Правила дорожного движения для велосипедистов. Действия велосипедистов при поворотах
план-конспект занятия по обж (5 класс) на тему

Степанов Александр Борисович

Рекомендации в изучении правил дорожного движения для велосипедистов, изучении истории автомототранспорта

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

Тема занятия: «Правила дорожного движения для велосипедистов. Действия велосипедистов при поворотах».

Цель: расширение знаний обучающихся о правилах дорожного движения для велосипедистов; изучение дорожных знаков для велосипедистов; привитие навыков безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные: обучить учащихся различать дорожные знаки по теме; научить правилам безопасного поведения на велосипеде.

Развивающие: расширить знания учащихся о предупредительных сигналах велосипедистов; развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать потребность у детей безопасного поведения на дороге, соблюдения Правил дорожного движения.

Оборудование: «Правила дорожного движения для велосипедистов, водителей мопедов и скутеров» (пособие); дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Пешеходный переход»; дорожные велосипеды, экипировка для велосипедиста.

Материалы: скотч.

Зрительный ряд: презентация.

План занятия:

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия.

1.3. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

- Чем занимались на прошлом занятии?

- Назовите разновидности транспорта.

2. Основной этап:

2.1. Изучение нового материала. Беседа о правилах безопасности на велосипеде.

2.2. Дорожный знак «Велосипедная дорожка». Места, где запрещено движение на велосипедах.

       2.3. Отрабатываем сигналы велосипедиста при повороте направо, налево, при торможении или остановке. 

3. Итоговый этап:

3.1. Тест. Закрепление пройденного материала.

Ход занятия.

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

1.2. Повторение изученного материала.

1.3. Сообщение темы и цели занятия.

2. Основной этап:

Педагог: Ребята! Наш город очень красивый, чистый, здесь живут замечательные люди, которые ездят на красивых машинах. Но, к сожалению, и в нашем городе случаются аварии. Чтобы этого не происходило, нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения. Вы ещё несовершеннолетние и не имеете право садиться за руль автомашины. Поэтому, для детей существует средство передвижения, такое как … отгадайте загадку (2 слайд):

Мне загадку загадали

Это что за чудеса?

Руль, седло и 2 педали

Два большущих колеса

У загадки есть ответ

Это мой …(Велосипед).

Не секрет, что все дети любят кататься на велосипеде. А знаете - ли вы, что для езды на велосипеде есть свои правила безопасности. Не будем забывать о том, что велосипед – это тоже транспортное средство.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

1. Где безопаснее?

Сев за руль велосипеда, вы становитесь водителем. Всегда будьте крайне внимательны, осторожны, и если есть возможность ехать в более безопасном месте – выберите его.

  • За городом и вдоль дороги есть обочина, съезжайте на неё и двигайтесь по обочине.
  • В некоторых городах для велосипедистов обозначены велосипедные дорожки. Они выделены полосой на асфальте и обозначены знаком “Велосипедная дорожка”.

2. Запрещается: (слайд 5)

  • Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорога с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы при движении в данном направлении.
  • Буксировка велосипедов.
  • Обгонять друг друга;
  • Разговаривать во время движения;
  • Ехать близко друг к другу;
  • Колонны при движении должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между ними должно составлять 80 – 100 метров.

3. Повороты: (слайд 6)

  • Поворот направо – вытяните правую руку в сторону или согнутую в локте левую руку. Водитель автомобиля может использовать сигналы световыми указателями поворота так и рукой. Запомните их. Во время движения обращайте внимание на направления, движущегося рядом с вами транспорта.
  • Поворот налево – Во дворе или в зоне знака “Жилая зона” перед поворотом налево нужно вытянуть в сторону прямую левую руку или согнутую в локте правую.
  • Торможение – перед тем как сбросить скорость, если вы хотите остановиться или затормозить, нужно подать соответствующий сигнал – поднять вверх левую или правую руку.

Алгоритм поворота:

  1. Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.
  2. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота.
  3. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.
  4. Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.
  5. Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.

4. Выезжаем на проезжую часть.

Выезжая со двора как правило видимость нарушена (нет полного обзора окружающей местности). Поэтому водителю необходимо притормозить, чтобы убедиться в безопасности движения. Следом за тротуаром – проезжая часть. Еще раз притормозите, посмотрите по сторонам и убедитесь, что дорога свободна и можно безопасно выехать.

Помните, что вы всегда можете сойти с велосипеда с стать пешеходом.

Ездить по тротуарам разрешается только в том случае, если вы не создаете помех пешеходам.

5. Объезд

Мы уже знаем что, обгон запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие.

– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.

6. На пути остановка. (Слайд 7)

Велосипедист, как и водитель автомобиля, должен уважать пешеходов и пропускать их.

7. Уступи дорогу. (Слайд 8)

Проблесковые маячки устанавливаются на крышу автомобиля и сигнализируют о том, что у их пассажиров особая задача.

В этом случае другие водители, заметив такой автомобиль, должны уступить ему дорогу.

8. Переезд железнодорожных путей. (Слайды 9, 10)

Пересекать железнодорожное полотно разрешается только в специальных местах. Перед переездом следует сойти с велосипеда, и перейти через пути пешком, катя велосипед рядом.

Перед переездами устанавливаются дорожные знаки, светофор, шлагбаум, может находиться дежурный по переезду.

Проезд через железнодорожное полотно запрещает красный сигнал светофора. Одновременно с сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал.

Если вы оказались перед нерегулируемым переездом, сойдите с велосипеда, посмотрите по сторонам и, убедившись, что поезд не идет, не останавливаясь, переходите пути.

9. Сигналы регулировщика. (Слайд 11)

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
  • Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
  • Если регулировщик вытянул руку вперед, то все, кто находится слева от него, могут двигаться в любом направлении. Те же, кто стоят со стороны груди, могут ехать только направо.
  • Вытянутая вверх рука показывает, что все участники дорожного движения должны остановиться.

 Педагог: Выходя на улицу, мы становимся, кем – пешеходами. Те, кто сидит за рулём автомашин – водители, кто едет на велосипеде – велосипедисты. Чтобы не было происшестви– круг с красной каймой, в центре которого изображен велосипед, - запрещает движение на велосипеде. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.

Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображен белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки.

Знак «Движение на й на дорогах, существуют – дорожные знаки. Так вот, для велосипедистов тоже существуют дорожные знаки.

Дорожный знак велосипедах запрещено» применяется для запрещения движения велосипедистов в тех случаях, когда они создают помехи для других транспортных средств, кроме того, и сами подвергаются большой опасности.

Посмотрите на них и скажите назначения этих знаков (слайд 12).

1. Велосипедная дорожка.

2. Движение запрещено.

3. Пересечение с велосипедной дорожкой.

Физкультминутка:

Эта трасса велокросса.

Крутятся вперед колеса.

Если их назад вращать,

Велосипедист поедет вспять. (Вращение прямыми руками вперед и назад.)

Так принято: водитель транспортного средства должен сообщать другим участникам движения о своем дальнейшем движении. Перед началом движения, перестроения или поворота водитель автомобиля должен подать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а велосипедист- поднять руку.

Поворот направо.

Поворачивая направо, вытяните правую руку в сторону или согнутую в локте левую руку. Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота. Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра. Во время движения обращайте внимание на направления, движущегося рядом с вами транспорта.

Поворот налево.

Во дворе или в зоне знака «Жилая зона» перед поворотом налево нужно вытянуть в сторону прямую левую руку или согнутую в локте правую.

Торможение.

Если вы хотите затормозить или остановиться, перед тем, как сбросить скорость, нужно подать соответствующий сигнал- поднять вверх левую или правую руку.

Если вам пока сложно во время движения отрывать руку от руля, чтобы показывать сигналы поворота, потренируйтесь этому на площадке.

Выполняйте упражнение «змейка» и «восьмерка», поднимая соответствующую руку перед каждым поворотом.

3. Итоговый этап:

Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед? (Слайд 16)

А - Правилам для водителей.

Б - Правилам для пешеходов.

В -  Правилам для мотоциклистов.

Кто называется водителем? (Слайд 17)

А -  Лицо, управляющее инвалидной коляской.

Б -  Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

В -  Лицо, ведущее велосипед.

3.  В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования? (Слайд 18)

А – Не моложе 10 лет.

Б -  Не моложе 14 лет.

В -  Не моложе 16 лет.

  4.  Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?           (Слайд 19)

А – Всякие грузы

Б -  Грузы, мешающие управлению или выступающие более чем на 0,5 по длине   и ширине за габариты.

В -  Грузы весом более 10 кг.

    5.  Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде? (Слайд 20)

А -  Разрешается.

Б -  Запрещается.

В - Разрешается перевозка детей до 7 лет на специально оборудованном сиденье.

Молодцы. Все хорошо, активно работали.

Домашнее задание. Выполните  задание (Приложение № 1)

Приложение № 1

Чайнворд – это цепочка из слов, где последняя буква каждого слова является первой буквой последующего. Название этой игры происходит от двух английских слов  chain (чайн) – цепь и word (ворд) – слово.

ОТВЕТЫ:

  1. Шлем
  2. Мотоцикл
  3. Лужа
  4. Англия
  5. Ярд
  6. Дорога
  7. Аптечка
  8. Амстердам
  9. Маршрут
  10. Тормоз
  11. Звонок
  12. Катафот
  13. Тандем
  14. Манетки



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

Тема занятия: «Изучение истории автомототранспорта и организации дорожного движения».

Цель: расширение знаний обучающихся об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения.

Развивающие: расширить знания учащихся о старинных и современных  автомобилях; развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать потребность у детей безопасного поведения на дороге, соблюдения Правил дорожного движения.

Оборудование: плакаты, рисунки, фотографии старинных и современных  автомобилей, а также короткие рефераты учеников на тему: «Современные отечественные и зарубежные модели автомототранспорта», журналы «За рулем».

План занятия:

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Сообщение темы и цели занятия.

1.3. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

- Чем занимались на прошлом занятии?

- ПДД по вопросам предыдущих уроков.

2. Основной этап:

2.1. Изучение нового материала. Беседа о истории автомототранспорта.

2.2. Изучение организации дорожного движения.

      3. Итоговый этап:

3.1.  Закрепление пройденного материала.

Ход занятия.

1. Организационно-подготовительный и диагностический этап:

1.1. Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

1.2. Повторение изученного материала.

1.3. Сообщение темы и цели занятия.

2. Основной этап:

2.1. Изобретение пять-шесть тысяч лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством.

Но прошло время и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга не стала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством.

Время от времени в разных странах кто-нибудь создавал различные механические диковинки, прообразы современных велосипедов, удивляя своих сограждан. Случалось подобное и в земле Российской. В 1752 г. крепостной Леонтий Шамшуренков сладил «самобеглую коляску». А четырьмя десятилетиями позже выдающийся механик- самоучка Иван Кулибин создал свою трехколесную «самокатку».

Создателем в 1769 г. первого парового автомобиля считается француз Николо – Жозеф Кюньо. Автомобиль с бензиновым двигателем – прототип современного- был построен в 1885 – 1886 г.г. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером. Именно они официально признаны изобретателями автомобиля, хотя история упоминает имена и многих других создателей различных вполне работоспособных конструкций.

Сто лет назад в России на Нижегородской ярмарке был показан моторный экипаж Яковлева и Фрезе, с которого ведет начало история отечественного автомобиля. Немало достойных имен вписано в эту вековую историю. Среди них Борис Григорьевич Луцкой.

Он, будучи никому неизвестным студентом, усовершенствовал двигатель внутреннего сгорания Бенца и Даймлера, чем очень изумил всю профессуру и сразу же получил предложение из Германии занять должность инженера, весьма почетную по тем временам. По его проекту была построена легковая машина на двоих – колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного рычага, идущего от передних колес. Водители называли такой рычаг «коровьим хвостом».

Позднее конструктор усовершенствовал «четырёхколёсную самокатку»  и заменил «коровий хвост» на маленькую баранку. По проекту Луцкого был построен первый большегрузный автомобиль не только в России, но и в мире. Машину он назвал «моторной телегой». Без преувеличения можно сказать, что Борис Луцкой произвёл подлинный переворот в отношении россиян к автомобилю, как к средству перевозки грузов. Правда название, данное им своему творению, не прижилось. Почти одновременно с «моторной телегой» в русском лексиконе появилось слово «грузовоз», а несколько позже – грузовик.  «Грузовоз» мог поднять около 5 тонн груза, имел двигатель мощностью 13.5 лошадиных сил и двигался со скоростью 8.5 км/ч.

После пожара 1904 года, уничтожившего все самоходные экипажи петербургского главпочтамта, построенные Петром Фрезе, обратились к Луцкому.  И уже в середине 1905 года на улицах столицы появился первый жёлтый почтовый фургон по его конструкции, а к концу 1906 года в автомобильном парке главпочтамта уже было 12 автофургонов и два грузовика.

После гражданской войны нашей стране досталось лишь 17 тыс. автомобмлей зарубежного производства, многие из которых были неисправными. Появилась необходимость наладить производство отечественных автомобилей АМО-Ф-15. Этот год вошёл в историю как год советской автомобильной промышленности.

С тех пор наша автомобильная промышленность стала стремительно развиваться. На месте бывших кустарных мастерских АМО был сооружён автомобильный завод (позднее им. Лихачёва). В Ярославле на месте бывших ремонтных мастерских построили завод по выпуску грузовиков.

В 1932 г. вошёл в строй один из крупнейших в Европе автомобилестроительный завод в Горьком. Эти заводы заложили основу отечественного автомобилестроения.

В годы Великой Отечественной Войны за исключительно короткий срок на базе эвакуированных цехов ЗИСа в Ульяновске, Челябинске, Миассе и некоторых других городах Урала были созданы новые предприятия, которые сразу же развернули производство автомобилей для фронта.

После войны на смену устаревшим моделям пришли более современные, экономичные, удобные и безопасные. В 1946 г. вступил в строй завод по производству легковых автомобилей особо малого класса в Запорожье. Заводы в Минске, Кременчуге, Кутаиси стали выпускать мощные грузовики. В строй действующих предприятий вошли заводы в Ульяновске, автобусные заводы в городе Львове, в Ликино Московской области, легковых автомобилей в Тольятти на Волге, заводы грузовиков на реке Каме (выпускает КамАЗы). Кроме этих гигантских заводов, действует ряд ещё других, которые выпускают автомобильные краны, специальные машины и прицепы.

 

 2.2.   В XIX — начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики. В начале XX века конкурентом извозчикам стала конка.    В 20-х годах XX века извозчики были вытеснены механическими видами городского транспорта: такси и трамваями. Так же существовали омнибусы, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.
Конка была построена в большинстве крупных городов и губернских центров — Санкт-Петербурге, Москве (1872). Использование конки, например, в Москве продолжалось до 1912 года.
   В Санкт Петербурге в 1906, а в Москве, в 1907г, появляются первые автомобильные такси, первый трамвай в России запустили в Нижнем Новгороде в 1896г, в Петербурге лишь в 1907г.

   11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус» .

   В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года.

Сегодня по количеству перевезенных грузов и пассажиров автомобильный транспорт оставил далеко позади даже такой массовый  вид транспорта, как железнодорожный. Такое широкое использование автомобилей объясняется тем. Что они могут доставлять пассажиров и грузы от начала перевозки до места назначения без пересадки и перегрузки.

Большой поток автомобилей на улицах и дорогах имеет и отрицательные последствия: двигаясь, они выбрасывают в воздух отработанные газы и создают шум, что вредно влияет на окружающую среду и здоровье человека. Конструкторы успешно работают над снижением шума от автомобилей и токсичности отработанных  газов. Выпускаются машины с двигателями, работающими на сниженном газе. Токсичность отработанных газов этих двигателей значительно ниже, чем у бензиновых. Предназначены такие автомобили для работы в черте больших городов.

Скорости движения транспортных средств имеют очень большое значение для обеспечения всё возрастающих объёмов перевозок грузов и пассажиров. Возрастание скоростей движения увеличивает пропускную способность улиц, способствует разгрузке их от транспортных потоков. Однако большое скопление машин и пешеходов не позволяет реализовать технические возможности автомобилей по увеличению скорости.

Чтобы повысить скорость движения автомобилей, в городах совершенствуются дороги, строятся туннели, подземные пешеходные переходы; потоки транспортных средств отводятся от жилых массивов; узкие улицы реконструируются, заменяются широкими магистралями.

Вопросами организации движения, его регулирования, контроля за точным соблюдением Правил дорожного движения, в первую очередь, занимается Государственная инспекция безопасности дорожного движения. В её составе действует специальная дорожно-патрульная служба, которая регулирует движение транспортных средств и пешеходов на перекрёстках, патрулирует улицы и дороги. Госинспекция присваивает гражданам квалификацию водителей после успешно сданных экзаменов, проверяет техническое состояние транспортных средств, организует пропаганду Правил дорожного движения среди населения, контролирует состояние улиц и дорог с целью обеспечения безопасности дорожного движения. На оживлённых магистралях организуются специальные посты ДПС, где вместе с сотрудниками ГИБДД несут патрульную службу общественные автоинспектора.

Обеспечение безопасности движения транспортных средств и пешеходов – общегосударственная задача.  Решение её зависит  от многих условий,  и вести эту работу должны не только взрослые: милиция и дружинники, педагоги и воспитатели, но и учащиеся.

Сейчас во многих школах, при клубах, домах детского творчества существуют отряды Юных инспекторов дорожного движения (ЮИД), а там, где их нет, они могут быть организованы при вашем участии.

ЮИДовцы участвуют в пропаганде Правил дорожного движения в школе, и по месту жительства, помогают младшим и престарелым в переходе улицы, следят чтобы учащиеся не нарушали Правил, с помощью учителя устраивают игры по ПДД в младших классах и детских садах, оформляют кабинеты и уголки безопасности в школе, во внешкольных учреждениях, в детском саду, помогают в устройстве детской автоплощадки, проводят беседы, соревнования и викторины по ПДД, участвуют в районном (городском) слёте ЮИД и в областном и Всероссийском конкурсах «Безопасное колесо».

3.1.  Закрепление пройденного материала.

В конце занятия проводится самостоятельная работа по решению дорожных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

План-конспект: Безопасность Дорожного Движения: я - велосипедист

Культура вождения в РФ оставляет желать лучшего. В нашем лицее были разработаны тематические уроки по обучению детей 5-6 классов безопасному управлению велосипедом,...

ПДД для детей. Правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Правила дорожного движения  для проведения родительского собрания совместно с детьми...

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Памятка "Правила дорожного движения для велосипедистов"

С каждым годом на дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов. Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время у...

«Правила дорожного движения для велосипедистов»

laquo;Правила дорожного движения для велосипедистов»...

Классный час "О Правилах Дорожного Движения для велосипедистов" 5-7 классы

Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди учащихся 5-7-х классов, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма....