Программа здоровье
рабочая программа по теме

 

Муниципальное образовательное учреждение

 «Могойтуйская средняя  общеобразовательная школа №2»

                                                                                                              «Утверждаю»

                                                                                          Директор МОУ «МСОШ№2»

                                                                                       Л.Б.Шагдарова  _____________

                                                                                           «___»________________2010г.

                                              

 

 

 

Программа «Здоровье»

 

 

 

 

 

Педагог-валеолог;

Цыренжапова Д.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         2010-2011г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

    Актуальность программы в школе заключается прежде всего в том, что она ориентирована  на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект оздоровления и укрепления здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перезагрузки и сохраняющих здоровье школьников

Цель программы:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся обеспечение правильного физического и психического развития, формирование здорового образа жизни.
  2. Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально- дифференцированного подхода к работе с учащимися.
  3. Создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

                                               

   Задачи:

1.Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира

2. Дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья

3. Научить ребенка профилактическим методам самостоятельного восприятия решений, ориентированных на свое здоровье

Участники программы:

  •  учащиеся;
  •  классные руководители;
  •  учителя-предметники;
  •  врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
  •  врачи-специалисты;
  •  родители;
  • медицинские работники школы.

Педагогические средства:

  • Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам.
  • Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.
  • Программа учебных предметов (ОБЖ, экология, «Окружающий мир»), формирующих основы здорового образа жизни;
  •  Районные мероприятия, школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

 

Критерии: 

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- критичное отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

- сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.  

                            План-сетка

№ п/п           

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы  организации работы

1

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т.д.); организация работы дежурства

В течение года   

Валеолог,

администрация школы

 

2

Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.)

Постоянно    

 

Заведующие кабинетами

 

           

 

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок          

Ежегодно сентябрь январь           

Завуч координатор

валеолог       

 

4

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим)

Ежегодно      

 

Администрац. школы, заведующий кабинетом,

Валеолог       

 

5

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, настольные игры)

Постоянно    

Заместитель директора школы по ВР,

учителя физической культуры,

военрук, кл. руководител

валеолог

 Динамическая перемена

 

 

 

 

 

 

 

6

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: ОБЖ, экология, «Окружающий мир».    

Постоянно 

Администрация школы

Классные руководители

 

 

7

Проведение «здоровых уроков»; на классных часах

По запросу

Администрация школы, учителя-предметники

психолог

валеолог, фельдшер,

мед.сестра

 

8.

Гигиеническая оценка уроков по здоровьесбережению

В течении учебного года

Администрация школы,

валеолог

Уроки

9.

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам

2 полугодие

Психолог

МО классных руководителей

10.

Проведение мероприятий по профилактике зрения учащихся

В течении уч. года

Учителя-предметники,

медсестра,

валеолог

 Физкультминутки, мед.осмотр

11.

Организация горячего питания

В течении уч. года

Администрация школы

валеолог,

социолог,

зав.столовой

 

 

12.

Профилактическая работа во время эпидемий

 Во время

эпидемий

Администрация школы, валеолог,

мед.сестра,

фельдшер

 

13.

Оздоровительная работа с детьми в летний период

лето

Мед.сестра,

социолог,

валеолог, учителя-предметники

 

 

14.

Организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей по пропаганде ЗОЖ

 

Классный руководител

валеолог

социолог

психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

      Профилактика вредных привычек   (курение, алкоголизм, наркомания)

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы  организации работы

1

Результаты тестирования учащихся (5- 9 кл.) по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам.            

Ежегодно

Заместитель директора по воспитатель ной работе, классные руководители,

Психолог

Валеолог

Вопросы и анкеты

 

2

Участие в проведении: Международного дня борьбы со СПИДом; Международного дня борьбы с курением

01.12

16.05

07.04

Заместитель директора по ВР, классные руководители,

педагоги- организаторы

Выпуск статьи в газете «Алый парус»

 «СПИД-чума века».

• Конкурс плакатов и др.

• Выпуск бюллетеней

Тест «Что мы знаем о курении».

 • Информационный бюллетень «Курение и организм».

• Беседа врача нарколога, дерматолога

 

3

Проведение школьной акции «Мы – против наркотиков»

ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе

педагог организатор,

психолог,

социолог,

валеолог.

·    Беседы

·    Конкурс рисунков, сочинение

 

 

 

Физкультурно –массовая оздоровительная работа

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы  организации работы

1

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:

• определение группы здоровья;

• занятость в спортивных секциях

1 четверть 

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры

Фельдшер

Валеолог

Расписание работы спорт. секций на базе школы.

2

Школьные программы спортивно-массовой оздоровительной работы

Учебный год     

Валеолог,

учителя физической культуры

Дни здоровья. Работа школьных спорт, секций, Школьные спорт. соревнования. Подвижные игры, конкурсы. Турслеты, походы

 

3

Летняя оздоровительная программа

 

Зам. директора по ВР,

фельдшер,

мед. сестра,

валеолог,

социолог.

Школьная оздоровительная площадка.

 

 

  План медико-валеологического сопровождения

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Отметки о выполнении

Организационно- подготовительные мероприятия

1

Проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года (исправность вентиляции; вентиляция; освещение; наличие оборудования в физкультурном зале, столовой, расстановка мебели в классах) и определить готовность школы к приёму учащихся. В случае необходимости составить акт и предъявить его администрации школы с указанием срока выполнения предъявленных требований.

Август

Администрация  школы,

Фельдшер медсестра школы, валеолог,

 районная СЭС,

Зам.директора поХЧ

 

2

Подготовка медицинского кабинета, обеспечение его необходимым инвентарём (весы, ростомер, кушетка, аптечка, таблицы для определения остроты зрения учащихся, тонометр и др.)

Июнь - июль

 Медицинская сестра, фельдшер, валеолог,

 

3

Составление плана работы медицинского персонала школы на год, утверждение его у главного врача  и согласование его с директором школы. На основании этого плана составление плана работы на месяц

сентябрь

Медицинская сестра школы,

Фельдшер

 

Лечебно-профилактические мероприятия

1

Анализ результатов медицинского осмотра, доведение результатов осмотра до родителей, учителей, заполнение документации (данные о состоянии здоровья учащихся и рекомендации врачей вносят в ф.№026/у)

Декабрь

Фельдшер, Медицинская сестра школы,

Валеолог

 

2

Организация и проведение санации полости рта всех учащихся (результаты занести в ф. №026/у)

В течение учебного года

Стоматолог, медицинская сестра,

валеолог

 

3

Профилактика травматизма среди учащихся

В течение учебного года

 медицинская      сестра школы,

фельдшер

валеолог

 

4

Витаминизация 3 блюда

В течение учебного года

 медицинская      сестра школы,

фельдшер

 

5

Организация щадящего питания для детей, страдающих заболеванием желудочно-кишечного тракта

Сентябрь- Май

 Медицинская сестра,

фельдшер

валеолог,

социальный педагог,

зав. столовой

 

6

Проведение амбулаторного приёма в школе

В течение учебного года

фельдшер, медицинская сестра

 

7

Осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся (посещение занятий физкультуры)

 Октябрь

Фельдшер, медицинская сестра, валеолог

 

Санитарно-противоэпидемические мероприятия

1

Составление плана профилактических прививок.

Декабрь - январь

Фельдшер, медицинская сестра

 

2

Осуществление медицинского контроля детей перед профилактическими прививками

В течение учебного года

Фельдшер,

медицинская сестра

 

3

Осуществление контроля за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (санитарное состояние помещение, освещение, температурный режим, соблюдение перемен  перерывов между сменами; правильная расстановка парт, организация самообслуживания

Ежедневно

Администрация школы,

зам. директора по ХЧ,

 медицинская сестра, валеолог,

классные руководители,

зав.кабинетами

 

4

Проведение контроля над технологией приготовления пищи, мытья посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи

Ежедневно

Администрация школы,

дежурный учитель,           медицинская сестра, фельдшер, валеолог

 

5

Проведение осмотра персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, фиксируя результаты в журнале

Ежедневно

Фельдшер,

медицинская сестра

 

6

Организация учёта и изоляция заболевших инфекционными заболеваниями школьников, проведение осмотра контактируемых.

В течение учебного года

Фельдшер,

Медицинская сестра,

валеолог

 

 

 

 

 

Санитарно–просветительные мероприятия

1

Составление плана санитарно-просветительной работы на год и на каждый месяц, обеспечение его выполнения

Сентябрь

Фельдшер,

медицинская сестра,

валеолог,

 

 

2

Проведение классных часов бесед о здоровом образе жизни для школьников (по плану), включая вопросы антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды.

По запросу

классных

руководителей

Фельдшер, медицинская сестра  зам директора по ВР, валеолог

Узкие специалисты МЦРБ

 

3

Выпуск санбюллетеней и оформление уголка здоровья

1 раз в четверть

Фельдшер,

Медсестра, валеолог

 

4

Работа с родителями:

Беседы, лекции на темы профилактики заболеваний, гигиены школьника;

 

 По запросу

Медицинская сестра, валеолог,

узкие специалисты МЦРБ

 

5

Проведение просветительных лекций и бесед с педагогами и техническим персоналом школы:

О санитарном состоянии школьных помещений, пришкольного участка воздушно-тепловой режим, освещённость,  уборка;

О профилактике инфекционных заболеваний у школьников;

О личной гигиене технического персонала.

   В течении учебного года

Зам.дир.по Х.Ч,

фельдшер,

медицинская сестра школы, валеолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Проведение методических занятий с учителями школы:

Лекции по вопросам гигиены и охраны здоровья школьников;

Выступление на педагогическом совете по  внедрению здоровье сберегающих технологий;

Результаты диспансеризации детей и практические выводы, гигиеническая организация трудового и производственного обучения и т.д.

 

 

1 лекция в полугодие

1 раз в учебную четверть

В конце учебного года

Фельдшер,

Медицинская сестра, валеолог

 

Медицинская сестра, валеолог

 

Медицинская сестра школы, валеолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по профилактике гриппа, ОРВИ

Мероприятия

Цель

Сроки исполнения

I.В период до наступления эпидемии

1

Подготовка школы к проведению противогриппозных мероприятий:

Наблюдение за температурным режимом;

Обеспечение дезинфицирующими средствами;

Закупка витамина С, дибазола, поливитаминов Вакцинация учащихся «Гриппол»

Предупредить массовое распространение заболевания гриппом и ОРЗ учащихся и педагогов, технического персонала школы

 Октябрь- ноябрь,

Март- апрель

 

2

Проведение закаливающих процедур:

Прогулки на открытом воздухе в соответствующей одежде в любую погоду;

С-витаминизация; Динамические перемены,

Витаминизация;

Дибазолопрофилактика в течение 10 дней дозах для детей соответствующего возраста;

Экстракт элеутерококка;

 

    Повысить неспецифическую     резистентность организма к инфекциям

В течение всего учебного года

 

 

Ежедневно (ноябрь – март)

 

Iтур – сентябрь

IIтур – ноябрь

IIIтур - февраль

3

Организация санитарных уголков с оформлением наглядных памяток, бюллетеней по профилактике гриппа,  ОРЗ, других инфекций;

Проведение внеклассных занятий с учащимися по профилактике гриппа (о закаливающих процедурах, о профилактических прививках, о применении витаминов)

 

Повысить уровень знаний учащихся о мерах профилактики

 

Ноябрь - январь

II. В период эпидемии (массовых заболеваний)

1

Раннее выявление больных;  «фильтрация»-

изоляция заболевших из классов до полного выздоровления;

принятие детей в классы после болезни только при наличии справок от лечащего врача,

установление медицинского наблюдения за контактными по классу

Не допустить проникновения и распространения гриппа и ОРЗ в школе

Во время подъёма заболеваемости

Во время эпидемии

В течении регистрации заболеваний

III. Санитарно- гигиенические мероприятия

 

Ежедневная влажная уборка классов, коридоров с применением дезинфицирующего раствора;

Облучение воздуха бактерицидными ультрафиолетовыми лампами (в отсутствие детей);

на пищеблоке дезинфекция посуды раствором хлорсодержащих препаратов

Соблюдение санитарно- гигиенических норм во время распространения эпидемии гриппа и ОРЗ

Во время эпидемии гриппа и ОРЗ

 

 

 

 

 

 

 

Примерный учебно- тематический  план

 

Классы

Темы

Описание тем

Сроки

1-2

1.Умывание и купание

Что случается с грязнулей, зачем человек  моется. Правила личной гигиены

Сентябрь

 

2.Забота о глазах

Как беречь глаза, гимнастика для глаз

Октябрь

 

3.Уход за ушами

Как устроено ухо человека, как беречь уши

Ноябрь

 

4.Уход за зубами

Молочные и постоянные зубы. Болезни зубов, Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми

Декабрь

 

5.Уход за руками и ногами

Где больше всего скапливается грязь, гигиена рук и ног

Январь

 

6. Забота о коже

От чего защищает кожа. Травмы и заболевания кожи: ожоги, пыль, воспаления, грибковые заболевания. Уход за кожей

Февраль

 

7.Как следует питаться

 

Устройство системы пищеварения.

Отчего зависит количество потребляемой пищи.

Март

 

8.Как сделать сон полезным

Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего ненадо делать перед сном

Апрель

 

9.Поведение в школе

Как можно проанализировать свое поведение. От чего оно зависит

Май

3-4

1.Осанка

Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника

Сентябрь

 

2.Почему мы болеем

Признаки болезни: высокая температура, озноб, головная боль, насморк , потеря  аппетита, тошнота и рвота. Причины болезней.

Октябрь

 

3.Кто и как нас предохраняет нас от болезней

Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни.

Ноябрь

 

4.Кто нас лечит

Какие есть врачи, и какие они лечат болезни.

Декабрь

 

5.Прививки от болезней

Защитные функции организма и как их укрепить. Опасные инфекционные заболевания. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки.

Январь

 

6.Что нужно знать о лекарствах

Где хранить лекарства. Антибиотики. Аллергия на лекарства.

Февраль

 

7.Как избежать отравлений

Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания.

Март

 

8.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Беспорядок в доме (комнате) – причина многих травм. Правила поведения с электроприборами, правила дорожного движения.

Апрель

 

9.Правила общения с огнем

«Детям спички не игрушка».

Май

 

 

 

 

 

 

5-6

 

1.Здоровье

Здоровье как состояние полного  благополучия. Компоненты здоровья

Сентябрь

 

2.Организм

Органы и системы, входящие в состав, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма( отношение к умственным и физическим занятиям.

Октябрь

 

3.Клетки

Строение клетки. Старение и рост заболеваний как процесс уменьшения числа живых клеток.

Ноябрь

 

4.Обмен веществ

Что такое обмен веществ. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. К чему приводит переедание  и привычка есть много сладкого.

Декабрь

 

5.Мозг и нервы

Условные и безусловные рефлексы. Что расшатывает нервную систему. Стрессы, и их предупреждения. Способы выхода из стрессовых ситуаций. Влияние алкоголя и курения на растущий организм.

Январь

 

6.Иммунитет

Что такое иммунитет. Что ослабляет иммунитет (энергетическое истощение, стрессы, вредные привычки, малоподвижный образ жизни)

Февраль

 

7.Эмоции

Эмоции как реакция психики на внешние воздействия. Эмоции и их классификация: страх-бесстрашие, гнев-стыд, грусть - радость

Март

 

8.Желудок и кишечник

 Курс «Формула правильного питания»

Устройство системы пищеварения.

Отчего зависит количество потребляемой пищи.

Занятия по программе “Разговор о правильном питании”, М.М.Безруких, Т.А.Филиппова

 

9.Курс «Две недели в лагере здоровья»

 

Май

7-8

1.Здоровье и его формирование

Компоненты здоровья. Школьная валеология: цели,задачи.

 

 

2. Физическая  культура и закаливание

Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья    Укрепление здоровья школьников

Соблюдение двигательной активности учащихся.

- Конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”.

 

 

3. Основы рационального питания

Формирование у школьников культуры питания, как составляющей здорового образа жизн

Занятия по программе “Разговор о правильном питании”, М.М.Безруких, Т.А.Филиппова

 

4. Антиалкогольное и антитабачное воспитание

Профилактика вредных привычек

Родительский и детский лекторий “Вредные привычки и его профилактика”с привлечением врачей. Анкетирование учащихся

 

5. Днь борьбы со СПИДом

1 декабря

 

 Беседа

«Что такое ВИЧ инфекции»

 

 

6.Психическое благополучие

Психическое благополучие как составная часть здоровья, человека. Что влияет на психику

Беседа

 

7. Половое созревание

Физиологические закономерности полового созревания мальчиков и девочек.

Беседа гинеколога, уролога «Твое здоровье», «Половое воспитание»

 

8. Что нужно знать о лекарствах

Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства

Беседа

 

9.Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом

Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными газами

Беседа

9-11кл

1.Физическое и духовное здоровье

Физическое здоровье, личная гигиена и физическая культура. Духовное здоровье

Беседа

 

2 .Закаливание

Закаливание и профилактика простудных заболеваний

Беседа

 

3. Развитие психических возможностей

Игры и упражнения развивающие память, наблюдательность, способность к сосредоточению на экзаменах.

Беседа

 

4.Что такое ПАВ?

Выступление с лекциями о вреде употребления ПАВ совместно с наркологом, гинекологом.  Подготовка презентаций на значимую  тему и выступление с их демонстрацией  на тематических классных часах.

 

 

Беседа

 

5. Днь борьбы со СПИДом

1 декабря

 

 Беседа

«Что такое ВИЧ инфекции»

 

 

6.Обмен веществ

Что такое обмен веществ. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. К чему приводит переедание  и привычка есть много сладкого.

 

 

7.Осанка

Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника

 

 

8. Половое воспитание

Физиологические закономерности полового созревания мальчиков и девочек.

Беседа гинеколога, уролога «Твое здоровье», «Половое воспитание»

 

9.Двигательная активность как средство психосаморегуляции

Эмоции и двигательная активность. Двигательная активность как средство снижения эмоционального возбуждения

Май

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...

Игровая программа "Здоровому - все здорово"

Пропаганда ЗОЖ, формирование активной жизненной позиции, потребности быть здоровыми...

Игровая программа "Здоровым быть здорово!"

Игровая программа "Здоровым быть здорово!", которую могут провести ученики старших классов для младших....

Программа "Здоровые дети - здоровая нация"

Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....

конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...

Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)

Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа)  разработана в   целях совершенствования системы питания детей в  учреждении      и орг...

Программа «Здоровые дети –здоровая нация» 7 "Б" класса МБОУ СОШ №34 г. Ставрополь

По программе «Здоровые дети – в  здоровом городе» учащиеся 7-Б класса МБОУ СОШ № 34 работают первый год. Основная цель этой программы – внедрение форм здорового образа жизни,  привитие любви...