Экипировка велосипедиста
методическая разработка по теме

Такачева Марина Николаевна

 

Сегодня экстремальные виды спорта связаны с преодолением разнообразных опасностей, потому-то они нас так и привлекают. Но всегда надо различать разумный риск от экстрима. Вам хочется больше получать удовольствие от выбранного вами вида спорта и меньше травм. Для того чтобы избегать травм, необходимо пользоваться качественной защитой! Причем качественная экипировка нужна не только тем, кто приобретает туры на горнолыжные курорты или занимается дайвингом среди акул. Грамотная защита и функциональная экипировка необходима всем велосипедистам - экстремалам. Сегодня мы поговорим про такую защиту для велосипедистов, как шлем, наколенники, налокотники, перчатки, рюкзак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekipirovka__velosipedista.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                       дополнительного образования детей

           «Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ

Занятие по теме

 «Экипировка велосипедиста»

с компьютерной презентацией

для детей младшего  школьного возраста

        

Разработал: педагог дополнительного образования

Такачева Марина Николаевна

1 квалификационная категория

г. Нижнекамск

2012г.

   Тема занятия: Экипировка велосипедиста

        Цель занятия: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи обучающие:

- познакомить с экипировкой велосипедиста; обучить правильно экипироваться для езды на велосипеде;

развивающие:

- развить аккуратность, логическое мышление;

воспитывающие:

- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие;

- воспитывать интерес к изучению ПДД.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: беседа.

Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения материала с постановкой творческих заданий, частично-поисковый, репродуктивный.

Методы преподавания: информационный, объяснительный, побуждающий.

Методы учения: слушание, участие в обсуждении, наблюдение, практический.

Методы воспитания: беседа, включение учащихся в активизированную деятельность на занятие, коллективное решение творческих задач.

Материально-техническая и дидактическая основа:

наглядные средства (велосипед), слайды, карточки.

Содержание практической работы:

Изготовление макета велосипеда из спичек.

Приемы преподавания: наблюдение за выполнением и помощь при выполнении практической работы.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология, черчение, математика.

Приемы учения: выполнение практических задач, участие в обсуждение.

Анализ содержания занятия

  1. Компонентный анализ.

Понятийный.

Новые – экипировка велосипедиста.

Опорные – по разделу «Виды транспорта».

Приемы работы.

Новые – филфорд.

Опорные – ответы на вопросы.

  1. Технико – технологический анализ.

Слайды, контрольные карточки, спички для макета велосипеда.

  1. Организационно – экономический анализ.

Организация рабочего места учащихся;

физкультминутка.

  1. Логический анализ

Создание проблемной ситуации на этапах урока:

оформление работ;

анализ выполненных работ.

  1. Психологический анализ

активизация деятельности учащихся;

создание комфортной рабочей атмосферы.

  1. Воспитательный анализ.

воспитание дисциплинированности;

воспитание культуры поведения на улице;

привитие интереса к изучаемому предмету.

Ход занятия по этапам

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

                        

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.        

Монологическое изложение.

III. Формирование новых знаний.

Ознакомление с экипировкой велосипедиста.

Выступление учащихся.

Изготовление велосипеда из спичек.

IV. Применение знаний, умений, навыков.  

Игра.

Викторина.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

                         Задачи по этапам

I. Организационный момент.

Настрой на хорошую атмосферу труда.

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.        

а) Дидактические задачи:

настройка учащихся на занятие,

активизация опорных знаний, умений, навыков.

б) Состав опорных знаний:

в) Приемы преподавания: беседа, рассказ.

г) Приемы учения: слушанье.

III. Формирование новых знаний.

Задачи:

- рассказать об экипировке велосипедиста;

- показать порядок изготовления велосипеда, совместное обсуждение.  

IV. Применение знаний, умений, навыков.  

Задачи:

- организовать практическую работу;

- наблюдать и помогать при выполнении работы;

- организовать совместное обсуждение выполненных работ.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание.

Задачи:

- научить делать выводы;

- закрепить полученные знания.

 Ход занятия

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. III.  Актуализация и формирование новых знаний. (Слайд 2)

Сегодня экстремальные виды спорта связаны с преодолением разнообразных опасностей, потому-то они нас так и привлекают. Но всегда надо различать разумный риск от экстрима. Вам хочется больше получать удовольствие от выбранного вами вида спорта и меньше травм. Для того чтобы избегать травм, необходимо пользоваться качественной защитой! Причем качественная экипировка нужна не только тем, кто приобретает туры на горнолыжные курорты или занимается дайвингом среди акул. Грамотная защита и функциональная экипировка необходима всем велосипедистам - экстремалам. Сегодня мы поговорим про такую защиту для велосипедистов, как шлем, наколенники, налокотники, перчатки, рюкзак.

В современном велосипедном спорте, не важно, гоняете ли вы на спортивной площадке в парке или занимаетесь  на улице в Автогородке, вам обязательно нужна защита!

Не многие регионы России пригодны для круглогодичного туризма на велосипедах, поэтому большинство велосипедистов катаются только летом. По статистике продаж велосипедов понятно, что новички - велосипедисты появляются  тоже летом.

Отсутствие оборудованных велосипедных дорожек и специальных велосипедных трасс создает дополнительные трудности для новичков.

 Начинающим  велосипедистам лучше всего начать кататься на легких  и безопасных маршрутах, лучше это делать в кампании опытных велосипедистов.

Чтобы избежать несчастных случаев, необходимо соблюдать ПДД, ведь чтобы доехать до места своей первой тренировки в парке или лесном массиве, нужно пересекаться с транспортом на автомобильных дорогах.

Лучше первую поездку на велосипеде не планировать дольше двух часов, этого времени вполне достаточно, чтобы утомить неподготовленные мышцы и не приобрести трудно заживающие потертости некоторых частей тела.

В отличие от новичков на  горных или водных лыжах, где падения бывают достаточно часто и являются даже элементами первоначально обучения, падения  с велосипеда на твердую поверхность крайне болезненны и являются причиной ссадин и травм.

Падение с велосипеда - это не лучший способ учиться!  Для защиты тела велосипедиста от падения есть специальная защитная экипировка: шлем, наколенники, налокотники, перчатки, рюкзак, очки, одежда, обувь.

Выбирая модель велосипеда, помните о том, что комфортная езда в немалой степени зависит от того, насколько удобно и раскованно вы чувствуете себя в седле. Раскованность движений невозможна без правильно подобранной одежды и аксессуаров. В зависимости от сезона одежда для велосипедистов подразделяется на зимнюю и летнюю. При этом одежда для любительской езды отличается от той, что используют профессиональные спортсмены.

Выступление учащихся о шлемах. (Слайд 3,4)

Вывод: при езде на велосипеде надевайте велосипедный шлем – обязательный элемент экипировки, который защищает голову при падениях.

Физкультминутка под стихотворение С. Михалкова « Велосипед»  (читает и показывает один ученик). (Слайд 5)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу.  (Ходьба на месте)

За руль держусь, гляжу вперед.  (Руки вытянуть вперед)

Я знаю скоро поворот.   (Руки в стороны)

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг. (Присели)

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду. (Круговое движение руками)

Защита колен и локтей. (Слайд 6) Как иногда больно бывает падать, а содранные локти и колени постоянно болят! Существует большое разнообразие налокотников и наколенников, лучшим вариантом естественно будут специально созданная для велосипедистов защита, но если такую нереально купить, можно воспользоваться и защитой для роллеров и скейтеров. Но велосипедная защита немного иная. Например, велосипедные налокотники имеют дополнительную защиту предплечья. Тоже можно сказать и о наколенниках, встречаются модели с защитой голени, колена, а иногда и щиколотки и отдельно.

Выступление учащегося  о велосипедных перчатках. (Слайд 7)

Вывод: велосипедные перчатки защищают руки и кистевые суставы от толчков, ударов и потертостей.

Очки. (Слайд 8) Какое же отношение имеют очки к защите? Хорошие очки предохраняют глаза от яркого солнечного света и его вредной ультрафиолетовой составляющей, от пыли и насекомых, ветра и дождевых капель – благодаря специальному покрытию они быстро скатываются. При этом спортивные очки хорошо вентилируются, имеют малый вес, большой боковой обзор, регулируемые душки, покрытые специальным резиновым материалом, крепко держатся, несмотря на тряску, и не разбиваются, если их уронят. Некоторые модели имеют набор сменных линз, в том числе для пасмурной погоды и сумерек.

Физкультминутка. (Слайд 9)

А теперь, велосипедисты, немного отдохнем.

Движение – это здорово!

Движение – это жизнь!

Не ленись – подтянись.

Ставим дружно ноги в ряд,

Три наклона вниз,

На четвертый поднимись.

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Одежда. (Слайд 10) Одежда для велосипедиста должна быть удобной и практичной. Но многие считают, что велоодежда существует только для спортсменов и сильно в этом ошибаются. Стоит только проехать на велосипеде в велосипедной одежде, и вы поймете, что та же прогулка в обычной футболке и в обычных шортах приятными не покажутся. К хорошему привыкаешь быстро. И выбор одежды зависит от стиля катания, а так же и от погодных условий.

         Взять те же велошорты. Они экипируются специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло, и отвечает за отведение пота. Для еще большего комфорта пояс у велошорт делают широким и мягким, а если велошорты будут пошиты в виде полукомбинезона и снабжены лямками вам будет ещё комфортней.   Также большой популярностью среди велосипедистов пользуются велофутболки - яркие, удобные и хорошо вентилируемые. Велофутболки так же имеют несколько функций: это и отвод пота, а яркая окраска дает возможность быть хорошо заметным издалека и не сливался с окружающим пространством, чтобы его было легко заметить на дороге, особенно в сумерках или в условиях плохой видимости.

Обувь. Так же очень важно правильно подобрать велообувь - она должна быть удобно, а ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. Подошва должна быть более жесткой, чем на обычных кроссовках для того, чтобы при длительном нажатии на педали вы не испытывали неудобств.  Чтобы не переохладиться и не заболеть весной или осенью хорошо использовать верхнюю одежду с регулируемой вентиляцией. В некоторых моделях курток есть молнии на внутренних частях рукавов, на боках и спине, что дает возможность, при необходимости и в нужный момент, создать сквозняк. Лучше всего выбирайте велоодежду светлых оттенков, тем самым уменьшить влияние перепада температур на солнце и в тени. При долгих поездках, обувь и особенно одежда, могут натирать. Это может доставить настолько сильный дискомфорт, что об удовольствии от поездки можно будет забыть. Лучше всего использовать специальную велосипедную одежду, благо выбор сейчас есть. Так же неплохо подойдет простой спортивный костюм, при выборе которого, отдавайте предпочтение хлопчатобумажному составу ткани. Прочные и широкие шорты тоже вполне подойдут. Основное правило – избегайте синтетики и одежды в обтяжку, никаких джинсовых изделий. Обувь, на мой взгляд, лучше всего использовать проверенную, которая точно не натирает ноги. Не забудьте взять с собой легкую куртку с капюшоном, благо климат Северо-Западного региона не скупится на кратковременные осадки.

Рюкзак. (Слайд 11) Он удобен, так как не сковывает движений во время езды, а также практичен. В рюкзак можно сложить дополнительный комплект одежды, бутылку с водой, плейер и другие вещи. Однако одевают его не только из соображений комфорта. Рюкзак также является элементом безопасности. При возможном падении на спину он может спасти от травмы ваш позвоночник. Что касается выбора, то предпочтение следует отдавать станочным рюкзакам небольшого размера и веса.

IV. Применение знаний, умений, навыков.  

А) Игра «Составь слова». Составить из слова «велосипедист» как можно больше слов, используя все эти буквы, чтобы слова были существительными единственного числа, именительного падежа, нельзя имена собственные (н-р посев, полет, седло, сосед, лист и т.д.).

Б) Викторина.

  1. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога.)
  2. Место пересечения улиц. (Перекресток.)
  3. Изгиб дороги. (Поворот.)
  4. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)
  5. Часть велосипеда, изобретенная в древности. (Колесо.)
  6. «Глаза» транспорта. (Фары.)
  7. Устройство для остановки транспорта. (Тормоз.)
  8. Защитный головной убор велосипедиста, мотоциклиста. (Шлем.)
  9. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек.)
  10.  Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)
  11.  Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)
  12. Звуковой сигнал велосипеда.  (Звонок.)

В) Практическая работа: изготовить велосипед из спичек. (Слайд 12-14) (сопровождается презентацией)

Самостоятельная работа и текущий фронтальный инструктаж педагога.

Повторение правила техники безопасности при работе с канцелярским ножиком и с клеем.

Правила безопасной работы с клеем.

 -  При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

-  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

-  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

-  Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

     Правила безопасной  работы с канцелярским ножом:

-  не работать с ножом в направлении к своему телу;

-  крепко держать рукоятку ножа;

-  следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;

-  не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;

-  не оставлять нож вколотым в предметы или между ними;

-  не пытаться поймать падающий нож;

-  при выполнении работы с применением ножа необходимо проявлять особую осторожность во избежание нанесения травмы находящимся рядом работникам. Не допускать «игр» с ножом, оставлять его без присмотра и передавать его другому лицу.

Порядок работы:

1. Положить на липкую сторону скотча четырнадцать спичек. Сверху на них положить крышку от пластиковой бутылки и обвести по контуру карандашом.

 2. Вырезать по получившемуся контуру кружок. Это первая деталь будущего "колеса".

 3. По такой же схеме сделать ещё один кружок. Это вторая деталь "колеса".

 4. Склеить две детали "колеса" между собой перпендикулярно друг к другу.

 5. Таким же способом сделать ещё одно "колесо".

6. Положить на липкую сторону скотча восемь спичек. Сверху положить монетку и обвести её карандашом.

 7. Вырезать получившиеся два кружка и склеить их между собой перпендикулярно друг к другу, это - "звёздочка". Соединить "звёздочку" с задним "колесом", приклеив стержень спички от центра "звёздочки" до центра "колеса". Сделать это с обеих сторон.

 8. Приклеить к "звёздочке" ещё два стерженька спички - "штыри". Свободные концы склеить между собой. Это место для крепления "седла". Ещё две спички приклеить к "колесу" и к "штырю" немного ниже места крепления "седла". Под ними приклеить маленькую перекладину.

 9. Приклеить к перекладине стерженёк спички - "раму".

 10. Соединить "раму" со "звёздочкой" такими же "штырями", как и "штыри" для крепления "седла".

 11. К переднему "колесу" приклеить два "штыря". Склеить их перекладиной.

 12. Приклеить к этой перекладине "раму".

 13. Надломить половинки двух спичек, как показано на фото. Это "педали".

 14. Приклеить "педали" к "звёздочке".

 15. В стерженьке спички сделать два надлома.

 16. Склеить концы спичек, это - "седло".

 17. Ещё один стерженёк спички надломить в виде "руля".

 18. Приклеить "руль" и "седло".

V. Подведение итогов.

Филворд представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении. Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.

   Найдите экипировку велосипедиста в филфорде. Слова нужно искать по вертикали и горизонтали. (Слайд 15-16)

й

ц

у

к

е

н

г

ш

щ

з

х

ъ

э

ж

д

л

о

р

п

е

р

ч

а

т

к

и

ф

ы

н

л

р

н

в

с

к

е

н

г

з

х

ъ

я

ч

а

д

п

а

ъ

о

а

в

ы

ф

ш

л

е

м

с

л

ж

а

к

л

ч

п

р

ц

й

о

л

д

й

м

о

э

в

о

о

к

ц

у

к

е

н

г

ш

о

и

к

ъ

ы

л

р

и

в

а

п

р

о

л

щ

д

у

о

х

ф

е

п

ф

ы

р

о

ъ

б

ю

з

е

к

т

з

я

н

к

й

р

ю

к

з

а

к

х

ж

н

н

щ

ч

н

у

я

ы

ц

у

к

е

н

р

д

г

и

ш

с

и

ц

м

а

ю

ъ

ф

й

ъ

щ

а

т

к

г

м

к

й

г

н

й

ф

п

р

о

и

г

ь

и

н

т

и

п

ы

ф

й

ц

у

к

е

н

ш

о

д

е

ь

б

с

р

о

б

у

в

ь

ю

д

щ

л

ж

к

и

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

ы

й

ц

у

«Мой верный друг — велосипед» Николай Мазняк (Слайд 17)

Спешит моя веломашина,

Звенит звоночек сам собой.

Кладет резиновая шина

След рубчатый на шар земной.

Мой верный конь,

Мой конь железный,

О, как мне хорошо с тобой –

Мой двухколесный,

Одноместный,

Нетерпеливый, озорной!

Навстречу солнечному лету

Неси меня, мой друг, неси!

Вращай колесами планету

Вокруг ее земной оси!

Домашнее задание. Составить филфорд по теме «Велосипед»

                              Литература

1. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Ахмадиева  Р.Ш., Бикчентаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е.   и др. / Под общей ред. Минниханов Р.Н., Мустафина Д.М.  – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.

2. Сосунова Е.М., Форштат.Л.М. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.2. –СПб.: ИД «МИМ»

Использованные сайты:

http://bikes.ironhorse.ru/

http://velosipedistov.net/

http://mtb-ufa.ru/

http://extreme360.ru/

http://mirspichek.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по астрономии "Экипировка астронавтов"

Выступление на Веговских чтениях 2013...

экипировка для лыжной и кроссовой подготовки

На уроках физкультуры в соответствии с образовательной программой в период с января по март проводится  лыжная подготовка или кроссовая.Форма одежды – соответствующая занятиям...

Правила дорожного движения для велосипедистов. Действия велосипедистов при поворотах

Рекомендации в изучении правил дорожного движения для велосипедистов, изучении истории автомототранспорта...

Помощь родителям в подборе экипировки для активного отдыха с детьми.

Помощь в подборе экипировки для занятий зимними видами спорта....

Экипировка спортсмена ориентировщика

Экипировка спортсмена ориентировщика...

Схемы экипировки для лошади

Занимающиеся верховой ездой изучают схемы различной экипировки для лошадей: верховой, упряжной и другие....

Правила для велосипедистов. Порядок движения велосипедистов по проезжей части и дополнительные требования

Тема занятия: «Правила для велосипедистов. Порядок движения велосипедистов по проезжей части и дополнительные требования»Как только над центральной частью России устанавливается доста...