Экологический проект для детей 4-5 лет «Муравьи»
материал

миронова юлия геннадьевна

Экологический проект для детей 4-5 лет

«Муравьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muravi_wecompress.com_.docx475.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 138"C:\Users\ПК\Desktop\009.jpg

Экологический проект для детей 4-5 лет

«Муравьи»

        

https://media.musely.com/u/b7f09b37-0500-4059-ace9-885987a69606.jpg

Подготовила:

воспитатель: гр.№6

Миронова Ю.Г.

        

г. Оренбург 2022 год

Содержание проекта:

I. Название проекта

II Актуальность проекта

IIIПрогнозируемые результаты

IV Социальная значимость проекта

V Информационная карта

VI Цель проекта

VII Задачи проекта

VIII Формы реализации проекта

IX Этапы реализации проекта

X. Описание проекта

XIПлан работы по проекту

XIIДостигнутые результаты

XIII  Литература

XIV Приложение:

        -проведение мероприятий:

-Познавательная беседа по теме «Жизнь муравьёв».

-наблюдение на прогулке за муравьями

-лепка муравья

-чтение Басни  И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- рисование муравья

-беседа на тему: «Муравьиный терем»

-коллективная работа: «Муравьи в муравейнике»

«Муравьи»

Муравей бревно несет
Песню громкую поет:
«Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!».
Муравьшка — не бездельник.
Целый день он в муравейник
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.

Карапетян Р.

Актуальность: Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых (муравьев). Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых (муравьях), их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Прогнозируемые результаты:

№пр.

Прогнозируемые результаты детей

Критерии оценки

1

Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям

Развитие познавательной активности, любознательности

Дети стали бережнее относится к муравьям, насекомым.

2

Использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

3.

Самостоятельное наблюдение за насекомыми;

Социальная значимость проекта:

В век не стабильной экологической системы, в связи с расточительностью человеком к природе возникает необходимость с раннего возраста развивать и воспитывать бережное отношение к природе. Необходимо формировать у детей дошкольного возраста внутреннюю потребность, ответственности за всё, что его окружает, в том числе и за природу.

Информационная карта:

-продуктивная (рисование, лепка)

Цель проекта:формирование представлений о жизни муравьёв.

Задачи проекта:

Обучающие:

- Формировать  у детей элементарные представления о муравьях как о насекомых, образе их жизни, жилище-муравейник.

-Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

-Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым

Тип проекта: поисково-исследовательский 

Вид проекта: групповой.

Участники проекта:

-дети в возрасте 4-5 лет;

-родители;

-воспитатель.

Срок реализации: одна неделя (1.08. -5.08.2022)

Формы реализации:

- беседы

--наблюдение на прогулке

-продуктивна деятельность (рисование, лепка)

Этапы реализации:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I  Организационный (подготовительный)

Подбор наглядных материалов: тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни. Подбор художественной литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта. Подбор материала для продуктивной деятельности. Информирование родителей о реализации проекта.

1.Обозначение проблемы

2. Определение задач

II Практический (основной)

III. Заключительный

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями воспитанников.

-проведение мероприятий:

-Познавательная беседа по теме «Жизнь муравьёв».

-наблюдение на прогулке за муравьями

-лепка муравья

-чтение Басни 

И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- рисование муравья

-беседа на тему: «Муравьиный терем»

Подведение итогов. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской, творческой деятельности детей.

Наше творчество: коллективная работа:

«Муравьи в муравейнике»

Расширение знаний детей

в  разных видах деятельности

(беседа, наблюдение, пальчиковые игры, продуктивная деятельность, чхл)

        

Дети на последнем занятии закрепили знания, полученные во время проведении проекта.

Описание проекта:

Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.

План работы по проекту:

Работа с детьми

Дата проведения

Ответственные

1.

Познавательная беседа по теме «Жизнь муравьёв».

1.08.2022

Миронова Ю.Г.

2.

Наблюдение на прогулке за муравьями

2.08.2022

Миронова Ю.Г.

3.

Лепка муравья

3.08.2022

Миронова Ю.Г.

  4.

Чтение Басни 

И. Крылова «Стрекоза и муравей».

3.08.2022

Миронова Ю.Г.

5.

Рисование муравья

4.08.2022        

Миронова Ю.Г.

6

Беседа на тему: «Муравьиный терем»

4.08.2022

Миронова Ю.Г.

7

Коллективная работа: «Муравейник».

5.08.2022

Миронова Ю.Г.

Результат

Критерии

1.В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, и в рисовании муравья.

Ежедневно дети на прогулке наблюдают за насекомыми, муравьями.

2.Научились делать муравейник

При рассматривании  иллюстраций: строим «муравейник».

3. Научились делать элементарные опыты и эксперименты по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар).

На протяжении всего проекта наблюдали за муравьями.

Достигнутые результаты:

Вывод: Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.

Познавательная беседа по теме:

«Жизнь муравьёв».

Задачи:

-сформировать знания о жизни муравьев;

- познакомить с особенностями внешнего строения;

- закрепить представление о насекомых;

- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

Ход беседы:

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим, об очень интересных обитателях Земли. А о ком, вы узнаете, отгадав загадку:

Ловко тащит он травинку

в мире нет его сильней

на полянке домик строит

работяга....  (Муравей)

-Сегодня мы с вами поговорим о муравьях и узнаем очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.

-Послушайте стихотворение

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

-Ребята, давайте посмотрим, как выглядит муравей. Какого цвета муравьи? (черные, коричневые)

-Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи?

-А сколько ног у муравья? (6, как у всех насекомых)

-Давайте опишем его голову.

Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На

голове - глаза и усики.

-А какое туловище у муравья?

Туловище как бы разделено на 2 части. К первой части прикреплены ноги, а

второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.

-А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (нет, он смертелен только для насекомых.)-А чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.)

- Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) -Вы правы, муравьи живут в муравейниках.

- Посмотрите внимательно на муравейник и скажите, а из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.)

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-02-19-666.jpgC:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-01-49-721.jpg

-На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.- Почему муравьи называются самыми сильными животными? Кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на свете - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка – муравей!

Итог занятия: - Ребята, расскажите, что нового узнали о муравьях                                                

Наблюдение на прогулке за муравьями

Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;

Ход прогулки.

Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.

Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы - предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.

Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.

1.Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.

Я – муравей – трудяга,

Со мной моя коряга.

Несу домой тяжелый груз.

Своим трудом всегда горжусь.

Предложить детям собрать муравьёв в ведёрко.

                  C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-02-51-839.jpg                                                       C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-02-31-202.jpg

Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара. Понаблюдать за их поведением.C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-15_08-55-18-433.jpg         C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-15_08-55-18-579.jpg

2. Труд в природе.

Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)

Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку).

Воспитатель: -Хорошо вы потрудились, теперь можно поиграть. Хотите?

(Ответ-предположение детей) Да, хотим.

Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем с вами в игру, которая называется

«Муравьи и дождик»

Подвижная игра«Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети -«муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне

сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные

стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а

«дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик»

задел рукой –выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не

останется самый ловкий «муравей».

Итог прогулки: - Муравей очень трудолюбивое насекомое, приведите примеры его работ.

Лепка муравья

Задачи:

- учить создавать единую композицию; использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями;

- развивать навыки лепки: из целого куска пластилина; фигурки из составных частей с помощью примазывания;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; формировать умение правильно вести себя, не перебивать других, выслушивать до конца, создание положительной атмосферы в группе.

Ход занятия:

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Не обижайте муравья,

Его обидеть очень просто,

Он очень мал, он очень мал,

Он очень маленького роста.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

Мы – лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

- Давайте вспомним, как выглядит муравей (ответы детей)

Из каких частей состоит тело муравья? (тельце муравья состоит из трёх частей - головы, груди и большого брюшка. Лепить брюшко, грудь и голову необходимо в форме конусов.

Затем добавляем шесть ножек их можно слепить из пластилина, а можно из веточек. Затем «оживляем» голову. Усики лепим из пластилина.                                

Методом примазывания необходимо соединить все эти детали, чтобы скульптура получилась целостной и устойчивой.

-Прежде чем приступить к работе нам необходимо ручки наши разогреть.

(массаж кистей рук)

Самостоятельная деятельность детей.

Физкультминутка

(дети выполняют действия)

Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)

Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)

Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)Воспитатель: Ну что, ребята, хорошо отдохнули? Продолжим нашу работу. Дети, во время работы вы можете пользоваться стеками. Работа предстоит непростая и кропотливая. Вам нужно заранее хорошо представить своего героя, а затем подобрать пластилин нужного цвета, придать ему задуманную форму. Пожалуйста, не забывайте делиться друг с другом пластилином нужного цвета, учитесь взаимовыручке.

Итог занятия: в конце занятия проводится выставка детских работ и обсуждение, дети высказывают свое мнение по поводу каждой работы, советуют, что можно бы было сделать еще. Воспитатель отмечает удачные работы или отдельные элементы.

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-58-56-345.jpg            C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-58-56-031.jpg

Чтение Басни

И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от потешки, стихотворения и сказки; подвести к пониманию идеи басни.

Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.

Развивать связную речь детей, умение анализировать, делать выводы.

Активизировать словарь детей: труженик, рукодельница, мастер, беззаботный, легкомысленный, зима «катит в глаза», помертвело чисто поле.

Развивать умение выполнять движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.

Воспитывать уважение к труду.

Материал: Иллюстрации к басне, иллюстрации к сказке, к стихотворению и потешке;

Ход:

Сегодня я познакомлю вас с новым жанром - басней. Басня – это короткая, поучительная история. Сказки и басни люди придумывали с давних пор. В баснях часто говорится о животных, но подразумеваются люди. Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов. (Презентация.)

Чтобы узнать название басни, с которой мы сегодня познакомимся, нужно собрать иллюстрации из пазл. (стрекоза, муравей) Послушайте басню Ивана Андреевича Крылова, «Стрекоза и муравей», догадайтесь, что в ней высмеивалось?

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_03-59-54-308.jpg                     C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_03-59-10-916.jpg

Логоритмика «Оркестр» (Дети играют на музыкальных инструментах: погремушки, … 1 часть музыки – играют вместе, стоя в кругу; 2 часть музыки – бегают по кругу, продолжая играть, 3 часть музыки - играют вместе, стоя в кругу)

Беседа с детьми о прослушанном произведении. - О ком говорится в басне? - О чём просила Муравья Стрекоза? - Что ей ответил Муравей? - Правильно ли поступил Муравей? В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, ленивого, беззаботного человека)

- Басня – это поучительная история. Чему учит басня Крылова «Стрекоза и Муравей»? (Ответы детей).

-В басне много интересных слов и выражений. Например: «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по-другому? «Помертвело чисто поле». Что значит помертвело? Почему так говорят? Как сказать по-другому? «Злой тоской удручена» Как сказать по-другому? Давайте вспомним пословицы о труде. Без труда не выловишь и рыбки из пруда; Долог день до вечера, коли делать нечего; Большой говорун – плохой работник; Лениться да гулять – добра не видать; Дело мастера боится; В большом деле и маленькая помощь дорога.

-Чему учат эти пословицы? (Ответы детей)

-Вы много знаете сказок, в которых герои умели и любили трудиться, а наградой было счастье, исполнение желаний.

Рисование муравья

    Цель: рисовать  муравья, передавая его  внешний вид и движение.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о внешнем строении, о полезных насекомых.  

Развивающая: развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.  

Двигательно-оздоровительные мероприятия:

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Музыкальная физкультминутка «Шмель».

Предварительная работа:

Беседа о насекомых.

Отгадывание загадок.

Рисование насекомых цветными карандашами.

Наблюдение за насекомыми в природе.

Чтение В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Оборудование:

Иллюстрации с изображениями насекомых.

Цветные карандаши.

Альбомные листы бумаги белого цвета.

Влажные салфетки из ткани.

Картинка-муравей.

Картинка-шмель.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я пришла на наш участок, слышу, кто-то шуршит. Заглянула я в коробочку, а там…

Послушайте загадку:

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Воспитатель: Правильно, это муравей. Давайте рассмотрим муравья, как он выглядит, какой он? (ответы детей)

- Тельце его состоит из трёх частей: маленькая головка, немного больше грудка и большой животик. На головке два тонких усика, шесть тонких ножек.

- Муравьи живут большой, дружной семьёй, они хлопочут целый день с восхода солнца до заката. Носят в муравейник запасы на зиму: семена, ягоды, ловят насекомых, сушат хвойные иголки на своём муравейнике, очищают ходы и выходы. Под муравьиным холмиком, в земле, целый муравьиный город.  Есть спаленки, где они спят; есть кладовые, где хранят запасы.  Муравьёв называют санитарами леса. Там, где живут муравьи, нет вредителей и больных растений. У муравья очень крепкие челюсти, которыми он может унести любую добычу. А ещё муравей очень сильный.  Он способен поднять тяжести в 50 раз больше его веса.  Это всё равно, что человеку нести небольшого слона.  И ещё муравьи очень дружные, всегда помогают друг другу!

- Подождите, он мне что-то шепчет, он заблудился и хочет вернуться домой.  Давайте все вместе поможем муравью вернуться домой.  Как называется муравьиный дом? Где находится муравейник?

- Давайте отправимся на лесную полянку и найдём дом муравью - муравейник. «Раз, два, три покружись – на лесной полянке окажись!»

- Пойдём по тропинке, посмотрим, куда она нас приведёт.  Посмотрите, как здесь красиво, повсюду красивые цветы! А сколько здесь насекомых: гусеница, бабочка, жук-короед, комар, колорадский жук, пчела, божья коровка, паук, оса, стрекоза, жужелица.  (На доске висят картинки с изображениями насекомых).

- Давайте спросим у насекомых, знают ли они, где находится муравейник? (дети спрашивают)

- Послушайте, божья коровка посоветовала нам спросить у старого шмеля. Он всё знает! Пойдёмте дальше по тропинке искать старого шмеля.

- Здравствуй, шмель! Мы хотим вернуть домой муравьишку. Не укажешь нам дорогу?

Шмель: укажу, нарисуйте для меня рисунки.

.- Теперь мы с вами нарисуем рисунки для шмеля, посмотрите на нашей полянке уже всё готово для рисования!

Воспитатель: (наглядно показывая и изображая) Я покажу вам, как нарисовать муравья, используя карандаши коричневого или чёрного цвета и рисовать кружочки, постепенно усиливая силу нажима на карандаш, таким образом, получаются кружочки большего размера.

- Затем карандашом подрисовать усики, глаза и ножки.

- Молодцы, ребята! Давайте немножко отдохнём.  Отложите карандаши в сторонку и приготовьте свои ручки для гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

- А теперь продолжаем работать. Не забывайте, что нужно красиво расположить рисунок на листе.

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-01-26-606.jpg

- Наши рисунки готовы! Посмотрите, сколько муравьёв получилось! Шмель очень рад нашим рисункам! Он сказал пройти дальше по тропинке, прямо к домику – муравейнику!

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_04-01-06-147.jpg

- По тропинке мы идём! Домик муравью найдём!

- Ребята, какое хорошее дело мы с вами сегодня сделали? (ответы детей)

- Правильно! Мы помогли муравьишке вернуться домой! Молодцы!

- А сейчас отгадайте загадки:

Он пушистый и большой.

Он летает над цветком,

Собирает сладкий сок.

Заготавливает впрок.

И пыльцу он собирает,

Все цветочки опыляет.

(шмель)

Мы - лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

(муравьи)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём – миллион.

(муравейник)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам пора домой.  Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два – покружись! Снова на участке окажись.

Беседа на тему: «Муравьиный терем»

Задачи:

-расширение и систематизация знаний детей о насекомых муравьях, местах их обитания;

- учить технике пальчикового рисования;

- воспитание бережного отношения к природе;

- развивать коммуникативные навыки;

Ход беседы:

- Ребята, послушайте стихотворение

«Муравьиный терем»

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Мы узнали, что… Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная царица. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать. Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник –дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой. (С. Михалков)

- Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. (Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой).

Ножку тонкую он поломал. (Ритмично сгибают и разгибают ноги).

Травкой быстро ее обмотал (Ритмично бегут на месте).

В муравейник скорей побежал. Ну, а солнце за лес уж зашло. (Делают ритмичную пружинку).

Стало сразу так страшно, темно. (Ритмично закрывают глаза ладонями). Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

- Мо-лод-цы! (Делают ритмичные хлопки).

-Каждый муравей в семье  имеет свою профессию. Например, в муравейнике есть свой детский сад, в котором работают няньки и воспитатели. Они ухаживают за яйцами, личинками и куколками, а также регулярно выводят маленьких муравьишек на свежий воздух. Еще в муравейнике есть свои больницы, где работают врачи. Есть муравьи, которые строят, чистят и защищают муравейник – это рабочие муравьи. Чистят муравейник санитары, а защищают от врагов солдаты. Они охраняют входы в муравейник от непрошенных гостей. Самые смелые и оживленные муравьи становятся разведчиками и охотниками. Они и прокармливают все многотысячное семейство.Есть в жизни муравьев и «сельскохозяйственные» профессии. Многие виды освоили «скотоводство». Как и человек, муравьи, единственные из животного мира занимаются выращиванием домашних животных. В муравейнике есть специальный коровник, там занимаются выращиванием тли. Тля - тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится. Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после чего бежит внутрь муравейника, чтобы передать ему свое тепло. Есть в муравейнике свои «пенсионеры». Пожилые мудрецы трудятся наверху своего домика в качестве наблюдателя. А еще муравьи – прекрасные строители. Какие прекрасные дома – муравейники они строят!-Муравейник -  это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

-А теперь сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит. (руки в замке)

А как солнеце заиграет - муравьишки выбигают. (хлопаем и шевелим пальчиками)

Лапками перебирают и головками качают.

Муравьишек ровно пять,1-2-3-4-5 (считаем пальчики)

Очень дружные они. Ты дружок их береги. (гладим ладошку).

Итог занятия:

- Где живут муравьи?- Какие комнаты есть в муравейники?

- Назовите профессии муравьёв?

Коллективная работа: «Муравьи в муравейнике.

Цель: учить детей создавать композицию «Муравьи в муравейнике», лепить муравейник и посадить туда муравьёв, продуманно располагая их на основе («муравейник»).

Задачи

Обучающие: закреплять основные приемы лепки: умение размазыватьпластилин придавая форму муравейника.

Развивающие: развивать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать умение действовать по краткой инструкции. Развивать инициативность, самостоятельность. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать сопереживание игровому персонажу, желание помочь ему.

Предварительная работа (в самостоятельной деятельности): собрать веточки на участке.

 Материалы к непрерывной образовательной деятельности: черный пластилин, заранее подготовленная основа формочка дл песка,  иллюстрации с изображением муравьев и муравейника. «Муравьиная царица», слепленная воспитателем.

Воспитатель поет:

Шел по лесу медведь, шел он долго и устал.

И решил он посидеть, сел под елкой….И прямо на муравейник (выделяем эмоционально голосом).

Раздавил муравейник, одна муравьиная царица спаслась. Но царица не умеет делать муравейники.

Что же ей делать, чем помочь, где новый муравейник раздобыть?

Появляется муравьиная царица (из пластилина, крупный муравей с короной). Ребята помогите мне построить муравейник для меня и моих друзей муравьёв.

Вы поможете? Вот спасибо!

Воспитатель показывает картинку муравейника. Сколько муравьев в муравейнике живет!

И сейчас мы построим муравейник.

Послушайте как: Для основы возьмём формочку для песка и размажем по этой форме чёрный пластилин, а затем выложим веточки на наш муравейник и посадим на наш домик муравьишек.

                           

Располагая муравьев на муравейнике, воспитатель спрашивает каждого ребенка – куда бежит и что собирается делать его муравей.

C:\Users\01\Desktop\фот\изображение_viber_2022-08-12_03-58-33-333.jpg

Звучит песенка муравьев («Детский клип Муравьи» на

YouTube, авторство не указано).

Муравьиная царица: огромное спасибо, дети, мы славно заживем в этом муравейнике! До свидания! («уходит» внутрь муравейника (под муравейник).

Молодцы, дети! А зачем мы лепили этот муравейник? Что вам понравилось? Кто живет в муравейнике? Какой муравей самый красивый? Самый большой? Самый веселый? Мы славно потрудились сегодня.

Итог проекта:        исследовать данную тему детям очень понравилось. Как много делают эти маленькие и удивительные существа! Природа открыла мне много интересного из жизни муравьев. Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев, и изучив дополнительную литературу, мы узнали, кто такие муравьи, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей.Выяснил, что муравьи, которые меня так сильно заинтересовали в саду, относятся к семейству садовых черных муравьев, так как полностью соответствует описанию этого вида.

Муравьи – это яркий пример трудолюбия и взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Их интеллекту можно только позавидовать! Муравьи умеют строить и шить, отыскивать воду в пустыне и подавать сигналы друг другу, ориентироваться по солнцу, но не умеют они лишь жить в одиночку, как и всякий человек.

Если мы не сохраним малое, муравьев и муравейники от разорения, то в будущем мы можем лишиться чистой воды, чистого воздуха и части культурно-исторической среды. Поэтому муравьев и их муравейники необходимо беречь и охранять!!!

Эти удивительные муравьи…

Список литературы:

1. Бабенко В. Семейство муравьи. – ОНИКС 21 век, Москва, 2003.

2. Длусский Г.М., Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! -  М.: Агропроиздат, 1986.

3. Сергеев Б. Муравей крупным планом// Юный натуралист, 1988.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".

Проетно-исследовательская работа по биологии...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ «Путешествие муравья»

Конспект занятия по экологическому  воспитанию «Путешествие муравья» обобщает представления детей о многообразии насекомых, уточняет знания о пользе насекомых.  Даёт предста...

Экологический проект для детей 4-5 лет «Удивительный песок»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Удивительный песок»...

Экологический проект для детей с ОВЗ Разделяй и здравствуй

Социально значимый проект экологической направленности в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому...