Экологический проект для детей с ОВЗ Разделяй и здравствуй
проект по экологии (5 класс)

Социально значимый проект экологической направленности в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 27

г. - к. Анапа

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РАЗДЕЛЯЙ И ЗДРАВСТВУЙ!»

с учащимся 5 класса индивидуального обучения на дому

по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Руководитель проекта:

учитель ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа

Ю.В.Скопинцева

Паспорт проекта

«Разделяй и Здравствуй!»

Руководитель проекта: Скопинцева Ю.В., учитель надомного обучения ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа

Участники проекта: учащийся 5 класса надомного обучения по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата, учащиеся школы, соседи по дому.

Партнеры проекта – родители учащихся, учителя, эконункт «Новая жизнь» г. Анапа, аниматоры студии «Чудеса здесь».

Место реализации проекта – город Анапа, общий двор и подъезд жилого дома, школа.

Предметный раздел – природоведение.

Межпредметные связи – основы социальной жизни, трудовое обучение, изобразительное искусство.

Тип проекта – социальный, экологический.

Срок реализации проекта – – гг.

Социально значимый экологический проект «Разделяй и здравствуй!» посвящен изучению проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и её влияния на здоровье человека, направлен на формирование полезных, правильных экологических привычек, воспитание чувства ответственности за свои привычки. В проекте реализуется поиск возможных способов участия ребенка с ОВЗ и инвалидностью в социально значимой деятельности по привлечению внимания ближайшего окружения к раздельному сбору бытовых отходов с целью сохранения природных ресурсов, сокращения вредного влияния жизнедеятельности человека на экосистему и животный мир.

Актуальность и значимость проекта

Активные формы обучения являются для современной школы актуальными и перспективными.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Метод проектов является хорошим подспорьем в формировании социально значимых качеств и жизненных компетенций у умственно отсталых детей.

Цели проекта:

- изучить на доступном уровне проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, влияние микропластика и других вредных веществ, накапливаемых в почве, воде и воздухе на экосистемы, животный мир, и как следствие, на здоровье человека;

- своим примером, продуктами творческой деятельности привлечь внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора бытовых отходов.

Задачи проекта:

- формирование познавательного интереса к природе и бережного отношения к ней;

- формирование грамотного экологического поведения, представляющего собой ответственное отношение к окружающему миру;

- мотивировать к природоохранительной деятельности, показывая своим образом жизни пример ответственного отношения к сохранению природных ресурсов и всего живого на планете путем раздельного сбора бытовых отходов и сдачи их на переработку.

- формирование позитивного отношения к собственному здоровью, соблюдению правил здорового образа жизни.

Началу проекта послужило участие в городской экоакции «Новая жизнь» по сбору пластиковых отходов. Из собранного жителями города пластика организаторы акции изготовили скамейку и установили на Центральной набережной нашего города. В дальнейшем организаторами планируется обустроить один из городских скверов объектами из переработанного пластика. Дети из нашей школы совместно с родителями поучаствовали в этой акции с самого её начала, но активность детей быстро угасла, а мечта учащегосянадомного обучения, ребенка-инвалида, погулять всей семьей по новому паркуи увидеть результат своего труда осталась! Так появилась идея продолжать участвовать в акции самому и привлекать своё окружение (соседей, школьников, подписчиков в соцсетях) к идее раздельного сбора отходов и сохранению природных ресурсов.

Основные направления работы:

  • рассматривание иллюстраций, просмотр короткометражных видеофильмов, презентаций о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • практическая деятельность;
  • сбор информации (анкетирование);
  • творческая деятельность;
  • общественно полезные дела.

Материальное обеспечение:

- иллюстрации на тему экологии и ресурсосбережения, видеофильмы, презентации;

- карточки с заданиями, условными обозначениями, инструкции;

- картонные коробки для изготовления макетов экоурн;

- ватман для оформления стенгазеты (экоплаката);

- интернет-источники по теме раздельного сбора бытовых отходов и экологии.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный(середина сентября - октябрь) – сбор и изучение информации, просмотр видеофильмов о загрязнении окружающей среды.

Проектировочный (октябрь) – формулировка темы проекта, проблемы, составление плана работы.

Практический (ноябрь – март) – реализация проекта.

Заключительный (март) – подведение итогов, отчет о реализации проекта.

Практическая реализация проекта

Этап

Задачи

Содержание работы

Срок выполнения

I этап

Подготовительный

- подготовить условия для реализации проекта

Мотивация к работе над проектом у учащегося и его семьи

II этап

Проектировочный

-разработка плана работы с привлечением семьи

Формирующее планирование: беседа учителя по теме проекта, формулировка задач проекта, составление плана работы

IIIэтап

Практический

-формирование знаний и представлений, практических навыков, полезных привычек, экологической культуры;

-взаимодействие и общение с одноклассниками и ближайшим окружением

Реализация проекта. Практическая работа

IVэтап

Заключительный

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности

Отчет о результатах реализации проекта, определение перспектив дальнейшей работы

До

Реализация проекта осуществляется с сентября по март 2022-2023 учебного года и включает в себя выполнение следующих мероприятий:

Название мероприятия

Время проведения

1

Беседы на темы:

- «Невидимые отходы»

- «Мусорные острова»

- «Чем опасен микропластик»

- «Природные ресурсы»

- «История алюминиевой банки»

- «Что такое экопункт»

- «Чудеса переработки»

- «Многоразовые вещи»

- «Опасные отходы и здоровье»

- «Как помочь планете»

Сентябрь-март

2

Практические занятия

Сентябрь-март

3

Анкетирование соседей по дому, учащихся, педагогов по теме раздельного сбора отходов

Ноябрь

4

Экологический субботник с привлечением соседей по дому

Ноябрь

5

Изготовление экоплаката «Разделяй-ка!» и макетов экоурн

Декабрь

6

«Экскурсия в экопункт»

Зимние каникулы

7

Публикации в соцсетях информации на тему раздельного сбора отходов

Январь-март

8

Инклюзивное внеурочное занятие в школе «Береги природу – сортируй отходы!»

Январь

9

Анимационная благотворительная программа «Береги свою планету!»

Февраль

10

Городская экоярмарка «Вторая жизнь игрушек»

Февраль

11

Участие в муниципальных экоакциях и творческих конкурсах

- «Черному морю – наша забота»

- «Изумрудный лес»

-«Поможем зимующим птицам»

«Сортируй отходы – береги природу!»

Октябрь-март

13

Сдача вторсырья в экопункт

Январь-март

14

Оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов проекта (экоплаката с рисунками, макетов экоурн)

Март

Подготовительная работа предусматривает организацию просмотра с учащимся видеофильмов, презентаций, иллюстраций на тему загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов, о гибели животных от жизнедеятельности человека, о накоплении вредных веществ в воде, почве, воздухе и их вредном влиянии на здоровье людей.

На практических занятиях проводится работа по изучению маркировки на упаковке продуктов и товаров, имеющихся дома; по разделению бытовых отходов в соответствии с маркировкой по разным контейнерам; по формированию экологических привычек – мыть и сушить упаковку перед сдачей на переработку, пользоваться многоразовой бутылкой для воды вместо пластиковых бутылок, при покупке продуктов в магазине использовать экомешочки и сумку вместо полиэтиленовых пакетов, в магазине выбирать продукты в перерабатываемой упаковке, избегать покупки одноразовой посуды, выключать воду и свет. В ходе работы над проектом проводятся интерактивные игры и задания по сортировке предметов из различных материалов, работа с карточками.

Во время совместной работы с учителем по поиску информации и подбору фотографий, изображений для создания презентации к внеурочному инклюзивному занятию в школе учащийся знакомится с поисковой деятельностью.

При изготовлении продуктов проекта для внеурочного занятия- экоплаката, макетов экоурниз картонных коробок, а также поделок и рисунков к экологическим конкурсам и акциям в рамках проекта у учащегося повышается мотивация к творческой деятельности, формируется умение оценивать свою работу.

С целью формирования социальных и коммуникативных навыков запланированы:

- проведение субботника во дворе дома с привлечением соседей, раздача листовок и памяток по правилам раздельного сбора мусора;

- каникулярное мероприятие «Экскурсия в экопункт» и дальнейшие самостоятельные выходы с семьей и другими детьми для сдачи на переработку собранных бытовых отходов (вторсырья) и участия в городских эко-акциях;

- публикация в соцсетях на страничке щколы информации о важности переработки бытовых отходов и приглашения учащихся и родителей к участию в акциях по сбору вторсырья, анонсов мероприятий;

- приглашение волонтёров в школу для просветительской работы с одноклассниками;

- оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов творческой деятельности: рисунков, стенгазеты, макетов экорурн из вторсырья для раздельного сбора бытовых отходов.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта у учащегося надомного обучения сформируются правильные экологические привычки, которые будут реализовываться в семье и, возможно, в семьях других школьников, соседей по дому. Таким образом, учащийся сможет внести свой личный вклад в дело защиты окружающей среды.

Работа над проектом позволит повысить активность обучающегося, самостоятельность, позитивный настрой. Работоспособность ученика будет обеспечена за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, индивидуально подобранных заданий и частой смены деятельности.

Социальная инициатива ребенка с инвалидностью поможет сформировать у него такие ценности, как коллективизм, доброта, ответственность, доверие, активность, организованность.

Социальные навыки, формирующиеся в ходе работы над проектом, позволят выполнять в быту несложные трудовые операции, ориентироваться в окружающем мире, усваивать стереотипы поведения и социальные установки.

Критерии оценки результатов реализованного проекта

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

- заложены основы экологической культуры и бережного отношения к природе, её ресурсам, окружающей среде;

- повысилась мотивация и готовность придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни,

- приобретен элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- сформированы привычки экологически правильного поведения, умение оценивать правильность собственного поведения и других людей с позиции заботы об окружающей среде.

- своим примером, продуктами творческой деятельности удалось привлечь внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора бытовых отходов.

Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как продукты творческой деятельности, созданные во время работы над проектом – экоплакат, экоконтейнеры, могут быть использованы в школе для оформления эковыставок, экоуголка в классе, проведения экологических акций и уроков, например, ко Дню Земли.

Итоги и перспективы развития проекта: для дальнейшего развития и процветаниянашей планеты мы должны действовать разумно, рационально использовать окружающую природную среду и бережно относиться к ней. Утилизация отходов – важнейшая проблема экологической безопасности. При её решении можно сэкономить сырьё и уменьшить площади свалок, которые занимают большие территории и являются источником загрязнения и отравления воздуха, почвы и воды. Начатую работу необходимо продолжать. В следующем учебном году планируется вступление в ряды волонтеров-экологов, будет предложено провести в школе конкурс рисунков и плакатов в поддержку раздельного сбора бытовых отходов, выставку поделок из не перерабатываемых отходов для привлечения внимания к отказу от покупок товаров в не экологичной упаковке, флешмоб на каникулах «Как я разделяю мусор дома»

Список использованной литературы:

  1. А.Кольовска, А.Феткулина «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. Москва, 2019.
  2. Т.В.Аланина «Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе»; Специальное образование 2020 г., №2.
  3. Е.М.Приорова «Экологическая культура и здоровье человека». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2021.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Использованные интернет-ресурсы:

будьвдвижении.рф – Всероссийский проект «На связи с природой» Российского движения детей и молодежи «Движение первых»;

– портал Зеленой школы;

– Всероссийский образовательный портал «Экоход»;

- сайт с полезными материалами и ресурсами в помощь экологам и экологистам, преподавателям и учителям, волонтерам и активистам - всем, кто интересуется темой чрезмерного использования ресурсов, проблемой замусоривания территорий, раздельного сбора и переработки отходов;

– центр экономии ресурсов, признанный лидер в вопросах разработки игровых просветительских материалов по экологии для взрослых и детей;

разделяйиздравствуй.рф – сценарии экоуроков и методические материалы;

экокласс.рф – сценарии экоуроков и методические материалы;

втораяжизньпластика.рф – готовые материалы для занятий.

ФОТООТЧЕТ

о реализации социально значимого проекта

«Разделяй и Здравствуй»

ФИО руководителя: Скопинцева Ю.В., учитель надомного обучения

На подготовительном этапе работы с учащимся был организован просмотр видеофильмов, иллюстраций о загрязнении окружающей среды и истощении природных ресурсов, о гибели животных от жизнедеятельности человека, о накоплении вредных веществ в воде, почве, воздухе и их вредном влиянии на здоровье людей.

Изображение выглядит как текст, в помещении Автоматически созданное описание

Был сделан вывод о том, что природе необходимо помогать и начать нужно с позитивных изменений у себя дома.

После формулировки с учащимся задач проекта и составления плана работы приступили к практическому этапу реализации проекта:

  • практические занятия по изучению маркировки на упаковке продуктов и товаров, имеющихся дома;
  • практические занятия по формированию экологических привычек:

- мыть и сушить упаковку перед сдачей на переработку, раскладывать правильно упаковки в разные контейнеры;

  • подготовка собранного вторсырья к сдаче на переработку в экопункт «Новая жизнь»

Изображение выглядит как в помещении, пластик Автоматически созданное описание

Освоив первоначальные навыки раздельного сбора бытовых отходов у себя дома, приступили к мероприятиям по вовлечению ближайшего окружения к деятельности по защите окружающей среды:

  • проведение субботника во дворе дома с привлечением соседей, раздача листовок и памяток по правилам раздельного сбора мусора

Изображение выглядит как человек Автоматически созданное описание

  • выполнение домашнего задания – рисунки на тему раздельного сбора бытовых отходов

  • совместная деятельность с учителем по подготовке материалов к открытому уроку (подбор картинок и фотографий для презентации, изготовление макетов контейнеров для раздельного сбора отходов, экоплаката

  • публикации в соцсетях на страничке щколы информации о важности переработки бытовых отходов и приглашения учащихся и родителей к участию в акциях по сбору вторсырья, анонсов мероприятий

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание

  • анкетирование педагогов и учащихся по проблеме раздельного сбора бытовых отходов

  • открытое инклюзивное внеурочное занятие «Береги природу, сортируй отходы!», оформление экозоны в холле школы

Изображение выглядит как текст, кукла, каморка, одежда Автоматически созданное описание

  • приглашение волонтёров в школу для просветительской работы с одноклассниками

  • участие в муниципальных экоконкурсах и акциях

Изображение выглядит как текст Автоматически созданное описание

  • участие в городской экоярмарке «Вторая жизнь игрушек» вместе с детьми-соседями по дому и одноклассниками

  • походы в экопункт «Новая жизнь» для сдачи вторсырья на переработку, участие других детей в сдаче бытовых отходов

Изображение выглядит как человек, на открытом воздухе, дерево, группа Автоматически созданное описание

  • оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов творческой деятельности: рисунков, стенгазеты, макетов экорурн из вторсырья

  • благодарность от волонтеров экопункта «Новая жизнь» за активную жизненную позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

Экологический проект «Огород на окошке» для детей дошкольного возраста 3-4 лет

Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети  дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с...

Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы вокруг нас"

Птицы рядом с нами в любое время года. У детей накапливаются разнообразные знания о них. Но, зачастую, они поверхностные, разрозненные и не систематизированные....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Экологический проект для детей 4-5 лет «Муравьи»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Муравьи»...

Экологический проект для детей 4-5 лет «Удивительный песок»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Удивительный песок»...