Учебный план дополнительного образованияч
методическая разработка по теме

Чмутова Людмила Владимировна

Один из  вариантов учебных планов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_plan_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Рассмотрено и утверждаю

на заседании педагогического совета

Дата утверждения    «_____»__________2010 г.

Протокол __________________

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №9

____________  В.Ф.Савченко

«_____»__________2010 г.

Учебный   план

дополнительного образования учащихся

муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9» с.Воздвиженское

на 2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

                                                                                                                                                                                 

       Система дополнительного образования, включающая в себя разнообразные направления, предоставляет большие возможности для сохранения и развития педагогических традиций и, одновременно позволяет внедрять самые современные методы  обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможен индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации. Дополнительное образование предоставляет ребёнку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдёт себе близкий род занятий. Всестороннее и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом. Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учёта интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Школа максимально использует свои возможности для удовлетворения желаний, запросов учащихся, развитие их способностей, сотрудничая с МОУ ДДТ, МОУ ДОД СЮТ,  со спортивной школой.

         Целью реализации программ дополнительного образования по направленностям в Воздвиженской школе является создание оптимальных условий для развития подрастающего поколения и удовлетворения каждым ребенком личных образовательных потребностей. На реализацию этой цели направлены следующие задачи:

  1. предоставить каждому ребёнку возможность реализовать себя в познавательной творческой деятельности;
  2. стимулировать творческой активности ребёнка, развивать его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию;
  3. обогащение жизненного опыта ребёнка, совершенствование навыков общения, адаптация и социализация детей в обществе;     
  4. определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения
  5. создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов

        Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

           Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, разный: это группы учащихся 1, 2, 3 ступеней школы, разновозрастные объединения.

           Сроки реализации программ дополнительного образования также различны:  6 месяцев 1, 2 и 3 года обучения.

           Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Распределение часов в детских объединениях дополнительного образования составляет 2 графика режима работы: 1-ый – 2 часа 1 раз в неделю, 2-ой – 2 часа  2 раза в неделю.

           Формы занятий детских объединений самые разные: лекции, беседы,  игра, диспут, экскурсия, коллективное творческое дело и др… Отчётные и  итоговые занятия проводятся в форме тематического тестирования,  анкетирования, собеседования, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие). В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования), здесь:

  1. когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях)
  2. мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности)
  3. эмоциональные (развитие  качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности,  стремление познавать  и открывать новое и др.)
  4. коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость)      
  5. креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).

           Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.

          Все  проводимые  мероприятия расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к учебе, прививают навыки культурного поведения и общения, способствуют здоровому развитию личности каждого ребенка. Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности: с одной стороны – она реализует потребности детей, а, с другой стороны, в ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. Выбор направленностей  в формировании системы дополнительного  образования в МОУ СОШ №9 с. Воздвиженское Апанасенковского района в 2010– 2011 учебном году основан на соединении уже сложившихся (традиционных)  и  апробации и развитии новых (внедрение ФГОС второго поколения). Таковыми направленностями являются:

  1. военно-патриотическая направленность;
  2. физкультурно-спортивная направленность;
  3. художественно-эстетическая направленность;
  4. эколого-биологическая направленность;
  5. социально-педагогическая направленность.

          Обучение проводится по программам дополнительного образования. Программная организация образовательного процесса позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарными приёмами до самостоятельного творчества, сознательного выбора и, возможно,  приобщения к одной из профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. С другой стороны, постепенно выстраивается мировоззрение, мироощущение ребёнка.

          В рамках действующего законодательства педагог имеет право сам выбирать ту или иную технологию (программу) ведения занятий. Помимо творческой переработки типовой программы, он может работать, используя авторскую программу другого педагога. Все занятия по реализации программ дополнительно образования как художественно-эстетической направленности так и физкультурно-спортивной проходят в форме кружков, факультативных занятий и спортивных секций. Все занятия проходят во второй половине дня и их расписание составлено в полном соответствии с нормами прописанными в  «Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

        Программы дисциплин дополнительного образования художественно - эстетической направленности направлены на разностороннее развитие ребенка, обогащении его знаний, интересов и способностей. Представленные дисциплины являются составной частью воспитательного процесса, формируют у детей интерес к истории народного творчества, развивают художественный вкус, пробуждают чувство любви к Родине, родной природе. Художественно – эстетическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на развитие художественного творчества детей, передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, способствует воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка, формирование творческих способностей обучающихся.

          В данном направлении функционируют: ансамбль «Ручеёк», объединения «Юный резчик» и «Юный художник», а в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов факультативы «Фольклор и мы» и «Учимся  рисовать». Целью художественно-эстетического направления является создание условий для проявления учащимися творческих способностей, инициативы, самостоятельности, искренности и открытости, развитие навыков общения, формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Физкультурно-спортивная направленность учебного плана дополнительного образования представлены факультативным курсом «Русские народные игры» в рамках ФГОСТ и спортивным объединением «Олимпийские надежды». Данные программы позволяют последовательно решать задачи физического воспитания школьников на основе представленных курсов. Программы дисциплин дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности составлены в соответствии с возрастной и специальной педагогикой и психологией, физиологией и гигиеной.

Целью программ названных дисциплин является укрепление физического здоровья подрастающего поколения, формирование у детей индивидуального комплекса физкультурно-спортивных знаний, умение управлять жизненно важными двигательными действиями на основе реализации сознательной потребности в занятиях спортом. Все занятия направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Физкультурно-спортивная направленность  в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребёнка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

         Военно-патриотическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, является источником социального, личностного и духовного развития детей, знакомит молодёжь с военным делом, развивает у детей стремление к межнациональному общению, формирует основы толерантного взаимодействия. В данном направлении действует объединение «Юный стрелок» для учащихся среднего звена и факультативный курс краеведения для начальной школы «Край, в котором я живу».          

        Эколого-биологическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, химии, экологии и является основной частью непрерывного экологического образования.  В данном направлении действует  кружок «Решение задач по химии», который ориентирован на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, геоботанике, химии и способствует формированию интересов и знаний к различным наукам. В начальном звене в рамках ФГОС ведёт работу в этом направлении факультативный курс по ОПД «Росток» Программа «Росток» включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.

      Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на изучение специфики и сущности функционирования и развития различных отраслей, определение их места и роли среди других социальных явлений.  В настоящее время, в век информационных технологий,  перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, в том числе и в области информационных технологий. Невозможно переоценить влияние современных средств массовой информации на формирование подрастающего поколения. Одна из принципиальных проблем, которая встаёт перед сельскими учреждениями образования, проблема осознания того, что новые образовательные, воспитательные и социальные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах. Поэтому и созрела необходимость в создании различных новых кружков, позволяющих расширить информационно-познавательные возможности учащихся, решить проблему их досуга и интересов. В данном направлении функционируют следующие кружки: «Изучаем английский», «Школьный сайт», «Дети. Дорога. Жизнь.», а также «Предшкольная подготовка». Структурные подразделения социально-педагогической направленности создают условия  и  духовно нравственного развития и воспитания обучающего, ответственного,  инициативного и компетентного гражданина России в  сфере общественных отношений, в сфере государственных отношений.

Принимая  во  внимание  системные  изменения,  педагогический  коллектив  школы,  работая  над реализацией поставленных задач и апробацией модели инновационного образовательного учреждения (апробация ФГОС), прошёл непрерывный путь преобразований школы. Этот  переход  к стандартам 2-го поколения  не  самоцель,  а  социально  обусловленный необходимый процесс. Внедрение стандартов нового поколения в дополнительное образование создают условия, направленные  на повышение воспитательного потенциала нашей школы. Удалённость  от  научных  и  учебных  центров  потребовали  создания  собственной  модели инновационного образовательного учреждения, которое бы отвечало этим запросам. С этой целью и был сформирован данный учебный план, который позволяет:

  1. Выполнить в полном объеме государственный заказ;
  2. Учесть интересы и возможности обучающихся;
  3. Учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива;
  4. Сохранить единое образовательное пространство.

Название

детского объединения

(учебная группа, ансамбль, студия, театр, секция и др.)

Наименование образовательной программы

Вид программы

Образовательная область

Продолжительность освоения

Фамилия, имя, отчество педагога

Количество часов

Количество часов в неделю

на 1 группу по годам обучения

Реализация образовательных программ по возрасту

    дошкольное образование

начального общего образования

основного общего образования

среднего общего образования

групповых

индивидуальных

групп

детей

групп

детей

групп

детей

групп

детей

Художественно-эстетическая направленность

ансамбль

1.Ручеёк

сост.

искусство

3

 года

Воронкова Юлия Викторовна

324

3

1

12

объединение

2.Юный резчик

авт.

технология

3

года

Чмутов Василий Николаевич

324

3

1

15

1

12

учебная группа

3.Юный художник

сост.

искусство

1 год

Буханцова Елена Викторовна

108

3

1

12

учебная группа

4.Фольклор и мы

сост.

искусство

1 год

Воронкова Юлия Викторовна

66

2

2

31

учебная группа

5.Учимся  рисовать

сост.

искусство

1 год

Буханцова Елена Викторовна

33

1

2

31

Итого:

5

Физкультурно-оздоровительная направленность

секция

1.Олимпийские надежды

сост.

физкульту

ра и спорт

1 год

Чирва Виктор Алексеевич

108

3

2

40

1

10

учебная группа

2.Русские народные игры

авт.

физкульту

ра и спорт

1

год

Чмутов Василий Николаевич

99

3

2

31

Итого:

2

Военно-патриотическая направленность

учебная группа

1.Юный стрелок

сост.

физкульту

ра и спорт

1 год

Фисенко Юрий Васильевич

144

4

1

12

1

12

учебная группа

2.Край, в котором я живу

авт.

история

1 год

Лютова Елена Григорьевна

33

1

1

15

Итого:

2

Эколого-биологическая направленность

учебная группа

1.Решение

задач по химии

сост.

наука

1 год

Зуева Любовь Дмитриевна

72

2

1

12

учебная группа

2. Росток

авт.

естеств.

1 год

Выскребенцева Надежда Андреевна, Шрамко Елена Вячеславовна

66

2

2

31

Итого:

2

Социально-педагогическая направленность

учебная группа

1.Изучаем английский

сост.

социальная практика

1 год

Касич Екатерина Олеговна

72

2

1

12

объединение

2.Школьный сайт

сост.

технология

1 год

Гадяцкая Ирина Александровна

216

6

1

12

учебная группа

3.Дети. Дорога.

Жизнь.

сост.

социальная практика

1 год

Фисенко Юрий Васильевич

36

1

1

12

учебная группа

4.Предшкольная подготовка

авт.

социальная практика

6 мес.

Лютова Елена Григорьевна

17

1

1

21

Итого:

4

Итого:

15

Всего обучающихся:

Директор школы_____________В.Ф.Савченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план дополнительного образования на 2013-2014 год

   Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.  Поскольку в...

Учебный план по программе дополнительного образования «Русские народные подвижные игры».

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. ...

Учебный план дополнительного образования МАОУ "СОШ №10"

Учебный план кружков, секциий. Реализация дополнительной развивающей программы учащихся....

Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеразвивающей программы ХУДОЖЕСТВЕННОЙ направленности «Созвучие»

УЧЕБНЫЙ  ПЛАНдополнительной общеразвивающей программыХУДОЖЕСТВЕННОЙнаправленности«Созвучие»...