Образовательная программа дополнительного образования детей «Пресс-центр»
рабочая программа по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.

В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.

Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.  

Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_press-centr_na_2_goda.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа дополнительного образования детей

 «Пресс-центр»

 Автор-составитель:  

Ничкова Т.А.,

учитель русского языка и

литературы,

педагог дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                           Н. Заболоцкий

Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.

В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.

Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.

Дополнительное образование в решении данного вопроса может оказать реальную помощь. Учитывая быстрый рост роли публицистики в общественной жизни, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ данного направления. Актуальность и практическая значимость программы обусловливается еще и тем, что какую бы профессию ни избрал будущий выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в жизни.

Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей.

Результативность программы. Работа по программе ведется в течение 7 лет, в Панаевской школе-интернате – 4 года. С введением новых требований к оформлению программа была частично изменена в 2006 году. Коллектив объединения «Пресс-центр» является стабильным: прошедшие программу обучения воспитанники объединения выступают в качестве консультантов для вновь набранной группы. О результатах  работы творческого коллектива можно судить по полученным дипломам и по уровню подготовки воспитанников.

Муниципальный уровень:

  1. Районный (заочный) этап IX окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Диплом 1 степени)
  2. Муниципальный тур III Всероссийского литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» (Диплом 1 степени);
  3. Муниципальный тур IV Всероссийского литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» (Диплом 1 степени);
  4. Районный конкурс газет с материалами антинаркотической направленности «Мой выбор!» (Диплом 2 степени);
  5. Районный конкурс газет с материалами антинаркотической направленности «Мой выбор!» (Диплом 2 степени);
  6. Районный конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» (Участие);
  7. Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Диплом 3 степени);
  8. Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Диплом 3 степени);
  9. Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» /Номинация «Литературное творчество» (Диплом 2 степени);
  10. Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Участие);
  11. Районный конкурс детских школьных газет «Новый год в Простоквашино» (Диплом 1 степени);
  12. Районный конкурс детских школьных газет «Новый год в Простоквашино» (Диплом 3 степени);
  13. Районный этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» (Выход в окружной этап):
  14. Районный этап IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Диплом 1 степени);
  15. Районный этап всероссийского конкурса-выставки «Мы этой памяти верны» (Диплом 1 степени);
  16. Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2010» (Диплом 1 степени);
  17. Районный этап VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - призер
  18. Муниципальный тур окружного  конкурса детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» - диплом 2 степени;
  19. Районный этап IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования – Диплом 1 степени
  20. Муниципальный тур окружного конкурса  на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" – Победитель районного этапа

Окружной уровень:

  1. Финал IX окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Диплом 2 степени);
  2. Окружной этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» (Диплом 2 степени);
  3. Окружной этап IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Диплом 3 степени, выход в финал);
  4. Окружной конкурс детского творчества «Стерх – символ надежды!» (Дипломы участников);
  5. Окружной этап Всероссийского  конкурса-выставки «Мы этой памяти верны» (Диплом 1 степени)
  6. Окружной этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2010» - участие
  7. Окружная Интернет-викторина по творчеству А.П. Чехова «Говорю и думаю на русском…» - Диплом участника
  8. Окружной этап VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - призер
  9. Окружной  конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» - диплом 1 степени
  10. Окружной этап IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования - отмечена специальным мнением ЭК
  11. Окружной конкурс  на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" – победитель, обладатель Гранта Губернатора ЯНАО
  12. Окружной конкурс средств массовой информации образовательных учреждений – итоги не подведены
  13. Межрайонный Форум школьной прессы
  14. Окружной конкурс руководителей детских и молодежных редакций средств массовой информации и литературных объединений - участие

Всероссийский уровень:

  1. Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы» (Участие);
  1. Финал IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Участие);
  2. Финал  Всероссийского конкурса-выставки «Мы этой памяти верны»;
  3. Межрегиональная конференция-конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги» (Диплом участников)
  4. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - Диплом издательского дома «Первое сентября»
  5. Финал VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - грамота за литературное творчество

Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, - это деятельность личностей и в то же время – коллективный труд, поэтому при организации некоторых занятий необходим дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.

Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 11 до 16 лет. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: первый год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года: 30 на теорию, 114 на практику; второй год обучения - 4 часа в неделю, 144 часа в течение года: 27 на теорию, 117 на практику. Таким образом, видно, что данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность.

Цели:

  1. Пробудить творческие способности учеников, вызвав у них интерес к сочинениям в публицистических жанрах;
  2. Развивать навыки журналисткой деятельности;
  3. Привить культуру творческого труда, чутье языка и вкус к работе над словом;
  4. Помочь учащимся самоопределиться с выбором профессии.

Реализация целей программы идет через решение ее задач. 

Образовательные задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к журналистской деятельности;
  2. Знакомство с историей развития журналистики и с основными газетными жанрами;
  3. Овладение учащимися знаниями основ журналистики;
  4. Развитие мотивации к журналистской деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;
  2. Формирование культуры общения и поведения в социуме;
  3. Организация коллективной деятельности на основе договоренности и взаимной поддержки;
  4. Воспитание потребности обращения к литературному слову, использованию в жизни публицистических жанров.

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
  2. Формирование потребностей в самопознании и познании общества, в саморазвитии;
  3. Поддержка процессов самоопределения и самореализации творчески одаренных детей.

Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, живописью, фотографией, информатикой.

Теоретическая часть включает в себя изучение азбуки журналистики. Практическая – творческие мастерские, индивидуальное и коллективное выполнение заданий, результатом которого становится выпуск номера газеты.

Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:

  1. Уважение к личности ребенка;
  2. Признание права ребенка на ошибку;
  3. Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
  4. Справедливость;
  5. Сохранение здоровья детей.

Данная программа может помочь начинающим педагогам дополнительного образования организовать работу кружка «Пресс-центр». Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены тематики выпусков газет, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется конкурсной деятельности. Необходимо выпуск газеты «подгонять» под те или иные праздники и даты.

Для реализации образовательной программы кружка «Пресс-центр» необходимо дидактическое обеспечение: литература, таблицы, схемы, индивидуальные карточки, тематические слайды, теоретический материал для которых основывается на следующих источниках:

  1. Сочинения в газетных жанрах/А. М. Гринина-Земскова – Волгоград, «Учитель – 2», 1998;
  2. «Азбука журналистики»/О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006.

Режим организации занятий

Общее количество часов в год – 144 часа, в неделю – 4 часа (2 занятия по 2 часа). Занятия проводятся каждую неделю в понедельник и четверг.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь: двухлетний срок обучения включает в себя четыре основных теоретических раздела:

  1. Журналистика как вид деятельности и профессия;
  2. Речевая культура журналиста;
  3. Журналистский текст;
  4. Номер газеты.

После каждого теоретического блока следуют творческий практикум и творческая мастерская, в которые входят и проверка полученных знаний, и выпуск номеров школьной газеты «Юность».

Первый год  обучения «Ищи, пробуй, твори!» - дается необходимая теоретическая и практическая база. Второй год обучения «Глаголом жечь сердца людей!» предполагает расширение знаний и усовершенствование навыков.

Содержание программы

№ раздела

Название и содержание раздела

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

1

Журналистика как вид деятельности и профессия.

В разделе говорится о том, с чего начинается журналистика, что такое информация, о типах СМИ, о профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать журналист.

7

37

2

Речевая культура журналиста. Работа над созданием письменного текста. Правила создания текста, редактирование и корректура.

12

14

3

Структура журналистского текста.

В этом разделе рассматриваются этапы создания журналистского текста – от сбора информации до подписи под готовым материалом. О способах получения и обработки информации, о структуре и жанровых разновидностях журналистского текста.

69

93

4

Номер газеты.

В данном разделе рассматривается создание номера газеты как качественного информационного продукта. Говорится о том, как распределяются функции в редакционном коллективе, из чего складывается процесс работы над номером.

56

Каждый из разделов включает теорию, творческий практикум (проверка знаний) и творческую мастерскую (практическое применение полученных знаний). Таким образом, теория воспринимается как опора, которая помогает сразу же сделать что-то на практике.

Первый год обучения

Первым этапом реализации программы является  направление «Ищи, пробуй, твори!», которое нацелено на решение следующих задач:

  1. Развитие познавательного интереса к журналистской деятельности;
  2. Знакомство с историей развития журналистики и с основными газетными жанрами;
  3. Овладение учащимися знаниями основ журналистики;
  4. Развитие мотивации к журналистской деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;
  2. Формирование культуры общения и поведения в социуме.

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
  2. Формирование потребностей в самопознании и познании общества, в саморазвитии.

Также на данном этапе учащимся дается общее представление о журналистике как о виде деятельности и профессии, о речевой культуре журналиста, о структуре журналистского текста и номере газеты. Происходит знакомство с новыми для них приемами групповой и индивидуальной работы (творческий практикум и творческая мастерская).

Учебно-тематический план

№ раздела

Название раздела

темы

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Ищи, пробуй, твори!»

1

Журналистика как вид деятельности и профессия

1

Вводное занятие. «Тренинг знакомство». Инструктаж.

1

1

2-3

Профессиональные качества журналиста.

2

1

1

4

Творческий практикум.

1

1

5-7

Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ. Типы СМИ.

3

2

1

2

Речевая культура журналиста

8

Культура письменной речи.

1

1

9

Творческий практикум.

1

1

10-15

Творческая мастерская. Подбор материала и создание газеты к Дню учителя.

6

6

16-18

Критерии оценки текста.

3

1

2

19

Творческий практикум.

1

1

3

Структура журналистского текста

20-24

Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка. Что такое лид.

5

3

2

25

Творческий практикум.

1

1

26-33

Основные публицистические жанры. Заметка. Виды заметок.

8

2

6

34

Творческий практикум.

1

1

35-42

Творческая мастерская. Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

8

8

43-45

Жанры публицистического стиля. Пришел, увидел, написал. Репортаж.

3

1

2

46

Творческий практикум.

1

1

47-52

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Наедине с осенью».

6

6

53-56

И факт, и рассуждение. Статья.

4

1

3

57

Творческий практикум.

1

1

58-63

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!»

6

6

64-66

Отчет, его жанровые особенности.

3

1

2

67

Творческий практикум.

1

1

68-73

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости».

6

6

74

Комикс и его жанровые особенности.

1

1

75-80

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…»

6

6

81

Жанр путевых заметок.

1

1

82-87

Творческая мастерская. Отчет о проведенных новогодних каникулах в Москве. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…»

6

6

88

Творческий практикум.

1

1

4

Номер газеты

89-91

Номер газеты редакционный коллектив.

3

2

1

92

Творческий практикум.

1

1

93-98

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Глаголом жечь сердца людей…»

6

6

99-104

Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель.

6

3

3

105

Творческий практикум.

1

1

106-115

Творческая мастерская. Создание сборника детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый, в край тундровый мой…»

10

2

8

116-117

Использование литературных произведений при создании газеты.

2

2

118-123

Творческая мастерская. Сбор материала и выпуск номера «Я жизни своей без тундры родной/ Представить никак не могу…»

6

6

124-129

Создание макета газеты. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения».

6

2

4

130

Творческий практикум.

1

1

131-140

Творческая мастерская. Сбор материала и выпуск номера «Лица Победы»

10

1

9

141-143

Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 1 год.

3

1

2

144

Итоговое занятие

1

1

Итого:

144

30

114


Содержание программы

1 год обучения «Ищи, пробуй, твори!»

Наименование раздела, темы

Форма проведения

Содержание. Теория. Практика.

Оборудование

Образовательный продукт

Журналистика как вид деятельности и профессия.

1. Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж.

Тренинг. Инструктаж.

Теория: правила групповой работы, индивидуальные и общие цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий учащихся. Правила безопасного поведения на занятиях.

Практика: введение в атмосферу тренинговых занятий. Обучение коллективной работе и выработка правил совместной деятельности.

Компьютер. Слайды, отражающие содержание инструктажа.

Перечень правил совместной работы.

2-4. Профессиональные качества журналиста.

Лекция. Творческий практикум (ТП).

Теория: информация о журналистике как форме информационной деятельности. Набор профессиональных качеств журналиста (объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность).

Практика: знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Тезисы по теме. Устные письменные ответы на вопросы и задания ТП.

5-7. Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ. Типы СМИ.

Лекторий. Деловая игра.

Теория: о видах средств массовой информации. Печатные СМИ (газеты, журналы). Электронные СМИ (радио, телевидение).

Практика: умение определять виды средств массовой информации, типы СМИ. Развитие навыков сотрудничества в ходе деловой игры. Умение настраиваться друг на друга, более ясно воспринимать себя и других. Повышение уровня внутреннего комфорта и осознание группы как команды с общими целями.

Частично заполненная сетка с заданиями и вопросники для групп. Электронная версия развернутой схемы-таблицы «Виды и типы СМИ».

Коллективная схема-таблица «Виды и типы СМИ».

Речевая культура журналиста.

8-9. Культура письменной речи.

Лабораторная работа.

Теория: слагаемые письменной речи. Типы текстов.

Практика: отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей. Выявление логических и стилистических особенностей типов речи: повествования, описания, рассуждения.

Номера различных выпусков газет. Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Правила создания текста, которым должен следовать автор.

10-15. Подбор материала и создание газеты к Дню учителя.

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Педагог - мой друг и наставник», «Профессия глазами детей»)

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Выпуск номера газеты к Дню учителя.

16-19. Критерии оценки текста.

Лекторий. Лабораторная работа.

Теория: информация о критериях оценки текста, о типичных речевых ошибках.

Практика: развитие навыков анализа своего и чужого текстов с позиции журналиста. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Перечень критериев оценки текста.

20-25. Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка. Что такое лид.

Лекторий. Языковая игра в заголовках.

Теория: информация о заголовке как необходимой составляющей структуры журналистского текста. Функции заголовка (информативная, рекламная, оформительская). О разновидностях лида (лид-резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид, лид-«временное умолчание», «сценический лид», лид-восклицание).

Практика: продолжение знакомства со структурой журналистского текста. Обучение способам создания заголовков. Обучение выбору разновидности лида. Выполнение заданий ТП.

Номера различных выпусков газет. Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Конспект по теме лектория.

26-34. Основные публицистические жанры. Заметка. Виды заметок.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «заметка». Рассказ о видах заметок (информационного характера, дискуссионного характера, с выводами и предложениями).

Практика: обучение написанию заметок различных видов. Умение определять публицистический жанр. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Таблица «Виды заметок».

35-42. Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Детское творчество»).

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Выпуск номера газеты «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»

43-46. Жанры публицистического стиля. Пришел, увидел, написал. Репортаж.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «репортаж». Рассказ о видах репортажа (информационный, проблемный, событийный, коллективный).

Практика: обучение написанию репортажей различного вида. Умение определять публицистический жанр. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Конспект лекции. Авторские репортажи.

47-52. Сбор информации и выпуск номера «Наедине с осенью».

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Творчество детей», «Поэтическая палитра»).

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер. Репродукции картин М. Турдагина, стихотворения об осени известных поэтов.

Выпуск номера газеты «Наедине с осенью».

53-57. И факт, и рассуждение. Статья.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: статья как разновидность аналитических жанров публицистики. Этапы создания журналистского материала. Виды статей (общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая).

Практика: обучение использованию полученного теоретического материала на практике.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Конспект этапов создания журналистского материала.

58-63. Сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Информационная страничка», «Агитационная страничка», «Творчество детей»).

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Выпуск номера газеты «Мы – за здоровый образ жизни!»

64-67. Отчет, его жанровые особенности.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: отчет и его жанровые особенности.

Практика: обучение написанию отчета с учетом его жанровых особенностей.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Алгоритм написания отчета.

Отчеты о школьных событиях.

68-73. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости».

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Круглый стол.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Ими гордится школа», «И не забудется такое никогда»).

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Выпуск номера газеты «Школьные новости».

74. Комикс и его жанровые особенности.

Лекторий.

Теория: комикс как жанр.

Практика: создание комиксов по заданной теме. Работа с программой AUSUS DVD.

Журналы комиксов. Компьютер.

Диск с мультфильмом.

Электронные комиксы с уже имеющимися мультипликационными героями.

75-80. Сбор информации и выпуск номера «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Мозговой штурм.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»).

Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word, AUSUS DVD. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат. Диск с мультфильмом.

Программы Microsoft Word, AUSUS DVD.

Выпуск номера газеты «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…»

81. Жанр путевых заметок.

Лекторий.

Теория: путевые заметки как жанр.

Практика: обучение написанию путевых заметок.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Конспект этапов создания журналистского материала.

82-88. Отчет о проведенных новогодних каникулах в Москве. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Творческий практикум.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание газеты в форме путевых заметок.

Практика: обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Выпуск номера газеты «Весело, весело встретим Новый год…»

Номер газеты.

89-92. Редакционный коллектив.

Лекторий. Семинар.

Теория: структура редакционного коллектива.

Практика: получение представления о структуре редакционного коллектива. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Схема структура редакционного коллектива.

93-98. Сбор информации и выпуск номера «Глаголом жечь сердца людей…»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера.

Практика: обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Выпуск номера газеты «Глаголом жечь сердца людей…»

99-105. Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель.

Лекторий. Лабораторная работа. Творческий практикум.

Теория: дизайн газеты – визитная карточка издания. Пять форматов газетной прессы (А1, А2, А3, А4, А5), принципы создания композиционно-графической модели.

Практика: работа над дизайном газеты, композиционно-графической моделью. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Шаблон полосы.

106-115. Создание сборника детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый,  в край тундровый мой…»

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Круглый стол.

Теория: сборник как синтез творчества детей.

Практика: работа над моделью сборника. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества.

Детское творчество.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Сборник детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый,  в край тундровый мой…»

116-117. Использование литературных произведений при создании газеты.

Лекторий.

Теория: литературные произведение как составляющая тематики газеты.

Практика: обучение подбору произведений на заданную тематику.

Тексты произведений по различным темам.

Тематическая подборка.

118-123. Сбор материала и выпуск номера «Я жизни своей без тундры родной/Представить никак не могу…»

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Круглый стол.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера.

Практика: работа над моделью газеты. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества.

Детское творчество.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Сборники произведений Л. Лапцуя.

Выпуск номера газеты «Я жизни своей без тундры родной/Представить никак не могу…»

124-130. Создание макета газеты. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения»

Лекторий. Творческий практикум. Мозговой штурм.

Теория: как создавать макет газеты. Содержание понятия «колонтитулы», разработка блока «адрес и служебные сведения»

Практика: применение полученных теоретических сведений на практике. Выполнение заданий ТП.

Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Макет газеты.

131-140. Сбор материала и выпуск номера «Лица Победы».

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера.

Практика: работа над моделью газеты. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества.

Детское творчество.

Компьютер. Сканер. Принтер.

Фотоаппарат.

Репродукции картин на заданную тематику.

Выпуск номера газеты «Лица Победы».

141-144. Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 1 год.

Лабораторная работа.

Теория: структура отчетной папки.

Практика: сбор материалов в отчетную папку.

Компьютер. Принтер.

Папка.

Отчетная папка.


Второй год обучения

Второй этап программы – «Глаголом жечь сердца людей!» - направлен на повышения интереса к искусству слова, журналистике на проявление навыков журналистской деятельности на продуктивном и творческом уровнях. Курс обучения строится по тем же разделам, но материал дан в расширенном виде. Количество часов на практику увеличено.

Учебно-тематический план

№ раздела

Название раздела

темы

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Глаголом жечь сердца людей!»

1

Речевая культура журналиста

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

2-7

Редактирование. Учимся «видеть» ошибки. Корректура.

6

3

3

8

Творческий практикум.

1

1

9-14

Творческая мастерская. Создание заметки о мероприятиях Месячника гражданской защиты. Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!»

6

6

2

Журналистский текст

15-16

Повторение. Расширение сведений о публицистических жанрах.

2

1

1

17

Творческий практикум.

1

1

18-24

Творческая мастерская. Сбор информации и создание номера к Дню учителя «Педагог – мой друг и наставник».

6

1

5

25-26

Повторение. Расширение сведений о структуре журналистского текста.

2

1

1

27

Творческий практикум.

1

1

28-33

Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости»

6

1

5

34-39

Освещение событий школьной жизни. Создание номера «Корень учения горек, да плод сладок…».

6

6

40-43

Обучение тематическому подбору иллюстраций и текстов по определенной тематике.

4

1

3

44

Творческий практикум.

1

1

45

Что такое ЗОЖ.

1

1

46-51

Творческая мастерская. Сбор информации и создание номера «Азбука здоровья».

6

6

3

Журналистика как вид деятельности и профессия

52-55

Взаимодействие СМИ с аудиторией.

4

2

2

56

Творческий практикум.

1

1

57-61

Творческая мастерская. Освещение событий школьной жизни. Информация о подготовке школы и села к празднованию Нового года. Заседание круглого стола.

5

5

62

Творческий практикум.

1

1

63-64

Воздействие на аудиторию.

2

1

1

65

Творческий практикум.

1

1

66-72/73-78

Творческая мастерская. Создание праздничного выпуска к Новому году.  Сбор материалов и выпуска номеров: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп»

13

1

12

79-87

Этико-правовые основы деятельности журналистов.

9

4

5

88

Творческий практикум.

1

1

4

        Структура журналистского текста. Номер газеты

89-95

Публицистический жанр – интервью.

7

2

5

96

Творческий практикум.

1

1

97-112

Творческая мастерская. Сбор материалов и выпуск номера «Аты-баты, шли солдаты…»

6

6

113-121

Публицистические жанры. Заметка в газету на тему дискуссионного характера.

9

2

7

122

Творческий практикум.

1

1

123-128

Творческая мастерская. Сбор материалов и выпуск номера «Дети войны. Дети о войне».

6

6

129-135

Публицистические жанры. Отзыв и его жанровые особенности.

7

2

5

136

Творческий практикум.

1

1

137-138

Семинар-дискуссия «Роль публицистики в жизни общества»

2

1

1

139-143

Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 2 год.

4

1

3

144

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

144

27

117


Содержание программы

2 год обучения «Глаголом жечь сердца людей!»

Наименование раздела, темы

Форма проведения

Содержание. Теория. Практика.

Оборудование

Образовательный продукт

Речевая культура журналиста.

1. Вводное занятие.   Инструктаж.

Круглый стол. Инструктаж.

Теория: правила групповой и индивидуальной работы; изучение запросов и ожиданий учащихся. Правила работы за компьютером, здоровьесбережения; правила безопасного поведения на занятиях.

Практика: обучение коллективной работе и выработка правил совместной деятельности.

Компьютер. Слайды, отражающие содержание инструктажа.

Памятки.

2-8. Редактирование. Учимся «видеть» ошибки. Корректура.

Лекция. Творческий практикум.

Теория: информация о том, из чего складывается редактирование (ознакомительное чтение, углубленное чтение, шлифовочное чтение). Виды правок: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Композиция и типичные ошибки композиции журналистского текста. Классификация ошибок (стилистические, логические, грамматические, фактические). Содержание понятия «корректура», корректурные знаки и их назначение.

Практика: использование теоретического материала на практике.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП

Тезисы. Таблица «Корректурные знаки». Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

9-14. Заметка. Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!»

Творческая мастерская. Групповое проектирование.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Месячник гражданской защиты», «Мы в поход с тобой идем…», «День зеленного огонька», «Азбука дорожного движения в картинках», «Советы родителям».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного творчества..

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!»

15-17. Повторение. Расширение сведений о публицистических жанрах. Творческий практикум.

Творческий практикум.

Теория: повторение информации о публицистических жанрах (заметка, репортаж, статья, отчет, путевые заметки). Расширение сведений о данных жанрах.

Практика: работа со статьями периодической печати. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Пополнение «Тематической копилки» примерами текстов различных публицистических жанров. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

18-24. Сбор информации и создание номера к Дню учителя «Педагог – мой друг и наставник».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Школа празднует День педагога – праздник мудрости, знаний, труда…», «Учитель – это призвание», «Мама – учитель», «Мне повезло: моя мама – учитель…», «Ну, настоящий мужчина…», рисунки детей.

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества..

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Педагог – мой друг и наставник»

25-27. Повторение. Расширение сведений о структуре журналистского текста. Творческий практикум.

Творческий практикум.

Теория: информация о том, как можно добыть информацию, об основных методах сбора информации (изучение документов, наблюдение, работа с людьми).

Практика: сбор информации на заданную тему. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки, конспект. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

28-33. Сбор информации и создание номера «Школьные новости».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Книжное царство – мудрое государство», «Адрес детства – Россия» (путевые заметки).

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Школьные новости»

34-39. Освещение событий школьной жизни. Сбор информации и выпуск номера «Корень учения горек, да плод сладок».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Знание – сила», «Визитные карточки участников школьного конкурса «Ученик года».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Корень учения горек, да плод сладок».

40-44. Обучение тематическому подбору иллюстраций и текстов по определенной тематике. Творческий практикум.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: информация о грамотном подборе и выстраивании на полосе иллюстраций, об умении выставлять акценты, о дополнительных графических средствах (шрифт, иллюстрация, линейки, рамки и т.п.).

Практика: использование теоретического материала на практике, создание полосы.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Пополнение «Тематической копилки» примерами текстов с иллюстрациями и другими дополнительными графическими средствами. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

45-51. Что такое ЗОЖ. Выпуск номера «Азбука здоровья».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Чистота – залог здоровья» (комикс), «Советы доктора Айболита», «Детское творчество».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Азбука здоровья».

52-56. Взаимодействие СМИ с аудиторией. Творческий практикум.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: информация о характеристике знаний аудитории, типы выборки аудитории (простой случайный отбор, механическая выборка, гнездовая выборка, серийная выборка).

Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Тезисы.

57-62. Освещение событий школьной жизни.

Творческая мастерская. Круглый стол.

Теория: информация о подготовке школы и села к празднованию Нового года.

Практика: создание иллюстративного материала о ходе подготовки, фотоотчет.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Макет газетной полосы.

63-65. Воздействие на аудиторию. Творческий практикум.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: позиции воздействия на аудиторию («журналист-наставник», «сторонний наблюдатель», «равноправный собеседник»). Методы общения с аудиторией (убеждение, внушение, формирование стереотипов и др.).

Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

66-72/73-78. Создание двух номеров к Новому году: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данных номеров. Создание статей: «Новый год стучится в двери…», «Отдыхаем всей семьей», «Рождественские каникулы».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества. Использование приемов комикса, интервью-поздравления.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номеров: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп».

79-88. Этико-правовые основы деятельности журналистов. Творческий практикум.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: знать о правах и обязанностях журналиста, знать содержание понятий: «цензура», «мораль», «этика».

Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

89-96. Публицистический жанр – интервью. Творческий практикум.

Лекторий. Лабораторная работа. Творческий практикум.

Теория: информация об интервью и его видах, о составных частях интервью. Советы будущим интервьюерам.

Практика: сбор информации с помощью интервью. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

97-112. Сбор материалов и выпуск номера, посвященного Месячнику оборонно-массовой и спортивной работы.

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Военно-спортивная игра «Командарм – Патриот - 08», «Армейские забавы», «Защитники Отечества», «Защитники земли русской», «Рыцарский турнир», «Танцуют все!», «Тропа к генералу», «Созвучие душ».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Аты-баты, шли солдаты…».

113-122. Публицистические жанры. Заметка в газету на тему дискуссионного характера. Творческий практикум.

Лекторий. Творческий практикум.

Теория: жанровые особенности заметки дискуссионного (полемического) характера.

Практика: написание заметки данного вида. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

123-128. Сбор материалов и выпуск номера «Дети войны. Дети о войне».

Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа.

Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Сороковые – роковые…», «Дети – герои», «Дети о войне».

Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального  творчества.

Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат.

Выпуск номера «Дети войны. Дети о войне».

129-136. Публицистические жанры. Отзыв и его жанровые особенности. Творческий практикум.

Лекторий. Мозговой штурм. Творческий практикум.

Теория: жанровые особенности отзыва.

Практика: написание отзыва. Выполнение заданий ТП.

Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП.

Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП.

137-138. Семинар-дискуссия «Роль публицистики в жизни общества».

Семинар.

Теория: информация о роли публицистики в жизни общества.

Практика: устные и письменные высказывания по данной теме.

Компьютер, тематические слайды.

Памятки, тезисы.

139-144. Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за второй год.

Лабораторная работа.

Теория: структура отчетной папки.

Практика: сбор материалов в отчетную папку.

Компьютер. Принтер.

Папка.

Отчетная папка.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Реализация задач образовательной программы дополнительного образования «Пресс-центр» осуществляется через различные формы занятий: лектории, деловые игры, лабораторные работы, выполнение практических заданий, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, «мозговой штурм», творческие практикумы.

В воспитании и развитии навыков творческой работы программа опирается на следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В качестве главных методов программы избраны следующие: творческий метод и системный подход.

Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности юнкоров, в первую очередь в подборе материала и написании статей на определенную тему.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, публицистический материал, виды журналистской деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника «Азбука журналистики», авторы: О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006.

В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий.

Первый год обучения:

  1. Журналистика как форма информационной деятельности;
  2. Профессиональные качества журналиста;
  3. Виды средств массовой информации;
  4. Культура письменной речи;
  5. Критерии оценки текста;
  6. Структура журналистского текста;
  7. Основные публицистические жанры;
  8. Материалы к творческим практикумам.

Второй год обучения:

  1. Редактирование;
  2. Взаимодействие СМИ с аудиторией;
  3. Воздействуем на аудиторию;
  4. Этико-правовые основы деятельности журналистов;
  5. Публицистический жанр – интервью;
  6. Заметка в газету на тему дискуссионного характера.

Также к методическому обеспечению программы прилагаются публицистические и художественные тексты, необходимые для выполнения творческих практикумов, материалы которых также находятся в Приложении 1.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование: мультимедийный проектор, экран; компьютер с программой Publisher (лучше несколько); сканер; принтер цветной и черно-белый (желательно с рабочим форматом А3); цифровой фотоаппарат. Брошюратор и материалы к нему: кольца разного объема, обложки. Резак для бумаги, канцелярский нож. Канцелярские принадлежности: бумага писчая; белый картон формата А3, А4; фотобумага формата А3, А4; стиплер брошюровальный с большим разъемом;  диски и т.п.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Первый год обучения:

  1. Наличие интереса к профессии журналиста; стремление к литературному (публицистическому) самовыражению (репортажи, создание номеров газет);
  2. Владение некоторыми основами журналистской деятельности;
  3. Проявление навыков журналистской деятельности (написание заметки информационного характера, тематическая подборка высказываний, стихотворных произведений, репродукций картин).

Второй год обучения:

  1. Наличие повышенного интереса к искусству слова, журналистике;
  2. Увеличение объема написанных статей;
  3. Проявление навыков журналистской деятельности (самостоятельное создание номера газеты).

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

  1. 1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;
  2. 2 уровень – репродуктивный без помощи педагога;
  3. 3 уровень – продуктивный;
  4. 4 уровень – творческий.

Характеристика знаний, умений, которые должны получить обучающиеся, определяется в соответствии с теоретическими и практическим пунктами программы.

Результатом обучения является изменение в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к творчеству и овладении приемами творческой деятельности.

Способы проверки

Творческие практикумы, тестирование, участие в конкурсах различного уровня.

Мониторинг осуществляется по трем направлениям:

  1. Мониторинг усвоения учащимися теоретической части программы (того, что они должны знать по окончании курса занятий). Для осуществления мониторинга используются:
  1. Творческие практикумы;
  2. Круглый стол;
  3. Урок-семинар.

Выполняя различные виды работы, ребята в течение года набирали определенное количество баллов: набранные 50-60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов – «хорошо», свыше 80 баллов – «отлично». Общее количество баллов складывалось из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими учащимися) заданий. За выполнение заданий обычной сложности ребята получали от 3 до 5 баллов, повышенной сложности – до 10 баллов. Максимальную оценку (10 баллов) они также получали при успешном прохождении внешней экспертизы (работа, опубликованная в газете, выступление с докладом или научным сообщением по проблематике СМИ на занятиях-семинарах и круглых столах).

  1. Диагностика исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончанию курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия в создании выпуска номера газеты, участию в конкурсах литературного творчества различного уровня.
  2. Помимо проверки уровня усвоения материала (ЗУН), можно проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности. Заполнение таблицы достижений позволяет проследить участие каждого воспитанника в конкурсной деятельности различного уровня. Итогом мониторинга является диагностическая карта успеваемости воспитанников, за основу заполнения которой берется методика, разработанная  Ямальским центром внешкольной работы.

Данная методика позволяет повысить эффективность учебной деятельности и предоставляет возможности для более объективной оценки успеваемости. Специфическая особенность – накопительный характер оценки. Определенным количество баллов оцениваются следующие показатели:

  1. Знания (теоретическая подготовка ребенка);
  2. Умения (практическая подготовка);
  3. Обладание опытом (конкретным);
  4. Личностные качества.

Чтобы иметь возможность оценить качество подготовки воспитанника, результаты ранжируются. На каждом уровне определяются критерии оценок и присваиваются баллы (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки результатов технологической подготовки

Знать/понимать

Умение использовать

Владение опытом

Наличие личностных качеств

1 балл

Наличие общих представлений

Репродуктивный несамостоятельный

Очень незначительный опыт

Проявились отдельные элементы

2 балла

Наличие ключевых понятий

Репродуктивный самостоятельный

Незначительный опыт

Проявились частично

3 балла

Наличие прочных знаний

Продуктивный

Эпизодическая деятельность

Проявились в основном

4 балла

Творческий

Периодическая деятельность

Проявились полностью

5 баллов

Богатый опыт

Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

 Методы диагностики

1. Уровни знаний / пониманий

  1. Наличие общих представлений (менее ½ объема знаний)
  2. Наличие ключевых понятий (объем усвоенных знаний более 1/2)
  3. Наличие прочных системных знаний, (освоен практически весь объем)

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование

2. Уровни умения применять знания на практике

  1. Репродуктивный несамостоятельный (деятельность осуществляется под непосредственным контролем преподавателя на основе устных и письменных инструкций).
  2. Репродуктивный самостоятельный (деятельность осуществляется на основе типовых алгоритмов).
  3. Творческий (в процессе деятельности творчески используются знаний, умений, предлагаются и реализуются оригинальные решения)

Контрольное задание

3. Наличие опыта самостоятельной деятельности

  1. Очень незначительный опыт;
  2. Незначительный балл (от случая к случаю);
  3. Эпизодическая деятельность;
  4. Периодическая деятельность;
  5. Богатый опыт (систематическая деятельность)

Анализ, исследовательские работы, конкурсные работы, наблюдение

4. Сформированность личностных качеств

  1. Очень низкая (проявились отдельные элементы);
  2. Низкая (проявилась частично);
  3. Недостаточно высокая (проявилась в основном);
  4. Высокая (проявились полностью)

Анализ, наблюдение, собеседование

На основе вышеприведенного анализа заполняется диагностическая карта (оценочный лист) таблица 2.

Диагностическая карта успеваемости воспитанников объединения

Ф.И.О.

Знать / понимать (маx-3 балла)

Уметь использовать (маx-4 балла)

Владеть опытом (маx-5 баллов)

Личностные качества (маx-4 балла)

Итого баллов

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Иванов А.

Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется по формуле:

К усв = Ф/П *100%

Где К усв- коэффициент усвоения

Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)

П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).

В дальнейшем можно перейти к пятибалльной системе оценки.

Коэффициент сформированности:

80-100 «отлично»

50-79 «хорошо»

30-49 «удовлетворительно»

Менее 29 «неудовлетворительно»

Данный подход к оценке результатов обучения позволяет:

  1. Выявить этапы и уровни образовательного процесса
  2. Определить поэлементную систему оценки знаний обучающихся;
  3. Обеспечить воспитанникам возможность самооценки своей учебной деятельности;
  4. Осуществлять более объективную оценку технологической подготовки обучающихся;
  5. Ознакомление обучаемых с логикой и структурой содержания способствует мотивации образовательной деятельности, служит основой осознания обучаемыми значимости получаемых знаний для формирования трудовых навыков и умений преобразования окружающей действительности.

        Данные проведенного мониторинга за 1 и 2 годы первого и второго потоков  обучения воспитанников кружкового объединения «Пресс-центр» помещены в Приложении 2 «Мониторинг (первый год обучения). Мониторинг (второй год обучения)».

        В Приложении 3 «Творческая мастерская» помещены изображения титульных листов школьной газеты «Юность», издаваемой воспитанниками кружкового объединения в рамках работы по программе «Пресс-центр». Также в приложение включена информация о творческих проектах, выполненных кружковцами в рамках конкурсной деятельности.

        Приложение 4 содержит информацию о тиражировании материалов школьной газеты «Юность» через публикацию статей на страницах районной газеты «Время Ямала».

Литература для учителя:

  1. К разделу «Журналистика как вид деятельности и профессия»
  1. Система средств массовой информации/Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2003.
  2. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). – М., 2002.
  3. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
  4. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.
  1. К разделу «Речевая культура журналиста»
  1. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001.
  2. Лукина М. М. Технология интервью. – М., 2003.
  3. Накорякова К. М. Литературное редактирование. – М., 2002.
  4. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. – Екатеринбург, 2002.
  5. Смелкова З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2002.
  1. К разделу «Журналистский текст»
  1. Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, 1998.
  2. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. – М., 2004.
  3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
  4. Шостак М. И. Журналист и его произведения. – М., 1998.
  1. К разделу «Номер газеты»
  1. Дизайн периодических изданий/Под ред. Э. А. Лазаревич. – М., 2000.
  2. Волков В. В. и др. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.
  3. Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2002.
  4. Ныркова Л. М. Как делается газета. – М., 1998.

Литература для учащихся:

  1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  2. Кодекс профессиональной этики российского журналиста;
  3. М. Ф. Мэллет. Не жалейте черновики – это не золото на мраморе;
  4. В. В. Скоробогатько. Палитра оформителя. Элементы газетной графики;
  5. М. И. Шостак. Факт и новость.

Художественные тексты:

  1. М. М. Зощенко. Аристократка;
  2. И. Ильф, Е. Петров. Журналист Ошейников;
  3. Эдгар По. Как была набрана одна газетная заметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...