звучание интервала на инструменте, мы выясняем, что это за «животное».

Следующий этап работы – обязательное исполнение (пропевание) интервала в виде песенки - попевки. Таким образом, весь интервальный ряд постепенно ассоциируется с «музыкальным зоопарком», а попевки помогают запомнить материал интонационно.

Многие педагоги сталкиваются с тем, что ребенок слышит и определяет интервал, может построить его в тетради, точно назвать ступеневую и тоновую величину, но НЕ МОЖЕТ ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ!  А ведь самое важное для хористов – это спеть.

Именно поэтому, работая с младшими группами, необходимо использовать релятивную систему (ручные знаки) З. Кодая для показа звуковысотности той или иной ступени. Очень важно чтобы дети сами пели и показывали рукой вслед за педагогом. В старших группах можно отказаться от ручных знаков, так как за 2-3 года систематических занятий навык чистого интонирования будет хорошо закреплен.

«Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетически усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей». З. Кодай

В хоровом коллективе теоретические знания должны быть применимы к практике пения в хоре. Самое важное, чтобы у детей слово «интервал» вызывало не воспоминание о цифрах, а сразу напоминало ту или иную интонацию, музыкальную краску, которую ребенок может легко исполнить.

Изучать интервалы нужно постепенно, прибавляя  на каждом занятии по одному. Исполнять  интервалы на инструменте надо и мелодически, и гармонически. Пропевать гармонически более простые интервалы можно и на первом году обучения, даже если интонационно они еще не идеально чисты. Навык пения в два голоса очень полезен. Со временем, по мере приобретения вокально-хоровых навыков, петь интервалы на два голоса будет легко и просто. Для закрепления каждой интонации исполняем песни. Любой  педагог может сам подобрать из множества музыкального материала то, что ему больше нравится. Если все-таки песенку не подобрать, то можно предложить ребятам самим придумать короткую попевку со словами.

ч.5

Французская народная песня «Пастушья»;

Ж. Металлиди «Под горою вырос гриб»;

И. Москальская «Моется цапля»;

Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

б.7 и м.7

Е. Веврик «Шел медведь»

ч.4

Русские народные припевки «Как у дяди Ермолая»,

«Петушок», «Василек, василек»;

Е. Веврик «Жили-были два кота»;

Е. Тиличеева «Ворон»;

Русская народная песня «Патока и имбирем»;

б.6 и м.6

Л. Бекман «В лесу родилась елочка»;

Г.Струве «Пестрый колпачек»;

Р.Паулс «Сонная песенка»;

б.3 и м.3

Р.Паулс «Неразумное желание»;

А. Гретри «Спор»;

Русская народная песня «На горе-то калина»;

Русская народная песня «Дрема»;

б.2 и м.2

Русская народная песня «Блины»;

Русская народная песня «Петушок»;

Русская народная песня «Не летай, соловей»;

Русская народная песня «Патока и имбирем»;

ч.1

Русская народная песня «Дон-дон»;

Русская народная песня «Дождик»;

Русская народная песня «Скок, поскок»

(В представленных  ниже нотных примерах  текст сочиняли  дети.)  

Нужно отметить, что все интервалы и песенки – попевки ребята поют, показывая ступени ручными знаками (релятивная система). На первом и втором году обучения рука помогает петь, так как у детей ярко выражена двигательно-интонационная  связь:  чем свободнее движение, тем легче и свободнее интонирование.

В дальнейшей работе  к образу животного добавляется цифра, сначала на русском, затем на латинском языке. Латинский счет до десяти мы учим отдельно, как счет  на любом иностранном языке. Чтобы было интересно и весело, ребята называют латинскими цифрами свой домашний телефон, день рождения,   отметки, которые  получили в школе. Таким образом, мы подходим  к самому названию интервалов.

В процессе пения с показом  ручными знаками ребята запоминают ступеневую величину интервалов, а в более старшем возрасте можно объяснить тоновую величину. Понимание и запоминание  теоретических терминов пройдет без особых трудностей, так как у ребят уже есть  эмоционально-слуховая и двигательно-интонационная база.  

Еще один  важный элемент в работе  над интервалами – пение интервальных секвенций и цепочек. Отработка этого  на хоровом сольфеджио очень помогает в работе над двухголосными и многоголосными хоровыми произведениями.

Когда все интервалы пройдены, прослушаны много  раз, показаны рукой, спеты от разных нот, сыграны на инструменте, записаны в тетради, исполнены на два голоса, можно давать тоновую величину интервала. В условиях дополнительного образования тоновая величина не является главенствующей. Если учащиеся свободно поют любые интервальные скачки, поют нотами с листа или чисто держат два голоса, это намного важнее, чем знание тоновой величины того или иного интервала.

Таким образом, необходимо уделять  особое внимание на интонирование при работе над интервалами.  

Учитывая то, что любая музыкальная фраза состоит из интервалов, а каждый хоровой коллектив в репетиционной работе исполняет множество музыкальных фраз  - чистое интонирование интервалов и интервальных цепочек будет способствовать чистому интонированию хоровых произведений.

Список использованной литературы:

  1. Сени Э. Некоторые стороны метода З.Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. - М., 1983.Л. Добсаи. «Метод Кодая и его музыкальные основы»,
  2. Ю.Н.  Бычков «Основы формирования мелодического ладового слуха», Москва, 1993
  3. Стулова Г.П. Хоровой класс. (Теория и практика работы в детском хоре) М.: Просвещение, 1988.
    Струве Г.А. Когда запоет школа? //Искусство в школе. - 1996. 
  4. Базарный В. Г. Педагогический потенциал хорового пения. // Народное образование. - 2000. 
    Алексеева Л. П. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. — М.: 2001
    М. Осеннева,  С, Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М.: Академия, 2003.

www.art-in-school.ru

http://www.karadar.com/Default.htm

 http://www.classical.ru/r/ 
http://classicmusicon.narod.ru
http://classic.chubrik.ru/
http://www.classicalarchives.com

http://www.classicalguitarmidi.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.

Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти....

"Практическая семантика на уроках сольфеджио в ДШИ" (Веселые интервалы)

Урок посвящен демонстрации  инновационного подхода в изучении музыкального языка не только с точки зрения грамматики, а с точки зрения  его семантики и стилистики, а также включе...

«Особенности содержания и способов преподавания предмета «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками»

Все вы знаете, что проблема музыкального воспитания дошкольников становится особо актуальной в наше время. Все мы замечаем снижение общего уровня музыкальной культуры нашего общества. Ведь именно в де...

Проект по сольфеджио "Музыкальные сказки про интервалы"

Увлекательный проект по сольфеджио, в котором принимали участие ученики 2го класса. В нем представлены интересные сказки про интервалы, авторами которых являются д...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Обращение к данной теме позволяет решить целый ряд следующих целей и задач:Образовательные:- организация и развитие музыкального слуха;- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирова...

Открытый урок «Приемы хорового сольфеджио в приобретении хоровых навыков многоголосия»

Цель данного урока: формирование навыков многоголосия с применением элементов хорового сольфеджиоНа нем будет поставлен ряд задач: Образовательные:Закрепление навыка сольфеджирования и применения...