проект Здоровье и комфорт
методическая разработка по теме

Долгушина Наталья Викторовна

Для экологически неблагоприятного г.Кемерово проблема организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях для детей и подростков является одной их острейших.

 Неблагоприятная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья.  

МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», является оптимальным учреждением для  создания здоровьесберегающей среды. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove_ispravlennyy.docx135.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Детско-юношеский центр Заводского района»

«Здоровье и комфорт»

Проект

Руководитель проекта:

 Долгушина Н.В.

МОУ ДОД «ДЮЦ Заводского района»

Адрес: 650070, г. Кемерово, Молодежный, 7б

Тел. (3842) 31-33-78

Цель проекта:

 Улучшение   условий  здоровьесберегающей среды центра для обучения и привлечения  воспитанников и их родителей  к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Повысить уровень мотивации на здоровый о (все участники воспитательно- образовательного процесса)
  2. Создать перспективы для профессионального роста педагогов.
  3. Создать материально-техническую базу соответствующей современным требованиям по качеству образовательных услуг.

Аннотация проекта

   Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
    Для экологически неблагоприятного г.Кемерово проблема организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях для детей и подростков является одной их острейших. Достаточно сказать, что непосредственно в черте города Кемерово действует 5 крупнейших  предприятий, чьи промышленные выбросы и стоки фактически лишили кемеровчан чистого воздуха и чистой воды.

Длительное воздействие комплекса неблагоприятных факторов не может не отразиться на состоянии здоровья наших детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России только 10% выпускников школ здоровы, 50% учеников имеют функциональные отклонения, 40% хронические заболевания. Известно также, что особенно у подростков высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков. От социальной компетентности детей во многом зависит успешность их самореализации как личности.

 Неблагоприятная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья.  

МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», является оптимальным учреждением для  создания здоровьесберегающей среды. Оно выполняет образовательные функции, ориентируясь на:

-  развитие личности ребенка и его самореализацию,

- способствует  организации массовой оздоровительной работы с детьми, физической культуры и детского спорта,

-  создает новые направления физического воспитания обучающихся,

- взаимодействует с другими типами образовательных  учреждений.

- обеспечивает доступность для населения Заводского района  в сфере образовательных услуг направленных на улучшение и сохранение здоровья.

Целью центра является мотивация детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни.

Организация жизнедеятельности в центре строится на принципах здорового образа жизни и валеологического подхода в образовании, который предполагает  сохранение и  укрепление психологического и физического здоровья учащихся. Создана здоровьесберегающая среда, которая способствует формированию навыков здорового образа жизни.  

  Успешная социальная адаптация, в том числе развитие навыков, ориентированных на сбережение собственного здоровья - это задача, которую стараются решать педагоги  Детско-юношеского центра Заводского района.

Проект «Здоровье и комфорт» является логическим продолжением  реализации программ  по здоровьесбережению.  Направлен на формирование благоприятного психологического климата,  физического здоровья, и на формирование потребностей населения Заводского района в здоровом образе жизни.

В содержании проекта заложена обучающая, досуговая и спортивно- оздоровительная деятельность.

  Иными словами, проект "Здоровье и комфорт" направлен с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка,  на овладение ими знаниями и умениями для сохранения собственного здоровья, с другой стороны на  привлечение   родителей, что способствует единению и сплочению семьи в вопросах здорового образа жизни.

В результате реализации проекта учреждение дополнительного образования предполагает:

  1. Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения 70% (по результатам  анкетирования)
  2. Повышение уровня квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения  80% (курсы повышения квалификации)
  3. Уменьшение простудных заболеваний на 5% ( по медицинским показателям)
  4. Уменьшение социальных рисков для воспитанников центра.
  5. Организация «Клуба  выходного дня»
  6. Привлечение внебюджетных средств, для улучшения материально- технической базы спортивно-оздоровительного направления деятельности 60%.

Критерии оценки результата проекта:

1.  Рост количества воспитанников и их родителей, принимающих участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях.

2.  Увеличение качества обучения детей в спортивных группах.

3. Снижение количества  острых респираторных заболеваний среди воспитанников.

                           

I. Диагностический. 2007 – 2008 учебный год.

             Анализ                                                  Выявление проблем обоснование актуальности

    - условий, материально-технической базы,

 кадрового потенциала                

    - состояние воспитательно-образовательного

 процесса                                

    - выявление противоречий                                                      

II. Теоретические исследования проблемы  2008 – 2009 учебный год

                                                                     2009 – 2010 учебный год

                                                                   / II и III параллельно

Изучение коллективом теории  проблемы на:

            

        - педсоветах;

        - заседаниях научно-методического совета                               Накопление

        - заседаниях, Методических объединениях

Творческих  групп;                                                                        теоретического

       материала                                                                                        

        - заседаниях творческих лабораторий;                                          

        - в индивидуальной и групповой

          работе с педагогами.

III. Практическое исследование проблемы  2008 – 2009 учебный год

                                                                 

                                                     

                                                                                                             Совершенствование

    С целью практической направлен-                         воспитательно-образовательного

            ности работы проводятся:                                            процесса, формирование

         - Мастер-классы                                                                передового педагогического

                                                                                                    опыта  в рамках центра

         - тематические педсоветы;                                                

         - семинары – практикумы;                                    

         - открытые занятия;                                                  

         - работа с родителями;                                          

         - взаимопосещения занятий

          - диагностика обучающихся.

     

       IV. Подведение итогов работы 2009 – 2010учебного года

       Научно-практическая конференция                                    Систематизация

         - выступления с самообобщением                                  накопленного материала

            опыта работы;                                                              Публикации в периодике, СМИ

         - творческие отчеты;                                            Издание в журнале «Дополнительное образование»

         - методические  выставки                                               Участие в конкурсах

                                                                                             

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово

   Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Состояние здоровья детей России в целом и нашего города  вызывает обоснованную тревогу.  Известно также, что особенно у подростков высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков.  От социальной компетентности детей во многом зависит успешность их самореализации как личности.
               

  ДЮЦ, являясь одним из видов учреждений дополнительного образования детей, выполняет образовательные функции, ориентируясь на развитие личности ребенка и его самореализацию, способствует не только организации массовой оздоровительной работы с детьми, физической культуры и детского спорта, но и создает новые направления физического воспитания учащихся, взаимодействуя с другими типами образовательных  учреждений.

Дополнительное образование – один из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся. Оно является востребованным для детей – от дошкольников до выпускников. Если говорить о качестве учебного процесса, то он должен отвечать всем требованиям. Наши педагоги совершенствуют свое мастерство, участвуя в семинарах и посещая курсы.

В рамках нового направления появились очень важные понятия: «жизнеобеспечение» и «здоровый образ жизни», «критерии здоровьесбережения».

Основными целями Центра содействия укреплению здоровья воспитанников являются:

  1. содействие в создании условий эффективного комплексного сопровождения развития ребенка, гарантирующего охрану и  укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.
  2. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Для успешной реализации поставленных целей:

  1. формируются базы данных о состоянии здоровья воспитанников.
  2. Разрабатываются и реализуются краткосрочные и долгосрочные программы, направленные на сохранение здоровья и приобщение к здоровому образу жизни.
  3. Разрабатываются организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
  4. Повышается уровень профессиональной компетентности кадрового состава, освоение информационных технологий.
  5. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
  6. Эффективное содействие укреплению здоровья воспитанников.

В ДЮЦ разработана программа «За здоровый образ жизни». Программа модульная. Каждый модуль программы имеет свою цель, но она подчинена единой цели программы «Формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья. На занятиях педагоги центра рассказывают о особенностях организма, о важности занятия физическими упражнениями для развития своего тела, о влиянии алкоголя и курения на здоровье. Старшеклассники знакомятся с приемами оказания доврачебной помощи и способах выживания в экстремальных условиях.

          В ДЮЦ большое внимание уделяется созданию бытовой и пихоэмоциональной комфортной обстановке, эстетическому оформлению помещения, созданию «зеленых уголков», обеспечению функционального назначения всего интерьера. В нашем учреждении есть мониторинговые программы, в соответствии с ними ведутся исследования состояния здоровьесберегающей среды, ее отдельных проявлений (выявление условий комфортности, тревожности, состояния здоровья и т.д.) , работает психолог.

     Основам ЗОЖ нельзя учить отвлеченно, абстрагировано, необходимо учитывать собственный опыт детей: необходимо максимально использовать детский потенциал и готовность детей к  собственным действиям в защите здоровья; в процессе работы надо всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу по формированию здоровья.

Оздоровительные технологии умело применяются нашими педагогами на занятиях, что способствует укреплению здоровья детей. Одним из важных здоровьесберегающих аспектов занятия являются физкультминутки.

Но нельзя научить детей беречь здоровье и вести здоровый образ жизни, если сами педагоги и взрослые не будут показывать пример.

Проект «Здоровье и комфорт» является логическим продолжением программ  по здоровьесбережению и направлен на формирование благоприятного психологического климата,  физического здоровья и на формирование потребностей в здоровом образе жизни.

В содержание проекта заложена обучающая, досуговая и спортивно- оздоровительная деятельность.

  Иными словами, проект "Здоровье и комфорт" направлен с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка, с другой на овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения собственного здоровья и овладение навыками здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

  1. Привлечение внимания воспитанников и их родителей к вопросам здоровьесбережения.
  2. Рост уровня физического развития детей и осознание ими здорового образа жизни.
  3.  Создание условий, способствующих развитию и сохранению здоровья обучающихся, педагогов. 4.Укрепление материально- технической базы учреждения.

5. Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.

Информационная справка:

Основная сфера деятельности- дополнительное образование детей.

Миссия центра: Создание условий для воспитания и развития здорового и успешного ребенка.

Количество обучающихся: 1330

Педагогический состав 22 человека.

Возрастная характеристика контингента обучающихся

Количество обучающихся (2009-2010 учебный год)

Дошкольное образование

Начальное образование

Основное образование

Среднее (полное) общее образование

Всего обучающихся

37

736

365

192

1330

Характеристика педагогов по категориям

Образование и категория

Количество педагогов (%)

2009\2010 учебный   год

Высшее образование

90%

Средне - специальное

5%

Средне-профессиональное

5%

Разряды:

8 – 12

4,8%

Вторая категория

19%

Первая категория

5.6%

Высшая категория

70.6%

Стаж работы педагогов

Стаж работы педагогов

Количество педагогов

2009\2010 учебный год

1 – 5 лет

3

5-10 лет

2

10-20 лет

9

Более 20 лет

8

Мониторинг родителей

Для повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения и  формирования базы данных

проводятся мониторинговые исследования социального статуса семей и образования родителей.

Ресурсная база общеобразовательного учреждения

  1. тип здания

  1. технологическая оснащенность (количество персональных компьютеров, из них в локальных сетях, в Интернете)
  2. Медиотека

  1. спортивный  зал
  2. бассейн

  1. оранжерея

  1. лыжная база

  1. Медицинский кабинет

  1. Лаборатория

  1. Гостиная для родителей

3х этажное кирпичное здание.

8 компьютеров, 2 в Интернете, 2 в локальной сети

1325 изданий

Спортивный  зал- 112кв.м

Бассейн- площадь водного зеркала- 335 кв.м

Оранжерея- 150 кв.м

Лыжная база- 8.3 кв.м

Медицинский кабинет -2,  14.2 кв.м., 60. 4 кв.м

Лаборатория – 7.6 кв.м

Гостиная для родителей – 36.8 кв.м

СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА ЗАВОДСКОГО

РАЙОНА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Население соседних

микрорайонов

ГОУ

Областной технический центр дополнительного образования

Областной центр дополнительного образования детей

Областные учреждения дополнительного образования

Детско- юношеский центр

Заводского района

Образовательные учреждения города

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Кемеровский государственный университет

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников

Научно- методический центр

Управление образования администрации

г. Кемерово.

Территориальное управление Заводского района администрации г. Кемерово

Школы: №№ 23, 97, 95, 98, 14, 61, 99, 63, интернат

№ 9, МОУ Березовская спец.школа интернат

Учреждения дополнительного образования детей г. Кемерово

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЮЦ

Заводского района

2. Умеет работать с источниками информации

1. Умеет организовать свой труд

ВЫПУСКНИК ДЮЦ

7. Знает свои потенциальные возможности

6. Отличается воспитанностью, активностью, неприятием асоциального

поведения

5. Хорошо ориентируется в различных профессиях

4. Мотивирован на здоровый образ жизни

3. Хорошо владеет технологическими приемами. Умеет работать руками.

8. Имеет достижения в области изучаемого предмета

9. Гражданин, личность, готов к жизни

PEST– Анализ

(Policy) политических

(Economy) экономических

(Society) социальных

(Technology) технологических

аспектов внешней среды которые могут влиять на образовательное учреждение в рамках данного проекта

Для PEST-анализа  рассмотрены и проанализированы 4 фактора: политический, экономический, социальный технологический.  В результате анализа мы выявили 3 фактора, влияющих на структуру, цели, технологии и кадры данной проектной работы.

PEST – анализ

Факторы

Влияние на образовательное учреждение

Влияние образовательного

учреждения на внешние

факторы

Технологический: здоровьесбережение  

Цель: Содействие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Структура:

Тематические педагогические советы

Методические объединения

Творческие методические объединения

Совет учреждения

Творческие лаборатории

Административно-хозяйственная деятельность

Технологии:

 Режим дня, гигиенические нормы, информационные технологии, личностно-ориентированный подход для детей с ослабленным здоровьем, подвижные модели занятий, игры на воде, динамические паузы, физкультминутки,   работа на тренажерах, гимнастика для глаз, витаминизация,  соблюдение СанПинов,

открытые занятия с использованием здоровьесберегающих аспектов,

творческие лаборатории.

Для работы творческой лаборатории по теме «Путешествие в страну спортивных увлечений» создавалась  команда в которой распределялись роли. Использовался метод teambuilding (командопостроение)

Традиционные мероприятия:

Соревнования по плаванию

Эстафеты на воде

Соревнования по настольному теннису

Кадры: педагог – психолог -1, мед. работник – 2, педагог дополнительного образования -8, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1, зав. художественно-эстетическим отделом - 1

   Повышение квалификации:

Бурушагина Т.В. – «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогов УДО в условиях модернизации образования».

Дубровская Ю.А. – «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности».

Малахов В.Н.- «Роль физической культуры в сохранении и формировании здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений и УДО»

Сивакова С.И. – «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях»

  1. Сетевое взаимодействие со школами города.
  2. День открытых дверей (1 р. в год)
  1. Спортивные сообщества проводят на базе центра соревнования по настольному теннису, туризму.
  2. СДЮШОР3 проводит занятия по ОФП
  3. Клубы по месту жительству Заводского района принимают участие в соревнованиях по н/теннису на базе  центра.
  4. Реализация модульной программы для старшеклассников «За здоровый образ жизни».
  5. Участие школ в спортивных мероприятиях организуемых и проводимых педагогическим коллективом ДЮЦ:

Туристические слеты

Туристическая полоса препятствий

Соревнования по плаванию

Праздник на воде «Посвящение в серебряные рыбки»

Соревнования по настольному теннису.

  1. Взаимодействие с32 школами  города.
  2. Проведение областных и городских семинаров по здоровьесбережению на базе центра
  3. Работа в составе жури на городских и областных соревнованиях.
  4. Для слушателей  КРИРПО проводятся занятия по плаванию.
  5. Студенты КГУКультуры проходят преддипломную практику и проводят праздники здоровья.
  6.  Взаимодействие  с региональным исполнительным комитетом партии «Едина Россия», в центре проводятся спортивно-массовые мероприятия.
  7. Сотрудничество с РОСТО для проведения тренировочных занятий на аэродроме.
  8. Освещение в прессе важных событий в течение года (5 публикаций, отв. за работу СМИ Григорьева И.Н.

Работа на  микро участке:

-Отслеживание детей, знакомство с семьями, мотивирование на выбор ДЮЦ Заводского района

- Участие в городском конкурсе «Инновации в образовании- основа развития»

Социальный:

Цель:

Создание условий для мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса.

Структура:

  1. Методическое объединение спортивно-оздоровительного направления.
  2. Совет учреждения.
  3. Волонтерское движение
  4. Формирование Отрядов «Ритм» в летнее время

Кадры: педагог – психолог -1, мед. работник – 1, педагог дополнительного образования -8, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1, зав. художественно-эстетическим отделом - 1

Технологии:

Психолого-педагогическое сопровождение ВОП:

Консультации, тренинги, беседы, мероприятия психолога.

Спортивные  объединения  – 85% детей, в том числе 15 детей гр. «риска»

Летний многопрофильный  лагерь дневного пребывания «Родничок» – 40- 70 обучающихся, в том числе 10 детей гр. «риска»

Итоговый праздник «И творчество и вдохновенье…» с привлечением родителей воспитанников (согласно плану работы отв. Зав.отделом Долгушина Ю.В.)

 Тематические родительские собрания и лектории  (Согласно Плану работы центра отв. Зав.отделом Долгушина Н.В.)

КТД совместно с родителями:  «Семейная пара», «Морской десант», «Моя мама-чемпион» (согласно плану работы)

- Спортивные  праздники  с участием детей и их родителей «Моя мама-чемпион», «Морской десант», «Семейная пара.

- Туристические слеты для школ заводского района.

  1. Работа в составе комиссии по делам несовершеннолетних.
  2. Ежегодно дети группы риска в летнее время занимаются по  программе  «Ритм»
  3. Туристическая полоса препятствий для лагеря «Ритм».

Работа с Клубами  по месту жительства в летнее время.

Волонтерское движение. В  летнее время работа с детьми гр. риска «Ритм»

Экономический

Цель: Привлечение внебюджетных средств для развития материально-технической базы.

Структура:

Совет учреждения

Кадры: мед. работник – 2, педагог дополнительного образования -4, зав.спортивно-оздоровительным отделом- 1.

Технологии:

Участие в конкурсах различного ранга (участие в конкурсе «Лучшее учреждение доп. Образования 2006 года)

Привлечение спонсорских средств. Средств от грантов и проектов.

Платные услуги по плаванию для жителей  микрорайона.

SWOT – анализ

Внутренняя сторона организации.

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно- правовая база

- «Закон об образовании»;

- Конвенция  о правах ребенка;

- Положение об организационно- массовым отделе.

- Положение о спортивно-оздоровительном отделе

- Семейный кодекс РФ.

- Гражданский кодекс РФ.

- Постановление «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.  1178-022» 28.11.02Г. №44

- «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ» Письмо МО РФ №13-15-86/13 от 28.04.03г.

- «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» от 01.04.03г.

- Региональная целевая программа «Образование и здоровье» на 2005-2007г.г. от 03.12.2004г. №20 г. Кемерово, Совет народных депутатов Кемеровской области. Комитет по вопросам социальной политики.

Договоры на совместную деятельность со школами №№ 14, 77, 63, 97, 98, 99, 95, 37, школа- интернат № 9.

Структура

-Физкультурно-оздоровительные  программы

-Психолого-педагогическая поддержка

-Валеологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

-Медицинская поддержка воспитательно-образовательного процесса

-Работа внутри объединений

-Массовые мероприятия для воспитанников.

-Взаимодействие с  родителями

-Сотрудничество со школами и УДО

-Работа с педколлективом

Кадровый потенциал

  1. Бурушагина Т.В.- педагог по плаванию, мастер спорта СССР по морскому многоборью.

Дубровская Ю.А.- педагог по плаванию, кандидат в мастера спорта по плаванию.

Малахов В.Н. педагог по плаванию, кандидат в мастера спорта по тяжелой атлетике.

Толстикова Е.И.- педагог по н/теннису, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Прошла профессиональную переподготовку на базе СибГУФиС по специальности физкультура и спорт.

  1. курсовая подготовка  по здоровьесберегающим технологиям в КРИПКиПРО –     50 % педагогов;
  2. владение здоровьесберегающими технологиями

Средний возраст 42 года.

- Нет молодых специалистов.

- Мало педагогов-мужчин 2%.

- Нет штатного психолога

Материально- техническая база

*  Спортивный  зал- 112кв.м

* тенажеры- 9шт

* Бассейн- площадь водного зеркала- 335 кв.м

* Оранжерея- 150 кв.м

* Лыжная база- 8.3кв.м

* Медицинский кабинет -2,  14.2 кв.м., 60. 4 кв.м

* Лаборатория – 7.6 кв.м

* Гостиная для родителей – 36.8 кв.м

- Технические средства обучения:

  1. телевизор- 4 шт.
  2. музыкальный центр- 2шт

      * Всего компьютеров в центре-8, 2 в сети Интернет

- Нет комнаты психологической разгрузки.

- Нет единой локальной сети.

- Нет стеклопакетов в бассейне.

- Недостаточное оборудование  спортивного зала.

- Износ сантехнического оборудования 60%

Методическая работа (2008-2010учебный год)

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Все  образовательные программы  снабжены методическими комплексами и прошли мониторинг качества образовательных программ, имеют внешнюю и внутреннюю рецензии.

- программа «Плавание для детей с ослабленным здоровьем» 7- 17 лет;

- программа «Плавание для младших школьников» 6-10 лет;

- программа «Общая физическая подготовка по плаванию» 10-18лет;

- программа «Совершенствование спортивного мастерства по плаванию» 9-17 лет;

- программа «Аэробика с элементами фитбола» 12-18 лет;

- программа «Комплексная туристическая подготовка» 12-16 лет;

- Программы по настольному теннису:

  1. «Начальная подготовка» 7-14 лет;
  2. «Базовая подготовка»;

- программа «Пешеходный туризм» 7-15 лет;

- программа «Аквааэробика» 16-18 лет;

Модульная программа для старшеклассников «За здоровый образ жизни» 15-17 лет;

Познавательно-развивающие классные часы для детей младшего школьного возраста.

Методические материалы:

  1. доклад «Качественное оснащение воспитательно-образовательного процесса», Макеева О.Г.;
  1.  «Инструкции по охране труда», материал подготовлен к печати Григорьева И.Н.;
  2. «Сценарные материалы», материал разработан и подготовлен к печати Полянской Ю.В.;
  3.  «Программа «Семья» и методические рекомендации по работе с семьей», материал разработан и напечатан в сборнике научно-методического центра  г. Кемерово Долгушиной Н.В.;
  4. «Взаимосвязь мышления и психомоторных показателей в структуре психофизиологических характеристик младших школьников», работа выполнена и подготовлена к печати Полянской Ю.В.

«Апробация инновационных методик, способствующих сохранению здоровья детей при реализации программы по плаванию для младших школьников».

-  «Нравственное воспитание в процессе обучения физической культуре».

- «Прикладное плавание»

- «Игры на воде для младших школьников».

- «Развитие мотивации к здоровому образу жизни подростка».

- «Здоровьесберегающая среда учреждения».

- «Движение- это жизнь».

- «Формирование  здорового образа жизни»

- «Плавание как один из факторов формирования здорового образа жизни».

- Методические рекомендации по изучению влияния оздоровительного плавания на развитие детей младшего школьного возраста.

- Методическое пособие «Лечебное плавание и его значение»

- Пути формирования навыков здорового образа  в условиях Детско-юношеского центра Заводского района».

- методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в УДО;

- семинар «Интеграция общего и дополнительного образования в решении проблем формирования здорового образа жизни детей и физкультурно- оздоровительной работы»;

- доклад «Мотивация подростка на ЗОЖ»;

-  методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в УДО;

Видеоматериалы по открытым занятиям:

  1. «Контрольное занятие. Скольжение на груди и скольжение на спине», Бурушагина Т.В.;
  2. «Согласование движений рук и ног с дыханием при плавании на спине», Малахов В.Н.;
  3. «Плавание при помощи движений ногами с различным положением рук», педагог Дубровская Ю.А.

- интегрированное занятие «Путешествие в страну спортивных увлечений», в рамках творческой лаборатории, творческая группа педагогов: Бурушагина Т.В., Малахов В.Н., Дубровская Ю.А., Толстикова Е.И., Панкратова Е.П.

Методические материалы по темам по самообразованию по результатам 1У смотра- конкурса и по номинациям:

  1. Из опыта работы:
  1. Долгушина Н. В. «Развитие мотивации к здоровому образу жизни подростка»,
  2. Бурушагина Т. В. «Физкультурно-оздоровительная работа в секции «Плавание»,
  1. Раскрытие одной из тем образовательной программы:
  1. Панкратова Е. П. «Изучение мира восточного танца на занятиях аэробики»,
  2. Знаменская Н. Е. «Искусство макияжа».
  1. Педагогический  поиск:
  1. Дубровская Ю. А. «Влияние физической культуры и занятий плаванием, как одного из факторов здорового образа жизни, на развитие детей младшего школьного возраста»,
  2. Малахов В. Н. «Формирование здорового образа жизни».

Подготовлены, напечатаны, сброшюрованы информационно-методические сборники, включающие в себя  материалы:

  1.  Сборники методических материалов III творческой лаборатории, по направлениям деятельности физкультурно-спортивного и организационно-массового отделов, включающие в себя: «Открытое занятия», «Открытое коллективное творческое дело», «Презентации», «Формирование здоровьесберегательной среды через занятия оздоровительной аэробикой».

- брошюра «Совместная деятельность ДЮЦ и начальной общеобразовательной школы № 98».

Открытые занятия

-  «Плавание при помощи движений ногами с различным положением рук», педагог Дубровская Ю.А.

- интегрированное занятие «Путешествие в страну спортивных увлечений», в рамках творческой лаборатории, творческая группа педагогов: Бурушагина Т.В., Малахов В.Н., Дубровская Ю.А., Толстикова Е.И., Панкратова Е.П.

- «Упражнения в воде при нарушении осанки, плоскостопий 1 степени, болях в спине», в рамках городского семинара, Бурушагина Т.В.

Мастер-классы для учителей начальных классов школ Заводского района:

- «Профилактика сколиоза.

Формы методической работы

За проектный период:

  1. Обобщение передового педагогического опыта (10)
  2. Проведение консультаций для педагогов и родителей (1375)
  3. Разработка методических рекомендаций и пособий (23)
  4. Разработка учебных программ (11)
  5. Подготовка публикаций (8)
  6. Участие в научно-практических конференциях, педагогических конкурсах (5)
  7. Участие в городских семинарах (6)
  8. Проведение городских семинаров (7)
  9. Посещение городских семинаров (15)
  10. Проведение мастер-классов (10)
  11. Участие в педсоветах школ Заводского района» (2)
  12. Заседания методического  объединения спортивно-оздоровительного отдела (3 раза в год).
  13. Заседание методического объединения по программе «За здоровый образ жизни» (3 раза в год)
  14. Заседания методического объединения учреждения.
  15. День открытых дверей.
  1. Открытые занятия  (5)

Воспитательная работа с обучащимися

  1. Однодневные и многодневные походы;
  2. Уроки физкультуры школ на базе бассейна.
  3. Часы здоровья для учащихся школ на базе бассейна.
  4. Часы здоровья для школ- интернатов и детских домов в каникулярное время.
  5. Спортивные соревнования:

- открытые соревнования по плаванию;

- веселые старты по плаванию;

- праздники на воде

- туристические слеты;

-соревнования по настольному теннису;

- театрализованные праздничные программы

Работа с родителями

 

  1. Родительские собрания  по организации занятий по плаванию.
  2. Родительское собрание для родителей воспитанников центра.
  3. Совет учреждения
  4. Консультативный час с педагогом психологом.
  5. Мастерская для родителей.
  6. Открытые занятия для родителей
  7. Мастер-классы для родителей
  8. Конкурсные программы и соревнования для родителей.
  9. Походы выходного дня
  10. Час здоровья для родителей

  1. Низкая культура здоровья родителей (лишь 20% называют здоровье и ЗОЖ как жизненные приоритеты)
  2. Низкая активность родителей (только 15% принимают участие в совместных мероприятиях)

Участие в конкурсах

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

Участник городского конкурса «Лучшее учреждение года»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

  1. 2 педагог – победитель областного конкурса авторских образовательных программ
  2. 2 педагога- победитель областного конкурса методических разработок.
  3. 1 педагог- участник областного конкурса образовательных программ.
  4. Педагоги по плаванию (3)- участники и победители соревнований по плаванию среди ветеранов
  5. 1 педагог - «Отличник народного просвещения», медаль ордена «За заслуги перед отечеством 2 степени»
  6. 1- почетный работник общего образования РФ.
  7. 1 педагог- медаль «Материнская доблесть»
  8. 2 педагога победители всероссийских конкурсов

ОБУЧАЮЩИЕСЯ:

  1. 2 воспитанника награждены президентской премией «Поддержка талантливой молодежи»
  2. 1 воспитанник-  медалью «Надежда Кузбасса»
  3. 545 призера соревнований разного уровня из них:

- 60 призеров областного уровня

- 231 призер городского уровня

- 258 призеров районного уровня.

  1. 3 воспитанника – кандидаты в мастера спорта
  2. 4 воспитанника- значок «Юный турист России»
  3. 1 воспитанник- 3 юношеский разряд по туризму
  4. 26 воспитанников- 1 юношеский разряд по плаванию
  5. 29 воспитанников- 2 юношеский разряд по плаванию
  6. 45 воспитанников – 3 юношеский разряд по плаванию.
  7. 3 воспитанника- 3 взрослый разряд по плаванию

Внешняя сторона организации.

Возможности

Риски и ограничения

Социальное партнерство

  1. Сотрудничество  с кабинетом медико-психолого-наркологический помощи (лектории)
  2. Платные образовательные услуги «Час здоровья для воспитанников и их родителей»

3. Сотрудничество с общественными организациями и клубами по месту жительства

«Соревнования по настольному теннису, плаванию, туристическая полоса препятствий»

4.Сотрудничество со школами и УДО:

  1. Уроки физкультуры школ на базе бассейна.
  2. Часы здоровья для учащихся школ на базе бассейна.
  3. Часы здоровья для школ- интернатов и детских домов в каникулярное время.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Неблагоприятные экологические факторы

(Газонаполнительная станция в непосредственной близости).

  1. Наличие детей, имеющих заболевания
  2. Наличие конкурентов
  3. 15% детей  с ослабленным здоровьем
  4. Ограничение территории автодорогами
  5. В районе находится учреждение исправления и наказания
  6. Дети группы риска.
  7. Наличие частного сектора.

ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Диагностический

Мероприятия

Предполагаемый результат

Сроки

Ответственный

Анализ                                        

    - условий, МТБ, кадрового потенциала                

    - состояние ВОП                

    - выявление противоречий                                                      

Выявление проблем обоснование актуальности

Теоретический  этап

Изучение проблемы педколлективом на:

-педсоветах

 - заседании НМС

- заседании МО, тв.группах

- заседаниях творческих лабораторий;                                          

- в индивидуальной и групповой

          работе с педагогами.

Накопление теоретического материала

Практический этап

1. Проведение совместных (дети и родители) спортивно-оздоровительных мероприятий:

- «Моя мама чемпион» эстафеты для родителей
на воде к празднику «День Матери».

- «Морской десант» соревнования по плаванию для родителей и воспитанников ДЮЦ, посвященные
«Дню защитника Отечества».        

- Соревнования по н/теннису «Семейная пара».  

2. Анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения.

3. Анкетирование учащихся по программе
«За здоровый образ жизни».

4. Спортивно-оздоровительные мероприятия:

- Организация и проведение районной
туристической полосы препятствий, посвященной Дню туризма.

- Районные соревнования по н/теннису.

- Веселые эстафеты на воде на приз Деда Мороза.

- Участие в городских соревнованиях на воде
«Кубок города»

- Первенство области  «Юный пловец Кузбасса»                      

      - Первенство ДЮСШ  на приз Деда Мороза    

- Открытые соревнования по н/теннису среди младших школьников.
Организация праздника на воде        
«Посвящение в серебряные рыбки»

5. Сотрудничество с кабинетом медико-психолого-наркологической помощи:

- лектории

6. Работа по модульной программе «За здоровый образ жизни:

- Подготовка творческих групп к реализации
программы «За здоровый образ жизни».

-  Оптимизация процесса обучения по программе  «За здоровый образ жизни».

- Методическая коррекция программы
«За здоровый образ жизни».

7. Работа в летнее время с детьми «группы риска» по программе «Страна Затей»

8. Работа с детскими домами и школами интернатами.

9. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

- Психодиагностическое изучение уровня тревожности младших школьников.

- Диагностика профессиональных интересов старшеклассников

-  выявление соматического здоровья старшеклассников.

10. Организация походов выходного дня за пределы города.

11.  Туристические поездки

12. Туристические слеты

13. Часы здоровья для детей и родителей.

14. Посещение постоянно действующих семинаров  по здоровьесбережению:

- «Возможности создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

- Педагогика летних каникул

Проблемные семинары:

- «Особенности реализации туристско-спортивной направленности».

- «Физическое воспитание детей дошкольного возраста средствами настольного тенниса»

- «Формирование ЗОЖ в сознании подрастающего поколения».

- «Планирование и самоанализ деятельности педагога ДО туристско-краеведческой направленности».

- « Создание программ по здоровьесбережению»

15.  Сотрудничество с психологическими центрами, проведение семинаров для педагогов:

-  Круглый стол «Индивидуальные методы снятия стресса»

- «Дети индиго. Миф и реальность»

- Семинар-практикум «Учится надо весело!»

- Психологический портрет учителя. Самодиагностика.

16. Работа методических объединении:

- МО спортивно- оздоровительного отдела.

- ТМО по  модульной программе «За здоровый образ жизни»

17. Обмен опытом педагогов по вопросам  здоровьесбережения:

- Взаимопосещение занятий педагогами.

- Крыглые столы.

- Творческие лаборатории.

- Тематические педсоветы.

-- Семинары – практикумы.          

 - Открытые занятия;          

Обучение педагогов работе на ПК.

Уменьшение простудных заболеваний

Повышение компетентности родителей и детей по вопросам здоровьесбережения.

Укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Уменьшение социальных рисков для воспитанников центра и учащихся школ микрорайона.

Организация клуба «Здоровье и комфорт»

Повышение уровня квалификации по вопросам здоровьесбережения.

Повышение уровня информационной культуры педагогов по вопросам здоровьесбережения

1 раз в месяц

2 раза в год

1 раз в месяц

1 Раз в год

Начало учебного года

 Второе полугодие

Июнь , август

Каникулярное время

1 раз в четверть

1 раз в месяц

1 раз в год

2 раза в год

5 раз в неделю

По плану

По плану

1 раз в четверть

3 раза в год

1 раз в год

Подведение итогов

Научно-практическая конференции            

         - выступления самообобщением                       опыта работы;                                                              

         - творческие отчеты;                                            

Систематизация накопленного материала. Публикации в периодике, СМИ

Издание в журнале «Внешкольник»

  - методические  выставки

Участие в конкурсах

Таким образом,  вся наша работа по проекту «Здоровье и комфорт»  направлена с одной стороны, на сохранение и развитие психофизических качеств ребенка, с другой на овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения собственного здоровья и здорового образа жизни, для творческой деятельности и в итоге решает следующие задачи:

  1. Обучение адекватному оцениванию состояния собственного здоровья, определение факторов, обуславливающих его негативные тенденции, и с учетом этого внесению необходимой коррекции в свой образ жизни.
  2. Выработку собственного варианта поведения в различных жизненных ситуациях.
  3. Воспитание у детей  потребности в здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1.Викулов А.Д. Плавание: Учебник для студентов педагогических университетов и институтов. М., 1996.

2. Плавание. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М: Физкультура и спорт, 1980.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Туманит. изд. центр Влапос 1998.

4. Кардаманова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «плавание». Ростов. Феникс. 2001.

5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990.
6. Бушмина З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 88-92.
7.  Воронцов Д. Д. Страна детства. - М.: Знание, 1986.
8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.Актуальные проблемы управления развивающейся школой [Текст]     / Под ред. Т.С.Паниной, С.Е.Соколовой, Е.Г.Овчинниковой. – Кемерово: ОблИУУ, 1996. – 213 с.

  1. Асломов, А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] / А. Асломов// Внешкольник.- 1997.-№ 9.
  2. Бруднов, А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / А.Бруднов// Воспитание школьников.- 1995.-№ 2.
  3. Гузеев, В. От методик – к образовательной технологии [Текст]/ В.Гузеев// Народное образование.-1998.-№ 7.
  4. Дополнительное образование детей [Текст]/ Под ред. О.Е.Лебедева. – «Владос», 2000.- 237с.
  5. Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст]: пособие для руководит. образов. учрежд./ Т.С.Кабаченко. – М.: 1997.
  6. Кларин, Н. Инновации в мировой практике [Текст] / Н.Кларин.- Рига.: НПП «Эксперимент», 1995.- 121 с.
  7. Конаржевский, Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – Челябинск, 1986.
    – 133 с.
  8. Макаренко, А.С. Художественная литература о воспитании детей//

            Соч.: в 5-ти т. – М.: 1958. – 363 с.

  1. Третьяков, П. И. Школа: управление по результатам [Текст] /

          П. И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001.– 320 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

Здоровьесберегающий проект "Здоровому всё здорово!"

Проект воспитательной работы в классе...

Проект "Здоровым быть здорово"

Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего...

Проект "Здоровый дух-здоровое тело"

Аннотация проекта  «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него ...

Презентация проекта "Здоровому - все здорово!!!"

В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты....

презентация проекта "Здоровому - все здорово"

В презентации собраны главные этапы проекта "Здоровому-все здорово": цель, задачи, формы, результаты...

Реализация проекта "Здоровый досуг - здоровая молодежь"

Цель проекта «Здоровый досуг – здоровая молодежь» - проведение досуговых мероприятий для подростков и неорганизованной молодежи микрорайона старше 16 лет с учетом их интересов....