Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
творческая работа учащихся по теме

Сатонина Ирина Валентиновна

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Сатонина Ирина Валентиновна

Уральский регион Г. Челябинск МОУ СОШ №104

Тема проекта: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА». или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

»

Цель: формирования у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся.

Задачи:

- формировать у учащихся саногенное мышление, потребности и умения в сохранении здоровья;

- расширить и углубить представления учащихся о вреде наркомании, алкоголя, табакокурения;

- добиться, чтобы знания о необходимости здорового стиля жизни приоб рели личностный смысл для них;

- развитие умения учащихся сравнивать, анализировать ситуацию, делать выводы, проявлять толерантное отношение к выбору других учащихся;

- воспитание личности безопасного типа.

Компетенции:

  1. формирование навыков сотрудничества в проектной группе
  2. формирование чувства ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от учащегося
  3. Формирование у учащихся навыков использования ресурсов и возможностей информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) в проектной деятельности.
  4. Умение распределять правильно время
  5. анализировать собственные действия
  6. презентовать результаты своего труда
  7.  доводить работу до конца
  8.  достигать поставленной цели
  1. Навык работы с литературой.
  2. Формирование умения учащихся сравнивать, анализировать ситуацию, делать выводы, проявлять толерантное отношение к выбору других учащихся

 

Основополагающая проблема (название учебного проекта):

Экологический проект:

«Здоровье детей – здоровье мира» - проблема формирования экологической грамотности учащихся.

или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Самостоятельные исследования учащихся:

экологические проекты для городского смотра - конкурса «Школа-территория будущего».

Российского смотра «Школа-территория здоровья»

«День птиц»

«Всемирный день защиты животных»

Городского конкурса творческих работ «Экология, творчество, дети»

Разработка  «Валеологических пауз»

Формы:

  1. написание литературных произведений различных жанров на экологическую тему «Твой выбор»,  «Нет наркотикам»;
  2. создание видеоматериалов по теме «Город, в котором я живу»;
  3. создание плакатов, рисунков по данной тематике «Мир, в котором мы живем»;
  4. участие в олимпиадах, конкурсах «Юный эколог» и т. д.

Предметные области: химия, медицина, физика, биология, география, экология, литература, история, краеведение, информатика.

Возраст: разновозрастные группы учащихся по интересам.

Виды проектов:

        Исследовательский проект, реализация предполагает использование  методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

От выбора вида проекта зависит оформление результатов проекта:

        иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

        инсценировка реального или вымышленного исторического события

        научная конференции

        научный доклад

        отчет исследовательской экспедиции

        пресс-конференция

        путешествия

        реклама

        ролевые игры

        соревнования

        спектакль

        спортивная игра

        театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

        телепередачи

        экскурсии

        WEB-сайт

        Анализ данных социологического опроса

        Видеофильм (выполненного на основе информационных технологий)

        Выставка

        Газета, журнал

        Законопроект

        Коллекция

        Модель

        Музыкальное произведение

        Мультимедийный продукт

  1. Сборник валеологических пауз
  2. Экологический сборник творческих работ учащихся

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

диктофон, видеокамера с видеомагнитофоном, фотоаппарат, информационный стенд, компьютер, принтер.

Программное обеспечение:

- электронная почта;

- мультимедийные энциклопедии;

- Издательские программы.

Материалы на печатной основе:

  1. учебники;
  2. методические пособия;
  3. справочники.

Интернет-ресурсы.

Другое:

Гости :

Учащиеся общеобразовательных школ города, педагоги и руководители учреждений образования округа, заинтересованные в реализации данной темы,родители учащихся, представители государственных, общественных и иных заинтересованных организаций.

Организация проектных групп:

Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой педагогической задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть такой:

        На 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы. Практика показывает, что оптимальное число членов группы - от 7 до 10 человек Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправля 

• На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта. Темы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.

    На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной неделе", включающая следующие графы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).

        На 4-м этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, кото рые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.

        На 5-м этапе (за неделю до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом за вершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Классификация проектов по комплексности :

        Монопроекты  реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов проекты могут быть:

        внутриклассными

        внутришкольными

        региональными (в пределах одной страны)

        международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 По продолжительности:

        Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

        Недельные проекты («Неделя экологии») выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

        Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально ( в рамках ученических научных обществ). Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Предусмотреть:

Циклограмма проведения проектной недели

К началу проектной недели (утро понедельника) в вестибюле школы оформляется стенд "Проектная неделя", содержащий следующую информацию:

        правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;

        полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;

        ежедневный лист "Места работы проектных групп" с информацией, где будет производиться работа участников каждой проектной группы;

        график работы групп в компьютерном классе.

Понедельник

8.00 - 8.15. Совещание руководителей проектных групп.

8.30 - 15.30. Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2 - 7-й уроки: этап сбора информации (установочные лекции, экскурсии, работа в сети Internet). 8-й урок: обсуждение итогов работы за день, уборка кабинетов (ежедневно). Итог дня: подробный план работы над проектом.

Вторник

Оформление стенда "Пресс-центр проектной недели", который обновляется ежедневно.

8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления выхода проекта. Итог дня: собранная информация по теме проекта.

Среда

8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы презентации проекта. Оформление выхода проекта; начало подготовки презентации. Итог дня: сценарий презентации проекта.

Четверг

8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Обсуждение, что необходимо выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.

16.00. Совещание у директора (зам. директора); распределение проектов по секциям для зашиты, уточнение состава жюри. Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.

Пятница

Информация о графике защиты проектов на стенде "Проектная неделя".

8.30 - 12.00. Защита проектов.

12.00 - 12.30. Работа объединенного жюри (с одновременной демонстрацией видеохроники проектной недели, подготовленной пресс-центром).

12.30 - 13.00. Общее собрание. Награждение победителей.

13.00 - 14.00. Подведение итогов работы в группах.

15.00. Совещание у директора (зам. директора): общее подведение итогов проектной недели.

 Система оценки проектных работ

  1. Оценка проекта:
  1. самостоятельность работы над проектом;
  2. обоснование выбора темы;
  3. практическая значимость работы;
  4. оригинальность решения проблемы.
  1. Оценка презентации:
  1. артистизм и выразительность выступления;
  2. глубина и широта знаний по проблеме;
  3. компетентность докладчика (ответы на вопросы);
  4. Использование наглядности и технических средств.

Оценивание производится по 6-бальной системе.

Награждение:

  1. Все участники конкурса награждаются дипломом участника конкурса.
  2. Победители - грамотами за I, II, III места, экскурсионной поездкой, подарочными книгами.
  3. Лучшие проектные работы представляются на городские и российские конкурсы по проектной деятельности учащихся, на выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Школа - территория здоровья"

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше,...

Практико-ориентированный проект "Здоровые дети в здоровой семье"

Форма работы - буклет. содержащий основные положения  практико-оринтированного проекта. Данный проект предназначен для реализации в отдельном классе  и  в школе....

Проект "Здоровые дети"

Проект представляет собой ряд здоровьесберегающих технологий, которые учитель-логопед использует ежедневно на своих занятиях...

Экологический проект для детей 4-5 лет «Муравьи»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Муравьи»...

Экологический проект для детей 4-5 лет «Удивительный песок»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Удивительный песок»...